[Длиннопост]Где недостающая масса или социология одной двери.
Дорогие пикабушники, хочу поделиться с вами замечательной статьей. Написана она французским философом и социологом Бруно Латур(статья адекватная(хотя как посмотреть) и интересная(сомнению не подлежит)) и в изначальном переводе выходит примерно страниц на 12 :)
Конечно же здесь она сокращена, причем такой вариант пришлось мне как-то рассказывать на семинаре, где даже мирно спящие после четырех часов социологии студенты вдруг проснулись (своим качествам никак этого не приписываю).
Надеюсь, что вам понравится!
Статья длинная и может вся не влезть в тему, поэтому продолжение читайте в комментариях.
_____
С точки зрения некоторых физиков, во вселенной не достает определенного количества массы, чтобы подтвердить модель, выстраиваемую космологами. Они везде ищут «недостающую массу», которая могла бы в результате дать ожидаемую ровную сумму.
То же самое происходит и с социологами. Они постоянно, с некоторым отчаянием, сосредоточены на том, чтобы обнаружить социальные связи, достаточно прочные, чтобы объединить всех нас, или моральные законы, которые могли бы заставить нас вести себя должным образом. При суммировании социальных связей они не получают требуемого итога. Нестойкие и слабые моральные принципы - вот и все, что могут обнаружить социологи. Общество, которое они пытаются воссоздать при помощи тел и норм, постоянно разрушается. Чего-то все время недостает. Такого, что было бы строго социальным и высоко моральным. Где же они могут это найти? Повсюду - но слишком часто они отказываются это видеть, несмотря на большое количество исследований.
Чтобы свести баланс нашего общества и получить искомую сумму, мы просто должны переключить наше внимание с людей и посмотреть на нечеловеков. Вот они, скрытые и презренные социальные массы, которые дополняют нашу мораль. Они стучат в дверь социологии, требуя учета при подведении общественного баланса так же настойчиво, как это делали человеческие массы в XIXвеке.
Это небольшое вступление к статье Бруно Латур о недостающей массе.
Началось его исследование с коротенькой надписи, сделанной кем-то неизвестным.
Холодным февральским днем, на дверях Палаты кож в Париже, можно было увидеть маленькое, сделанное от руки объявление: «Доводчик бастует, ради Бога, закрывайте двери». Это соединение трудовых отношений, религии, объявления и техники в одной единственной весьма незначительной записке и есть та разновидность вещей, которую автору хотелось бы описать, чтобы обнаружить недостающие массы.
Стены - это прекрасное изобретение, но не будь в них никаких отверстий, было бы невозможно попасть внутрь или выйти наружу - они были бы чем-то вроде мавзолеев или склепов. Проблема состоит в том, что, если вы делаете отверстия в стенах, что-то или кто-то может входить внутрь и выходить наружу (коровы, посетители, пыль, и, что хуже всего, - холод). Поэтому архитекторы изобрели этот гибрид: отверстие-стену, часто называемую дверью, которая, хотя и является достаточно распространенным механизмом, теперь и меня, благодаря автору, поражает, как чудо техники. Проявленная изобретательность в данном случае состоит в креплении дверных петель: вместо того, чтобы каждый раз пробивать стену при помощи кувалды, вы просто легко толкаете дверь; кроме того, и в этом-то и состоит весь фокус, после того как вы прошли в дверь, вам не надо искать мастерок и цемент, чтобы восстановить стену, которую вы только что пробили: вы просто опять легко толкаете дверь. Таким образом, чтобы оценить работу, которую проделывают дверные петли, вы просто должны представить себе, что всякий раз, когда вы хотите войти в здание или выйти из него, вам необходимо проделать ту же самую работу, что и заключенному, пытающемуся совершить побег или гангстеру, пытающемуся ограбить банк, а также работу тех, кто восстанавливает стены тюрьмы или банка.
Тут примечательно, что дверь выступает в качестве некоего фильтра, сохраняя то, что находится внутри и отсеивая тех, кто может и хочет через нее пройти (“А то идет кто-то.…О! Дыра в стене! Заглянуть что ли?” А вот если дверь стоит, то уже подумает).
