Броненосец Гангут (1890)

«Гангут» - броненосец Российского Императорского флота, был назван в честь боя при мысе Гангут. Этот корабль считается уменьшенной копией броненосцев класса «Император Александр II». «Гангут» был сооружон на Новой Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге. Закладка совершилась 29 октября 1888 года, спущен на воду был 6 октября 1890 и окончен в 1894. Перегрузка на 600 тонн сообразно сопоставлению с планом привела к увеличению осадки и понижению скорости. Возвращаясь с артиллерийских стрельб 12 июня 1897, «Гангут» распорол борт о никак не отмеченную на карте гору. Около 6 часов команда боролась за живучесть корабля, однако безуспешно. К счастью, экипажу получилось спастись. «Гангут» затонул, и по сей день лежит на дне Выборгского залива под 29-метровой толщей воды. План по подъёму корабля так и не был осуществлен.

Броненосец Гангут (1890) История, Корабль, Броненосец, Море, Длиннопост

История создания


Проектирование


После начала возведения на Балтике 2-ух первых броненосцев 20-летней судостроительной программы — «Императора Александра II» и «Императора Николай I» — появился некий застой, стимулированный колебаниями управления российского флота сравнительно предстоящего пути его развития. С одной стороны, важным и более потенциальным врагом числилась Великобритания, сражаться с которой предполагалось с поддержкой крейсеров, работающих на ее торговых маршрутах, раскиданных почти по всему миру. С иной стороны, нужно было снабдить надёжную охрану Балтийского моря от вторжения противников — как Великобритании, этак и остальных стран, в первую очередность Германии и Швеции. На создание структуры оборонительного флота огромную роль игралось интерес минными мощами, и в частности, близость взоров правящего русским морским министерством вице-адмирала И.А. Шестакова идеям французской «молодой школы» адмирала Оба. Сообразно сим факторам 20-летняя судостроительная программа была изменена в сторону убавления числа броненосцев и роста численности миноносцев. В ноябре 1886 года, невзирая на то, что концепция «молодой школы» была к тому времени нешуточно поколеблена манёврами французского флота, когда броненосцы практически без утрат сумели прорвать оборонительную позицию миноносцев у Балеарских островов, И.А. Шестаков выдал поручение создать новейшую стратегическую программу корабельных построек. Приказ же приступить конструирование третьего броненосца было выдано только 4 июля 1887 года.


Новейший корабль, как и 2 прошлых броненосца, ориентировался на таранную стратегию ведения битвы, для чего более мощнейший артиллерийский огонь обязан размещаться на носу корабля. Но 2 строящихся «императора» представлялись И.А. Шестакову очень большими и чрезвычайно дорогими, потому правящий морским министерством распорядился планировать новейший корабль, исходя из осадки не наиболее 6,1м и скорости 15 узлов и с конкретной охраной(не чрезвычайно толстою бронёй, как пояса сообразно фрахтовой ватерлинии, этак и всей артиллерии). 17 ноября 1887 года было утверждено некоторое количество скорректированное поручение, определяющее, что новейший корабль обязан обладать наиболее мощное оружие, чем уже имеющиеся германские броненосцы, осадку в пределах 6,7м, владеть возможностью дойти от Кронштадта по Зунда и назад совершенным ходом, а в случае последней необходимости свершить переход в Средиземное море и даже на Далекий Восток. Основной калибр корабля это 4 229-мм орудия с длиной ствола 35 калибров, был избран в вере отрешиться от трудных и дорогостоящих гидравлических приводов, нужных для наиболее тяжких артиллерийских систем. Числилось, что снаряды данных пушек будут способны проломить броню имеющихся германских кораблей типа «Ольденбург» и «Захсен»(о том, что немцы за время проектирования и строительства российского броненосца сумеют завести в строй гораздо наиболее массивные корабли, И.А. Шестаков не думал).

