10 необычных аэродинамических решений в Формуле-1
1. Дополнительное переднее антикрыло на Arrows A22.
Для Гран-При Монако 2001 года команда Arrows привезла новое аэродинамическое решение: относительно небольшое дополнительное антикрыло, которое крепилось на носовой обтекатель.
Команда успела провести тесты новинки на практике, но Международная автомобильная федерация (далее - FIA), не дожидаясь квалификации, быстро признала данное решение нелегальным под предлогом "нарушение видимости для пилота". В гонке машина участвовала уже без новинки.
2. Носовой обтекатель Williams FW26.
Для сезона 2004 года команда Williams представила новую машину, которая имела радикально новый дизайн носового обтекателя, моментально получившего кличку "Walrus nose" (Walrus - морж).
Данное строение передней части машины позволяло увеличить поток воздуха, проходящего под машиной, что, в свою очередь, увеличивало прижимную силу.
Однако, такое решение не оправдало себя на сто процентов, и в середине сезона команда вернулась к стандартному носовому обтекателю.
3. Tyrell 025 "X-Wing".
В начале сезона 1997 года команда Tyrell, уже на тот момент страдающая нехваткой денежных средств, представила новую машину Tyrell 025 - доработанную версию Tyrell 024 прошлого года.
Внешне новинка очень сильно отличалась от предшественницы за счет двух маленьких антикрыльев, располагающихся по бокам кокпита.
Вскоре эта идея была скопирована многими командами, в том числе и Ferrari.
Однако FIA заблокировала использование такого решения из-за структурной хрупкости.
4. "Перископ" на Eifelland Type-21.
В 1972 году команда - новичок Eifelland показала свою дебютную машину - Type 21.
Прямо перед водителем располагалось зеркало заднего вида, которое быстро окрестили "перископом".
По ходу сезона машина претерпела огромное количество изменений во внешнем виде, но ключевые части - зеркало и воздухозаборник - оставались без изменений.
Лучшим достижением Type 21 стали два десятых места в Монако и Брендс-Хэтче, а на старт нового сезона команда уже не вышла.
5. Ligier JS5.
В 1976 году на стартовую решетку вышла новая французская команда - Ligier. Модель JS5 сильно отличалась от конкурентов из-за непропорционально большого воздухозаборника. Машину в паддоке называли соответственно - "Teapot" (Чайник).
В середине сезона FIA ввела ограничение на высоту машин, и команде спешно пришлось переделывать машину.
На втором снимке показана машина уже после изменения в регламенте.
6. Третье антикрыло на McLaren MP4/10.
Команда McLaren в сезоне 1995 года испытывала недостаток прижимной силы. Чтобы полностью преодолеть эту проблему, нужно было создавать новое шасси, а по ходу сезона это невозможно. Поэтому McLaren просто поставила третье антикрыло на кожух двигателя.
Однако новинка не выдавала столько прижимной силы, сколько требуется, и в 1995 году пилоты этой команды поднялись на подиум лишь 2 раза и заработали на двоих всего 30 очков.
7. "Пылесос" Brabham BT46.
Эта машина по праву считается одной из самых необычных за всю историю чемпионата.
В начале сезона 1978 года команда Brabham была вынуждена использовать прошлогодние Brabham BT45C. Новый Brabham BT46B появился на трассе на Гран-при ЮАР, третьем этапе Чемпионата мира и пилот Ники Лауда сразу завоевал поул-позицию в квалификации, а в гонке просто порвал всех конкурентов.
В новой машине использовалась следующая технология: по бокам авто крепилась резиновая юбка, чтобы под машину не проникал воздух, а сзади стоял гигантский вентилятор, который выдувал весь воздух из под днища, создавая при этом колоссальную прижимную силу.
BT46 запретили уже к следующей гонке. Машина участвовала всего в одном Гран-При, который она же и выиграла.
8. Носовой обтекатель на Ensign N179.
Для сезона 1979 года британская команда Ensign использовала каскад из трех радиаторов, закрепленных на носовом обтекателе.
Вскоре выяснилось, что это была не лучшая идея, и команда вернулась к традиционной схеме крепления радиаторов по бокам.
Кстати, данная машина носит звание одной из самых уродливых за всю историю чемпионата.
9. Заднее антикрыло Tyrell 012.
И снова выделилась команда Tyrell, на этот раз в 1983 году представив модель 012. Создатели машины думали, что такое строение заднего антикрыла позволит увеличить прижимную силу, но прогадали. Так что вскоре на машину вернули антикрыло стандартного вида.
10. Шестиколесный Tyrell P34.
И снова Tyrell.
В 1976 году она представила первую за всю историю чемпионата шестиколесную машину - P34.
Инженеры хотели уменьшить турбулентные потоки, создаваемые передними колесами, а так же увеличить площадь соприкосновения резины с асфальтом.
Так как передние колеса были нестандартного размера, компания Goodyear разработала специальные покрышки под P34.
Наибольшего успеха гонщики на Tyrrell P34 смогли добиться на Гран-при Швеции 1976 года, когда пилоты Джоди Шектер и Патрик Депайе принесли команде Tyrrell «золотой дубль».
На этом всё. Если пост понравится, могу сделать вторую часть :)
Вся история F1 - это история о том, как инженеры придумывают и реализовывают, а организаторы тут же запрещают удачные решения. В результате сейчас там такой регламент, что хрен что придумаешь, уже почти всё запрещено. Остается место только для гонки бюджетов - сделать фактически то же самое, но из более космических материалов и по технологиям доступным лишь избранным.
Та, что с вентилятором просто гениальна, не понятно почему запретили
я бы кстати в эту подборку включил Lotus 88 - крайне интересную машину, которую Колин Чемпен задумал выставить на старт сезона-1981. Граунд-эффект заставлял конструкторов решать две противоположных друг другу задачи - для обеспечения более стабильного граунд-эффекта подвеска должна была быть как можно более жесткой, в то время как для удобства управления машиной гонщиком и для борьбы с негативными для двигателя и прочих агрегатов вибраций подвеска должна была быть как можно более мягкой. Выбирался компромисс, в случае с Lotus 88 Чемпен блестяще обошел решение этой проблемы - болид имел двойное шасси - внутреннее шасси - монокок и крепящийся к нему двигатель соединялись с колесами мягкой подвеской, в то время как внешнее шасси, сконструированное по сути как огромное антикрыло, на котором помимо этого были закреплены радиаторы и некоторые другие агрегаты болида, было соединено с колесами очень жесткой подвеской - таким образом все части кузова, несущие аэродинамическую функцию, имели очень жесткую подвеску, гонщик же и двигатель - мягкую, что в теории давало огромные преимущества. К сожалению, сам Колин абсолютно не скрывал деталей конструкции болида, охотно о них рассказывая, так что конкуренты оперативно подсуетились, машина приехала на первый этап сезона, и хотя до этого успешно прошла технический контроль, была снята с соревнований по довольно надуманной причине, и на старт ни разу так и не вышла, а жаль.