Если мы сейчас сделаем две колонки: в правой перечислим работу, которую пришлось бы делать людям, если бы у них не было двери, а в левую колонку впишем легкое толкание двери (к себе или от себя), которое они должны произвести, чтобы выполнить те же самые задачи и сравним их, то увидим: огромное усилие в правой уравновешивается небольшим усилием в левой, и все это благодаря дверным петлям.
Вот эта самая дверная петля и является нечеловеком. Логично. Не человек же она.
Делегирование людям
С дверьми есть одна проблема. Посетители толкают их на себя, чтобы войти, или от себя, чтобы выйти (или наоборот), но потом дверь остается открытой. То есть, вместо двери вы имеете зияющее отверстие в стене, через которое, например, врывается холод или выходит тепло. Конечно, вы можете представить себе, что люди, живущие в этом здании или посещающие его, хорошо дисциплинированы. Они научатся закрывать дверь за собой и преобразовывать мгновенно возникающее отверстие в хорошо загерметизированную стену. Проблема в том, что дисциплина не является отличительною особенностью людей; да и возможно, здание посетят посторонние люди. Будут ли они все обладать такими же навыками в закрывании за собой дверей?
Именно здесь нам предлагается выбор: либо дисциплинировать людей, либо заменить ненадежных людей на другой человеческий персонаж, чьей единственной функцией будет открывать и закрывать дверь. Он называется швейцаром или привратником, или консьержем, или надсмотрщиком или надзирателем. Преимущество состоит в том, что теперь вы должны дисциплинировать только одного человека и со спокойной совестью можете позволить другим вести себя так, как им взбредет в голову. Независимо от того, кто они и откуда пришли, швейцар всегда позаботится о двери. Нечеловек (дверные петли) плюс человек (швейцар) разрешили дилемму отверстия-стены.
НО и тут снова встают проблемы. Мы ведь уже говорили, что люди недисциплинированные существа. Как надежно дисциплинировать молодого человека, чтобы он выполнял скучную и мало оплачиваемую работу? Хоть теперь и надо дисциплинировать только одного человека вместо сотни, здесь можно заметить слабое место этой стратегии: если один этот парень окажется ненадежным, тогда вся цепочка распадется; если он заснет на работе или пойдет прогуляться, то ничего хорошего в итоге не получится: чертова дверь будет оставаться открытой настежь, а работнику будут перепадать от нас ругательства и взбучки.
Если мы сравним работу по дисциплинированию швейцара с работой, которую он замещает, мы увидим: простая задача - заставить людей закрыть дверь - теперь выполняется невероятной ценой; минимальный эффект достигается при максимуме затрат и взбучек. Взглянем на различия: в первом типе отношений (петли + работа многих людей) вы не только почти полностью избавились от приложения усилий (рычаг позволяет перемещать большой вес посредством легких манипуляций) но также и сэкономили уйму времени: как только петли устанавливаются, больше ничего не надо делать, кроме как поддерживать их в рабочем состоянии (время от времени смазывать их маслом). Во втором типе отношений (работа швейцара + работа многих людей) вам не только не удается упразднить усилия, но не удается изменить и распределение времени: ничто не может воспрепятствовать тому, чтобы швейцар, на которого можно было положиться в течение двух месяцев, подвел нас на 62-ой день; в этом случае приходится выполнять работу не по поддержанию дверных петель в исправном состоянии, но ту же самую работу, что и в первый день(заставлять всех людей закрывать двери), если не считать тех нескольких привычек, которые вам удалось внедрить в его тело.
Именно в этом пункте у вас появляется относительно новый выбор: либо дисциплинировать людей, либо заменить ненадежных людей на персонажа-нечеловека, чья единственная функция будет состоять в том, чтобы открывать и закрывать дверь. Он называется доводчиком двери. Преимущество доводчика заключается в том, что теперь вам надо дисциплинировать только одного нечеловека и вы можете со спокойной совестью позволить всем остальным (включая коридорных) вести себя так, как им взбредет в голову. Независимо от того, кто они и откуда приходят, - вежливы они или невоспитанны, торопливы или медлительны, друзья или недруги - швейцар-нечеловек будет всегда заботиться о двери при любой погоде и в любое время дня. Один нечеловек (дверные петли) плюс другой нечеловек (доводчик) разрешили дилемму отверстия-стены.