Броненосец Гангут (1890) История, Корабль, Броненосец, Море, Длиннопост

Постройка


Стройку «броненосного корабля № 3 для Балтийского моря» началось в эллинге Новейшего Адмиралтейства 29 октября 1888 года и велось очень высочайшими темпами. Строителем был назначен младший кораблестроитель А. Е. Леонтьев 2-й. Сообразно утверждённой спецификации, броненосец обязан был обладать последующие кораблестроительные составляющие:

водоизмещение 6592 т;

длину между перпендикулярами 84,7 м;

ширину по грузовой ватерлинии 18,9 м;

осадку в полном грузу на ровный киль 6,4 м.


28 января 1889 года новый броненосец был зачислен в перечни флота с присвоением ему имени «Гангут». Назван корабль был в честь победы российского флота в Гангутской битве, а 20 мая свершилась официальная закладка в пребывании правителя Александра III, императрицы Марии Фёдоровны, генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, правящего морским министерством вице-адмирала Н.М. Чихачёва, главенствующего корабельного инженера Н.А. Субботина и остальных официальных лиц.

В конце октября 1890 года было решено сменить 30-калиберную 305-мм пушку на наиболее сильную 35-калиберную. Договор на изготовку форштевня, ахтерштевня и рулевой рамы, какие руководствовалось отлить из «беспузыристой» стали Сименс-Мартена, был заключён Главным управлением кораблестроения и снабжений (ГУКиС) 31 июля 1889 года. Крепления гребных валов заказали Александровскому заводу, однако их рассверловку обязан был исполнить Балтийский завод.


Ещё в октябре 1889 г. были проведены тесты на водонепромокаемость внешней обшивки дна и бортов путём налива воды в отсеки. Итоги были сочтены удовлетворительными. 5 июня 1890 года осмотрели и испытали форштевень, 13 июля — крепления гребных валов, причём подмечалось, что «по качеству сплава испытываемая отливка далековато превосходит запросы, поставленные для приёма железных отливок». 23 июня были освидетельствованы и испытаны гидравлическим давлением 4 паровых котла, остальные 4 приняли 18 июля. Незадолго до этого, 5 июля, удачно прошло обследование сделанные Балтийским заводом стальные дейдвудные трубы «до обделки их в медную облицовку». Спуск корабля на воду состоялся 6 октября 1890 года. Углубление носом составило 3,28 м, кормой — 3,43 м; «воды в трюме и перегиби при спуске нет», — отрапортовал в МТК командир корабля капитан 1 ранга Н.И. Скрыдлов.


Швартовные тесты удачно закончились 18 сентября 1892 года. К тому времени навесили практически всю броню, за исключением 16 плит каземата 229-мм орудий и 5 плит военный рубки. Еще оставались незаконченными якорное и управляющее устройства, водоотливная и вентиляционная системы, паровое нагревание, камбуз, обработка кают. Тем не менее, 14 октября броненосец собственным ходом в сопровождении восьми буксиров перешёл в Кронштадт, в каком месте его достройка была продолжена.

Броненосец Гангут (1890) История, Корабль, Броненосец, Море, Длиннопост
Броненосец Гангут (1890) История, Корабль, Броненосец, Море, Длиннопост

Испытания


3 июля 1893 года «Гангут» в первый раз вышел на ходовые тесты, но уже через 19 дней возвратился в гавань для устранения найденных поломок. Основной командир Кронштадтского порта контр-адмирал П.П. Андреев, обеспокоенный медленной достройкой корабля, провозгласил особую комиссию, которая 28 октября именовала последующие предпосылки незавершённости строительства:


уменьшение «штата служащих» по время постройки и частая смена их состава;

задержка доставки броневых плит с Ижорского завода;

отправление броненосца в Кронштадт, когда работы Санкт-Петербургского порта были ещё не окончены;

«особенно суровая» зима 1892-93 годов.


