Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 1

Известный слоган фильма «Я — легенда» гласил, что «Последний человек на Земле не одинок». Это же выражение было вполне применимо и к сценарию, легшему в основу фильма, который до своего воплощения в 2007 году пережил ряд метаморфоз в ходе переписываний различными авторами.

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 1 Фильмы, Сценарий, Уилл Смит, Ридли Скотт, Арнольд Шварценеггер, Я Легенда, Не мое, Копипаста, Длиннопост

Студия Warner Bros. приобрела права на культовый роман Ричарда Мэтисона «Я — легенда» еще в далеком 1970 году. Всего через год на экраны вышла не снискавшая особой славы экранизация под названием «Человек Омега» с Чарлтоном Хестоном в главной роли, которая ныне известна главным образом благодаря наличию в ней одной из первых в американском кинематографе сцен межрасового поцелуя.

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 1 Фильмы, Сценарий, Уилл Смит, Ридли Скотт, Арнольд Шварценеггер, Я Легенда, Не мое, Копипаста, Длиннопост

После более чем 20 лет забвения студийные чиновники, решив, что жанр научно-фантастического хоррора снова вошел в моду и на нем можно неплохо заработать, стряхнули пыль с прав на книгу Мэтисона. В 1994 году для новой киноадаптации «Я — легенды» был нанят Марк Протосевич, к тому времени ставший известным благодаря продаже сценария «Клетки».


Сценарий Марка Протосевича


Действие сценария Протосевича разворачивалось в 2002 году в полностью опустошенном Сан-Франциско. Вначале мы знакомимся с главным героем — только что отметившим свой 42-й день рождения Робертом Невиллом, который, как он сам считает, является последним живым человеком в городе.

Невилл живет в сильно укрепленном (рвы, колючая проволока, мины, видеокамеры и в придачу внушительный арсенал огнестрельного оружия) , больше похожем на крепость доме и располагает весьма масштабным автопарком, состоящем из большого количества модифицированных с помощью колючей проволоки и брони транспортных средств.

Невилл и его верный пес (у которого, как это ни странно, в сценарии нет имени) садятся в машину и отправляются в город за припасами, а мы постепенно можем оценить масштабы разрушений в Сан-Франциско. Не проходит и пары страниц, как герой сталкивается с виновниками произошедшего. Остановимся на них поподробнее.

В романе Мэтисона все жители Земли после опустошительной эпидемии, по сути, превратились в вампиров, и один из интересных аспектов книги заключался в попытке объяснении феномена вампиризма и окружающих его мифов с научной точки зрения. Вампиров было два вида: «настоящие», представляющие собой полностью потерявших разум и необратимо изменившихся людей, и просто «инфицированные», которые в итоге сумели обуздать инфекцию и создать свое новое сообщество.

В сценарии Протосевича слово вампиры не использовано — жертвы эпидемии названы гемоцитами. Как и в романе Мэтисона, они боятся солнечного света, им нужна кровь для подпитки и они смогли создать свое сообщество. На этом сходство заканчивается.

Во-первых, гемоциты появились искусственным путем — из-за мутации созданного честолюбивым доктором Крипеном вируса, который должен был излечить человечество от рака.

Во-вторых, гемоциты не похожи на людей — они потеряли волосяной покров, у них практически прозрачная кожа, через которую видны мускулы и вены, а их сила во много раз превосходит человеческую.

Как создавался сюжет и сценарий х/ф “Я - легенда”: Часть 1 Фильмы, Сценарий, Уилл Смит, Ридли Скотт, Арнольд Шварценеггер, Я Легенда, Не мое, Копипаста, Длиннопост

В-третьих, гемоциты могут использовать свою кровь, чтобы увеличивать силы, исцелять раны и даже воскрешать мертвых сородичей.

Группа гемоцитов, на которую наткнулся герой, пытается убить его, используя огнестрельное оружие, но Невилл без особого труда расправляется с ними. Мелкие стычки с блуждающими особями для него ничто по сравнению с главной проблемой — набирающим силу племенем, во главе которого стоит Бен Кортман — первый из пациентов доктора Крипена. Когда-то неизлечимо больной раком, ныне Кортман создал четко структурированное сообщество гемоцитов. Все гемоциты в нем делятся на своего рода касты — священники, воины и т.д., а сам он играет роль религиозного лидера.

Своим главным врагом, опасным пережитком прошлого, который нужно уничтожить любой ценой, Кортман считает Невилла. Каждую ночь силы гемоцитов осаждают дом Невилла, и каждый раз атаки заканчиваются неудачей — по религиозным соображениям гемоциты отказались от использования всех достижений цивилизации и полагаются лишь на свою физическую силу,. Это дает Невиллу, использующему самые современные технологии, определенное тактическое преимущество. К тому же, Невилл тщательно заминировал весь холм, где находится его дом, и дал понять, что если гемоциты устроят полномасштабную атаку, то он без колебаний все взорвет, унеся их за собой в могилу.

Этой ночью все идет по обычному сценарию — Кортман отбирает десятерых элитных воинов, которые идут на штурм дома Невилла. Следует длинная экшн-сцена (надо полагать, она весьма недурно бы смотрелось на большом экране), в ходе которой, пусть и с большими проблемами, но Невилл отбивает атаку. Ему удалось прожить еще одну ночь.

