Долгострой Санкт-Петербурга

К сожалению (или к счастью) Зенит-Арена не является самым дорогим и технически сложным долгостроем. Таковым является комплекс доков именуемых Петровскими.

Долгострой Санкт-Петербурга Долгострой, Санкт-Петербург, Кронштадт, Текст, История, Длиннопост

Собственно "Петровским доком", а точнее – «Каналом им. Императора Петра Великого» называется вся система гидротехнических сооружений, начинающаяся от Средней гавани у Усть Рогатки:


- Канал (морская часть), 1719 - 1726 годы, строитель Лейн Э., Петр I, 1734 - 1752 годы, военный инженер Люберас И.-Л., XIX - XX века.

- доковый мост, 2-я пол. XIX века.

- док Петровский (южный), 1719 - 1726 годы, Петр I, строитель Лейн Э., 1734 - 1752 годы, военный инженер Люберас И.-Л., XIX - XX века.

- доки в крест-канале, 1719 - 1726 годы, Петр I, строитель Лейн Э., 1734 - 1752 годы, военный инженер Люберас И.-Л.

- овраг между крест-каналом и бассейном с кюветом (незаконченная часть канала), 1719 - 1752 годы, строитель Лейн Э., военный инженер Люберас И.-Л., 1901 год.

- бассейн с насосной станцией и отводным каналом, 1734 - 1752 годы, военный инженер Люберас И.-Л., XIX - XX века.


Итого строительство началось в 1719 и продолжалось по 1901 г.


Указом от декабря 1715 г. из 5 губерний выделяются 31,5 тыс. рабочих на строительство гаваней, а для присмотра за работами было приказано прибыть на остров и губернаторам: азовскому, архангельскому, казанскому, московскому и нижегородскому. В 1717 г. руководство строительством передали сенатору М. М. Самарину. Строительство велось несколько лет, но уже в 1719 г. в котлинский порт из Европы пришло около ста торговых судов. С 1719 г. по мере готовности отдельных гаваней, их стали вооружать пушками. В 1723 г. завершена чистая отлека последней гавани - Военной. В дальнейшем продолжаются работы по оборудованию гаваней для приема и обслуживания военных и торговых кораблей.

Рос и российский флот, военный и коммерческий. Петра очень беспокоило отсутствие на Балтике хорошей ремонтной базы для флота. Возникла идея ремонтировать и строить новые корабли на Котлине, для этого нужны были доки, эллинги, мастерские.


По Петровскому плану города, утверждённому в 1721 г., внутренняя территория главной крепости прорезана четырьмя каналами. Основной композиционной осью является канал, идущий от гавани на север острова, второй канал идет перпендикулярно первому. В восточной части южного (второго) канала был запроектирован бассейн с шестью доками по сторонам и бассейн для хранения лесных материалов. По каналам свободно должны были проходить самые большие корабли.


Весной 1719 г. начали копать первый канал с бассейном и доками. Работу круглый год вели 3 тыс. человек, присланные из разных губерний, под наблюдением М. М. Самарина, затем адмирала П. И. Сиверса, работами руководил Э. Лейн. Копали канал на всем протяжении от морского берега до пруда, а также пруд и котлованы для шести доков. Канал, доки и эллинги действовали уже в 1724 г., когда за один месяц было отремонтировано 10 линейных кораблей и фрегатов. Но строительство продолжалось еще много лет.


В доке, сооруженном по плану Петра I, одновременно могли стать на ремонт более 10 судов. Был изобретен новый способ для осушения дока: вырыли глубокий бассейн, соединенный шлюзами с доком. Когда в док вводили судно, шлюзы открывали, и вода за несколько часов самотеком уходила в бассейн. За время ремонта судна воду из бассейна выливали с помощью ветряных мельниц, которые приводили действие маломощные помпы.


Размеры дока-канала: 20 м в ширину и свыше 300 м в длину. Реконструированный, усовершенствованный, но в основе - тот же самый, Петровский док служил до последнего времени.

Долгострой Санкт-Петербурга Долгострой, Санкт-Петербург, Кронштадт, Текст, История, Длиннопост

23 января 1725 г. Петр I умер. За время последующих междоусобиц строительство на Котлине практически не велось, лишь крайне медленно продолжались работы по облицовке камнем стен каналов и доков.