Только в июле 1894 года «Гангут» начал кампанию, а в августе под флагом правящего морским министерством П.П. Тыртова сделал поход в Либаву. 12 сентября корабль вышел на повторную пробу машин. На этот раз они работали гладко, без стука и нагревания отдельных долей, но 14-узловой контрактной скорости опять добиться не получилось: при осадке 6,99 м, что подходило водоизмещению 7142 т, и давлении пара 8,6 атм корабль смог взростить наибольший ход 13,89 узлов и обычный 13,46 узлов, при этом машины развили наибольшую мощность 5969 и.л.с. и среднюю 5551,6 и.л.с. при 90,5 оборотах винтов в минуту. Сообразно расчётам, 10-узловым ходом он сумел бы пройти 2000 миль. Чтоб добиться контрактной скорости, спецы Балтийского завода предложили нарастить тягу в котлах маршрутом роста трубы на 3-4 м. Непонятно, напугал ли управляющих флота вероятный наружный разряд и без такого неловкого корабля либо же они решили не растрачивать доп средства на усовершенствование военный единицы сомнительной ценности, однако было заметано наслаждаться приобретенной скоростью и тем, что к работе машин претензий не появилось.

Описание конструкции


Корпус


Корпус корабля набирался из железных листов, прокатанных сообразно методике Сименс-Мартена. Поперечный комплект состоял из 83 шпангоутов; шпация в районе 20-69 шпангоутов составляла 1219 мм, дальше к носу и корме — 914 мм. Шпангоуты 20, 24, 29, 32, 36, 40, 44, 48, 52 и 55 являлись водонепроницаемыми. Над броневым поясом меж шпангоутами не бронированного борта устанавливались промежные стойки.

Продольный комплект имел с обоих бортов по 4 стрингера. Они изготавливались из 1-го ряда железных листов (толщина 10,3 мм, длина 4,88-6,10 м) и постоянных железных угольников, имевших сообразно внешней кромке габариты 76,2×88,9 мм и толщину 11,1 мм, а по внутренней кромке — 76,2×76,2 и 15,9 мм. Четвёртый стрингер обоих бортов являлся водонепроницаемым сообразно всей длине, а второй стрингер — водонепроницаемым в носовой и кормовой частях, где он являлся продолжением пола в коридорах гребных валов.


Вертикальный киль состоял из одного ряда стальных листов длиной от 4,88 до 6,10 м и шириной 965 мм, горизонтальный киль — из листов в два слоя: верхний толщиной 15,9 мм, нижний — 19,1 мм. Вертикальный киль соединялся с горизонтальным двойной угловой сталью, имевшей по нижней кромке размеры 101,6×101,6 мм при толщине 15,9 мм, а по верхней кромке — 76,2×76,2 и 11,1 мм.

Двойное дно простиралось от 20 до 69 шпангоута и имело высоту от киля до четвёртого стрингера. Оно собиралось из листов толщиной 9,5 мм на протяжении машинного и котельных отделений и 7,9 мм в прочий доли. Продолжением внутреннего дна кверху на протяжении машинного и котельных отделений являлись продольные переборки угольных ям. Переборки бортовых коридоров шли от 20 до 69 шпангоута и имели толщину 7,9 мм. Не считая того, что в котельных отделениях (36-65 шпангоуты на возвышенности от внутреннего дна до жилой палубы) имелась продольная диаметральная водонепроницаемая перегородка толщиной 7,9-9,5 мм. Корпус был разделён на отсеки четырнадцатью поперечными водонепроницаемыми переборками, усиленными на 6, 36, 44, 52, 69 шпангоутах: их толщина на протяжении от внутреннего дна до жилой палубы составляла 9,5 мм против 6,4 мм у других переборок. Было предвидено, что все отверстия для труб разных систем и штоков в водонепроницаемых переборках и палубах обязаны обладать фланцами с набивными втулками и проделываться «совершенно водонепроницаемо».

Верхнюю палубу поверх стальной настилки планировалось накрыть 76,2-мм сосновыми досками шириной 152,4мм, но 23 декабря 1888 года МТК отдал приказ сменить их тиковыми досками), ватервейсы выполнялись из 127-мм тиковых досок. Настил жилой палубы выполнялся из сосновых досок толщиной 63,5мм.