Но, вернемся к тому объявлению. «Доводчик бастует». Значит, мы не только смогли передать обязанности закрывания двери от человека нечеловеку, мы также оказались способны передать ему недисциплинированность нашего швейцара.
Что интересно в этом объявлении, так это юмор, приписывающий человеческий характер поломке, которая обычно рассматривается как «чисто техническая». Этот юмор, однако, более глубок, чем похожее объявление, которое можно было бы поместить на дверях: «Доводчик не работает».
Я постоянно говорю с моим компьютером, который дерзит мне; я уверена, что вы ругаетесь со своей техникой; мы постоянно наделяем таинственными способностями домовых, живущих внутри всех мыслимых домашних приборов. Однако социологами это поведение признается скандальным нарушением естественных барьеров. Когда вы пишете, что доводчик «бастует», это, как они считают, представляет собой «проекцию» человеческого поведения на холодный технический нечеловеческий объект, который по своей природе не способен испытывать никаких чувств. Это антропоморфизм.
Доводчик и в самом деле антропоморфен, причем сразу в трех смыслах: во-первых, он сделан людьми, является конструкцией; во-вторых, он замещает действие людей и является тем делегатом, который постоянно занимает позицию человека; и в-третьих, он формирует человеческое действие, предписывая, какие именно люди должны проходить в дверь. И после этого кто-то еще будет запрещать нам приписывать чувства этому полностью антропоморфному создан
Конечно же здесь она сокращена, причем такой вариант пришлось мне как-то рассказывать на семинаре, где даже мирно спящие после четырех часов социологии студенты вдруг проснулись (своим качествам никак этого не приписываю).
Надеюсь, что вам понравится!
Статья длинная и может вся не влезть в тему, поэтому продолжение читайте в комментариях.
_____
С точки зрения некоторых физиков, во вселенной не достает определенного количества массы, чтобы подтвердить модель, выстраиваемую космологами. Они везде ищут «недостающую массу», которая могла бы в результате дать ожидаемую ровную сумму.
То же самое происходит и с социологами. Они постоянно, с некоторым отчаянием, сосредоточены на том, чтобы обнаружить социальные связи, достаточно прочные, чтобы объединить всех нас, или моральные законы, которые могли бы заставить нас вести себя должным образом. При суммировании социальных связей они не получают требуемого итога. Нестойкие и слабые моральные принципы - вот и все, что могут обнаружить социологи. Общество, которое они пытаются воссоздать при помощи тел и норм, постоянно разрушается. Чего-то все время недостает. Такого, что было бы строго социальным и высоко моральным. Где же они могут это найти? Повсюду - но слишком часто они отказываются это видеть, несмотря на большое количество исследований.
Чтобы свести баланс нашего общества и получить искомую сумму, мы просто должны переключить наше внимание с людей и посмотреть на нечеловеков. Вот они, скрытые и презренные социальные массы, которые дополняют нашу мораль. Они стучат в дверь социологии, требуя учета при подведении общественного баланса так же настойчиво, как это делали человеческие массы в XIXвеке.
Это небольшое вступление к статье Бруно Латур о недостающей массе.
Началось его исследование с коротенькой надписи, сделанной кем-то неизвестным.
Холодным февральским днем, на дверях Палаты кож в Париже, можно было увидеть маленькое, сделанное от руки объявление: «Доводчик бастует, ради Бога, закрывайте двери». Это соединение трудовых отношений, религии, объявления и техники в одной единственной весьма незначительной записке и есть та разновидность вещей, которую автору хотелось бы описать, чтобы обнаружить недостающие массы.
Стены - это прекрасное изобретение, но не будь в них никаких отверстий, было бы невозможно попасть внутрь или выйти наружу - они были бы чем-то вроде мавзолеев или склепов. Проблема состоит в том, что, если вы делаете отверстия в стенах, что-то или кто-то может входить внутрь и выходить наружу (коровы, посетители, пыль, и, что хуже всего, - холод). Поэтому архитекторы изобрели этот гибрид: отверстие-стену, часто называемую дверью, которая, хотя и является достаточно распространенным механизмом, теперь и меня, благодаря автору, поражает, как чудо техники. Проявленная изобретательность в данном случае состоит в креплении дверных петель: вместо того, чтобы каждый раз пробивать стену при помощи кувалды, вы просто легко толкаете дверь; кроме того, и в этом-то и состоит весь фокус, после того как вы прошли в дверь, вам не надо искать мастерок и цемент, чтобы восстановить стену, которую вы только что пробили: вы просто опять легко толкаете дверь. Таким образом, чтобы оценить работу, которую проделывают дверные петли, вы просто должны представить себе, что всякий раз, когда вы хотите войти в здание или выйти из него, вам необходимо проделать ту же самую работу, что и заключенному, пытающемуся совершить побег или гангстеру, пытающемуся ограбить банк, а также работу тех, кто восстанавливает стены тюрьмы или банка.
