Серия «Путешествие от Каспийского до Черного моря»

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 1

Всем привет, меня зовут Витя и летом 2023 года я с моим другом Олегом проехал автостопом от Каспийского до Черного моря, посетив множество самых красивых мест Кавказа.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 1 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост

Карта нашего маршрута

Все началось с того момента как Олег познакомил меня с Владом и его историями про путешествие автостопом по Дагестану. Веселые, захватывающие и иногда до смешного абсурдные истории, описывающие красоту и гостеприимство Кавказа, они не могли оставить меня равнодушным. Моя давняя мечта увидеть горы переросла в твердое намерение претворить ее в жизнь именно там.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 1 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост

Я, Олег и Влад в нашем первом совместном походе по Дороге тишины в Беларуси.

Изначально, идея посещения Кавказа заключалась в поездке туда втроем, с Владом и Олегом. Планировалось что-то типа тура с недельным пребыванием в Приэльбрусье, по пути к которому можно было бы посетить еще несколько интересных мест. Но судьба распорядилась по-своему и в силу не совсем приятных обстоятельств поездка Влада стала невозможной.

Путешествие меньшим составом открывает больше возможностей для передвижения автостопом и мне в голову пришла совершенно безумная идея посетить не только горы, но еще и два моря. Прикинул по карте – по дорогам от Махачкалы в Сочи 1000 км. Расстояние большое, но преодолимое. Особенно для человека с горящими глазами. По правде говоря, я некоторое время колебался, пытаясь оценить свои возможности и соотнести их с масштабами путешествия. Но в итоге, при поддержке друзей принял верное решение и решил во что бы то ни стало реализовать эту затею. А поскольку напрямую ехать неинтересно, мы решили добавить в наш маршрут разных интересных и красивых промежуточных точек.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 1 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост

Тренируюсь стопить.

За два месяца до путешествия мы начали прорабатывать маршрут. Перелопатили кучу информации о местах, которые стоит посетить и составили список из более чем 30 пунктов, который уменьшился наполовину, когда стало известно, что на путешествие у нас всего 20 дней. Маршрут начинался в Минске, оттуда мы ехали на автобусе до Москвы, потом на самолете в Махачкалу, ну а далее список достопримечательностей получился такой:

Махачкала, Каспийское море → Дербент, крепость Нарын-кала → Экраноплан Лунь → Салтинский водопад → Гамсутль → Карадахская теснина → Гоор → Водопады Тобот и Итлятляр → Сулакский каньон → Грозный → Эрзи → Кармадонское ущелье → Даргавс → Пятигорск → Гора Кольцо → Плато Бермамыт → Джилы-су, Эльбрус → Кисловодск → Сочи, Черное море

С 7 по 27 июля нам предстояло проехать автостопом около 1500 км от Махачкалы до Кисловодска и потом еще 600 км на поезде до Сочи.

В ходе подготовки мы составляли списки вещей, которые будут необходимы в походе, считали их вес, компоновали багаж и ручную кладь, чтобы сэкономить на билетах. Подробнее о своем снаряжении я расскажу чуть позже.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 1 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост

Снаряжение и одежда

Наслушавшись и начитавшись о том, что на Кавказе каждый первый местный житель так и норовит пригласить тебя в гости, накормить, напоить, уложить спать и еще с собой сумку еды и денег дать, решили взять провизии только на 12 дней. Влад сказал, что мы половину привезем обратно, но лучше так, чем в случае непредвиденных обстоятельств остаться голодным. По рецептам от @4ucky составили рацион и принялись сушить продукты. В итоге у нас получилось 5 кг сушеных завтраков, обедов и ужинов, которые после запаривания должны быть готовыми к употреблению.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 1 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост

Почти вся наша еда, 4800 г.

За две недели до выезда купили билеты на самолет: туда один с багажом и один без, обратно точно так же. Дело в том, что билет с багажом дороже и мы решили, что скрутим наши рюкзаки вместе и это будет один багаж, только нужно было чтобы он весил не более 10 кг. Для этого, тяжелые, но не объемные вещи мы решили сложить в ручную кладь, которая ограничена по объему, но не по весу. Должен был получиться «багаж», состоящий из двух рюкзаков по 5 кг и две сумки «ручной клади» размерами 36x30x27 см неважно каким весом.

День Х. Пятница, 7 июля.

Несмотря на то, что готовился к поездке два месяца, многие важные дела – оформить страховку, сделать карту МИР и купить российские рубли, делал в последние часы перед выездом. К счастью я всё успел, перепроверил список всего что нужно было собрать и сделать и выехал на автовокзал. Там встретились с Олегом и через пару часов мы уже ехали в Москву. Беларусь провожала нас красивым закатом, а сидевший на соседнем ряду мужик боролся с неуёмными потоками холодного воздуха из кондиционера.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 1 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост

Тот самый закат

Китайский автобус с его узкими сиденьями и маленьким расстоянием для ног не лучший транспорт для дальних поездок. Ноги периодически затекают, пассажир спереди откидывая спинку своего сиденья пытается сломать тебе ноги, и к тому же никак не регулируются воздушные потоки кондиционера – или сильно дует, или вообще выключен. Несмотря на это, комфортное положение ног, сидений и выключателя кондишки было найдено и поездка прошла спокойно и более-менее комфортно. Хоть это была ночь, сон был больше похож на дремоту и полностью провалиться в него получилось только в последние полтора часа поездки. Приехали на автовокзал Саларьево на час позже указанного в билете времени. До вылета еще 2 с половиной часа, вроде успеваем. Через 10 минут мы уже мчались в Шереметьево с крутым таксистом из Кыргызстана. Он очень удивился нашему маршруту и, раз уж мы такие путешественники, посоветовал побывать на его родине и посетить озеро Иссыккуль. Очень атмосферная поездка получилась – крутая музыка, агрессивная езда по МКАДу, веселая беседа и предвкушение приключений взбодрили нас и здорово подняли настроение. В какой-то момент подумал, что можно было бы все 18 дней так кататься. Домчали до аэропорта меньше чем за час. Стоит отметить один момент, в котором мы немного лоханулись. Автовокзал Саларьево находится в 50 км от Шереметьево и за такси мы отдали около $20, хотя можно было купить билеты на самолет из Внуково и 10 км до него проехать в два раза дешевле, а если на общественном транспорте, то и в четыре.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 1 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост

Перед вылетом

И вот мы в аэропорту Шереметьево. Вылет у нас в субботу в 8-40 и до него оставалось полтора часа. Мы сразу пошли на упаковку рюкзаков и тут выяснился еще один неприятный момент – скрутить вместе два рюкзака это прям отдельная услуга и стоит она не 500 р как написано на сайте аэропорта, а 2300 р. Упаковщик посоветовал нам не заморачиваться с пленкой, а за 2000 р. купить у него огромную сумку, в которую мы вложим наши рюкзаки и сможем пользоваться ей на обратном пути, что мы и сделали. Вещи, которые не влезали в багаж по весу, разложили по сумкам ручной клади, а те, что не влезли в ручную кладь по объему, распихали по карманам курток и пошли на регистрацию. Там был третий косяк. Когда покупали билеты, неправильно ввели мое имя, в итоге исправление одной буквы обошлось нам в 500 р. На регистрации у нас спросили, можем ли мы в случае нештатной ситуации оказать помощь при эвакуации из самолета, на что мы ответили утвердительно и получили места возле эвакуационных выходов, точнее окон. Вот такой приятный бонус. Еще полчаса и вот мы уже сидим в самолете, который направляется в Махачкалу.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 1 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост

Где-то между Москвой и Махачкалой.

