7

«Каждый сам кузнец своей судьбы».

В Александрии стояли жаркие дни месяца паофи пятого года правления царя Птолемея XIII Филопатора. Впрочем, для главного героя этой истории шел октобер года консульства Цезаря и Ватии, иначе — 706-го от основания Рима. Мы же для простоты примем, что дело было в начале октября 48 года до нашей эры — о чем, разумеется, никто из действующих лиц не догадывался.


В Римской республике бушевала кровопролитная гражданская война. Молодой и энергичный политик Гай Юлий Цезарь только что нанес сокрушительное поражение главному сопернику (и бывшему соправителю), знаменитому на всю Ойкумену полководцу Гнею Помпею, прозванному Великим. После битвы при Фарсале в Греции Помпей с остатками армии бежал в Египет, где и был коварно убит по приказу евнуха Потина, практически правившего страной от лица малолетнего Птолемея. Когда Цезарь с 4000 солдат VI Железного легиона появился в Александрии, ему был преподнесен ларец с головой и фамильным перстнем Помпея — так египтяне рассчитывали задобрить победителя.


Вышло, однако, совсем иначе: Цезаря разъярило подлое убийство римского гражданина, бывшего консула и одного из самых знаменитых граждан республики. Но противостоять египетской армии с одним легионом он не мог. Оставалось или запереться в Александрийской крепости и ждать подкрепления, или попытаться прорваться обратно к морю. Был еще один небольшой шанс: завязать отношения со старшей сестрой Птолемея, 19-летней царицей Клеопатрой, популярной в народе и войсках, но впавшей в немилость у Потина и сосланной в отдаленный оазис. Но для этого требовалось время, и Цезарь решился идти на прорыв.

«Каждый сам кузнец своей судьбы». Александрия, Истории из жизни, Длиннопост, Гай Юлий Цезарь

Легионеры были готовы ради своего вождя на все. «Проступки солдат он не всегда замечал и не всегда должным образом наказывал. Беглецов и бунтовщиков он преследовал и карал жестоко, а на остальное смотрел сквозь пальцы. А иногда после большого и удачного сражения он освобождал их от всех обязанностей и давал полную волю отдохнуть и разгуляться, похваляясь обычно, что его солдаты и среди благовоний умеют отлично сражаться», — так описывал отношение Цезаря к солдатам римский историк Светоний.



Самая отчаянная схватка развернулась у моста, соединявшего берег с защищавшим гавань молом. Под напором превосходящих сил противника римляне были вынуждены отступить; у небольшой лодки, на которой можно было перебраться к кораблям, образовалась свалка. Воины Цезаря пытались забраться на борт, сам же он презрел опасность и не стал бороться за место среди потерявших над собой контроль солдат.



Плавание считалось в античности одним из наиважнейших умений человека. «Он не умеет ни читать, ни плавать», — так говорили, желая подчеркнуть чью-либо вопиющую необразованность и никчемность. Но Гай Юлий Цезарь не только отменно владел мечом и пером, но и был великолепным пловцом. Он бросился в воду, зажав зубами край своего плаща, чтобы не оставлять его неприятелю, и высоко подняв над водой руку, в которой сжимал восковые таблички (в те времена их использовали для письма). Преодолев 200 шагов, он добрался до ближайшего корабля. «Каждый сам кузнец своей судьбы, — сказал он уже на палубе обеспокоенным соратникам. — Я часто сражался за победу, сегодня же — за жизнь». На спасенных им табличках был черновик письма к царице Клеопатре с предложением союза. Клеопатра подняла мятеж против брата, Птолемей был убит, а клика Потина свергнута. Союз с Клеопатрой очень скоро перерос из политического в личный. Спустя год у царицы родился сын, названный в честь отца Цезарионом. Судьба его (как и самой Клеопатры) оказалась трагичной, а жизнь недолгой, но это уже совсем другая история.

«Каждый сам кузнец своей судьбы». Александрия, Истории из жизни, Длиннопост, Гай Юлий Цезарь