Тут примечательно, что дверь выступает в качестве некоего фильтра, сохраняя то, что находится внутри и отсеивая тех, кто может и хочет через нее пройти (“А то идет кто-то.…О! Дыра в стене! Заглянуть что ли?” А вот если дверь стоит, то уже подумает).
Если мы сейчас сделаем две колонки: в правой перечислим работу, которую пришлось бы делать людям, если бы у них не было двери, а в левую колонку впишем легкое толкание двери (к себе или от себя), которое они должны произвести, чтобы выполнить те же самые задачи и сравним их, то увидим: огромное усилие в правой уравновешивается небольшим усилием в левой, и все это благодаря дверным петлям.
Вот эта самая дверная петля и является нечеловеком. Логично. Не человек же она.
Делегирование людям
С дверьми есть одна проблема. Посетители толкают их на себя, чтобы войти, или от себя, чтобы выйти (или наоборот), но потом дверь остается открытой. То есть, вместо двери вы имеете зияющее отверстие в стене, через которое, например, врывается холод или выходит тепло. Конечно, вы можете представить себе, что люди, живущие в этом здании или посещающие его, хорошо дисциплинированы. Они научатся закрывать дверь за собой и преобразовывать мгновенно возникающее отверстие в хорошо загерметизированную стену. Проблема в том, что дисциплина не является отличительною особенностью людей; да и возможно, здание посетят посторонние люди. Будут ли они все обладать такими же навыками в закрывании за собой дверей?
Именно здесь нам предлагается выбор: либо дисциплинировать людей, либо заменить ненадежных людей на другой человеческий персонаж, чьей единственной функцией будет открывать и закрывать дверь. Он называется швейцаром или привратником, или консьержем, или надсмотрщиком или надзирателем. Преимущество состоит в том, что теперь вы должны дисциплинировать только одного человека и со спокойной совестью можете позволить другим вести себя так, как им взбредет в голову. Независимо от того, кто они и откуда пришли, швейцар всегда позаботится о двери. Нечеловек (дверные петли) плюс человек (швейцар) разрешили дилемму отверстия-стены.
НО и тут снова встают проблемы. Мы ведь уже говорили, что люди недисциплинированные существа. Как надежно дисциплинировать молодого человека, чтобы он выполнял скучную и мало оплачиваемую работу? Хоть теперь и надо дисциплинировать только одного человека вместо сотни, здесь можно заметить слабое место этой стратегии: если один этот парень окажется ненадежным, тогда вся цепочка распадется; если он заснет на работе или пойдет прогуляться, то ничего хорошего в итоге не получится: чертова дверь будет оставаться открытой настежь, а работнику будут перепадать от нас ругательства и взбучки.
Если мы сравним работу по дисциплинированию швейцара с работой, которую он замещает, мы увидим: простая задача - заставить людей закрыть дверь - теперь выполняется невероятной ценой; минимальный эффект достигается при максимуме затрат и взбучек. Взглянем на различия: в первом типе отношений (петли + работа многих людей) вы не только почти полностью избавились от приложения усилий (рычаг позволяет перемещать большой вес посредством легких манипуляций) но также и сэкономили уйму времени: как только петли устанавливаются, больше ничего не надо делать, кроме как поддерживать их в рабочем состоянии (время от времени смазывать их маслом). Во втором типе отношений (работа швейцара + работа многих людей) вам не только не удается упразднить усилия, но не удается изменить и распределение времени: ничто не может воспрепятствовать тому, чтобы швейцар, на которого можно было положиться в течение двух месяцев, подвел нас на 62-ой день; в этом случае приходится выполнять работу не по поддержанию дверных петель в исправном состоянии, но ту же самую работу, что и в первый день(заставлять всех людей закрывать двери), если не считать тех нескольких привычек, которые вам удалось внедрить в его тело.
