Небезопасный контент (18+)
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для просмотра
Гарем. Как это было
Приветствую читателей!
Давненько я ничего не писал, да по правде не собирался и в этот раз, но в комментариях пообещал пост, так что выполняю обещание…
Гарем! Что возникает в мозгу при этом слове? Сразу представляется толпа обнаженных полногрудых дев, которые собравшись у бассейна удовлетворяют малейшее желание грозного повелителя, лениво развалившегося на подушках и покуривающего кальян. Так ли это обстоит на деле и стоит ли завидовать обладателю гарема, постараемся разобраться.
Многоженство, а следовательно и гаремы, не есть изобретение или прерогатива ислама. Они существовали и задолго до этого, и в разных частях света: в Индии, Китае, у царя Соломона, у будущего святого князя Владимира («Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое..») и так далее. Но наиболее известным образцом гарема является гарем турецкого султана. О нем в основном и пойдет речь.
Многоженство, как явление практиковалось у арабов и до принятия ислама. Было это продиктовано не горячей южной кровью, а необходимостью. Будучи кочевым народом и ведя беспрерывные войны арабы (да и тюрки, и монголы) всегда имели дефицит мужчин, ведь они погибали в молодом возрасте. Мужчин не хватало, а женщины оставшись без мужской поддержки в суровых условиях кочевого быта были обречены на гибель. Чтобы как-то существовать общество практиковало многоженство. В первую очередь экономическая необходимость, а не любовь к распутству, как может показаться, способствовало этому. Женившись, мужчина не только брал на себя ответственность за жизнь жены, но и получал в распоряжение ее имущество, пользовался поддержкой родственников жены, сам нес перед ними определенные обязательства, что при племенном строе было немаловажно.
Рождение девочки у древних арабов считалось несчастьем, часто новорожденных бросали в пустыне закапывая в раскаленный песок. Пророк Мухаммед запретил этот дикий обычай. Он же ограничил число жен четырьмя. Ранее это число было неограничено. К тому же в исламском обществе женщина получила больше прав, чем имела ранее. Женщина могла даже требовать развода, если могла доказать, что муж с ней плохо обращается. На фоне многих обществ того времени это было довольно прогрессивно.
Каждая из четырех жен имела равные права, муж должен был относится к ним одинаково, возвышать одну жену над другой запрещалось. Так что радостный крик Гульчатай: «Господин назначил меня любимой женой!» - не более чем вымысел сценаристов. Муж должен был обеспечить женам уровень жизни не ниже того, к которому она привыкла в родительском доме. К тому же у каждой жены должна была быть своя «жилплощадь» - отдельные покои в доме. У каждой жены должна была быть отдельная служанка. Делить свое время и внимание между женами муж тоже должен был поровну. Кстати, в постели муж должен был удовлетворять женщину. Считалось, что неудовлетворенная женщина может искать удовлетворения на стороне, а это уже грех, к которому ее подтолкнул «неумелый» муж. Жена по отношению к мужу несла те же обязанности. В исламе секс не считается чем-то греховным, если он происходит между супругами, нет и ограничений на «позы», как это принято в других религиях. Запрещаются только анальные утехи и групповые упражнения. Так что мечтающие о безудержных удовольствиях были бы разочарованы – даже если у тебя несколько жен, радовать ты их будешь строго по одной и в порядке очереди.
Жерар де Нерваль, французский поэт и путешественник 19 века посетивший Османскую Империю, писал:
«Мужчина, который в состоянии прокормить и прилично содержать нескольких женщин, то есть предоставить каждой из них отдельное жилье, служанку и два комплекта нарядов в год, а также каждый месяц выдавать определенную сумму на ее содержание, и впрямь может иметь до четырех жен, но по закону он обязан посвящать каждой из них один день в неделю, что далеко не всегда столь заманчиво. Представьте себе также, сколь незавидной будет его жизнь из-за интриг четырех жен, почти равных в своих правах, разве что этот мужчина сказочно богат.
…Замужняя женщина в Турецкой империи имеет те же права, что и у нас, и даже может запретить своему мужу завести себе вторую жену, сделав это непременным условием брачного контракта. Если же она соглашается жить в одном доме с другой женщиной, то имеет право находиться отдельно, вовсе не стремясь, как это принято думать, изображать вместе с рабынями трогательные сцены семейного счастья под благосклонным оком супруга или господина. Даже и не думайте, что эти красавицы готовы петь или плясать, дабы развлечь своего властелина. Честной женщине, по их мнению, не пристало обладать подобными талантами, но мужчина может пригласить в свой гарем альмей (танцовщиц) и газий и с их помощью веселить своих жен.
