5288

89 миллиметров, отеляющих Россию от небытия

В 1835 году царь Николай I увлекся безумным, как тогда все считали, проектом "чугунки" или "железянки".
К тому времени, железных дорог общего пользования в мире было всего три - две в Англии и одна в Америке.

Николай тщательно изучил все предлагаемые проекты и уже через год началось строительство экспериментальной дороги от Петербурга до Царского села.
А через 3 года, несмотря на возражения кабинета министров, он подписал указ о постройке железной дороги "Петербург-Москва".

Николаевская железная дорога на тот момент стала крупнейшей в мире - 649,7 км. Строительство обошлось в 67 млн. рублей - треть ежегодного бюджета Российской империи.
Все 34 станции и оба вокзала были построены одним архитектором Константином Тоном. Это самое большое архитектурное сооружение в мире.

Колея железной дороги дороги была расширена по личному распоряжению императора на 89 миллиметров.
Он позаботился, чтобы по железной дороге не смог проехать неприятель.

Спустя ровно 100 лет в 1941 году эти 89 миллиметров сильно затруднят снабжение немецких войск.
А именно, группа армии "Центр" получит только ТРЕТЬ необходимых боеприпасов для взятии Москвы.
Автор поста оценил этот комментарий

Был анекдот:

У царя спросили:

- Батюшка-царь, будем строить ЖД такую же, как в Европе, или шире?

- Да нах%й шире то!

Ну как то так и получилось... 

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами. Тысяча четыреста тридцать пять миллиметров. Бюрократические стандарты вечны. Так что когда вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая лошадиная задница его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей. :-)

Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в 19 веке в Англии создавали первую железную дорогу - паровые чудо-машины строили шириной с дилижанс. Сегодня в большинстве европейских стран и США (железные дороги в США создавали английские эмигранты) - именно этот стандарт железнодорожной колеи (4 фута 8,5 дюймов). Впрочем, еще в 19 веке изобретатели говорили, если бы была возможность построить все заново, колею они бы все же сделали пошире.

До России новшество докатилось как раз в этот момент. И теперь во всех странах, входивших в Российскую империю - своя колея - ровно на 85 миллиметров шире европейской. Так что вот такая российская, более широкая колея, была тогда, можно сказать, на пике технического прогресса. Состав на ней оказался более устойчив и позволял перевозить больше грузов.

Чем шире колея, тем больше можно делать вагоны и перевозить больше грузов. Во-вторых, по­влияли военные, которые резонно предположили, что в случае вторжения противника из Европы ему не удалось бы быстро приспособить свой подвижной состав к нашим дорогам.

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Я правильно понимаю, что он построил дорогу так, что немцы ПОСЛЕ построили свою ЖД, стандарт которой не совпал с нашей? Да это же многоходовочка!

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Хватит обмусоливать этот бред советских времен. Ширина колеи с военными целями столь не связана, что меня поражает, как люди обожают повторять эту туфту и даже приписываеть ей какие то грандиозные события.


>>Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе постройки Николаевской железной дороги (середина XIX века). Существует мнение, что это было связано с работой на строительстве дорог консультантов из США, и прежде всего Дж. В. Уистлера (в то время эта колея была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П. П. Мельников и Н. О. Крафт, посетившие Америку перед началом строительства Николаевской железной дороги. Кроме того, эта ширина колеи была удобна тем, что выражалась круглым числом — 5 футов.


При чем тут Николай, при чем тут единственность стандарта в США и Англии. Ни в Англии ни в США не было единого стандарта жд путей, он появился в мире впервые именно в России, поэтому задумываться о стандарте заранее, когда дороги есть только у трех стран, чтобы их не могли использовать враги глупо.


>>Существует распространённое мнение, что при выборе ширины колеи сыграл роль и военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию (так было во времена Великой Отечественной войны, когда наступающим войскам приходилось менять ширину колеи для своего подвижного состава). С другой стороны, скорость перешивания колеи железнодорожными войсками составляет, по различным оценкам, до 20—50 км в сутки[1][2].

Кроме того, в России был сразу принят единый стандарт на ширину колеи, в то время как в Европе такой стандарт был принят позднее.


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD...


Неужели так сложно перепроверить информацию, прежде чем выкладывать сюда такие бредовые посты?


Как другая ширина колеи задержит врага? В первые годы войны было захвачено несколько сотен составов, несколько тысяч вагонов. А в Крым, если немцы захотели они притащили гребанную Берту, которая вообще на рельсах с другой колеей перемещается. Но притащили же! А вы говорите о каких то проблемах снабжения. 


Проблемы снабжения доставляла политика выжженной земли и местное сопротивление. Именно оно, а не проблемы ширина колеи жд мешали немцам. Если бы у немцев были с этим проблемы, то что подрывали белорусские партизаны в ходе войны? Какие на хер рельсы? Вот о том и речь.


Так что этот высосанный из пальца факт не выдерживает никакой критики, еще и имеет такой высокий рейтинг.

Автор поста оценил этот комментарий

Название...

раскрыть ветку