Бронирование


Основной броневой пояс состоял из сталежелезных плит высотой 2,13м. Крепление плит исполнялось методом, принятом на броненосце «Императора Николай I»: болтами с внутренней стороны на древесной подкладке из лиственничных брусьев толщиной 178мм. Толщина плит на протяжении котельных и машинных отделений на возвышенности 1,07м от верхней кромки составляла 406мм, а потом убавлялась к нижней кромке до 203мм. В нос и корму от котельных и машинных отделений она составляла 356 и 305мм в верхней части и 178 и 152мм у нижней кромки соответственно. По проекту над грузовой ватерлинией пояс возвышался на 0,91м.Над главным шёл верхний пояс из 127-мм плит. Оба пояса замыкались броневыми траверзами, имевшими толщину 241мм у носового и 216мм у кормового траверза и устанавливавшимися на лиственничной подкладке толщиной 178мм. Плоская броневая палуба состояла из двух слоёв стальных листов общей толщиной 63,5мм. Барбет 305-мм орудия защищался 229-мм броневыми плитами, установленными на лиственичной подкладке толщиной 203 мм. Под верхней палубой толщина брони, защищавшей систему подачи боеприпасов из погреба к орудию, снижалась до 203мм. Каземат 229-мм орудий защищался 203-мм бронёй. Боевая рубка имела толщину 152мм.


Энергетическая установка и ходовые качества


Две ключевые паровые машины тройного расширения имели сообразно проекту суммарную мощность 6000 л.с. при естественной тяге и 9500 л.с. при форсировании. На испытаниях добиться контрактной мощности не получилось, она составила только 5969 и.л.с. при 90,5 об/мин. Цилиндры высочайшего давления имели поперечник 889мм, среднего давления — 1295,4 мм, невысокого давления — 1955,8 мм. Каждая из машин приводила во вращение собственный винт диаметром 5,18 м.

Пар производили 8 цилиндрических огнетрубных котлов, размещённых в 2-ух котельных отделениях. Рабочее давление пара составляло 9,1 атм, общая нагревательная поверхность — 134,45 кв.м, площадь колосниковых решёток — 53,88 кв.м.


Вспомогательное оборудование


Водоотливная система сообразно проекту включала 2 водоотливные турбины (центробежных насоса) производительностью 750 т/ч и одну на 250 т/ч (их приводили в движение паровые машины системы Брудерхуда), а ещё 2 эжектора Фридмана № 10 по 250 т/ч. Все эти насосы были подключены к общей «магистральной трубе» диаметром 356 мм, что позволяло откачивать воду из любого отсека соединёнными усилиями — естественно, при условии, что эта труба была целой. Не считая того, что для откачивания воды могли употребляться две циркуляционные и 4 трюмные машинные помпы, пожарный насос с паровой машиной системы Шанд-Мессона и 3 ручных помпы Стона. В ходе постройки состав водоотливных и пожарных средств, может быть, пересмотрели, так как по ним имеющие отличия данные: 2 турбины и 2 эжектора в котельных отделениях (по 750 и 250 т/ч соответственно), ещё по одной турбине в носовой части и за кормовой машинной переборкой, две циркуляционные и 4 трюмные машинные помпы и 2 пожарных насоса (по 125 т/ч).


На корабле предусматривалась установить 2 мачты со стрелами для подъёма гребных судов и военными марсами для размещения малокалиберных пушек, однако в ходе постройки от одной из мачт отказались.

Якорное устройство включало паровой шпиль, два становых адмиралтейских якоря массой по 4,68 т и 2 вспомогательных якоря системы Мартина такой же массы.

Набор рабочих и спасательных шлюпок включал 2 минных и один паровой 34-футовые катера, два 18-вёсельных баркаса, один 16-вёсельный рабочий катер, по два 14-вёсельных лёгких катера, 6-вёсельных вельбота и 6-вёсельных яла.