...Итак, наслаждения гаремной жизни, всевластие мужа или господина, прелестные жены, которые сообща стараются доставить удовольствие одному-единственному мужчине, – все это, увы, очередная иллюзия, с которой приходится расстаться. Религия и мораль полностью разрушают этот идеал, столь соблазнительный для европейца...
...Свободная по рождению женщина имеет право выходить из дома и наносить визиты. Власть мужа ограничивается лишь тем, что он велит рабыням сопровождать жен, но это тщетная предосторожность, поскольку женам ничего не стоит взять рабыню в сообщницы или, переодевшись, улизнуть из бани или из дома подруги, пока сопровождающие ждут их у дверей. Покрывало и одинаковые одежды и впрямь предоставляют им больше свободы, чем европейским женщинам, склонным плести интриги. Забавные истории, которые вечерами рассказывают в кофейнях, часто повествуют о приключениях любовников, когда мужчины переодеваются в женское платье, чтобы проникнуть в гарем. Воистину, нет ничего проще, хотя добавим, что подобные истории порождены скорее воображением арабов, нежели турецкими нравами, уже два столетия царящими на Востоке. Мусульманин вовсе не склонен к адюльтеру и счел бы для себя оскорбительным любить женщину, которая ему не принадлежит...»
Ну что, мечтающие о гаремах мужчины? Согласны на таких условиях завести себе гурий? По мне – да ну его на фиг!
Кроме жен мусульманин мог иметь наложниц из числа рабынь-немусульманок захваченных на войне. Рабыней запрещалось делать девушку-мусульманку, а также свободную девушку из числа «людей писания» - христиан и иудеев, живущих в пределах мусульманского государства, которых называли «зимми». Ислам рекомендует уменьшать число рабов, поэтому через определенное время раба предписывалось отпускать на волю, совершая богоугодное дело. За некоторые грехи прямо предписывалось в искупление освобождать раба, если он был. Наложниц-рабынь запрещалось склонять к блуду (до принятия ислама бравые бедуины заставляли рабынь заниматься проституцией в пользу хозяина, что было запрещено пророком Мухаммедом). О рабыне предписывалось заботиться. Иные рабыни по статусу были практически равны законной жене. Единственным различием были права наследования – рабыня ничего не получала из имущества умершего хозяина, она сама была имуществом. Рабыня, родившая ребенка от хозяина, если он признавал ребенка, получала то преимущество, что ее нельзя было продать. После смерти хозяина она в обязательном порядке входила в долю наследства причитающегося ее ребенку, и через это получала свободу. Если рабыня очень нравилась хозяину, то шариат рекомендовал ее освобождать и жениться как на законной жене.
Многоженство в реальности было явлением довольно редким, которое могли себе позволить только очень богатые мужчины. Браки эти, как в принципе и в других обществах заключались отнюдь не по любви, а из чувства долга, как и везде. Это прежде всего была сделка двух семей, которые становясь родственниками начинали пользоваться взаимной поддержкой, приобретали вес в обществе.
Для правителей главными были политические браки. Например: татарские ханы женились на дочерях четырех карача-беков, предводителей четырех самых могущественных татарских кланов. И то «полный комплект» из четырех жен был редкостью, обычно ограничивались двумя – дочерью клана ширин и дочерью клана мангыт. Кланы эти, борясь за влияние, часто враждовали, и ханы получали головную боль, решая споры родственников своих жен. Иногда жены даже вступали в заговоры против мужа. Вот вам и «забитая женщина Востока»!
Турецкие султаны сначала тоже брали жен из числа дочерей турецкой родовой знати. Позднее стали брать жен из числа правителей сопредельных государств: Византии, Сербии, Болгарии. Известна пышная свадьба дочери византийского императора Иоанна Кантакузина Феодоры и Орхана, сына Османа, знаменитого основателя османского государства. Жених прислал за Феодорой эскорт в тридцать судов и позволил ей исповедовать христианство (мусульманам разрешается жениться на женщинах другой веры). Потом Феодора много сделала для христиан, живших во владениях её мужа.