Продолжение следует...

Часть 2

Показать полностью 7

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 2

Часть 1

День первый. Суббота, 8 июля. 0 км.

Три часа полета быстро прошли и когда самолет приземлился, пилот объявил, что последний кто выйдет из самолета останется убирать салон, поэтому все вскочили со своих мест и на выход из самолета образовалась очередь. На самом деле такого объявления не было, но очередь все равно была. И если очередь на выход из поезда я еще могу объяснить возможностью быстрее добежать куда-то если раньше из него выйдешь, то из самолета все пассажиры пересаживаются в аэродромный автобус и он все равно ждет последнего пассажира перед тем как ехать в терминал. Зачем еще 10 минут стоять в проходе, мне не понятно. Кстати до терминала автобус проехал около ста метров и первые пассажиры действительно могли пешком быстрее до него дойти.

На первом фото пассажиры, которые не стояли в очереди, на втором - те которые стояли.

Махачкала встретила нас жарким солнцем, а на горизонте виднелись холмы – пока еще не горы, но рельеф уже повеселее чем в Беларуси. Первым делом мы переоделись в походную легкую одежду, а штаны и куртки вместе ручной кладью сложили в рюкзаки.

Стоит рассказать об одежде, в которой мы были. Когда мы готовились к походу, то интересовались, как тут принято одеваться. В итоге решили, что в городах, тем более нам как путешественникам, простительно будет в шортах и майке, а вот по мере углубления в горную местность надо будет переодеться в штаны. Правда в какой момент это делать, мы не знали и почти у каждого кто нас подвозил интересовались, как в данной местности относятся к тому что мы в шортах. Конечно хотелось оттянуть надевание штанов, так как жара тут неимоверная, а мы пока еще не привыкшие к ней. Но путешествие путешествием, а к местным традициям нужно относиться уважительно.

На выходе из аэропорта нас встретили местные ребята, которые предлагали недорого подбросить до любой точки мира, но мы отказались, решив немного прогуляться пешком. За 10 минут мы дошли от аэропорта до трассы на Махачкалу и пройдя по ней метров 100 начали стопить машины.

Через пару минут остановилась лада десятка, из нее вышел мужчина, представился Магомедом и спросил куда нам нужно, мы сказали что направляемся в Махачкалу. Нам оказалось по пути, мы сложили рюкзаки в багажник и поехали. По дороге мы рассказали о наших планах и что первым делом нам нужно купить газ для горелки. Когда приехали в Махачкалу, Магомед завез нас на рынок. Припарковавшись, мы пошли за ним и минут 15 шли по этому рынку к точке, на которой должны продаваться баллоны. Пока мы рассчитывались, Магомед принес нам две бутылки ледяной минералки. Хоть пить особо не хотелось, да и деньги на воду у нас были, она оказалась весьма кстати, час на 35-градусной жаре уже давал о себе знать. Возвращаясь к машине, Олег поделился мыслью, что мы как-то опрометчиво оставили рюкзаки в машине, но я успокоил его своей уверенностью, что на Кавказе с путниками плохо поступить не могут. Машину мы нашли не с первого раза, рынок настолько большой что мы подумали, что заблудились. Придя к машине, Магомед спросил куда нам дальше, но мы решили уже идти пешком в сторону пляжа Махачкалы. Поблагодарив за помощь и воду, мы забрали рюкзаки из машины, попрощались и отправились по намеченному маршруту.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 2 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Махачкала, Дербент

Мы с Магомедом

Передвигались мы по навигатору MAPS.ME. Карты всех регионов я скачал в телефон заранее, чтобы была возможность пользоваться ими без интернета. Так что проблем с навигацией у нас не было.

Навигатор вел нас к ближайшему пляжу. По пути нам встречались люди, которые приветливо улыбались, некоторые здоровались, а из одной проезжающей машины нас даже на телефон снимали. Зашли в магазин, купили две маленьких бутылки воды. Присмотревшись к этикетке были удивлены: мировая тенденция к уменьшению продаваемых объемов в щедром Дагестане не работает и, когда во всем мире продают бутылки 0,45 вместо 0,5 л, тут продают 0,6!

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 2 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Махачкала, Дербент

Та самая вода 0.6 л

Пройдя несколько километров по городу мы вышли к надписи на стене Ж.ПЛЯЖ, спросили у прохожих, действительно ли это то, о чем мы подумали, нам сказали, что когда-то это так и было, но сейчас там собственно и пляжа нет, просто неблагоустроенный берег моря. Перестроив наш маршрут на другой пляж поближе к центру города, пошли туда. Через полчаса мы уже купались в Каспийском море. Обычно спокойное, в этот день оно встречало нас метровыми волнами. Накупавшись вдоволь, мы приготовили обед, поели и выдвинулись в сторону дороги, которая приведет нас в Дербент. До него было около 120 км. Мы вышли на оживленную трассу таким плотным движением, что перебегать ее пришлось минут 10, так как до ближайших переходов было больше километра. Там остановили Ниссан который ехал в Каспийск. Правда в сам город нам не надо было – машину в сторону Дербента легче словить на трассе, но мы заболтались с водителем и пропустили съезд в город и оказались в Каспийске.

Махачкала

С этого момента мы договорились о том, что один из нас обязательно смотрит в навигатор и говорит, когда и где остановить, а то с этими дагестанским ребятами можно болтать и кататься до конца нашего отпуска. Нас довезли почти до самого выезда из города, и мы опять пошли к трассе. По пути нас окликнули торговцы фруктами, угостили персиками и клубникой, узнали, что мы из Беларуси и тут же позвонили другу, у которого теща из Беларуси. Через пару минут он прибежал и предложил остаться у него, отметить такую прекрасную встречу, набраться сил и уже наутро выдвинуться в путь. Еще не успели остыть эмоции от бесплатного угощения, нас снова накрыло от этого предложения – вот так просто пригласить в гости незнакомых людей и предложить им ночлег, при том, что об этом даже не просили, это как так? К такому нас жизнь не готовила))

Но у нас в планах на этот день было добраться в Дербент и переночевать там. Уже было около 8 вечера, смеркалось, но к Дербенту мы приблизились всего на 5 км. Поблагодарив за гостеприимство и фрукты, мы пошли дальше и вскоре вышли на нужную дорогу и застопили полуживой Шевроле Ланос, на котором мы заехали на родник, набрали воды и доехали до Избербаша. А это уже в 70 км от Дербента. Мы вышли на Дербентском шоссе, времени было около 10 часов вечера, но движение было такое как днем на МКАДе. Через несколько минут нас подобрала Газель, еще менее живая чем Ланос. Рюкзаки закидывать в кунг мы не решились – там не было одной двери, поэтому с вещами набились в кабину как селедки в банку и поехали дальше. Пообщаться с водителем не удалось из-за рёва пробитого глушителя и открытых окон для выветривания выхлопных газов из кабины. Доехали до Первомайского, там у Газели закончился газ прямо на въезде на заправку.

Там нас встретил заправщик Зипур. Мужчина лет пятидесяти, он усадил нас в свою коморку, угостил «чуду» – дагестанским пирогом с сыром, нарезал дыню и арбуз и пошел искать нам машину до Дербента. Обойдя всю заправку и не найдя никого, кому было бы по пути, он вернулся, и мы еще полчаса рассказывали, как нас сюда занесло и куда мы держим путь. Сытые и отдохнувшие, мы попрощались с Зипуром и снова вышли на трассу и стали ловить машину.