В 1734 г. главным командиром конторы кронштадтских строений и канала был назначен инж. Иоганн Людвиг фон Люберас. С его приходом продолжилось строительство док-канала. Люберас предложил воспользоваться уже готовым доком, который требовалось оборудовать стапелем для ремонта кораблей, и отказаться от устройства доков у бассейна.


Свою роль в строительстве канала сыграл и Андрей Константинович Нардов. Еще с Петром I работал он над чертежами и док-канала, и его механизмов. В 1747 г. Нардов прибыл в Кронштадт, чтобы ускорить строительство. Самое важное изобретение Нардова - три пары двойных шлюзовых ворот, главный механизм док-канала. Эти ворота надежно перекрывали воду, были прочны и легки в управлении. В конструкции главного механизма канала Нардов впервые в России использовал латунь, построил машину для шлифовки и сверления камня, грузовой транспортер, предложил свой метод сопряжения деревянных брусьев.


Работы предполагалось выполнить в три года, но они растянулись. В 1750 г. приступили к работам по расширению бассейна, а котлованы начатых доков были засыпаны.


30 июля 1752 г. состоялось торжественное открытие док-канала. На церемонии было объявлено, что каналу присваивается имя Петра Великого. Общая длина канала от устья до конца бассейна 2 км 240 м. Стены канала и дамбы сделаны из тесанного камня, укрепленного металлическими скобами, и залиты цементом особого состава. В устье канала имелось два батопорта, с помощью которых морская часть канала содержалась сухой во время работ. 1 августа 1752 г. в док вошел первый корабль.


В 1755 г. главным командиром "устроения канала и доков" в Кронштадте был назначен Абрам Петрович Ганнибал. Вплоть до ухода в отставку в 1762 г. Ганнибал руководил всеми фортификационными и гидротехническими работами на Котлине. Петровский док-канал он довел почти до совершенства.


В 1841 г., в царствование Николая I, был построен второй док, названный Николаевским.

В дальнейшем в доке велись лишь ремонтные и восстановительные работы, а к устройству еще 6 камер так и не приступили.

Долгострой Санкт-Петербурга Долгострой, Санкт-Петербург, Кронштадт, Текст, История, Длиннопост

В советское время док док использовали по назначению до 90-х годов. После док не эксплуатировался и начал разрушаться.

В 2014 году были демонтированы все подъемные краны и часть инженерных систем (хотя большую часть кабеля и труб уже давно растащили на металл). в 2015 году появился проект создать на территории "Петровского дока" мужей подводной археологии.

Долгострой Санкт-Петербурга Долгострой, Санкт-Петербург, Кронштадт, Текст, История, Длиннопост

Основная часть дока снова будет заполнена водой — там разместят остовы затонувших кораблей. Посетители смогут разглядывать экспонаты через акриловую стену. На сегодняшний день уже готов предварительный список судов, которые станут частью экспозиции. В нем 11 позиций от линейных кораблей «Портсмут» и «Лондон», участников Северной войны, до морских бронекатеров, затонувших при обороне Ленинграда. Помимо этого, музейная коллекция может пополниться подводной лодкой времён Первой мировой войны.


Планируется, что в доке может разместиться верфь для строительства копий исторических кораблей, а также центр подводной археологии и образовательный центр. Музей обещают построить к 2022 году.

и

На сегодняшний день док находится в плачевном состоянии. И только за период Весна-Осень 2016 сильно пострадали его несущие конструкции. Не говоря уже о том, что инженерные системы и шлюзовые двери давно пришли в негодность.

Долгострой Санкт-Петербурга Долгострой, Санкт-Петербург, Кронштадт, Текст, История, Длиннопост
Долгострой Санкт-Петербурга Долгострой, Санкт-Петербург, Кронштадт, Текст, История, Длиннопост
Долгострой Санкт-Петербурга Долгострой, Санкт-Петербург, Кронштадт, Текст, История, Длиннопост
Долгострой Санкт-Петербурга Долгострой, Санкт-Петербург, Кронштадт, Текст, История, Длиннопост
Долгострой Санкт-Петербурга Долгострой, Санкт-Петербург, Кронштадт, Текст, История, Длиннопост
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Да... был там в 2013 году. Запустение. Ещё хуже - состояние навигационных меток и знаков, а также гранитных облицовочных плиток на Фортах...
2
Автор поста оценил этот комментарий

Зенит-Арене есть куда стремиться, факт.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вы ещё с египетскими пирамидами сравните