Постепенно, чтобы исключить заговоры и интриги знати, султаны стали опираться в управлении не на аристократию, а на «капыкулу» - «рабов ворот», корпус набиравшийся первоначально из захваченных в плен воинов-христиан, а потом и из детей христиан империи, набранных по системе «налога кровью». Корпус этот дал Османской Империи немало выдающихся людей и заслуживает отдельного долгого рассказа, на котором останавливаться не будем.
Султаны, не желавшие решать споры благородной жениной родни вообще перестали жениться, предпочитая обходиться рабынями. Так место византийских принцесс и дочерей беев в постели султана постепенно перешло к рабыням-наложницам. Они стекались в гарем со всех невольничьих рынков Средиземноморья. «Законных» жен у султанов не было.
Наложницы стали единственными женщинами султанов на долгие годы. Это косвенно подтверждается тем, что существует множество описаний пышных свадебных торжеств сестер и дочерей султанов, но нет описания свадеб самих султанов. Владыки Османской Империи, в основном, были сыновьями рабынь, хотя и одними из самых сильных правителей мира. Известен случай, когда крымский хан, потомок Чингизхана и сын родовитой матери, будучи в разногласиях с султаном, писал о нем, как о недостойном доверия человеке, сыне рабыни, что для татарского хана казалось позорным. Сами татарские ханы, конечно, тоже имели побочных детей от рабынь, и эти дети воспитывались и жили в достатке, но к наследованию государства их не допускали, потому что за ними не стояли придворные группировки родственников матери.
В Османской же империи на это смотрели проще – весь управленческий аппарат тут был выходцами из рабов, к тому же некоторые рабыни по родовитости не уступали хозяевам, поэтому этими вопросами не заморачивались.
После захвата Константинополя Мехмед II построил дворец Топкапы, ставший сердцем Османской Империи. Сначала гарем располагался в другом дворце, отдельно. Назывался он «Изразцовый павильон». Султан посещал его только навещая своих жен. В Топкапы же султан решал государственные дела, не отвлекаясь на разные глупости. Во времена Хюррем-хатун, более известной как Роксолана, в правление Сулеймана Кануни, гарем переехал в Топкапы. Старый дворец на долгие годы стал традиционным обиталищем жен предыдущего султана.
Топкапы – сердце Османской Империи.
После переноса гарема в Топкапы окончательно сформировывается тот отдельный изолированный мир под названием «Харем-и-Хумаюн» - «Гарем Повелителя». Любой мусульманский дом, будь то лачуга дехканина, или дворец паши, делился на две части: «салемлик» - «мирское», где обитают мужчины и принимают гостей, и «харемлик» - «запретное», где обитают женщины и дети. Вход в «харемлик» позволен только хозяину и нескольким его близким родственникам. Постороннему проникать туда запрещено, даже если он отделен от «салемлика» всего лишь занавеской. В Серале (искаженное европейцами слово «сарай» - «дворец»), как еще называли Топкапы, гарем занимал огромную территорию со своими покоями, кухнями, комнатами слуг, фонтанами и садами. Украшались покои с необычайной роскошью, влетая государственной казне в немалую копеечку.
Гарем был четко организованной структурой, со своими правилами, рангами и церемониями. Все было жестко регламентировано. А как иначе содержать в порядке коллектив женщин?
Как ни странно, первыми кто встречал человека в гареме были мужчины... ну, почти... Евнухи были стражами гарема, наблюдали за наложницами и рабынями, были камергерами султанских фавориток, его матери, сестер и дочерей.
Евнухи делились на белых и черных. Белые евнухи служили во внешних покоях дворца, охраняли входы, управляли поместьями принадлежащими матери султана. Их глава назывался «Баб-ус-сааде-ага» - «Старший над воротами блаженства». Он управлял делами дворца и был одной из самых значительных фигур, благосклонности которого искали другие придворные.
Черные евнухи служили непосредственно внутри гарема. Они наблюдали за порядком в покоях где жили девушки, пресекали драки (А как же! Чтобы повелитель не засматривался на красивую соперницу ее могли и покалечить – порезать лицо, отравить, столкнуть с лестницы). Они же следили за целомудрием султанских пташек, чтобы никто не проникал в гарем, не передавал любовных писем, не покидал гарем под видом торговок, которые посещали султанских женщин, рекламирую свой товар. Эти же евнухи несли охрану при выезде обитательниц гарема на прогулки. Глава черных евнухов назывался «кызлар-ага» - «старший над девушками». Он тоже был одним из влиятельнейших вельмож, в некоторые периоды его влияние превосходило влияние везирей.
