3

Гуманистическое направление в психотерапии. Теория кратко

Один из виднейших представителей этого подхода Мэй писал, что "понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности". Поэтому гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и когнитивно-поведенческой терапии.

В это направление традиционно включают самые разнообразные психотерапевтические школы и подходы, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и путей для ее достижения. Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматривается как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса.

Психологическая концепция.

Гуманистическая психология, которую часто называют "третьей силой в психологии" (после психоанализа и КПТ), сформировалась как самостоятельное направление в 50-х годах XX столетия. В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменологию - описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания ("здесь и сейчас") как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единстве человеческого духовного начала. Предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, не являющаяся чем-то заранее данным, а представляющая собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.

Концепция личности.

В период становления гуманистического подхода, его сторонники критиковали психоанализ за

- низведение мотивов до уровня инстинкта,

- за преувеличение значимости безсознательных процессов,

- игнорирование характера (особенностей здоровой личности)

- за рассмотрение тревоги как негативного фактора


КПТ была подвергнута критике за

- дегуманизацию, акценты только на внешнем поведении, лишение человека глубины и духовного

- внутреннего смысла, превращая его, тем самым, в машину, робот или лабораторную крысу


Возможно поэтому новое направление (опытное) было названо гуманистическим:

- личность рассматривается как целостное образование, за счет отдельных проявлений понять ее невозможно.

- основные мотивы личности - стремление к саморазвитию, самоактуализации (нахождении своего места под солнцем), раскрытие своего творческого потенциала. Самоактуализация, рассматривается как "гуманоидная потребность, биологически присущая человеку как виду"

- личность рассматривается как постоянно меняющаяся, стремящаяся к своему полному самовыражению, самореализации и тд. не как заранее что то данное.

- тревога здесь может рассматриваться как конструктивная эмоция, подталкивающая к развитию.

В итоге, получается следующее: признание целостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли, спонтанности и творческих возможностей человека, способности к росту.

Самоактуализация. Потребность в самоактуализации выступает как высшая человеческая потребность, как главный мотивационный фактор. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие потребности.

Пирамида Маслоу:

1-й уровень - физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и пр.).

2-й уровень - потребность в безопасности (потребности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги).

3-й уровень - потребность в любви и принадлежности, (быть МЫ) (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба).

4-й уровень - потребность в самоуважении (потребность в самоуважении и уважении и признании другими людьми).

5-й уровень - потребность в самоактуализации ( потребность в развитии и реализации собственных способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования).

Согласно Маслоу необходимо удовлетворять сначало низшие потребности. чтобы перейти к высшим. Также он подчеркивал, что самоактуализация связана с освоением нового, а значит с риском, возможностью ошибок, и поэтому это усиливает потребность к безопасности, а значит, чревато возвратом к старым стереотипам.


Полное раскрытие личности, "полное функционирование" (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуется следующим:

- открытость по отношению к опыту, стремление в любой отдельный момент жить полной жизнью,

- способность прислушиваться в большей степени к собственной интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих,

- чувство свободы, высокий уровень творчества.

Жизненный опыт человека рассматривается им с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации. Если этот опыт помогает актуализации, то человек оценивает его как положительный, если нет - то как негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять, только непосредственно обращаясь к его субъективному опыту.


Опыт. Опыт понимается как личный мир переживаний человека, как то, что человек переживает и "проживает". Опыт - это совокупность переживаний (феноменальное поле), сознание рассматривается как символизация некоторого опыта переживаний. Феноменальное поле содержит как сознательные (символизированные) переживания, так и бессознательные (несимволизированные). Как я понял, символизированные переживания - это то, что получилось назвать, придумать образ (символ), несимволизированные - то что есть в безсознательном и не подвергнуто описанию и осмыслению, не придуманы образы. Опыт прошлого также имеет значение, однако актуальное поведение обусловлено именно актуальным восприятием и интерпретацией событий (актуальным опытом).


Организм. Организм в данном случае понимается не только как биология, но и как сосредоточение всего опыта переживаний (локус всего опыта переживаний). Это не только опыт ощущений и набор поведенческих реакций, но и весь социальный опыт человека, то, что осознается, и то, что не осознается в данный момент, но может быть осознано.


Я-концепция - это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, она включает те характеристики, которые человек воспринимает как действительную часть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также и Я-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы стать). Для самоактуализации необходимым условием является наличие адекватной Я-концепции, полного и целостного представления человека о самом себе, включающего самые разнообразные собственные проявления, качества и стремления. Только такое полное знание о самом себе может стать основой для процесса самоактуализации.

Конгруэнтность - неконгруэнтность (другими словами - адекватность-неадекватность или хорошее соответствие - плохое соответствие) также определяет возможности самореализации.

Если Я-концепция соответствует организму (опыту переживаний), осознает себя тем, кем он есть в опыте, если он "открыт опыту", то его образ Я будет адекватным и целостным, поведение конструктивным, а сам человек - зрелым, адаптированным и способным к "полному функционированию".


Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие "открытость опыту" противоположно понятию "защита".


Во-вторых, термин конгруэнтность относится также к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. Внешняя реальность - мир, субъективная реальность - наши представления о мире.


И, наконец, в третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность - это степень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами Я играет позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для Я угрозу, приводит к выраженному чувству неудовлетворенности и неуверенности, обострению защитных реакций и плохой адаптации.


Картинка про Я реальное и Я-идеальное:

По материалам учебника "Карвасарский Б. Д. Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов"

Начало тут:

Психоанализ. История и основные понятия кратко.

Методы и феномены психоанализа кратко

Поведенческое направление в психотерапии. Теория кратко.

Лига психотерапии

5.5K постов26.1K подписчиков

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!