Вооружение

Главный калибр


Основной калибр представлял собой одно 305-мм орудие с длиной ствола в 35 калибров, поставленной в носу корабля в барбетной аппарате, а также четырьмя 229-мм 35-калиберными орудиями в личных казематах — по 2 с обоих бортов, причём теоретически в любой направленности могли одновременно стрелять 2 таких орудия.

Броненосец Гангут (1890) История, Корабль, Броненосец, Море, Длиннопост

Вспомогательная/зенитная артиллерия


Средний калибр включал четыре 152-мм 35-калиберных орудия, не имевших специальной броневой защиты. Противоминный калибр насчитывал шесть 47-мм одноствольных, десять 37-мм одноствольных и четыре пятиствольных орудий Гочкиса. Кроме перечисленных, «Гангут» нёс четыре 63,5-мм десантных орудия Барановского.


Минно-торпедное вооружение


Броненосец был вооружён шестью 381-мм минными аппаратами, а также сфероконическими минами заграждения.


История службы

Броненосец Гангут (1890) История, Корабль, Броненосец, Море, Длиннопост

В конце 1894 года «Гангут» при участии старшего ассистента судостроителя Д.В. Скворцова проводили тесты на мореходность. Как руководствовалось из его рапорта, при ветре 8 баллов броненосец зарывался носом и был неустойчив на курсе. Командир корабля капитан 1 ранга А.А. Бирилёв вместе со Д.В. Скворцовым составили список недочетов (21 пункт), посреди которых в особенности настораживало «недостаточное сопротивление переборок прогибу, неимение резины на почти всех лючках, дверях, пропущены заклёпки в переборках». Один из офицеров корабля писал, что тот «не оправдал вычислений создателя проекта и сел на 2 фута глубже», а еще владеет при совершенной перегрузке дифферент на нос. Не считая того, что в следствии большущий перегрузки (600т по корпусу и механизмам, переуглубление 0,7м) корабль не мог взять целый резерв угля, штатный трёхмесячный груз предметов обеспечения и продовольствия, потому что главный броневой пояс ушёл бы под воду. Метацентрическая высота составила 88,45см, что было несколько ниже проектных 90см. Вывод главенствующего инспектора кораблестроения Н.К. Глазырина по результатам данных испытаний был неутешителен: «Нахожу, что в подлинной ступени готовности этого броненосца его его опасно высылать в далекое плавание».


В 1896 году «Гангут» сделал поход по маршруту Кронштадт-Гельсингфорс-Либава-Рижский залив-Ревель. 30 мая в указах о итогах смотра кораблей Практической эскадры контр-адмирал С.О. Макаров писал: «Пётр Великий» и «Гангут» представлялись в примерном порядке. На обоих этих судах особенно хороши все нижние отделения». При этом подмечалось, что в неких водонепроницаемых переборках имеются отверстия, какие адмиралу проявили сами командиры броненосцев. В приказе от 9 июня С.О. Макаров с хвалой отозвался о содержании «Гангута»: Пусть управляющие машинами на миноносцах сходят на «Гангут» и поглядят, как это делает г. Стратанович — старший механик этого броненосца.

Броненосец Гангут (1890) История, Корабль, Броненосец, Море, Длиннопост
Броненосец Гангут (1890) История, Корабль, Броненосец, Море, Длиннопост

