Педиатр-программист: Как я попал в Майкрософт | "Microsoft Student Partners Germany", часть 3 из 7

А вот и третья часть серии, на всякий случай ссылки на предыдущие части:

Часть 1: Поворот
Часть 2: (лирическое отступление) Школа и медвуз
Часть 3: Microsoft Student Partners Germany
Часть 4: Подготовка к интервью
Часть 5: Интервью
Часть 6: Практика в Майкрософт Бинг в Сан-Франциско
Часть 7: Работа в Майкрософт Бинг изнутри

Для связи со мной всегда можно использовать адрес: мой_ник_на_пикабу@gmail.com

Интересного чтения!
=============
Вернемся к событиям зимы 2007 года. После письма из Майкрософт и приглашения на собеседование встал вопрос – на какую же тему мне лучше делать доклад? Я, конечно, мог рассказать о том, что я уже запрограммировал – и, признаюсь, сначала мне так и хотелось. Но потом я все-таки решил выбрать тему, которая была еще совсем не известна, но которая, на мой взгляд, станет важной в ближайшие годы. Руководствуясь этим принципом, я подготовил доклад о языке программирования F#, тогда еще находящимся в стадии альфа-разработки.

Функциональное программирование тогда еще только-только начинало входить в мейнстрим, и еще мало кто толком знал, что это такое и с чем его едят. Да я и сам, признаюсь честно, тогда не понял много. Но того, что я понял, хватило на мой 20-минутный доклад, где я показал, как функциональный подход к программированию позволяет решать определенные задачи быстрее, с меньшим объемом кода и меньшим числом ошибок. Мой доклад понравился, и уже через месяц я стал полноправным членом организации Microsoft Student Partners Germany, с доступом к её Sharepoint и электронным адресом в домене studentpartners.de.

Вообще, программа Microsoft Student Partners довольно сильно отличается от страны к стране, и я не знаю, насколько мой опыт участия в этой программе в Германии можно перенести на аналогичные программы в России и ближайших странах.

В том виде, в котором программа работает сейчас в Германии, она представляет из себя что-то вроде «клуба по интересам». То есть сам факт членства еще ничего не означает, а лишь показывает твой интерес к технологиям и дает возможность изучать и популяризировать технологии, которые тебе нравятся. Каждый участник (обязательно студент ВУЗа!) получает возможность выбрать себе какую-то определенную технологию и получить бесплатно материалы для подготовки к сертификационному экзамену по этой технологии, а также бесплатный ваучер для сдачи экзамена. Считалось, что первый экзамен надо сдать в течение года, затем каждые полгода необходимо было сдавать новый сертификационный экзамен (для которого, опять-таки, предоставлялась необходимая для подготовки литература и ваучер).

Параллельно с самообразованием ожидалось, что студент также занимается «популяризацией» интересующих его технологий, то есть обучает работе с данной технологией других студентов или преподавателей. Обучение может происходить в виде докладов, семинаров, мастер-классов или конференций – как удобнее тому, кто обучает и как сможешь договориться с ВУЗом. Некоторое минимальное количество таких мероприятий должно было организовываться каждые полгода для того, чтобы оставаться активным членом данной программы и продолжать получать её бонусы.

К сожалению, в реальности довольно небольшой процент доходил до сдачи первого экзамена, и самостоятельной организацией тоже занимались лишь единицы. Остальные либо пассивно принимали участие, либо участвовали в роли докладчиков на мероприятиях, организованных другими. Однако такое участие было возможно только в двух-трех крупных городах или университетах, где был налажен контакт между программой и руководством ВУЗов.

Если сначала в программу принимали только студентов технических специальностей, то с определенного момента участие расширили и на студентов-гуманитариев, предоставив им возможность специализироваться в различных офис-продуктах и сдавать экзамены из серии MOS/MCAS (Microsoft Office Specialist/Microsoft Certified Application Specialist).

В зависимости от количества проведенных мероприятий и количества сданных сертификационных экзаменов можно было сделать небольшую карьеру, вершиной которой является Expert Student Partner (после сдачи трех сертификационных экзаменов и около 700 часов мастер-классов по собственным слайдам и программе), которым оплачивали неделю специального педагогического курса, нужного для получения сертификации Microsoft Certified Trainer.

