КАК БЕЗ ДЕНЕГ РАСКРУЧИВАТЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПАБЛИК, КОНКРЕТНО

Это длиннопост на тему «Нужен ли вашему авторскому паблику пиар и как его делать».


UPD: Не надо мне тут монологов на тему "Без денег раскрутиться никак нельзя". Вполне можно. Просто надо делать фигачить годный контент, а не проходняк.


Речь конкретно про тексты, да. Но художникам, к примеру, тоже будет полезно. Первая часть вводная, вторая - практика. Все на личном опыте.

Если вы и так спец, или вам неинтересно, или очень хотите показать, сколь вы умны по сравнению с автором - просто листайте дальше, угу? Не смею отнимать ваше время.



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ


1) Нужен ли текстам пиар?


Хотите, чтобы вас читали как можно больше? Конечно, нужен. Это, вроде, само собой разумеется? Чем больше усилий приложено к продвижению текста в массы, тем больше людей его увидит, и тем большему количеству знакомых о нем расскажет.

Но усилия надобно прилагать с умом.


2) Нужно ли тратить на это деньги?


Не имеет смысла. На пробу, чтобы вас прочли, скажем, тысячи - достаточно предоставить хороший текст. Он:


а) с точки зрения ремесла обязан быть блестящ;


б) должен нравиться аудитории настолько, чтобы она хотела им поделиться;


в) должен удивлять.


3) Удивлять?


Удивлять можно либо тем, что, либо тем, как.


а) "Тем, что" - основной мыслью произведения, новой идеей, концептом, сюжетом, стержнем. Короче, чтобы до вас об этом говорилось не слишком много, а тема была близка читателю;


б) "Тем, как" - языком, манерой, стилистикой, виртуозностью, музыкальностью, зрительной составляющей... Короче, если в том, что вы говорите, нет ничего нового - хотя бы выразите старую мысль оригинально.


Если и "что" и "как" в вашем тексте шаблонные, - поздравляю, вы написали проходняк, следующий.


4) Зачем нужна реклама? Мои гениальные тексты сами пробьют себе дорогу!


Конечно! Если рекламу вам сделает кто-то другой. Или как вы себе представляли процесс "пробивания"? Добрая фея отроет страничку, взмахнет волшебной палочкой, и тогда... Ну-ну. Ну да. Стихира даже зарабатывает на этом, научив робота номинировать посещаемые страницы на премию "Поэт года" в полностью автоматическом режиме. Люди ведутся.


5) Так что, слава без рекламы возможна только в мире с пони и бабочками?


Отнюдь. Просто у нас не принято считать рекламой сарафанное радио. А оно мало чем отличается. И тоже узнает о текстах не с помощью телепатии.

"Но за сарафанное радио автор не платит!" - скажете вы.

Верно. А я и не собираюсь предлагать вам платные способы.

Сам справился без денег.

Собственно, для чего нужны деньги? Чтобы быстро донести информацию о существовании продукта до нужного потребителя. Пока помидоры не сгнили да айпады не устарели.

Простите уж эту терминологию.

Известная триада: быстро, круто и дешево, - выбирайте любые два. Мы выбираем круто и дешево. Точнее, бесплатно. "Быстро" отпало, всё, деньги не требуются.



ЧАСТЬ ВТОРАЯ: КАК РЕКЛАМИРОВАТЬ



Тут все непросто. Мои тексты читали миллионы (посчитал недавно), то есть, на фоне большинства я, вроде бы, преуспел.

Однако впрямую мой опыт вам не поможет. Дело в том, что я начал строить свою... эм, "карьеру" несколько лет назад. Тогда, к примеру, был популярен ЖЖ, и куча механизмов ЖЖ-пиара, которые работали тогда, абсолютно не реальны сейчас.

Поэтому изложу несколько общих принципов, как я их себе представляю.



- ОБЪЕКТ


Повторюсь, вы должны быть уверены, что текст (произведение) "тащит". Что это круто. Что люди будут им делиться друг с другом. (Хотя бы то, что вы используете в качестве приманки на свою основную страницу).

Вы должны быть уверены в этом не потому, что вам так сказали мама и половой партнер, а исходя из объективных проверенных данных. И вы обязаны глубоко верить в это.

Иначе кучу сил потратите зря. Все, последнее предупреждение. Учу писать я в другом месте.

Почему это важно? Потому что если вы пойдете пиариться с сырым материалом, те люди, которым все интересно, и которые бегут смотреть на новинку самыми первыми, запомнят вас как "того неумеху с претензией", и на более поздние тексты уже не взглянут. А именно они должны стать ядром вашей аудитории, верной гвардией.


- ПЛОЩАДКА


Вам нужно правдами и неправдами найти место, где в данный момент пасется большое количество читателей, которым нечем заняться. И чтобы в этом месте была а) лента, которую видят ВСЕ (возможно, с голосовалкой); б) возможность подписаться на конкретного автора.

Плюс, желательно, чтобы это место было заточено под литературные опусы хоть в какой-то степени.