Простояв 10 минут, услышали сигнал, обернулись – такси. Мы подбежали, сказали, что едем автостопом и, наверное, такси нам не подойдет, на что водитель сказал чтоб садились, денег с нас он не возьмет. В такси на переднем сидении ехал парень в военной форме, это он сказал таксисту остановиться и подобрать нас. Когда Омар (так зовут таксиста) сообщил нам об этом, мы опять офигели от того, что тут так принято. Военный ехал из аэропорта Махачкалы до самого Дербента и нам очень повезло встретить его на своем пути. До города нам оставалось около 60 км и пока ехали, рассказывали о нашем увлечении походами и планах доехать до Черного моря через весь Кавказ. На что Омар сказал: «Вот это конечно круто, бывать в разных местах, столько ходить пешком, я бы наверное так не смог… А хотя знаете, вот наверное если бы у меня был такой друг, который сказал бы мне, Омар, а пойдем в поход до Черного моря, я б тогда ему сказал «Да на*уй оно мне надо! Дружище, вот у меня машина, садись и поехали и до Черного, и до Красного, и до любого другого моря»» Так мы сегодня еще не смеялись)))

Приехав в Дербент, попрощались с военным, подарили ему белорусский рубль на удачу, а Омар настоял на том, чтоб довезти нас до пляжа. Добравшись до места. мы прогулялись по набережной, там были беседки со столиками, с лежанками, душевые, туалеты. По променаду гуляло много людей, несмотря на то что уже был второй час ночи. Мы поужинали, сходили в душ и на ночлег устроились в дальней беседке. Расстелили коврики, завернулись в спальники и под шум прибоя Каспийского моря уснули.

За день мы проехали и прошли 155 км.

Продолжение следует...

Часть 3

Показать полностью 9

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 3

Начало

Часть 2

День второй. Воскресенье, 9 июля. 155-й км.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 3 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Дербент, Нарын-кала

Рассвет на Каспийском море.

Я проснулся на самом рассвете в 5 утра, над морем была дымка, поэтому какого-то суперкрасивого рассвета не получилось. На Дербентском пляже уже были люди – играли в волейбол, бегали, катались на великах и просто купались. Мне показалось, что набережная Дербента никогда не спит. Мою догадку подтвердил Олег, сказав, что он ночью пару раз просыпался, и людей вокруг меньше не становилось.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 3 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Дербент, Нарын-кала

Окраина пляжа Дербента

Подремав еще час, приготовили завтрак, поели, еще раз окунулись в уже спокойное Каспийское море, собрали вещи и пошли в крепость Нарын-кала.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 3 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Дербент, Нарын-кала

Вид на горы в Дербенте

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 3 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Дербент, Нарын-кала

Въезд в исторический центр города

Добравшись до старого города у подножия крепости, побродили по его узким улицам. Казалось, что время здесь замерло, а о том, что мы не попали на 500 лет назад напоминали изредка попадающиеся автомобили, кондиционеры на стенах и спутниковые тарелки на крышах старинных домиков. Поднявшись по крутой лестнице наверх к самой крепости, мы купили там парочку сувениров, пофоткались и не заходя внутрь, спустились в старый город и пошли к выезду из Дербента, который шел в сторону Авадана, села за которым на берегу морю стоит легендарный экраноплан Лунь. На выходе из города нас подобрал мужчина на Форде, который ехал как раз до самого экраноплана.

Крепость Нарын-кала, старый город и виды на Дербент с крепости

Проехав 15 км мы увидели его в окружении каких-то букашек. Даже издалека он смотрелся огромным, а копошащиеся вокруг люди усиливали это впечатление. Сопоставимый по размерам со многими пассажирскими самолетами, на которых многие привыкли летать, он поражает воображение необычной конструкцией и брутальной внешностью. Вокруг было много туристов, у всех во взгляде читалось восхищение этим гигантом, мне кажется, похожие впечатления люди испытывают при встрече с китами. Обойдя его вокруг пару раз, выбрали крутые ракурсы для фоток, запечатлелись на его фоне и двинулись дальше по своему маршруту.

Экраноплан Лунь

По дороге нас подобрал турист, ехавший в автосервис в паре км от выезда на Дербентское шоссе. К слову, об автосервисах, их тут тысячи: в каждом городе, в каждом селе и на трассе между ними. Поехать сюда на машине и застрять из-за какой-то поломки задача трудновыполнимая. К тому же если тебе нужна помощь, достаточно стать на обочине на аварийке и тут же начнут останавливаться местные ребята с вопросом «Брат, что случилось, чем помочь?». Так что, если у вас всё в порядке, и вы решили просто постоять, то не включайте аварийку, она здесь используется только в действительно аварийных ситуациях.

Доехав до автосервиса, мы набрали там воды и снова начали стопить попутные машины. Следующей точкой был Салтинский водопад, до которого было около 180 км. Не простояв с поднятой рукой и пяти минут, нас подобрали Саша с Шамилем на Nissan Pathfinder. Каково было наше удивление, когда выяснилось, что они едут в Гуниб, как раз мимо Салтинского водопада. И вот как после такого не верить в удачу? Разобщавшись, рассказали о наших планах добраться в Сочи и тут офигели второй раз за последние полчаса. Саша сам из Воткинска, приехал в гости к Шамилю и с ним катался по местным достопримечательностям, а сейчас вез Шамиля домой в Гуниб и должен был оттуда ехать прямиком в Сочи. Так что он предложил нам поехать с ним и дальше. Какова вероятность запланировать такой протяженный маршрут на другом конце света и встретить там совершенно незнакомого человека с похожим планом? Это казалось невероятным совпадением, и если бы нам не нужно было еще в кучу мест, то мы поехали бы с Сашей. Однако отходить от своего плана мы не собирались.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 3 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Дербент, Нарын-кала

Вид на пляж в Первомайском

Перед тем как свернуть в сторону гор, мы заехали на пляж в Первомайском, чтобы еще раз покупаться в Каспийском море. На живописном пляже с белым песком стояли тропические зонтики, а в море мы рассмотрели какие-то странные колонны, похожие на остатки какого-то сооружения. Покупавшись и так и не поняв, что это были за колонны, мы поехали дальше.

Пляж и непонятные колонны

Проехав 15 км, рельеф начал меняться на глазах: холмы вырастали в горы, пока еще не очень высокие, покрытые растительностью, без открытых каменистых склонов, но уже грозно нависающих над дорогой. Меня как человека, никогда вживую не видевшего гор это впечатлило больше, чем вид экраноплана. Мы затихли и час таращились в окна, периодически снимая самые поразительные виды.

Дорога от Каспийского моря вглубь Кавказских гор

Время пролетало незаметно, Саша мастерски вел свой Ниссан по петлявшей вдоль склонов дороге, мы наслаждались комфортной поездкой и видами из окна. Проехав почти 150 км, заехали в кафешку, где Шамиль купил несколько чудушек и сока. Со всем этим добром мы остановились в красивом месте недалеко от села Куппа и устроили пикник. Подкрепившись и немного отдохнув, мы проехали еще 20 км до поворота на Салту. Там мы попрощались и пошли по дороге к водопаду.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 3 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Дербент, Нарын-кала

Я, Олег, Саша и Шамиль

Вокруг уже были настоящие горы, от их вида я был в диком восторге и, несмотря на то, что мы шли все время вверх, усталости не чувствовал. Мимо нас периодически проезжали микроавтобусы, забитые туристами, которые на наши жесты автостопщиков никак не реагировали.

