Маркетинг и Черная пятница

Черная пятница - пятница, следующая за Днем благодарения, который празднуется в четвертый четверг ноября. В этот день стартует рождественский сезон скидок и распродаж.


Распродажи по 5 центов

Рождение системы скидок и распродаж в США принято связывать с создателем крупнейшей розничной сети магазинов «Woolworth» ХХ века, Фрэнком Вулвортом.


Фрэнк родился в небогатой крестьянской семье, был слишком скромным и иногда заикался. Получить образования в сельской местности было невозможно, а работа, на которую он мог претендовать, в лучшем случае была связана с тяжелым физическим трудом. До 20 лет работал с родителями в сельском хозяйстве.

Свою роль в судьбе будущего миллионера сыграл отец, который помог ему устроится помощником продавца в торговой лавке.

Маркетинг и Черная пятница Акции, Фондовый рынок, Боги маркетинга, Биржа, Черная пятница, Длиннопост

Особенностью торговли в частных магазинах тех лет, являлось отсутствие ценников на товаре, а продавцы оценивали покупателя по одежде, манерам и заводили с ними беседы, что бы определить платежеспособность, и сами назначали цену на интересующий покупателя товар.

Фрэнк был помощником, занимался уборкой и переносом товара и ему было сложно общаться с покупателями. Хозяин магазина не был доволен таким сотрудником, что приводило к разногласиям с владельцем магазина. Однажды Фрэнк упал в обморок, и ему поставили условие, он сохранит работу, если в течение дня он принесет ту же выручку, какую заработает сам владелец магазина стоя за прилавком. Выхода у него не было, оставалось импровизировать…


Фрэнк, понимая свои недостатки в общении, решил свести процесс переговоров до минимума и расставил рядом с товаром ценники, а завалявшийся на складе товар он выставил на прилавок по 5 центов.

В итоге, за день он сделал 6 дневных выручек, а самым привлекательным товаром для покупателей оказался уцененный товар.


Фрэнк, выросший сельхозместности понимал, как наладить поставку товара, и где его закупать, и решил открыть собственный магазин. Для создание собственной империи ему потребовалось три попытки. Два раза терпел неудачу из-за неправильного выбора места, а третья попытка переросла в сеть магазинов самообслуживания с категорией уценённых товаров по 5 центов.

Маркетинг и Черная пятница Акции, Фондовый рынок, Боги маркетинга, Биржа, Черная пятница, Длиннопост
Маркетинг и Черная пятница Акции, Фондовый рынок, Боги маркетинга, Биржа, Черная пятница, Длиннопост

Распродажи и скидки вошли в обычную практику для магазинов, как и ценники на товарах, а продавцы отметили, что в праздничный период между Днём благодарения и Рождеством приходится самый пик распродаж.


«Пробки или бухгалтерия?»

Рынок развивался, и уже в 1951 году в журнале Factory Management and Maintenance появилась заметка, в которой отмечалось, что многие работники берут отгулы и больничные на пятницу, которая следует за Днём благодарения. Это было связано с тем, чтобы у работников получился не большой отпуск, который используют для похода по магазинам в поисках товара со скидками.


В 1966 году полицейские из Филадельфии устойчиво использовали в обороте выражение «Черная пятница», которое описывало пробки на дорогах, причиной которых были распродажи в магазинах и потоки покупателей в поисках акций. 

Вторая версия появления названия «Черная пятница» относится к особенностям ведения бухгалтерских журнал о прибыли и убытках, в которых убытки отмечались красным цветом, а прибыль черным, в связи с распродажами в период праздничных дней, бухгалтерские журналы чаще были заполнены черным цветом.


Черная пятница — акция, которая должна способствовать привлечению клиентов в магазины, но аналитики отметили тенденцию смещения покупательских предпочтений в сторону он-лайн покупок. Крупные сети и небольшие специализированные магазины уже давно продают товары через свои интернет магазины и уведомляют покупателей о скидках через e-mail оповещения. Не отстают от них и интернет магазины, для которых днём распродаж считается — киберпонедельник, так Amazon активно использует маркетинговый ход Черная пятница на своем сайте. К настоящему моменту бренды, производители и сетевые компании участвуют в распродажах Черной пятницы и киберпонедельника, с учетом специфики этих мероприятий.

Маркетинг и Черная пятница Акции, Фондовый рынок, Боги маркетинга, Биржа, Черная пятница, Длиннопост
Маркетинг и Черная пятница Акции, Фондовый рынок, Боги маркетинга, Биржа, Черная пятница, Длиннопост

График акций Amazon, данные Санкт-Петербургской биржи: http://investor.spbexchange.ru/ru/torg_instruments/card.aspx...


В России к Черной пятнице добавились прочие разноцветные дни, а словосочетание Черная пятница используется в рекламе несколько раз в год… Хотя многие отмечают, что перед такими распродажами, цену товара задирают, а потом со скидкой он может стоить дороже, чем до маркетинговой акции. В этом году такой подход был замечен на День холостяка у китайской платформы Alibaba.

Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, познавательно!

В ЮАР сеть магазинов Woolworth весьма популярна и помимо ширпотреба торгует едой, кстати считается премиум сегментом.

раскрыть ветку