Приведу примеры. Подобным местом были поэтические сообщества ЖЖ. Так работал сервис aeterna. Так работал mmm-tasty (клон тамблера). Так сейчас работают сообщества на всяких дайри и ли.ру.

Некоторые подобные площадки вовсе не очевидно годятся для наших целей. Например, та же Этерна, которой я с удовольствием пользовался в пиар-целях, изначально предназначалась для написания тестов. Результаты в духе "ВЫ - КОФЕ ЭСПРЕССО!" люди размещали в своих дневниках со ссылкой на сам тест.

Я придумал монтировать в отчет о результатах прохождения ссылку на свой ЖЖ, как на автора. Это дало десятки тысяч просмотров. Кто-то с тех пор меня и читает.

В общем, ваша задача - придумать, как использовать чужие платные усилия по сбору людей себе во благо. Это более чем возможно.


- ДЛИННЫЕ ТЕКСТЫ НЕ ЧИТАЮТ


Особенность сознания современного человека. Учитывайте ее. Также важно помнить, что увлечь читателя в интернете надо с первой строки.


- КОЛЛЕГИ


Тут все банально. Вы пиарите Васю, Вася пиарит вас. Если вы с ним похожи, придет пять процентов Васиных читателей, а к нему пять процентов ваших.


Вообще кооперироваться с импонирующим вам Васей - крайне полезное занятие.


- УЧАСТИЕ В ПРОЕКТАХ


Я, например, участвовал в проекте «Календар, праздник на каждый день».


По сути — вы бесплатно пишете для какого-то проекта, привлекающего людей, за то, что проект показывает ваше творчество людям (с подписью и ссылкой).


Если вы пишете лучше большинства, люди пойдут интересоваться, кто же это такой умный нашелся.


- ПАБЛИКИ ВКОНТАКТЕ


Более интересный способ - обретя хоть какую-то базовую популярность, погуглить (поискать в контакте, по яндекс-блогам), кто вас цитирует. И подумать, чем он может помочь в жизни. Я не о конкретных людях, а о сколько-нибудь читаемых лентах. Больших пабликах, журналах-тысячниках и так далее. Если ни в один такой ваши тексты не попали после примерно полугода стараний - просто забейте и займитесь чем-то еще.

Почему я так говорю? Потому что пабликам вечно не хватает контента и они воруют все мало-мальски годное и сколько-нибудь заметное.


Первая популярность слова "Арчет" вконтакте пришла, когда я увидел, что меня постоянно цитирует паблик New Cult. 40 000 человек (тогда это было много), первый звоночек зарождающегося движения хипстеров, ныне не существует. (Тут важно отметить, что я все правильно посчитал и уцепился за самый выигрышный восходящий тренд из возможных).

Я стукнулся к администрации и предложил быть их постоянным автором, если они разрешат публиковать тексты с прямой ссылкой на мой паблик. Сейчас такой фокус уже не пройдет, а тогда - прокатило.

Фишка в том, что любому хозяину паблика через год его поддержания становится лень искать высококачественный контент, и он рад человеку, который принесет и запостит все сам.

Правда, речь не о тех пабликах, где контент собирают специально нанятые люди - у этих конвейер и все давно налажено.


Кстати, лирическое отступление. Любыми большими пабликами (от полумиллиона) владеют обычно рекламные фирмы, и почти никогда не бывает так, чтобы у фирмы паблик был один. 40% ленты среднего пользователя - это два-три владельца, у которых толпа наемных администраторов, ведущих по три-четыре паблика. Это бизнес. Подружиться с такими администраторами - вельми полезно и тоже вполне реально.


- ФЕЙСБУК, ИНСТАГРАМ И ПР.


Пиариться там (в фейсбуке даже есть что-то вроде тематических сообществ) тоже можно, если учитывать специфику аудитории и ее восприятия.

В инстаграм ходят не читать. В фейсбуке - читатели возраста 35+. И так далее.


Но главное, о чем следует помнить (надпись золотыми здоровыми буквами!) - В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ЛЮДИ ХОДЯТ РАЗВЛЕКАТЬСЯ!

Если вы намерены загрузить читателей мыслями о судьбах мира, - сперва придется развлечь. Чтобы к вам по умолчанию, еще до трудного текста, уже испытывали теплые чувства, сопереживание и интерес.


- ПЕРИОДИЧНОСТЬ


Периодичность — это очень важно. Вы должны что-то выдавать через день, а на раннем этапе — каждый день.

Чтобы ее обеспечить, у вас есть два пути. Первый — заранее подготовить кучу материала в одном ключе и постепенно его выдавать. (Я так делал, когда переехал из ЖЖ в контакт. Но у меня этот материал был накоплен годами записей в ЖЖ).

Второй — писать что-то каждый день. Естественно, заранее подготовиться — предпочтительней.


- ГРАМОТНОСТЬ


Грамотность — это важно и полезно. Далеко вы без нее не уедете. Если вы не способны писать грамотно (так, чтобы не резало глаз) без редактора — не надо заниматься литературой. (Во всяком случае, вам будет вчетверо сложнее, чем прочим). Но Маяковский вот справился.