Дорога к Салтинскому водопаду

Так мы прошли пару км в попытках остановить изредка проезжающие машины, и наконец нас подобрал парень Изиль, ехавший на водопад. Он рассказал, что у него там своя кафешка «В скале», порекомендовал зайти перекусить там. По пути показал дом своего дяди в Салте и, если мы не найдем места для ночлега, сказал не стесняясь заходить к нему в гости, а если его дома не будет, то чтоб шли в соседний, и вообще, чтоб знали, что в Дагестане мы можем постучать в любой дом и нас примут как родных.

Приехав к водопаду меня настигло разочарование. Если в крепости Нарын-кала для меня было ожидаемо встретить толпу туристов, всё-таки это значимая достопримечательность, да и находится в легкодоступном месте, в городе, то здесь это меня удивило. Людей настолько много, что образовалась очередь на вход, который стоил 100 р. Не знаю, что Изиль сказал парням на входе, но нас пропустили бесплатно. За входом начинался ручей, ведущий к водопаду, тут же располагались места, где можно было арендовать резиновые сапоги, чтобы не намочить ноги (которые все равно мокли даже в сапогах), но мы решили идти босиком. По ручью с каменистым дном нужно было пройти около 300 метров, и в какой-то момент я понял, что сапоги должны защищать не столько от воды, как от камней на дне, и нам лучше было пойти в сланцах. Они былине острые, но наступать на небольшие было неприятно. Приноровившись наступать на большие плоские камни, мы всё-таки добрались до водопада, поглазели, пофоткались и пошли назад. Ну а водопад очень необычно выглядит, он находится в конце Салтинской теснины (две горы стоящие очень близко друг к другу), которая в конце смыкается и получается что-то типа пещеры, а сам водопад, по сути, это дыра в потолке этой пещеры, через которую течет вода. Причем толщина этого потолка очень внушительная и когда понимаешь, что именно вода проделала эту дыру, это впечатляет.

Салтинская теснина и водопад

Дело было к вечеру, нам нужно было добраться до поворота, на котором нас высадил Саша с Шамилем. Там была река Каракойсу и на ней Гунибская ГЭС с плотиной, у подножия которой нам посоветовали переночевать.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 3 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Дербент, Нарын-кала

Дорога от Салтинского водопада к Гунибской ГЭС

Мы только успели выйти на дорогу, как нам посигналили парни на Приоре и предложили подвезти. Когда мы ехали с Сашей и Шамилем, сказали, как круто проехать такой протяженный участок пути в машине кондишкой и просторным салоном, на что они ответили, что самое крутое это прокатиться по  горным серпантинам с местными ребятами на Приоре. И вот это случилось. Под визг колес и громкую музыку, обгоняя микроавтобусы с туристами, в закатном солнце Кавказа мы в считанные минуты спустились от водопада к месту нашей стоянки. Когда мы вышли, я сказал Олегу, что когда я увидел на спидометре 160, то всерьез подумал, что в этой эйфории как-то скорости не ощущается, но потом понял, что спидометр неисправен.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 3 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Дербент, Нарын-кала

На Приоре по серпантину

Спустившись к реке, мы набрали воды и поставили ее фильтроваться, хотя недалеко от нас был кемпинг, где можно было набрать воды. Но мы не стали никого тревожить, да и в конце концов, должно же быть какое-то чувство автономности. Пока она фильтровалась, поставили палатку, постирали вещи и помылись в реке. Олег заварил чаю, а я приготовил себе ужин запарив пакетик с солянкой и достав оставшиеся от пикника чуду, которые Шамиль отдал нам в дорогу. Еще раз вспомнили, что день назад мы были в еще в Минске, а сейчас уже в 2000 км от него, побывали на Каспийском море, проехали больше 300 км автостопом и добрались до гор. Всё еще не веря что это происходит наяву, уснули под отдаленный шум плотины ГЭС.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 3 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Дербент, Нарын-кала

Солянка с чуду

За этот день мы преодолели 220 км.

Продолжение следует...

Показать полностью 37

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4

Начало
Часть 3

День третий. Понедельник,10 июля. 375-й км.

Проснулись мы около 6 утра, на небе были подозрительные серые тучи, вид которых не предвещал ничего хорошего. Несмотря на это, мы неспеша заварили овсянку с цукатами, поели, сделали все свои утренние дела, собрали вещи и около 8 утра выдвинулись в сторону Гамсутля.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Наша палатка на берегу Каракойсу

Несмотря на то, что ход путешествия был продиктован набором случайностей, нам каким-то образом удалось установить базовые элементы распорядка дня – отход ко сну и подъем в одно время. Почти всегда мы ложились спать еще до 22:00, а вставали в 6.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Готовы к приключениям

На Кавказе сумерек как таковых почти нет, солнце садится очень быстро и темнеет рано. Например, если закат в 19:30 (летом), то в 21:00 уже непроглядная темень. А в темноте любоваться окружающими тебя красотами сложно, да и как-то небезопасно шататься по горам ночью – человек, конечно, царь природы, но 300-килограммовый медведь об этом не знает. Поэтому к наступлению темноты мы старались определиться с ночлегом и подготовиться ко сну. А сон после дня пути по горам под палящим солнцем был идеальным. В среднем, в день мы проходили пешком 18 км, без учета градиента. Рюкзаки весили около 10 кг. И даже при таких нагрузках восьми часов сна было достаточно, сказывался горный воздух и отсутствие стрессов. Все наши проблемы остались очень далеко и достать они нас не могли. А здесь у нас был план, и мы его придерживались, причем, с небольшим опережением.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Ранний подъем дарил два-три часа без палящего солнца и давал нам возможность без суеты собрать вещи в утренней прохладе. Это может показаться мелочью в масштабах нашего путешествия, ведь мы бы не свернули с пути, даже если бы 20 дней подряд лил дождь, но согласитесь, сколько кайфа в безмятежном пробуждении, когда погода тебя не напрягает и не отвлекает, как это облегчает твой быт и сколько экономит сил и нервов. Через 2 часа после подъема мы обычно выходили на маршрут. Хотя, не знаю, для кого-то и час от подъема до выхода из лагеря может показаться неспешным и долгим.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Итак, до Гамсутля 30 км, и мы бодро шагаем по дороге в его направлении. По пути мы зашли на плотину Гунибской ГЭС. Нечасто бываешь на таких сооружениях и крайне необычно видеть воду почти по уровню дороги с одной стороны и 70-метровый обрыв с другой. Сфоткались на фоне окружающих пейзажей и с местным котом, затем вдоль водохранилища продолжили наш путь.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Тот самый кот

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Плотина Гунибской ГЭС и ее водосброс

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Вид с плотины

Прошли через небольшой тоннель, в котором от жары прятались коровы. Вид у них немного пугающий, они смотрят на тебя мрачным взглядом из прохладной темноты туннеля, при этом что-то жуют. Не очередного ли заблудшего туриста?

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Тоннель, коровы и их лепешки. Нет на Кавказе горы, не обосранной коровой. И это иногда напрягает. Но в целом пофиг.

Выйдя из тоннеля, увидели парящих над водохранилищем кавказских орлов, а в самом водохранилище – гору мусора, скопившегося на боновом заграждении.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Кавказские орлы

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Мусор

Могучие скалы нависали над нашими головами и в одной из них четко прослеживались очертания задравшегося края тектонической плиты. Как я заметил чуть позже, в этой местности много таких гор, которые кажутся вылезшими из земли совсем недавно – у них отчетливо виден торец плиты и плоская часть, бывшая некогда равниной.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Вздыбившаяся тектоническая плита

Машин было мало, в основном микроавтобусы с туристами и машины с номерами других регионов России, но наверняка все ехали в Гамсутль. Какую-то определенную причину, почему кто-то не останавливается, выявить было невозможно. В микроавтобусах вряд ли были места, а если и были, то пассажиры, заплатившие деньги за тур, наверное, не поняли бы водителя, который решил нас подвезти бесплатно. Кто-то спешил по своим делам, кто-то ехал один и было стрёмно подбирать двух человек в безлюдном месте. Хотя по приколу, было бы интересно узнать у каждого проехавшего мимо, почему он так поступил.