Старшие евнухи были богаты, даже имели свои дворцы. Деньги они наживали не только получая жалование от султана, но и благодаря подаркам от обитательниц гарема – взятки за назначение на выгодное место (например в покои матери султана) были обычным делом. Обратившие на себя внимание султана девушки тоже не забывали своих евнухов. Иногда евнухи, лишенные мужского желания, становились друзьями девушек, с которыми они могли поговорить «за жизнь» скрашивая однообразие гаремных будней. Младшие евнухи жили при гареме и несли сменное дежурство.
Иногда, заслуженные старые евнухи получали почетную отставку. Тогда они, будучи богаты, женились! Невесту брали из гарема, из числа девушек, которых так и не выбрал султан, но которые были дружны с евнухом. Делалось это из желания обеспечить девушке хорошую жизнь. Старый евнух умирая оставлял состояние своей еще молодой, красивой и нетронутой жене, которая становилась богатой и свободной невестой.
Но ни все евнухи были так благодушны. Были и злые евнухи, которые ненавидели женщин из-за того, что были лишены своей мужественности. Они были самыми строгими надзирателями, шпионами, отравителями и даже палачами. Иногда это делали даже из ревности! Что и говорить – за «воротами блаженства» располагался тот еще гадюшник.
Институт евнухов был перенят арабами, а затем и турками у византийцев. В Византии евнухи занимали довольно большие должности, потому что считалось, что лишенный низменных страстей человек будет всецело отдавать себя служению. Евнухов турки покупали в Абиссинии, уже кастратами. Оскоплять человека – это изменять его тело, то есть менять творение Аллаха, что есть грех. Поэтому производством евнухов занимались христиане, используя для этого мальчиков захваченных в Африке. Взрослые после такой операции выживали редко.
Гарем посещали и настоящие мужчины. Для тяжелых работ: ремонта, пиления и колки дров в гарем допускались слуги-мужчины. При их появлении строгие евнухи создавали оцепление, женщин изолировали. Кроме того, эти слуги носили специальную одежду с высокими воротниками, которые не давали вертеть головой и ограничивали обзор.
Кто же обитал в султанском гареме, что его так тщательно охраняли? На самой нижней ступени находились рабыни. Они покупались на невольничьих рынках. Были здесь женщины со всего света: берберские пираты поставляли испанок и француженок вздумавших путешествовать на кораблях по Средиземному морю, были невольницы из Африки, венецианки, славянки с Балкан и из Литвы, гречанки, грузинки. Самыми красивыми считались... нет, не славянки. Черкешенки.
Джордж Дорис, автор книги «Абдул-Хамид вблизи» писал:
«Контингент гарема набирается почти исключительно из представительниц черкесской расы – самой красивой на Востоке; но в нем можно встретить также сириек и румелиек. Выбранные за свою раннюю красоту, почти все одалиски куплены еще девочками специальными агентами двора».
Но не только пленные девушки пополняли гарем. Иногда сами родители, вопреки нормам ислама, продавали дочерей. Грех конечно большой, но и деньги не малые! В 19 веке, когда рабство в Османской Империи отменили, этот способ пополнения султанского гарема стал единственным. Обычно, так поступали бедные люди надеявшиеся на лучшую долю для своей дочери. При этом родители девочки получая деньги подписывали бумагу, что они отказываются от дочери и согласны с ней никогда не встречаться. После этого девочке давали другое имя, и она попадала в обучение к одной из наставниц – «кальфа». Кальфа – это старые женщины, иногда сами бывшие когда-то одалисками. Они знали все гаремные традиции и обычаи, были в курсе всех дел и заведовали обычно каким-то одним «департаментом». Были кальфа секретари, музыкантши, певицы, танцовщицы, ключницы, подавательницы кофе, хранительницы казны и еще сотня других важных и не очень должностей. Кальфа сами отбирали себе учениц и учили их азам профессии. Еще девушек учили читать и писать, а также умению одеваться, красиво говорить, поэзии, придворному этикету. Кальфа, сами лишенные радости материнства, зачастую относились к девочкам как к дочерям и старались, когда они войдут в возраст, при удобном случае представить их султану, что давало шанс возвыситься на вершину гаремной иерархии. С возвышением девушки возвышалась и кальфа. Если умирала жена или наложница султана, то наследницей ее состояния становилась ее кальфа. Когда умирала сама кальфа, то ее наследником становился султан. Круговорот богатств в гареме!