- ЭКСПЕРИМЕНТЫ И УДОВОЛЬСТВИЕ


Вы должны не бояться экспериментировать со всем подряд. От стиля до вариантов раскрутки. Вы должны получать удовольствие не только от написания текстов, но и от игр с читательским интересом. Если наплевать вам — наплевать всем.


- НОВОЕ


Любая новая технология - ваш друг. Это относится как к стартап-сервисам (создатели гонят туда народ, оплачивая рекламу всей площадки), так и к любым нововведениям на знакомом вам движке или новым нестандартным вариантам использования старых технологий.

(Например, когда вконтакте появились активные ссылки, я начал использовать их одним из первых. А скоро, подсказываю, там же появятся новый фишки свежего дизайна.


- ТЕОРИЯ


Я не хочу вбахивать сюда три тома учебника по рекламе, поэтому, заклинаю - ну погуглите, ну посмотрите, ну почитайте сами о том, как делается реклама. Как работает человеческая психология. Как фурычит пиар именно на той площадке, которую вы выбрали своей базой. Кто до вас. Кто успешен. Кто нет. Почему.


Приведу пример, зачем это нужно.


Посты, которые вы делаете вконтакте в 22.00 увидит примерно в четыре раза больше народу, чем посты, которые вы делаете в полдень. Потому что днем люди заняты, а вечером заходят читать. Мелочь - но если ее игнорировать, ВСЕ усилия принесут вчетверо меньший результат.

Картинки определенного размера с крупными элементами хорошо видны на любых устройствах при любой скорости прокрутки ленты. Это влияет на то, прочтут ли текст при картинке, почти на треть. И так далее.

Знай и люби матчасть!


- ЗНАКОМСТВА


Все просто. Заводите знакомства. Коллеги, критики, главы лит. проектов, редакторы, корректоры, известные писатели и вообще медиа-личности, - список можно продолжать долго. Это очень, очень, очень полезно. Не стесняйтесь лично обращаться к людям первым. Особенно если эти люди вам симпатичны, а деятельность - приятна. Помогите младшему коллеге. Выразите уважение старшему. Предложите помощь.


- ОБЩАЯ СИСТЕМА


У вас изначально должна быть стратегия, которой вы станете придерживаться всю дорогу.

Костяк такой: есть ваш главный ресурс, по всей сети разбросаны заманивающие тексты, которые ссылаются на него.

Главный ресурс (условно - паблик вконтакте) устроен так, что на него очень хочется подписаться.


Для этого нужны два основных условия:


1) Обилие качественного контента, который явно нельзя усвоить за один раз.


2) Хоть какое-то единообразие этого контента. Чтобы читатель, буквально, понимал, на что он подписывается :)


Остальное - гуглите и думайте.


Чтобы вы могли раскручиваться с помощью сарафанного радио, основная стена паблика в любой момент времени должна состоять из текстов, которые в основном имеют статистику 1 репост на 4-5 лайков.

Если у чего-то статистика хуже - сносите это безжалостно. На данном этапе оно только вредит.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ



Примерно через год-полтора активной деятельности гугл (/контактопоиск) должен выдавать хотя бы пару новых упоминаний вашего имени\псевдонима в день.

Если этого не происходит, - вы что-то делаете не так.

Если это происходит - ура, вы начинаете быть попсой! Вас уже понемногу презирают самые продвинутые хипстеры! В вашу личку выстроились люди с просьбой "посмотри мои тексты, плиз"! Вы уже пишете статью, как раскручиваться! К чему-то такому мы и шли, правда?

Не совсем.

На самом деле, если без иронии, главное, что вы получаете, носясь ради "славы" по всему контакту как бешеная селедка - рупор. Здоровый громкоговоритель. А еще - доверие кучи людей, которое надо оправдывать. Чужие важные воспоминания, связанные с вашими текстами. Жизненные истории, которые без вас сложились бы по-другому. Чужую любовь и ненависть, высказанную вашими строчками. Девизы из ваших слов.

Поверьте, оно того стоит.


Так что - выдохнули, собрались. Работаем.


Арчет.

7
Автор поста оценил этот комментарий
И почему я решил, что эта ''статья'' будет отличаться от других таких же.... Полил воды, ничего толкового. Всё сказано, что и так каждому ясно.
раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
Странно, а почему мой коммент минусуют то? Если пост мне полезен... Так наверное ж это именно мое мнение то? Натолкнул на пару-тройку мыслей, дал путь действий... Чего минусить то? Я серьезно не понимаю.
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо, полезный материал. Дает представление, что можно сделать.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
Хитро, кто-те же пошел гуглить об авторе)
Автор поста оценил этот комментарий

Всем привет!

Для продвижения в интернете и повышения узнаваемости рекомендую сайт: http://stihira-proza.ru. Сейчас сайт предлагает для раскрутки четыре лит. портала: stihi.ru, proza.ru, Изба-Читальня, Поэмбук. Периодически добавляются новые порталы.