Именно в этом пункте у вас появляется относительно новый выбор: либо дисциплинировать людей, либо заменить ненадежных людей на персонажа-нечеловека, чья единственная функция будет состоять в том, чтобы открывать и закрывать дверь. Он называется доводчиком двери. Преимущество доводчика заключается в том, что теперь вам надо дисциплинировать только одного нечеловека и вы можете со спокойной совестью позволить всем остальным (включая коридорных) вести себя так, как им взбредет в голову. Независимо от того, кто они и откуда приходят, - вежливы они или невоспитанны, торопливы или медлительны, друзья или недруги - швейцар-нечеловек будет всегда заботиться о двери при любой погоде и в любое время дня. Один нечеловек (дверные петли) плюс другой нечеловек (доводчик) разрешили дилемму отверстия-стены.
Но, вернемся к тому объявлению. «Доводчик бастует». Значит, мы не только смогли передать обязанности закрывания двери от человека нечеловеку, мы также оказались способны передать ему недисциплинированность нашего швейцара.
Что интересно в этом объявлении, так это юмор, приписывающий человеческий характер поломке, которая обычно рассматривается как «чисто техническая». Этот юмор, однако, более глубок, чем похожее объявление, которое можно было бы поместить на дверях: «Доводчик не работает».
Я постоянно говорю с моим компьютером, который дерзит мне; я уверена, что вы ругаетесь со своей техникой; мы постоянно наделяем таинственными способностями домовых, живущих внутри всех мыслимых домашних приборов. Однако социологами это поведение признается скандальным нарушением естественных барьеров. Когда вы пишете, что доводчик «бастует», это, как они считают, представляет собой «проекцию» человеческого поведения на холодный технический нечеловеческий объект, который по своей природе не способен испытывать никаких чувств. Это антропоморфизм.
Доводчик и в самом деле антропоморфен, причем сразу в трех смыслах: во-первых, он сделан людьми, является конструкцией; во-вторых, он замещает действие людей и является тем делегатом, который постоянно занимает позицию человека; и в-третьих, он формирует человеческое действие, предписывая, какие именно люди должны проходить в дверь. И после этого кто-то еще будет запрещать нам приписывать чувства этому полностью антропоморфному создан
Таким образом, объявление, помещенное на двери, попадает в точку, оно с юмором точно описывает поведение доводчика: он не работает, он бастует (заметьте, что слово «бастовать» -- это также антропоморфизм, перенесенный из нечеловеческого репертуара в человеческий.
Большинство социологов ужасно переживают из-за нарушения священного барьера, отделяющего человека от нечеловеков, поскольку смешивают данное деление с другим, с тем, которое существует между фигуративными и нефигуративными акторами(актор - действующий индивид, совершающий действия, направленные на других.). Если я говорю, что Гамлет - это образное представление «депрессии внутри аристократического класса», я перехожу от фигуры отдельной личности к менее индивидуальной фигуре - классу. Если я говорю, что Гамлет воплощает собой идею Рока, я прибегаю к менее фигуративным сущностям, и если я утверждаю, что он репрезентирует Западную цивилизацию, то я использую нефигуративные абстракции. Тем не менее все они равным образом являются актантами, то есть объектами, которые совершают свои действия либо в хитроумных пьесах Шекспира, либо в более скучных изысканиях комментаторов. Решение о том, наделять актантов фигуративностью или нет, полностью предоставлено авторам. То же самое можно сказать и в отношении техники. Инженеры являются авторами этих изощренных сюжетов и сценариев, в соответствии с которыми действуют множество делегированных, связанных друг с другом персонажей и оценить которые могут лишь немногие.
Различия между людьми и нечеловеками являются менее интересными, чем вся цепочка, по которой распределяются компетенции и действия.