Если же девушка по истечении девяти лет в гареме не была замечена султаном, то ее выдавали замуж. Получить невесту из гарема было одной из наград для подданных Османской Империи. Невеста получала богатое приданое, была хорошо воспитана, красива и считалась очень выгодной партией. Девушке давалось свидетельство, что она является свободным человеком.
Часть девушек, которых не сочли достаточно красивыми для взора султана, оставались в гареме в качестве рабочей силы. Они были банщицами, истопницами, прачками, швеями и так далее. Впрочем, попасть сюда могли и красавицы у которых не было покровителей из числа кальф или евнухов. Это делалось и из мести, когда соперницы боясь конкуренции подкупали евнухов и те сплавляли девушку подальше от ясных глаз повелителя. Хотя и у таких был шанс. Например, мать султана Абдул-Меджида была обыкновенной банщицей. Однажды ее увидел входящий в баню султан. Внезапное влечение обернулось беременностью, что вознесло рабыню в ранг фаворитки, а появление сына, который затем стал султаном, сделало банщицу самым главным человеком гарема.
Красивые девушки после обучения становились «одалик» - от турецкого «ода» - комната, горница, то есть горничными. Отсюда и происходит слово «одалиска». Они прислуживали женам и наложницам султана, его сестрам и матери. Эти женщины уже считались «аристократией гарема» и имели каждая свой маленький двор: кальф-секретарей, казначейш, евнухов и штат служанок. Султан, посещая мать, жен или сестер с визитами мог заметить красивую служанку. Ему было достаточно поинтересоваться как ее зовут. Так она переходила в разряд «гезде» - «замеченной». После этого девушку купали, обряжали в красивый наряд и провожали к султану в опочивальню. Случалось, что султан уже «перехотел» или просто не узнавал девушку. Тогда она опозоренная возвращалась обратно, жалея об упущенном шансе. Это же ожидало и девушек не сумевших угодить султану в постели. Если же султан оставался доволен, то девушка становилась фавориткой «икбал» - «осчастливленной». Эта степень уже была переходной от статуса рабыни к вершинам гаремной иерархии. Статус фаворитки был шатким – султан мог охладеть к своему увлечению, заинтересоваться другой. Но были и фаворитки крепко державшие султана в своих руках. Их благосклонности искали все другие обитатели гарема, ведь они могли еще больше возвыситься. Соперничество, зависть, наветы, сплетни, яды и другие прекрасные вещи сопровождали жизнь фавориток. Если же фаворитка беременела и становилась матерью, то она получала статус «кадина». Кадина это уже жена султана, пусть и неофициальная, но признанная матерью его детей. Она уже имела обширный двор, штат служанок еще более вырастал.
Покои султана.
Любимые кадины имели статус «кадина-эфенди» или «хасеки», как начиная с Роксоланы стали называть любимых султана. Это вторая по значимости «должность» в гаремной иерархии. Если сын кадины становился султаном, то она становилась «валиде-султан». Валиде-султан – вот кто была единственной властительницей гарема. Потому что жен может быть много, а мама – одна! Власть валиде была абсолютной, без ее согласия в гареме ничего не происходило. Она была законодательницей мод, упаси вас Аллах одеваться лучше, чем валиде! Все наложницы султана проходили предварительное одобрение у валиде-султан. Чрезмерное увлечение одной фавориткой валиде старалась пресекать, опасаясь потери влияния на сына. Свекровь – она и в Турции свекровь! С этой целью валиде-султан обычно дарила сыну новую молодую наложницу.
Но был случай, что султан женился на одной женщине. Султана этого звали Сулейман Кануни, а женщину Хюррем Хасеки-султан, которую у нас знают как Роксолану. Кем она была до попадания в гарем точно неизвестно, но склоняются к ее славянскому происхождению. Сулейман не только женился на ней официально, но и в результате интриг Хюррем казнил своего наследника Мустафу, который был сыном прежней фаворитки Сулеймана по имени Махидевран. Женитьба на одной женщине была воспринята двором султана как нечто неслыханное. Ходили слухи, что султан околдован. Хюррем настолько взяла все в свои руки, что удалила из гарема всех других женщин, оставшись единственной любовью султана. После ее смерти султан Сулейман возвел мавзолей на ее могиле. А еще через несколько лет сам Сулейман был похоронен в другом мавзолее, недалеко от жены.