Эта программа мне очень много дала и определила место моей настоящей работы! С одной стороны, требование о сдаче сертификационного экзамена ограничивало выбор технологий (я выбрал экзамен по администрации SQL Server 2005, экзамен 70-431), но с другой стороны никто не запрещал изучать и другие, смежные технологии и делать доклады по ним, а не непосредственно по предмету сертификации. В результате, в частности, я в первый год разбирался с C# и подготовил двухчасовой доклад на тему LINQ (тогда эта технология только появилась и все, связанное с ней, было в новинку), потом переключился на технологии ASP.NET, и так далее.

Если с сертификацией было все более-менее понятно и за четыре года самоорганизации, заставляя себя читать книги для подготовки к сертификационным экзаменом хотя бы три дня в неделю, я смог добраться до уровня MCPD (Microsoft Certified Professional Developer), то с организацией учебных мероприятий для студентов дело с самого начало не заладилось. При первой же попытке забронировать учебную комнату для доклада по MS SQL Server 2008 мне было заявлено, что такого рода доклад является рекламным мероприятием (!) и что я должен платить почасовую аренду за комнату, как если бы я хотел организовать в ней банкет или частную вечеринку. Конечно, таких денег у программы не было. Дело зашло в тупик.

Здесь мне опять помог случай. Во время участия в конкурсе программных проектов Microsoft Imagine Cup команде нашего ВУЗе повезло занять третье место по Германии, и Майкрософт тогда в качестве утешительного приза подарил нашему ВУЗу годовую бесплатную подписку на онлайн коллекцию курсов Microsoft IT-Academy. Во время вручения этого приза нашему университету я познакомился с главой нашего вычислительного центра, Куртом. Курт был уже в возрасте и был таким очень типичным ГДР-овским немцем: он очень любил СССР, любил русскую культуру, бывал в СССР (в Россию же почему-то не ездил) и умел читать по-русски (говорить, увы, он при мне уже стеснялся).

Благодаря этому знакомству я получил возможность бронировать помещения под любые курсы, доклады, конференции и другие (технические!) мероприятия от имени вычислительного центра нашего ВУЗа. Наш вычислительный центр на 50% был основан на технологиях Майкрософт (другие 50% представлял Debian Red Hat) и сотрудники центра с интересом относились к нашим мероприятиям и часто приходили послушать наши доклады. Я пишу «наши», так как часто я выступал в роли организатора и приглашал на доклады других партнеров, которые были специалистами в областях, в которых я разбирался не очень хорошо (IT Infrastructure, SharePoint, Exchange, Embedded Systems, Microsoft Surface и прочее).

Активное участие в программе позволило мне не только достичь довольно продвинутых сертификаций (MCPD в .Net и MCITP в разработке баз данных), но и получить сертификацию тренера (MCT, Microsoft Certified Trainer), что позволило мне использовать готовые слайды для своих докладов из материалов, предоставляемых тренерам (MOS, Microsoft Official Courseware). Но не это главное. Главное – те связи, которые ты нарабатываешь за это время, общаясь с одной стороны с большим количество сотрудников Майкрософта, с другой стороны – с преподавателями своего ВУЗа, с профессорами и заинтересованными студентами.

Однажды, когда глава разработки Windows 7, John de Vaan, тогда Corporate Vice President Майкрософт и глава Windows Development, был проездом в Гамбурге. Windows 7-ка тогда как раз только-только вышла, и он приезжал на какое-то закрытое мероприятие для значимых клиентов компании. И когда он захотел выступить перед студентами с техническим докладом, так получилось, что я оказался тем посредником, который координировал этот доклад. Сначала мой ВУЗ не знал, как отнестись к такой информации от обычного студента (ведь для ВУЗа я был всего лишь студентом-третьекурсником), из-за этого организовывать помещение пришлось в последнюю минуту и даже переносить одну лекцию. В результате на доклад Джона, к моему удивлению, пришло около 500 человек (при вместимости зала 400 мест), и доклад был действительно сугубо технический и посвященный координации работы всех команд, разбросанных по всему миру, которые работали над операционной системой.

