«Адова печь» Капруна

Сегодня информация о трагедии в поселке Капрун уже частично удалена из Интернета. Оно и понятно – туристические компании и горнолыжные курорты не желают пугать потенциальных клиентов. Но кто поручится, что подобное не повторится вновь? Вряд ли все владельцы такого бизнеса потратились после 2000 года на серьезные реконструкции своего оборудования – ведь это миллионы евро…

Справка:
Город Капрун, федеральная земля Зальцбург, Австрия. Курорт Капрун считается одним из самых популярных и известных австрийских горнолыжных центров. Место проведения международных и национальных чемпионатов по горным лыжам и сноуборду.

11 ноября 2000 года ничем не отличалось от других дней. Группа туристов (167 человек) находилась на станции фуникулера, бывшего гордостью курорта. Стоимость услуг фуникулера составляла 300 крон (примерно 500 рублей), зато этот поезд, парящий над бездной на ажурных фермах, слыл комфортным и безопасным. Подъем на одну и самых популярных вершин – гору Китцштайнхорн – занимал всего девять минут, зато виды отсюда открывались просто сказочные. Но на пути вагонов был еще и туннель, ведущий к станции Капрун…

Кристль Чаллис, вдова погибшего инструктора Кевина Чаллиса:
«Говорят, мой муж погиб как герой. Он вполне мог выбраться, но замешкался, помогая маленькому мальчику из своей группы. Их тела нашли вместе! Совсем недавно Кевин уже был на волосок от гибели. Вместе с 11 коллегами-инструкторами он должен был участвовать в квалификационных экзаменах. В последний момент Кевин поддался на уговоры своего приятеля и уступил ему свою очередь, решив сдавать экзамен в другой день. Все 12 инструкторов погибли под лавиной. Возможно, просто пришло его время уйти?!»

По основной версии легковоспламеняющаяся жидкость (масло) попала на неисправный отопитель кабины машиниста фуникулера. Вспыхнул огонь. Машинист растерялся, а потом уже поздно было хвататься за огнетушитель. Пожар начался, когда вагоны еще проплывали над пропастью, поэтому покинуть их было невозможно. Да и двери их можно было открыть лишь снаружи – понятная предосторожность при таком маршруте. Дым начал постепенно заполнять вагоны, а поезд все еще ехал в сторону туннеля. Пройдя по нему всего 600 метров, поезд встал – лопнула тормозная магистраль. С этого мгновения секунды жизни туристов были сочтены.

Спаслась лишь небольшая группа пассажиров – всего 12 человек. Эти люди разбили стекла в вагоне при помощи швабры и бросились вниз по туннелю. Пройдя 600 метров, они оказались на краю пропасти. Здесь их и нашли спасатели – практически невредимыми. Остальные же, оказавшись в темноте (перебило главный питающий кабель), запаниковали. Кто-то первым закричал, что видит лестницу, ведущую вверх. Этот крик слышали те, кто ушел вниз, и было уже засомневались в правильности своего решения. Потом гул пламени перекрыл все звуки. Загорелись пластиковые полы, расплавленный пластик потек в туннель, выделяя ядовитый дым… Люди начали задыхаться.

Восьмилетняя Шобхан Чаллис ждала своего отца – инструктора горнолыжников, находящегося в составе. Стоя на верхней площадке фуникулерной дороги, Шобхан не отрываясь смотрела в туннель, стараясь не пропустить момент, когда появится очередной поезд. Она не сразу поняла, в чем дело, когда из туннеля повалил отвратительный черный дым. Больше своего отца она не видела…

В это время наверху, на станции, увидели сочащийся из туннеля дымок. И разумеется, поспешили выяснить, что происходит. Открытые двери дали огню то, в чем он нуждался – воздух. Эффект дымовой трубы создал в туннеле колоссальную тягу – скорость распространения дыма достигала 144 км/ч. Спасавшиеся пассажиры так быстро передвигаться не могли. Все 155 погибли, либо еще в вагонах, которые горели как спички, либо задохнувшись на расстоянии нескольких десятков метров от них. Далеко не ушел никто. Спасать было практически некого…

Торстен Градлер, тот, кого многие из двенадцати выживших готовы носить на руках до конца жизни:
«Никогда не собирался быть героем… Как только состав вошел в туннель, начался кошмар. Сразу же кто-то в нашем вагоне сказал, что видит пламя. Мы смотрели друг на друга, на лицах у всех было написано непонимание, потом оно сменилось настоящим ужасом. Двери вагона не открывались. Несколько молодых людей попытались открыть их лыжными палками, но у них ничего не получилось. Я понял, в каком жутком положении мы оказались — запертые в последнем вагоне, без связи с машинистом. Люди начали задыхаться от дыма, а пламя становилось все больше и больше. Это была настоящая адова печь! Наконец, кому-то из пассажиров с помощью горнолыжного ботинка удалось разбить стекло бокового окна вагона. Именно тогда я и понял, что надо бороться за жизнь...»

Именно Торстен первым закричал, что бежать нужно вниз, а не вверх. Он был знаком с эффектом каминной трубы и понимал, куда пойдет дым. Увы, послушались его немногие. Зато те, кто пошел с ним, выжили. Сам Торстен споткнулся и упал, повредив ногу, но сумел добраться до нижнего края туннеля. Он оказался среди выживших единственным раненым.

Температура в горящем туннеле была столь высока, что тела погибших не подлежали опознанию. Чтобы установить личности жертв пожара, пришлось прибегнуть к ДНК-экспертизе. Родственники (многие из которых находились рядом с туннелем, но ничем не могли помочь) смогли забрать останки лишь спустя многие месяцы после трагедии.

Сегодня курорт Капрун вновь функционирует, что и неудивительно: прошло девять лет. Вот только туристы все больше пользуются обычной канатной дорогой, проложенной после катастрофы рядом с фуникулером. Слишком мрачная слава у этого поезда и туннеля… Кстати, неизвестно, пересмотрели ли производители таких вагонов свое отношение к огнестойкости материалов? Ведь, по официальным данным, на момент пожара пластик, из которого они были изготовлены, не мог гореть! В реальности вышло иначе.

(подготовлено для сайта «Планета катастроф» в 2009 году, картинка внутри)
Автор поста оценил этот комментарий
эммм, пожар в трубе - это жесть
не зря отказались от алюминиевых вагонов метро, несмотря на 30% экономию энергии
. в трубе алюминий тоже неслабо горит
Автор поста оценил этот комментарий
Алюминий еще надо поджечь... Вопрос почему небыло автоматической системы пожаротушения? почему не ушел с телеметрии сигнал о пожаре? это вот вопросы
2
Автор поста оценил этот комментарий
Начало пожара (фото BBC)
Иллюстрация к комментарию
2
Автор поста оценил этот комментарий
Тоннель после пожара (фото BBC)
Иллюстрация к комментарию