Хюррем в представлении художников и кинематографистов.
После смерти Сулеймана султаном стал сын Хюррем по имени Селим. За пристрастие к вину он получил у подданных прозвище Пьяница. Говорили, что он приказал захватить Кипр только из-за того, что ему рассказали о превосходном качестве тамошних вин. Фавориткой султана была девушка по имени Нурбану. Происходила она, по одной из версий, из семьи знатных венецианцев. Влияние Нурбану было так велико, что Селим, женился на ней, подобно тому, как Сулейман, женился на Хюррем. Правление Нурбану открывает целую эпоху в истории Османской империи – «Султанат женщин». Характеризовался он сильным влиянием гарема на политику государства в целом и на султанов в частности. В это время валиде-султан становились такие известные в истории Турции женщины как Нурбану-султан, Сафие-султан, Кёсем-султан и Турхан-султан.
В это время вся политика империи зависела от настроения гарема. Начало процветать взяточничество среди придворных, старавшихся купить благосклонность дам. Валиде-султан и фаворитки не обладали государственными талантами – это были всего лишь бывшие рабыни. Поэтому благодаря турецким «маркизам Помпадур» империя приходила в упадок.
На гарем тратились огромнейшие средства. Вообще валиде-султан и жены султана имели в своем распоряжении особые земли и поместья, доход с которых шел на их содержание. Назывались эти земли – «башмаклык», то есть «на башмачки». Валиде-султан нередко тратили эти «башмачные» на благотворительность. Практически после каждой валиде осталась построенная мечеть, являющаяся шедевром архитектуры.
Новая мечеть Валиде-Султан. Начата при Сафие-султан, достроена при Турхан-султан.
Упадок империи усугублялся личными качествами и безынициативностью самих султанов. Обусловлено это было следующим.
В гареме кроме наложниц жили так же и дети султанов. Дочери султана жили в гареме и получали там образование: их учили поэзии, каллиграфии, Корану, вышиванию. Юные султанши выдавались матерью замуж за самых влиятельных людей Османской Империи. Мужья султанш получали титул «дамат» - зять султана.
Сыновья султана тоже проживали в гареме и носили титул «шахзаде» или принцев. С самого рождения принцам назначали нескольких рабынь-нянек, с которыми будущий султан играл. В пять лет ему назначался слуга «лала», которого можно сравнить с «дядькой» русских дворянских недорослей . Маленький принц начинал изучать Коран, письмо, литературу, этикет. Став старше принцы отправлялись вместе с матерью в одну из провинций в качестве губернаторов санджак-беев, где учились править. Потом на основе их способностей отец и назначал наследника.
Наличие нескольких наследников создавало нестабильность в государстве и могло привести к гражданской войне, ведь один из них мог поднять восстание против брата. С целью недопущения этого еще султаном Мехмедом-Фатихом был принят суровый закон:
И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим.
Мехмед-Фатих, мастер нестандартных решений.
Поэтому при воцарении нового султана лишних братьев без угрызений совести просто казнили. Особенно в этом преуспел султан Мехмед III, казнивший в день восшествия на престол девятнадцать братьев и утопивший в Босфоре беременных наложниц своего отца. Однако этот простой дедовский способ имел и некоторые недостатки: новый султан мог умереть бездетным, не оставив наследников. После того как однажды династия чуть не вымерла, стало очевидным, что иметь пару запасных наследников необходимо. Но как сделать, чтобы наследники не баламутили покой государства?