Когда я учился на четвертом курсе один из профессоров предложил мне, совместно с его аспирантом, разработать программу практического курса для студентов-второкурсников. В курс, состоящий из восьми 4-часовых занятий, вошли такие темы, как Code Versioning Systems, Issue Tracking Systems, Unit Test, Test-Driven Development, Code Metrics и другие, сугубо прикладные темы, которые мы демонстрировали в Visual Studio. На последнем курсе другой профессор попросил меня прочитать курс – введение в программирование на С++. Оба эти курса, с одной стороны, заняли у меня очень много времени на подготовку и проведение, но очень помогли мне понять сложности и быт преподавателей ВУЗов.

Среди тех, кто приходил на мои курсы, было много студентов старших курсов, которые уже работали самостоятельно программистами и хотели углубить или систематизировать свои знания. Через таких, талантливых студентов, я смог найти еще несколько очень интересных проектов для ряда известных компаний и получить практический опыт использования всех технологий, которые изучал теоретически (опыт был нужен и для сдачи экзаменов). Конечно, за это мне платили как специалисту, так что я на какое-то время даже ушел с фирмы, где я работал, и занимался сторонними проектами для Deutsche Telekom и SAP.

(продолжение в первом комментарии)
6
Автор поста оценил этот комментарий

(продолжение, из-за технических ограничений на размер текста здесь)


В январе 2010 года неожиданно несколько ведущих Student Partners из нашей программы, которые закончили ВУЗы и уже не могли больше оставаться в программе, в своих прощальных письмах анонсировали, что они получили предложения от Майкрософт и в скором будущем начинают работать в Microsoft USA. Этот факт меня очень заинтересовал – как так? Каким образом они смогли получить приглашение для работы в США? Что нужно было сделать для этого?


Я написал письмо одному из них, которого знал более-менее, где прямо спросил: «Как тебе удалось получить позицию в Майкрософт?». В ответ я получил довольно странный ответ, что переезд в США – это процесс непростой, и прежде чем я на него решусь, хорошо бы сначала сделать в Майкрософт практику и посмотреть, подходит ли мне жизнь и работа в США. Я несколько удивился – ведь я спрашивал о работе, а не о практике – но в целом, согласился с его доводом и стал изучать возможности сделать практику в Майкрософт.


В сети было достаточно много информации на данную тему. Прежде всего, есть разные виды практик, и то, что мне нужно, называлась Business Internship (хотя к бизнесу никакого отношения не имела). Нужно было подать своё резюме через специальную страницу на сайте Майкрософт до 15 декабря для практики в летние месяцы следующего года. Обычно где-то до середины января проходил отбор резюме (на порядка 400 мест обычно присылалось 16-20 тыс. резюме), в феврале первый раунд очного интервью в одном из Европейских офисов Майкрософт (в Дублине, Мюнхене или Варшаве, которые ротировались каждый год), и в марте для оставшихся финальное интервью в штаб-квартире Майкрософт в Редмонде, США.


На ближайшей встрече Microsoft Student Partners Германии, что проходила в небольшом австрийском городе, я поговорил с руководителем нашей программы в Германии и попросил его помощи в этом процессе. Он поддержал моё желание и заверил меня, что сделает все возможное, чтобы моё резюме не было отсеяно на первом этапе – дальше все уже зависело от меня самого.


Заручившись такой поддержкой, я подготовил своё резюме и подал его на месяц-полтора раньше срока, чтобы полностью посвятить себя подготовке к интервью.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Материалы практического курса профессора Gollmann, что мы совместно с Marina Krotofil разработали для студентов, можно взять тут:


http://wiki-dot.net/down/SoftwarePraktikumGollmann.7z


Курс преподавался нами два года (и на третий год мною совместно с другими аспирантами, которые переняли его), поэтому основной набор материалов находится в папке Kurs2010, а во второй папке Kurs2011 только некоторые "доработанные" или измененные материалы.


Часть материалов на немецком, часть на английском: курс исходно должен был быть на немецком, но в середине студенты захотели, чтобы он проходил по-английски.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Вот здесь можно посмотреть на моё резюме, которое я отправлял в Майкрософт:


https://drive.google.com/file/d/0B4iuYnUzkeF8Qldxb3FCcnY3YXM...

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошо пишешь! С нетерпением жду продолжения!

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Мало. Очень мало. Глаза и мозг требуют продолжения - это как пироженка: не успел распробовать, как она уже закончилась :)

раскрыть ветку