*Рассказ Бруно Латур*
Например, на днях, я притормозил на автостраде, потому что увидел парня в желтом костюме и красном шлеме, который махал красным флажком. Движения парня были такими размеренными, место, где он находился, было таким опасным, а улыбающееся лицо таким бледным, что, проезжая мимо, я понял, что это - механическое устройство. Делегированы (делигировать – вручать, передавать, возлагать какие-то обязанности и действия) были не только красный флажок и не только рука, размахивающая флажком, но и самому механизму был также придан телесный облик. А ведь дорожные инженеры могли бы придать ему еще больше антропоморфичности! Могли бы наделить робота электронными глазами, чтобы махать флажком только тогда, когда приближается автомобиль и отрегулировать эти движения так, чтобы они становились быстрее, если автомобиль не подчиняется, и мы также могли бы добавить к этому ( почему бы нет? ) разъяренный взгляд и узнаваемое лицо, напоминающие, например, госпожу - что, конечно, является очень эффективным средством заставить водителей сбросить скорость. Но мы также могли бы пойти и по другому пути, по пути менее фигуративного делегирования: флажок и сам по себе мог бы выполнять эту работу. Да и зачем этот флажок? Почему, например, не поставить знак «ведутся дорожные работы»? И зачем вообще этот знак? Водители, если они осмотрительны, дисциплинированы и осторожны, сами увидят, что ведутся работы и сбавят скорость.
В зависимости от того, где мы находимся на этой цепочке передачи прав и обязанностей, мы получаем, либо классических морально ответственных существ, наделенных чувством собственного достоинства, способных говорить и подчиняться законам, либо исполнительные и эффективные устройства и механизмы; а где-то посередине между двумя этими крайностями мы получаем обычную власть знаков и символов.
**Именно вся цепь целиком составляет недостающую массу, а не какое-либо из ее крайних звеньев.**
Здесь мы приходим к самому интересному и самому печальному уроку, который можем извлечь из объявления, помещенного на двери: люди неосмотрительны, недисциплинированы и неосторожны.
«Доводчик бастует, ради Бога, закрывайте двери». В наших обществах существуют две системы, к которым можно апеллировать: нечеловеческая и сверхчеловеческая, то есть механизмы и боги. Это объявление показывает, до какой степени отчаялись его озябшие анонимные авторы (мне так и не удалось выяснить, кто они, и почтить их так, как они того заслуживают). Сначала они полагались
Похоже, в наши дни ничто уже не срабатывает, когда речь идет о дисциплинировании мужчин и женщин, и ничто не способно заставить их просто-напросто закрывать двери в холодную погоду. Точно такое же отчаяние подвигло дорожного инженера прибавить к красному флажку этого Голема, в надежде заставить водителей быть осторожнее, хотя единственным способом заставить французских водителей уменьшить скорость по-прежнему остается старая добрая дорожная пробка. Как видно, требуется все больше и больше этих выстроенных в ряд фигуративных делегатов.
Теперь стало очевидно, что недостающие массы нашего общества надо искать среди нечеловеческих механизмов, но неясно, как они попали туда и почему они были сброшены со счетов.
Отойдем от двери и бастующего доводчика. Какие нечеловеки еще у нас есть под рукой, что всегда готовы прийти к нам на помощь, заменив человеческие усилия? Выключатель света, готовый провести электрическую цепь прямя к лампе и осветить помещение(представьте, если бы его функцию пришлось выполнять вам самим), пульт от телевизора(кто-то еще помнит старые телевизоры с кнопочками на панели?), механизм, позволяющий ручке выкрутить стержень, когда вам нужно писать…
Если в наших обществах существуют тысячи таких помощников, которым мы передали обязанности, которые тяжело делать нам самим, это означает, что наши социальные отношения определяются, главным образом, тем, что безмолвно предписывается нам нечеловеками(открыть дверь, нажать на кнопку пульта, включить свет и провернуть ручку). Знание, мораль, профессиональное мастерство, принуждение, общительность являются качеством не людей, но людей, сопровождаемых целой свитой специально созданных для удобства людей персонажей. Поскольку каждый из этих нечеловеков формирует связность какой-то части нашего социального мира, это означает, что изучение социальных отношений невозможно, если не принимать во внимание самих нечеловеков.
Одна из задач социологии состоит в том, чтобы сделать для масс нечеловеков, составляющих наши современные общества, то, что она с таким успехом сделала для масс обычных, никого не интересующих людей, которые составляют наше общество. Чтобы найти недостающие массы, к обычным людям надо добавить теперь живой, очаровательный, благородный... обычный механизм.
КОНЕЦ)