«Вот вы, двое, на Логане, у вас же пусто на задних сидениях, могли бы и подвезти… Нет, не пусто? Помидоры? Ну ладно». «А вы, на питерских номерах, тоже ведь путешественники, могли бы и остановиться… Что? Вдруг мы маньяки? Действительно, вышли на дело с рюкзаками и трекинговыми палками, а один вообще заманьячился и от усталости лежит на обочине». «А вы что скажете в свое оправдание? Халявщиков не возите? Ммм, много заработали извозом на горных серпантинах? А нас вот таксист подвозил бесплатно». «Ой, ну что вы говорите, конечно знали куда идем. Но это же дорога, все равно рассчитываешь на помощь и взаимовыручку».

Конечно, эти выдуманные диалоги – просто глупые шутки, которыми мы себя развлекали, когда усталость давила на мозги. Ведь, по большому счёту, никто нам ничем не обязан, помощь – дело добровольное и мы действительно знали, как может быть. Но я искренне считаю, что если у тебя есть возможность, то нуждающимся нужно помогать. Тем более, что в большинстве случаев это не отнимает у нас ни материальных, ни временных ни как-либо других ресурсов.

В те моменты, когда мы стопили машины, часто можно было видеть местных водителей, которые показывали жест, крутя туда-сюда ладонью с растопыренными пальцами, очень похожий на наше движение рукой, когда мы говорим фразу «ну такой себе». Мы сначала думали, что это типа приветствия местного и тоже здоровались в ответ, кивая головой, так как рука у нас в этот момент и так была поднята. Но как-то раз, проезжая мимо голосовавшего на обочине мужчины, наш водитель показал этот жест, мы наконец-то догадались спросить, что же это значит. Оказалось, что этот жест означает «в машине нет места». То есть, он как бы извиняется за то, что не может помочь. А не делает вид, как будто «не твое дело, почему я не остановился».

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Если присмотреться, то на месте оползня можно увидеть голову телекомпании Вид.

Некоторое время спустя, нас подобрал парень на Ниве. Он поплотнее уложил вещи в салоне и багажнике, чтобы мы с рюкзаками хоть как-то поместились в трехдверной машине. Мы рассказали о нашем маршруте и о своих впечатлениях о том, что мы увидели, спросили насчет шортов. И не зря – парень ответил, что понимает, что мы не местные, чего-то можем не знать и думал, как бы тактично нам сказать, что мужчины в этих краях ходят с закрытыми ногами, хотя допустимо носить бриджи, главное, чтобы колени были закрыты. Мы пообещали ему, что обязательно последуем его совету и в ближайшем удобном месте наденем штаны. Парень подвез нас до поворота на Гамсутль и мы, выйдя из машины, немного спустились со склона в густые заросли и сменили шорты на спортивные штаны.

Если бы мы поехали прямо, то дорога привела нас в Гуниб. Сейчас я жалею, что мы построили свой маршрут мимо, хотя до него оставалось каких-то 4 км. Селение, расположенное на склоне горы, с богатой историей, и красивейшими видами. Это я уже потом при подробном рассмотрении карты увидел, что можно было после посещения Гамсутля зайти в Гуниб, провести остаток дня рассматривая его окрестности, переночевать на одном из живописных склонов и на следующий день пешком пройти около 20 км по Царской тропе и через Гунибский тоннель до следующей точки нашего маршрута – Карадахской теснины. Склоны в прямом смысле живописные, так как Айвазовский, прославившийся как художник-маринист написал очень мало картин не на морскую тематику и целых две из них – с видами Гуниба. Так что, если вы это читаете и планируете маршрут по Дагестану, то обязательно проложите его через Гуниб.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Айвазовский И. К. "Аул Гуниб в Дагестане" 1869 г.

На повороте была автомастерская, и пока мы возле нее набирали воду, начался дождь. Схватив наши вещи, мы побежали на остановку, находившуюся рядом, чтобы укрыться от дождя. Тут же застопили проезжавшую мимо Киа с парнем и девушкой из Читы. Оказалось, что они уже не первый раз путешествуют по Дагестану. Эпидемия коронавируса в свое время не оставила им выбора в направлениях для путешествий, кроме как внутри страны и они с тех пор ни разу не пожалели, что решили посетить Кавказ. По пути мы остановились на одном из поворотов возле села Чох с видами на террасы – это искусственные горизонтальные площадки на склонах гор для ведения сельского хозяйства. В былые времена люди вручную укладывали камни на склонах гор, носили на них плодородный грунт. Поистине титанический труд, который сейчас пропадает из-за того, что люди переезжают из горных районов в города, и этими рукотворными огородами некому пользоваться.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Террасы

Пока мы фоткали эту красоту, Олег вспомнил, что возле автосервиса забыл свои трекинговые палки. Без них передвижение по горам становилось на порядок сложнее, тем более что в этот день нам предстояло пешее восхождение в горное село с высоты 1200 м над уровнем моря на отметку почти 1700 м за 3 км пути. Но больше всего Олега огорчало то, что палки были не его, а Влада. Я был в полной уверенности, что мужчины из автосервиса их заметят и сохранят до нашего возвращения.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Село Чох

Не теряя надежду на то, что именно так и будет, мы продолжили наш путь к подножию горы, на вершине которой располагался аул-призрак. Когда мы приехали, то увидели довольно большую стоянку, пару кафешек и вереницы джипов и лошадей, набиравших ленивых туристов, которые не хотели подниматься пешком. К этому времени дождь уже закончился, и мы налегке, оставив рюкзаки в одной из кафешек и взяв с собой бутылку воды, неспеша пошли на подъем. Расстояние небольшое, но коварность уклона в 17% недооценивать не стоит. Тем более нам, проводящим всего лишь третий день в горах. Чтобы облегчить подъем Олегу, я отдал ему одну палку, тем более что за это небольшое время я уже более-менее привык к восхождениям.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Подъем к Гамсутлю

На середине подъема у нас закончилась вода, но к счастью, мы дошли до обзорной площадки, на которой был организован троллей через ущелье, по которому любители экстрима могли с ветерком переправиться к другой горе. Тут же стоял холодильник из которого продавали воду, но к несчастью, кошелек мы не взяли. К счастью, у меня в кармане оказались монеты, аж 36 рублей и мне казалось, что их должно было хватить, так как вода обычно стоила до 25-30 рублей. К несчастью, тут она стоила 50 рублей и даже продав ее нам за 36, парень заработал бы на ней, но воду он нам так и не продал. К счастью, мы заметили кран с водой и раз уж воду из холодильника нам продавать отказались, то попросили хотя бы налить в нашу бутылку из крана. К несчастью, из крана нам тоже не налили. Даже за 36 рублей. Такие вот эмоциональные качели по-дагестански. Но что поделать, это бизнес на туристах и бизнесменам нет разницы, идешь ли ты пешком из Махачкалы или приехал сюда на своей машине – для всех вода стоит одинаково. Но я больше чем уверен, что этот же парень налил бы мне 10 ведер воды бесплатно, если бы с такой просьбой я постучался к нему в дом.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Вид на Гамсутль с тропинки.