После этого линейное повествование периодически сменяется флэшбеками, через которые нам рассказывается предыстория произошедшего и раскрываются персонажи: мы узнаем о том, как началась эпидемия, как Кортман стал тем, кем он стал, как умерла дочь Невилла, и как его обратившаяся жена пыталась его убить…

В настоящем же Невилл сталкивается с еще большими проблемами — во время обхода улиц он случайно попадается в свою же ловушку, установленную против гемоцитов. Пока Невилл выпутывается из капкана, наступает ночь, и на него нападают собаки-гемоциты — Невиллу удается спастись, но он серьезно ранен, а его верный пес заражен и скоро превратится в одного из кровососущих монстров.

Возле дома Невилла снова собралось войско Кортмана, который не знает, что Невилла нет внутри, и потому не рискует атаковать, ожидая подвоха. Поэтому, когда Невилл, пытающийся пробиться домой на своем «Лэнд Ровере», таранит толпу гемоцитов, все оборачивается кровавым хаосом.

Невилл давит тварей, а прорвавшись на территорию жилища, открывает убийственный огонь из пулемета. Роберту удается прожить еще один день, но он достался ему слишком дорогой ценой — его собака обратилась в гемоцита, и ему приходится оставить ее в городе.

У другой стороны все обстоит тоже не лучшим образом. Кортман наконец понимает, что еще пара таких стычек и ему просто будет некем командовать, и потому он решает сменить тактику, прекратив атаки.

Проходит день. Потом еще. И еще. Невилл не может понять, почему гемоциты больше не преследуют его? Может, они сдались? Или они готовят нечто новое?

Все меняется, когда Невилл встречает другого незараженного человека — наркоманку Анну. Он помогает ей избавиться от ломки, после чего между ними вроде как начинают завязываться отношения. Но ложная любовная идиллия скоро заканчивается — ночью Анна выводит из строя систему обороны Невилла, после чего гемоциты всеми силами атакуют его дом и берут героя в плен, после чего в качестве живого трофея доставляют в свое логово.

Выясняется, что у Кортмана в заложниках маленький брат Анны, и потому она, купившись на обещание о его свободе, помогла гемоцитам. Разумеется, ни Анну, ни ее брата никто не собирается отпускать, ибо гемоциты собирают незараженных людей, накачивая их наркотиками, чтобы никто не мог сбежать, и держат у себя, как источник крови, необходимой им для поддержания своего существования.

Невиллу удается сбежать, после чего он в лучших/худших традициях героических блокбастеров на отремонтированном поезде врывается в гнездо гемоцитов которое сценарист удачно разместил в подземке, убивает кучу монстров, спасает Анну, ее брата и остальных людей, после чего они отправляются к пирсу. Кортман, разумеется, бросается в погоню и погибает в финальной схватке. Перед самой лодкой Невилла окружают собаки-гемоциты, но в решающий момент появляется пес Невилла и отгоняет их, после чего выжившие уплывают в рассвет. Хэппи-энд.


При всем желании трудно назвать сценарий Протосевича экранизацией книги Мэтисона — скорее, это лишь произведение по мотивам. Первоисточник был слишком мрачен и бескомпромиссен, чтобы какой-то продюсер в здравом уме мог рискнуть вложить деньги в его буквальное переложение на большом экране. Но у книги Мэтисона был отличный антураж, который весьма подходил для того, чтобы сделать на его основе крупный блокбастер с какой-нибудь крупной звездой в главной роли. И именно с такой позиции зрелищного блокбастера следует рассматривать как сценарий Протосевича, так и все последовавшие за ним работы.

И потому, основной проблемой скрипта Протосевича, которая, несмотря на все переписывания, осталась и в итоговом фильме, была несбалансированность повествования. Та часть, где Невилл один, достаточно хороша. Та часть, где он встречает других людей, слабее и страдает от обилия жанровых штампов. Чего стоит хотя бы то, что вначале Невилл с трудом убивает нескольких воинов-гемоцитов, которые атакуют его дом, а в конце, после всех издевательств и ранений, врывается в их логово и без проблем уничтожает их десятками? Финальная схватка между Невиллом и Кортманом ввиду своей скоротечности также оставляла желать лучшего.

С другой стороны, хоть и в крайне упрощенном виде, но Протосевич все же смог хоть как-то отобразить главную идею произведения Мэтисона о том, что обычный человек, живущий в мире, где почти все люди превратились в вампиров, сам становится для них опасной аномалией. Кроме того, заслуживает уважения его попытка показать в формате боевика возникшее на Земле новое сообщество.

Сними студия фильм по этому сценарию — скорее всего нас бы ждал просто зрелищный и весьма масштабный боевик с намного большим количеством экшн-сцен и более жестким рейтингом, нежели в итоговой картине.


Это первая часть (и так очень много текста). В следующей части я расскажу, как режиссером фильма мог стать Ридли Скотт, а главную роль сыграть Арнольд Шварценеггер - без шуток.

Авторство данного разбора приндалежит Кириллу Размысловичу (ник в сети).

2
Автор поста оценил этот комментарий
2
Автор поста оценил этот комментарий
1
Автор поста оценил этот комментарий

Кино - унылейшее и тупейшее говно. Хуже только "После нашей эры", с тем же Уиллом Смитом.


Книгу прочитать, что ли?

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Лучше бы сняли фильм точно по книге, а не по мотивам. Что "Я - легенда", что "Человек Омега" - полная хрень