Как примирить детское "хочу" и взрослое "надо"

Борьба между «хочу» и «надо» - типичная ситуация для несформировавшейся личности. Ведущей ориентированностью ребенка является модальность «хочу». Взрослые стараются поступать в соответствии с внутренней установкой «надо», однако идеальным вариантом для психологического здоровья человека является состояние, когда «хочу» и «надо» гармонируют друг с другом, не вытесняя, а дополняя. Поэтому очень важно с самого детства серьезно подойти к вопросу детских «хотелок» и постепенно формировать у ребенка понимание, что за каждым хочу скрывается доля ответственного «надо» Протест против взрослого «надо» - результат недочетов в воспитании. Давайте попробуем разобраться, почему дети иногда так активно сопротивляются родительскому вето.

Взрослый и ребенок: в чем отличие?


У каждого явления есть свои причины. Осознав, почему ребенок на любые просьбы или уговоры родителей кричит: «Не хочу!», можно найти «ключик», чтобы исправить ситуацию. Окунемся в тонкости психологической организации личности.


Ребенок спонтанный, эмоциональный, импульсивный, принимающий. Он зависим от родителей. Малыш постоянно нуждается во внимании, любви, энергетической поддержке. Это необходимое условие развития и роста ребенка как личности. И если он их не получает, то начинает требовать теми способами, которыми владеет. Протест против требований взрослых – может оказаться попыткой привлечь к себе внимание родителей, сформировать в направлении себя энергетический и эмоциональный посыл. Важно понимать, что для ребенка существует только настоящий момент, он не задумывается о последствиях своего поступка.


Взрослый - спокойный, уравновешенный, уверенный в себе, дающий. В жизни сформировавшейся личности нет противопоставления «хочу» и «надо». Гармония рождается из умения планировать свое ближайшее будущее и осознавать последствия своих поступков.


Психолог Николай Козлов пишет: «Делать, что Надо - это умение видеть свое завтра и заботиться о нем».


Например, ребенок отказывается чистить зубы. Он еще не понимает, что отсутствие гигиены приводит к стоматологическим заболеваниям, лечить которые придется у врача. Взрослый осознает эту связь событий, поэтому принимает «надо» как необходимое условие решения быть здоровым.


А вот другой пример. Кроха бросается на пол в магазине и кричит: «Купи!». В этот момент он не осознает ничего, кроме своего желания. Эмоции захлестывают малыша, крики превращаются в истерику. В отличие от ребенка, взрослый понимает: деньги присутствуют в семейном бюджете в определенном количестве. Если сейчас купить игрушку, завтра не останется средств удовлетворение обязательных нужд.


Таким образом, осознанное «надо» - это выбор, который человек делает в своей жизни, принимая все его последствия.


Еще несколько причин детского протеста


Однако отсутствие осознанности выбора и жизнь только настоящим моментом – лишь фундамент, на котором приживаются иные причины детских капризов. За каждым из них стоит упущенный момент в воспитании.


Попытка быть главным. Как ни странно, «борьба за власть» в семье происходит для ребенка не в подростковом возрасте, а между 2 и 7 годами. Малыш может попытаться взять бразды правления, добиваясь своего любыми путями. Он проявляет открытое неповиновение, не считаясь с авторитетом родителей. Такое поведение – результат отсутствия в семье четких границ дозволенного для ребенка и отсутствия твердой позиции в поведении родителей.


Физическая усталость. Эта причина характерна для детей младшего школьного возраста, которых родители определяют во множество секций, заботясь о разностороннем развитии малышей. Избыточная нагрузка ведет к сильной усталости. Но, в отличие от взрослых, у детей она приходит внезапно, и кроха уже не может себя контролировать. Ребенок может быть голоден, перевозбужден, но он не осознает причины своего поведения.


Проявление агрессии. Если малыш бьет сверстников, замахивается на братьев и сестер, а порой и родителей, значит, такой стиль поведения был поставлен в пример. Это может быть применение физических наказаний в семье, частый совместный просмотр фильмов агрессивного содержания.


Дорогие родители, если вы заметили, что в воспитании вы допустили некоторые ошибки, не нужно себя винить и думать, что все потеряно. Можно в любой момент исправить ситуацию, сделав несколько мудрых шагов.


Самое главное – не отворачиваться от ребенка, а реагировать мудро и спокойно.



Как отвечать на детское «хочу»?


Реакция взрослого на любые капризы ребенка должна быть взвешенной, уверенной и однозначной. Выясните причину протеста, а затем реагируйте. Проанализируйте свое поведение в семье.


Достаточно ли времени оба родители уделяют ребенку? Насколько качественно проводится это время? (совместный просмотр по телевизору боевика нельзя назвать полезно проведенным для малыша временем).


Каковы взаимоотношения между всеми членами семьи? Насколько часто случаются ссоры?


Применяете ли вы по отношению к ребенку телесные наказания?


Как часто вы потакаете детским требованиям и капризам?


Как правило, в ходе такого самоанализа выясняется, что виноват вовсе не ребенок, а родители, которые приучили его к подобному поведению. Что же делать? Попробуйте прибегнуть к советам психологов:


Предоставьте ребенку право выбора. Если в магазине малыш кричит, что хочет очередную игрушку, спокойно отведите его в сторону и поговорите (если вы предвидите истерику, разговор можно провести дома, перед походом в магазин). Объясните, что у вас есть определенная сумма денег. На них можно купить молока, крупы и сварить кашу. Предложите: «Мы можем купить на эти деньги куклу, но тогда ты, и я останемся без ужина, а я так хочу кушать». Пусть ребенок выберет, что ему важнее. Если вы уже купили машинку или куклу, но кроха требуется еще, предложите продать купленную игрушку, а взамен приобрести другую. Пусть выбирает, какая ему нужнее.


Объясните, кто в семье главный и почему. Если ребенок активно не повинуется родителям, спокойно побеседуйте с ним. «Ты уже взрослый? Значит, ты сможешь жить сам и делать, что хочешь? Тогда мы с папой уйдем, а ты будешь жить самостоятельно, как все взрослые». Не лишним будет пояснить обязанности, которые есть у родителей. Готов ли малыш их исполнять? Составьте список обязанностей и ограничений, который будет действовать для всех членов семьи.


Дозируйте нагрузку. Если вы видите, что ребенок устает после школы или посещения секции, если процесс учебы дается с трудом, предоставьте ему выбрать те виды деятельности, которые он будет выполнять с удовольствием и при этом меньше уставать. Когда ребенок посещает только школу, но при этом выбивается из сил, не бойтесь помочь ему с учебным материалом или пригласить педагога, который сможет это сделать.


Не проявляйте агрессию. Как человек, умудренный опытом, не отвечайте на детские капризы криками и раздражением. В вашем голосе должны чувствоваться спокойная уверенная сила и непоколебимость в своем решении. Таких родителей дети не только любят, но и уважают.


Детское «хочу» может смириться со взрослым «надо», если ребенок понимает причину и смысл требований родителей. Осознание необходимости переводит малыша на новую ступень развития. Вместо слепых приказов предоставляйте детям выбор, в котором послушание и следование «надо» будет выглядеть как оптимальное и позитивное развитие событий. Прививая ребенку осознание, что за каждым «хочу» лежит область ответственности и ряд важных «надо», вы вырастите осознанную и гармоничную и счастливую личность.


Источник: https://i-pp.ru/articles/Osnovy_pravilnovo_vospitaniya/Kak_p...