Тут мы обнаружили точку бесплатного Wi-Fi, полчаса позалипали в соцсетях, закинули фоточек и написали всем, кого нужно было держать в курсе нашего путешествия. В путешествие мы взяли одну российскую сим-карту с 5 Гб траффика и пользовались ей редко, обычно в конце дня, для оповещения близких о ходе наших дел. К тому же, и без того небольшая скорость интернета, доступная в большинстве горных районов, ограничивалась необходимостью пользоваться ВПН для общения через инсту (мы бандито, гангстерито…). Да и вообще, какие соцсети, если вокруг такая красота?

Немного отдохнув от подъема и хапнув приятных эмоций от прочтения восторженных отзывов наших друзей о нашем путешествии, мы продолжили восхождение и всего через 20 минут добрались до родника с самой вкусной водой в мире. Там же мы услышали от местного гида, что правильно пить воду сидя на корточках. Начало истории, в которой он объяснял почему, мы не слышали, но раз бывалый горец сказал, что нужно делать именно так, то мы тут же присели на кортаны и сделали еще по несколько глотков живительной влаги.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Вдоволь напившись, охладившись и набрав воды с собой, еще через 15 минут мы подошли к Гамсутлю. Подробно рассказывать о нем не буду, так как в интернете полно информации об этом интереснейшем месте. Скажу, что какую-то мистику и загадочность, присущую покинутым местам, про которую пишут, тут уловить сложно. Как и все точки притяжения туристов, Гамсутль наполнен людьми, и если вы хотите ощутить атмосферу «заброшки», то здесь, наверное, нужно остаться на ночь, чтобы застать селение безлюдным с самого утра. Но, хоть ожидание и реальность здесь разошлись, как и во время визита на Салтинский водопад, мне удалось словить свой прикол в руинах Гамсутля.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Двери во внешний мир

Когда мы планировали маршрут, Влад рекомендовал посетить это место, предупреждал о преувеличенных описаниях, и упомянул встречающиеся в некоторых домах уцелевшие двери. На его взгляд, они выглядят очень круто и загадочно. В одну из таких дверей я постучал. Она немного приоткрылась, и внутри того места, на котором когда-то находился дом, уже был обрыв с видом на безграничное пространство под ним. Меня охватило чувство, словно это место вывернули наизнанку – секунду назад, я, на улице этого села, был «снаружи», а сейчас, перед этим огромным пространством, я оказался как бы «внутри». Как в кино, когда герой заглядывает в дверь маленького контейнера, и вдруг, на следующем кадре оказывается, что внутри контейнера находится ещё больший мир – надеюсь, вы уловили мою ассоциацию. Когда ожидаешь увидеть крохотное пространство старинного дома, а перед тобой внезапно открывается вид в «бесконечное вечное», ты сам вдруг становишься чем-то крохотным. Еще, там были такие же окна, в которые люди когда-то заглядывали, чтобы увидеть, что происходит в доме, а теперь в них видны только горные вершины, которые теперь смотрят через эти окна на тебя.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Вид за дверью

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Фото окна со стороны улицы. Гора внутри дома.

Рекомендация посещения в отсутствие людей касается и всех остальных мест. Когда мы планировали маршрут, то видели фотки, сделанные людьми, которым повезло побывать в этих местах до начала волны внутреннего туризма во время эпидемии коронавируса. Теперь они не выглядят такими дикими или самобытными как раньше. Но я думаю, что и нам еще повезло, и мы застали всё относительно нетронутым. Кто знает, что будет через 10 или даже 5 лет? Все идет к тому, что сейчас происходит в популярных туристических локациях всего мира: привозят толпу людей, которые без особого воодушевления слушают одну и ту же историю, рассказанную тысячам побывавшим здесь до них, топчутся по одним и тем же тропинкам, фоткаются с одних и тех же ракурсов, потом по отмашке бежит обратно в автобус и, не узнав и не увидев ничего нового, чего бы они не узнали от своего соседа, недавно побывавшего в этих местах, уезжают, даже не запомнив, как именно называлось это селение.

Наверное, где-то здесь я по-настоящему понял, как же круто, что у нас получилось организовать свою поездку именно в таком формате, что она стала именно путешествием. Не каким-то коммерческим туром, в котором тебя за твои деньги по расписанию возят по разным местам, только для смены картинки перед твоими глазами и заполнения твоего фотоальбома такими же фотками, как у тысяч других туристов. Путешествием, наполненным духом авантюризма и кое-какими отголосками первобытного страха перед неизведанным, в котором жизнь снова становится той самой коробкой шоколадных конфет, про которую говорил Форрест Гамп, когда не знаешь, что тебя ждет на следующий день.

Так, когда становишься в новом месте в полной темноте, ты иногда даже не знаешь какой вид тебя ждет, когда ты утром расстегнешь палатку. Ты не знаешь кого ты встретишь, кто тебя подберет, да и подберет ли? Как пройдет твой день, где будешь ночевать и что ты будешь есть? Конечно, мы не те первобытные путешественники, которые, рискуя своими жизнями, шли в направлении, которое им указывала намагниченная железяка, основываясь только на предположении, что где-то там есть что-то новое. И хоть у нас был выверенный маршрут и навигатор, и мы не особо удалялись от цивилизации, все равно количество вариантов ответов на эти вопросы исчислялось миллионами. Но что мы знали точно, это то, что мы обязательно встретим интересных людей и увидим что-то новое. Мы проживем этот день не так как другие дни своей жизни и тем самым навсегда оставим его в нашей памяти. И в этом интерес такого путешествия.

А какой смысл делать что-то интересное и запоминающееся в нашей жизни? Как по мне, он заключается в том, чтобы накопить побольше таких дней, которые не похожи на другие, дней, которые чем-то запомнились на фоне остальных. Ведь в конце жизни, если ты насчитаешь много таких дней, то сможешь сказать, что прожил интересную жизнь. А считать ты будешь только те дни, которые ты помнишь, по причине того, что они наполнены воспоминаниями о тех самых интересных событиях.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Вид с верхней точки Гамсутля

Полазив по руинам домов, в месте, куда туристы почему-то не заходили, я насытился впечатлениями от мистики Гамсутля, дообследовал оставшуюся часть селения с его самой высокой точкой и бывшим домом последнего жителя села, которого называли мэром Гамсутля, нашел Олега, и мы пошли вниз. Обратно решили пойти по более крутой части склона. Туристы там обычно не ходили из-за его крутизны, зато лошадей по нему сгоняли вниз как по автобану. Там, где мы чуть держались ногах чтоб не скользить по утоптанным песчаным склонам, лошади скакали как ни в чем не бывало, а следом за ними, верхом, скакал их погонщик. Впечатляющее зрелище.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 4 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Гамсутль, Гуниб, Фотография

Вот почему обычные беговые кроссовки не подходят для передвижения по горам.

Вдоль всей дороги попадались абрикосовые деревья. Абрикосы на них не совсем такие, как мы привыкли. Они маленькие и не такие красивые как наши, но при этом очень сладкие. Я не ботаник, но думаю, причина этому горный климат. Днем жарко, ночью холодно, спеют они очень медленно, и к моменту своего созревания так и не становятся большими, но за это долгое время набирают в себя максимальное количество фруктозы и сахарозы, что становятся почти карамельными.