Гибель


12 июня броненосец снялся с якоря и направился для исполнения учебных артиллерийских стрельб на плес к северу от острова Рондо. Выйдя в данный район, поставили щит на якорь, прилегли в дрейф и отдали время отобедать экипажу. В 13 ч 15 мин пробили военную тревогу, и «Гангут» начал лавирование у щита, стреляя с обоих бортов орудиями всех калибров, в том числе и 305-мм. В 15 ч 40 мин, когда погода начала портиться и ветер развёл волну силой до 3 баллов, стрельбу закончили. Щит подняли на борт и пошли на Транзунд, имея под парами четыре котла в носовом отделении. Скорость составляла всего 2,5 узла. В 15 ч 45 мин вахтенные доложили в выходившем из Бьерке-Зунда пароходе «Днепр». В этот момент на корабле ощутили незначимый толчок. В жилой палубе чувство было, как при реверсе с переднего хода на обратный, и только кочегары, стоявшие на вахте, совсем отчетливо услышали скрежет под дном. В 15 ч 55 мин застопорили ход и начали задраивать двери водонепроницаемых переборок. Но через 10 мин вода залила топки котлов в правом носовом отделении и через низко расположенный дымоход в течение нескольких минут затопила топки всех другихх котлов. Корабль остался без хода, без освещения и без водоотливных средств. В 16 ч 45 мин подняли сигнал «Терплю бедствие» по интернациональному своду и начали производить выстрелы с перерывом в 1 мин, чтобы привлечь внимание лоцманов на острове Тулуран-Саари (сейчас Вихревой).


В 21 ч спустили адмиральский флаг, и С.П. Тыртов со штабом перешёл на пароход «Днепр» который прибыл на сигнал бедствия. Через пять минут вывели из действия вспомогательный котёл и водоотливные средства. На борту остались лишь капитан 1 ранга К.М. Тикоцкий, старший офицер капитан 2 ранга М. Переслени, мичман П. Плен и боцман Г. Мишин. Командир, убедившись, что на борту никого не осталось, последним сел в шлюпку. В 21 ч 40 мин «Гангут» очень быстро начал накреняться на левый борт и исчез под водой.

Броненосец Гангут (1890) История, Корабль, Броненосец, Море, Длиннопост

Попытка подъёма


Практически с самого начала работ совместно с флотскими водолазами на «Гангут» спускались и водолазы частных компаний, изучавших вероятность подъёма броненосца, хотя настолько большие корабли еще никогда не поднимали. Уже 20 июня проект подъёма подал французский изобретатель Бретнаша, а 1 августа пришли предписания сразу от трёх французских компаний. Потом подключились Великобритания, США и Швеция. Наиболее 20 прошений о предоставлении «привилегии на подъём» поступило от русских подданных, среди которых были дворяне, крестьяне, студенты, отставные военные, моряки гражданского флота.


В 1900—1903 годах на «Гангут» не один раз опускались воспитанники Кронштадтской водолазной школы, во время которых было поднято огромное численность вещей: 47- и 37-мм орудия Гочкиса, 63,5-мм орудие Барановского, торпедную установку с парового катера, кормовой орёл и немало остальных вещей и железного лома. Летом 1903 года было найдено повышение наклона до 20°. Ил, забивший помещения, не позволял уже проникать в них.


«Гангут» и доныне лежит на дне Выборгского залива на глубине 29-30 м. Корабль равномерно стал известным объектом посещения аквалангистами: раз в год на него исполняют спуски две-три экспедиции.В 21 ч спустили адмиральский флаг, и С.П. Тыртов со штабом перешёл на пароход «Днепр» который прибыл на сигнал бедствия. Через пять минут вывели из действия вспомогательный котёл и водоотливные средства. На борту остались лишь капитан 1 ранга К.М. Тикоцкий, старший офицер капитан 2 ранга М. Переслени, мичман П. Плен и боцман Г. Мишин. Командир, убедившись, что на борту никого не осталось, последним сел в шлюпку. В 21 ч 40 мин «Гангут» очень быстро начал накреняться на левый борт и исчез под водой.

Броненосец Гангут (1890) История, Корабль, Броненосец, Море, Длиннопост
1
Автор поста оценил этот комментарий
СооружОн
Автор поста оценил этот комментарий

однако было заметано наслаждаться приобретенной скоростью

и прочая ..
как будто промтом откеда-то переводили с введением ГСР

спасибо за статью

Автор поста оценил этот комментарий

Фотография с экипажем - явно не "Гангут".

Автор поста оценил этот комментарий

За историю спасибо.Оконцовка корявая.