Выход был найден – «кафес» или «клетка». Так назывались изолированные покои во дворе гарема Топкапы. Здесь селили запасных наследников. Чтобы принцы не могли влиять на государственные дела, их полностью изолировали от внешнего мира. Их обслуживали глухонемые слуги, их наложницы были бесплодны. Здесь в изоляции, ни с кем не общаясь, жили сыновья султанов. Каждую минуту они ждали, что откроется дверь и придут люди, чтобы позвать их на престол или же убить. Жизнь в таком режиме, естественно, сказывалась на психике. К тому же вышедшие из клетки султаны не были подготовлены к правлению, так как практику в качестве санджак-беев они не проходили. В 1640 году после смерти Мурада IV толпа пришла в кафес, чтоб провозгласить султаном его брата Ибрагима. Новый султан так испугался, что забаррикадировался в своих покоях и даже уговоры матери не заставили его поверить, что его брат мертв. Лишь после того, как принесли тело почившего султана, Ибрагим вышел наружу. Прославился он тем, что в свое правление предавался диким загулам, словно стараясь наверстать упущенное время. Другой султан, Сулейман II, после 39 лет в кафесе, так пристрастился к каллиграфии и к уединению, что во время своего правления постоянно порывался вернуться назад в «клетку». Такие нездоровые султаны не занимались государством, а проводили все время в гареме, спуская на него баснословные суммы, что постепенно приводило империю в упадок.
Кафес, золотая клетка принцев.
Гарем не только развлекал султана, но и в ожидании прихода господина развлекался сам. Сотни молодых и здоровых женщин были в большинстве своем лишены мужского внимания. Свой досуг они проводили в танцах, чтении сказок, примерке всевозможных нарядов и украшений, которыми их снабжали торговки-еврейки. Этим торговкам, как женщинам, был разрешен вход в гарем, а как немусульманкам им не нужно было сторониться посторонних мужчин. Поэтому они с готовностью выполняли для обитательниц гарема разные мелкие поручения.
Кроме примерок нарядов и танцев одалиски гадали, колдовали, делали привороты, наводили порчу на соперниц. Это делалось тайно, ведь ислам не одобряет колдовство. Но чего ни сделаешь, когда один мужчина на несколько сотен женщин! Кстати, иногда между обитательницами гарема возникали весьма порочные связи. Лесбиянство считалось величайшим грехом, поэтому за девушками зорко следили евнухи, особенно при посещении бань. Если связь раскрывалась или даже возникало подозрение, то девушек разделяли: удаляли из гарема, переводя в другое место. Случались и связи с мужчинами, когда девушкам удавалось переодевшись торговкой покидать гарем. Но евнухи не дремали, и изменившая султану оканчивала свои дни в мешке с ядром на дне Босфора. Поэтому на это решались немногие, и основную часть времени одалиски проводили в интригах в пользу своих детей, стараясь, чтоб именно их шахзаде стал наследником.
Время шло, и прогресс не стоял на месте. В Турции началась эпоха Танзимата. Страна стала европеизироваться. Гарем тоже не остался в стороне. В Сераль проникли европейские моды, балы, пианино. Стали приниматься законы, изданные по европейскому образцу. Нормы шариата отходили на второй план. Потом случилась младотурецкая революция, власть султана ограничили. Затем была Первая Мировая Война, которая окончилась для Турции оккупацией войсками Антанты. Мустафа Кемаль, генерал турецкой армии и герой Чанаккале, не смирился с этим. После освободительной войны, выигранной под его руководством, он стал президентом уже новой Турецкой республики. Шестисотлетней власти османских султанов пришел конец. Султан Мехмед VI бежал в Европу, бросив свой гарем на произвол судьбы. Новые власти запретили многоженство и распустили гарем. Кто-то из женщин уехал в Европу, кого-то забрали родственники, кому-то удалось снова выйти замуж в Турции. Судьба других неизвестна. «Харем-и-Хумаюн» - «Гарем Повелителя» ушел в историю вместе со своими владыками, оставив европейцам лишь будоражащие воображение полуфантастические истории…
Очень «длиннопостно» получилось, за что прошу прощения у читателей)
Что почитать по теме:
Казиев Ш. - Повседневная жизнь восточного гарема.
Ихсаноглу Э. - История Османского государства и цивилизации.
Вообще прикольная ситуация с умерщвлением конкурентов на наследство. Жить, зная что когда старший братик взойдёт на престол, за тобой придут с шёлковым шнурком. И как мамки ненавидели друг друга, опасаясь за жизнь своих чад. Понимаю ту же Роксолану, которая яростно интриговала против Мустафы, старшего сына султана.
Это самый длинный пост за всю историю или я что то пропустил?)
"Ему было достаточно поинтересоваться как ее зовут. Так она переходила в разряд «гезде» " -
Прикольно то что слово "гёзде" -переводится не как замеченная, а как "подожди" или просто "жди" ))
Картины красивые, кто автор?
В это время в голове