Это я недозревшие ем

Спустившись к кафешке, в которой мы оставили наши рюкзаки, набрали там воды и вышли в обратный путь – Гамсутль был тупиковой веткой нашего маршрута, и нам предстояло вернуться к Гунибской ГЭС, чтобы от нее пойти к Карадахской теснине. Пройдя пару километров вверх по дороге, мы словили машину с семейной парой. Они были из другой части Дагестана, сюда приехали посмотреть на разрекламированное заброшенное селение и сейчас направлялись в Гуниб. На заднем сидении лежал пакет со сливами. Усаживаясь и перекладывая его на заднюю полку, мы сказали, что тут сливы и тут же услышали «Это вам!». Мы попробовали возразить, но тут же поняли, что без слив из машины нам не выйти. Разговорившись с водителем и его женой, мы выразили свое удивление тем фактом, что хоть они и почти местные, но все равно путешествуют по Дагестану. Нам уже много кто говорил, что когда ты вырос в этих краях, то все эти виды и красоты становятся обыденными и особого желания ездить рассматривать такие же горы, но с другого ракурса, нет. Оказалось, что не все такие и, в частности они, довольно часто выезжают покататься по разным уголкам Дагестана.

Место для публикации закончилось, а день еще нет. Продолжение дня в следующей части.

Часть 5

Показать полностью 29

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5

Начало
Часть 4

Мы вышли на повороте на Гуниб, возле автомастерской, где Олег забыл палки. На том месте, куда он повесил, их уже не было, и мы зашли в мастерскую спросить про палки. Находившиеся там мужчины пошутили про плату за хранение, и указали на наши палки, висевшие на стене. Олег всерьез предложил вознаграждение, но деньги никто брать не собирался. Получив наказ больше их не терять, мы вышли за поворот и в тени скал стали ждать попутки – уже был полдень, и идти по солнцепёку особого желания не было. Нас подобрали дорожные рабочие на буханке и довезли до заправки Dtk в Нижнем Кегере. Тут мы остыли в прохладе кондиционера, перекусили, посетили нормальный туалет и воспользовались бесплатным Wi-Fi. К нам подсел мальчик лет 10-11, довольно общительный и смышлёный для своего возраста. Сказал, что его зовут Саша, поинтересовался откуда и куда мы идем, рассказал, что подрабатывает заправщиком и предложил загадывать нам загадки и, если мы отгадаем, то получим деньги, если нет, то деньги должны будем ему мы. Ссылаясь на то, что формат нашего путешествия не предполагает оплаты оказанной нам помощи, мы попробовали договориться послушать загадки на безвозмездной основе, но бесплатно у Саши были только анекдоты. Оставшееся время Саша рассказывал их, периодически отвлекаясь на свои рабочие дела. Проведя почти час на заправке, мы снова вышли на дорогу.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

Вид на Гуниб из окна буханки

Солнце безжалостно припекало, но на этот случай у нас был SPF-крем. Правда его мы взяли совсем чуть-чуть. в надежде, что его нужно будет не сильно много. В расчетах мы ошиблись, и он у нас закончился уже на следующий день. А еще мы ошиблись со временем его нанесения – надо было мазаться до того, как мы вышли на солнце, и когда мы им воспользовались, то поняли, что уже было поздно. Когда мы готовились к поездке, то знали, что на Кавказе очень много солнца, на этот случай мы взяли кепки, которые должны были закрывать голову и лицо, но в утренней суете забыли их в автобусе Минск-Москва. Но голову нужно было чем-то прикрывать и на нее я надел баф, который изначально должен был закрывать шею. Вот и получилось, что лицо и шея остались без защиты и, при втирании в них солнцезащитного крема, благодарили меня болевыми ощущениями. А вообще, за путешествие, мой нос успел обгореть дважды.

Вскоре нас подобрали парни на Приоре и повезли нас не совсем туда, куда нам надо было. Они сказали, что по той дороге мы задолбемся идти и никого не остановим, а тут иногда машины проезжают. Выйдя из машины мы пошли в направлении, которое нам указали парни и вскоре увидели мужчину, который колупался под капотом шестерки и подошли спросить не едет ли он в сторону Карадаха. Он удивился что мы выбрали этот путь чтоб добраться до нужного нам места и хоть он собирался ехать в другую сторону, подвез нас обратно до ГЭС, от которой нам ближе и проще добраться до теснины.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

Олег сверяет маршрут.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

Виды с дороги к Мураде

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

От ГЭС дорога поднималась вверх, с нее открывались прекрасные виды. Мы прошли около 5 км, безуспешно пытаясь стопить изредка проезжавшие машины. Добрались до деревни Мурада, там был родник в небольшом строении, разделенном на две части, в одной части которого была труба, из которой текла вода, а в другой что-то типа небольшой ванны, в которую эта вода стекала. Мы не знали, что тут находится источник, на карте он обозначен не был и только случайно услышав журчание воды, решили заглянуть. Это было кстати, потому как вода по дороге к деревне у нас закончилась.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

Проходя по деревне, увидели сидящих на лавке возле одного из домов четверых бабушек. Поздоровались с ними, они нам приветливо ответили, поинтересовались откуда мы и пожелали удачи. Мы знали, что первым здороваться с женщиной не следует, но на женщин почтенного возраста это правило не распространяется. Вообще, мы здоровались со всеми, кто нам встречался. Поначалу это было наше «здравствуйте», но через пару дней мы освоились, узнали как правильно произносится арабское приветствие и уже приветствовали всех «ас-саляму алейкум», а на приветствия отвечали «ва-алейкум ас-салям». Это были приятные моменты, когда мы ловили улыбки и восторженные взгляды, которые говорил нам, что мы находимся в хорошем месте и нам здесь рады.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

Мы с Магомедом

Выйдя из Мурады мы остановили Волгу. Водителя звали Магомед и он строил дороги в этих местах. Вскоре нормальная дорога закончилась и мы, не сбавляя скорости, поехали по насыпи из щебня, на которой в скором будущем, усилиями Магомеда должен появиться асфальт. Мы заехали на укромную полянку, с которой открывался незабываемый вид на горные склоны в лучах закатного солнца. По словам Магомеда, он арендовал этот участок и собирается открыть там кемпинг.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

Вид с поляны для кемпинга Маги.

Мы осмотрелись, поболтали с отдыхавшими на поляне мужчинами и поехали дальше. По пути нам встречались небольшие группы подростков и детей, бежавших по дороге. Мага пояснил нам, что это воспитанники детских спортивных школ, которые приезжают в местные лагеря на сборы.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

У входа в Карадахскую теснину.

Мы доехали до входа в Карадахскую теснину, попрощались и пошли внутрь. Вход стоил 100 рублей. Тут был магазин, в котором мы поставили телефоны на зарядку. Тут же стояли столики, на которых мы расположились на ужин. Время уже было к закату и чтобы не ходить по теснине в темноте нам пришлось поторопиться. Оставив рюкзаки в магазине мы стали пробираться в ущелье. Тут были трапы и мостики для прохода вглубь во время подъема уровня воды в теснине, который бывает после дождей. Однако во время дождя вход в теснину запрещен, так как это опасно для жизни – воды может прибыть неожиданно много, а с ней грязи и камней, которые могут вас смыть и не заметить.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

Тропа в теснину.

Эта теснина была более протяженная чем Салтинская, значительно выше, и натиск гор чувствовался более отчетливо. Но если честно, то я думал, что тут будет как-то потеснее, так что можно будет руками касаться двух скал. В конце ущелье перекрывал камень диаметром метра четыре, с которого стекал ручеек. Мы попробовали на него забраться, но без какого-то минимального снаряжения сделать это мы не смогли. Или не так сильно хотели. К этой точке мы должны были выйти, если бы пошли сюда через Гуниб.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

По пути обратно мы разговорились с группой туристов и девушкой, сопровождавшей их. Она была гидом Clever Tours Dagestan и вместе с отцом проводила экскурсии по Дагестану. Выйдя из теснины, мы познакомились с ее отцом, рассказали, что приехали сюда из Беларуси и оказалось, что он в советские годы служил в Беларуси, в ракетной части под Гомелем. А когда мы ответили, что мы как раз из Гомеля, то он обрадовался так, как будто встретил своих родственников, с которыми полвека не виделся. Мы болтали пока совсем не стемнело и вся их группа наконец-то не собралась. Дальше наш путь лежал в Гоор и нам предложили проехать пару километров до Карадаха и там уже попробовать словить машину до Гоора. Когда нас подвезли к Карадаху, отец девушки дал нам по 2000 рублей. Мы пробовали отказаться, но поняли, что принять дар наша обязанность.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

Мы и Clever Tours Dagestan

Вне себя от удивления, мы поблагодарили наших новых знакомых, попрощались и, едва отойдя от отъезжающего микроавтобуса, махнули рукой Форду, проезжавшему мимо. Он сразу же остановился и так мы познакомились с братьями Рамзаном и Гамзатом.

В очередной раз нам несказанно повезло. Уже было 8 вечера, почти ночь, а до Гоора нужно было ехать около 50 километров. По удачному стечению обстоятельств, братья, выросшие в Гооре, а сейчас живущие в Махачкале, именно в этот день решили навестить свои родные края. Прямо перед нашей встречей, Рамзан показывал Гамзату Карадахскую теснину, в которой тот никогда в жизни не был, хотя провел большую часть своей жизни недалеко от нее. По его словам, он никогда не знал, что такая тут есть, а если бы и знал, то подумал бы, ну две скалы рядом, ну и что, такие чуть ли не на каждом углу в Дагестане, распиарили для привлечения туристов. Но побывав там согласился – да, там действительно красиво. Мы рассказали о своих планах разместиться на ночь где-нибудь возле реки в Гооре, на что Рамзан ответил, что какая еще река, какие палатки, у них в Гооре дом и поэтому ночевать мы должны у них. Отнекиваться смысла не было – к концу дня уже хотелось расслабиться и поддаться нашей судьбе, которая в этот день складывалась так удачно.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

Ужин с Рамзаном и Гамзатом.

Прошло совсем немного времени как мы познакомились, а мы уже выяснили у нас с братьями много общего. Например, Рамзан тоже иногда путешествует автостопом и также как и я занимался чем-то типа туристско-прикладного многоборья. Мы общались как будто знаем друг друга всю жизнь. Это было классно – можно было задавать вопросы, которые спрашивать у малознакомого человека мы бы постеснялись. За час дороги мы узнали много нового и интересного. Например, что если путешествуешь по Кавказу автостопом, то еду и палатку таскать с собой не обязательно, главное добраться до любого селения. В любом доме тебя примут как родного, накормят и уложат спать. Но бывает так, что дома находятся одни женщины, и без хозяина двери они тебе не откроют. Тогда и в этом случае ты не пропадешь – переночевать можно в мечети, они есть почти в каждом селении. Еще, когда мы спросили про отношение к туристам, Рамзан рассказал, что в последнее время горные селения стали возвращаться к жизни благодаря туризму, особенно те, которые находятся вблизи каких-нибудь мест, которые могут быть интересны приезжим. Еще три года назад Гоор был селом, в котором остались почти одни только старики. Молодежь, как и везде, разъехалась по большим городам. Но после того, как Гоорские сторожевые башни стали одной из точек на пути многочисленных туристических маршрутов, люди стали сюда возвращаться – кто-то стал сдавать свой дом в качестве хостела или гостиницы, кто-то проводит экскурсии, кто-то на джипе катает тех, кому пешком не одолеть эти склоны, еще кто-то магазин или кафешку открыл. Казавшиеся почти забытыми, такие селения переживают второй рассвет. Гамзат добавил, что раньше и подумать не мог, что эти древние строения и горные склоны, по которым они лазили всё детство, которые были просто местом для детских развлечений, такими же обычными, как двор вашего дома, где вы сами выросли, станут такими популярными, что людям захочется издалека приезжать сюда, чтобы просто посмотреть на это своим глазами и сфоткаться на краю скалы. «Гамсутль? Это же просто заброшенное село, таких много в Дагестане… Я в таком же вырос. Что там смотреть?».

Заехав по пути в магазин, братья купили продуктов для ужина. Они предложили приготовить шакшуку, а мы в свою очередь предложили на завтрак угостить их овсянкой с сухофруктами из нашей провизии. Шакшука – это блюдо ближневосточной кухни, представляет собой яичницу с помидорами, томатной пастой, болгарским перцем, луком и специями.

Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 5 Путешествия, Автостоп, Кавказ, Дагестан, Горный туризм, Туристы, Поход, Длиннопост, Шакшука, Фотография

Шакшука

Проезжая через какое-то селение почти возле самого Гоора, мы подобрали дедушку и подвезли его пару километров несмотря на то, что в машине почти не было места. Когда мы ехали с ним, то увидели еще одного путника с поднятой рукой, но ему уже Гамзат показал тот самый жест рукой, означавший что места в машине уже нет.

Как я уже говорил, приезжая ночью в новое место, ты не знаешь, как оно выглядит. Очертания гор под луной и огоньки домиков в разбросанных на склонах селениях дают тебе общее представление о местности, но полную картину ты сможешь увидеть только когда проснешься. В этом было какое-то волшебство, похожее на то, которое бывает в детстве в новогоднюю ночь – ты засыпаешь в предвкушении чуда, которое обязательно должно случиться, когда утром ты выглянешь из палатки. Но пока до сна было еще долго и, приехав в Гоор, мы оставили машину в начале села, потому как улицы были очень узкие и к дому мы шли еще несколько минут. Кстати, дорога в Гоор была почти всё время в гору, и мы еще раз выдохнули, что не пришлось идти в этот подъем ногами. Когда мы пришли, оставили вещи в комнате, которую нам выделили, и пока Гамзат начал готовить, с Рамзаном пошли за водой к такому же источнику, какой был в Мураде. Рамзан рассказал, что такой способ оформления источников очень распространен на Кавказе. Такие домики поделены надвое – в одной половине из трубы воду набирают люди, а во второй из ванны пьют животные. По пути назад мы нарвали алычи, она на вид и по вкусу была как наша, по всей видимости горный климат не повлиял на неё.

Пока братья готовили ужин, мы помылись из кувшинов, постирали вещи, разложили в комнате свои коврики со спальниками и поставили телефоны и пауэрбанки на зарядку. Кровати в комнате были, но они были с матрасами из сетки, и я посоветовал не рисковать своими спинами, а лечь на полу. Это было правильным решением, потому как Рамзан и Гамзат наутро жаловались на качество сна на этих кроватях.

Вскоре ужин был готов, мы поели, Олег заварил пуэр, и мы, попивая чай, еще целый час не умолкали, пока к часу ночи не решили расходиться спать, чтобы не заснуть за столом. Если не считать пяти дней, проведенных в конце путешествия в Сочи, это был наш самый поздний отбой. Несмотря на интересную беседу, спать хотелось и в силу физической усталости, и оттого, что хотелось скорейшего наступления утра, чтобы рассмотреть ту красоту, в которой мы оказались. Кроме того, братья нам пообещали провести экскурсию по сторожевым башням и местам, в которые туристов не водят. В предвкушении суперкрутого продолжения нашего путешествия, мы разошлись по комнатам и мгновенно уснули.

За этот день мы преодолели около 130 километров, из них 26 пешком.

Показать полностью 13
Отличная работа, все прочитано!