Серия «Купить станок и не оказаться у разбитого корыта»

Случай первый. Говорят, что на предприятиях, станки покупают специалисты

Большое машиностроительное предприятие, можно даже сказать огромное, по современным меркам, когда я пришел на него, там работало более 10 000 человек.

Предприятие выпускает продукцию от мелких серий до крупных, практически массовых. Это одно из предприятий, которое было создано совсем недавно практически с нуля.

Было создано свое литейное производство, причем на достаточно высоком технологическом уровне. К литейному производству создали отдельный цех механической обработки, закупив более двух десятков станков серьезного европейского производства. Так как тип выпуска продукции литейного производства практически массовый, то станки закупили под конкретные типы деталей, сразу со специализированной оснасткой. Вроде как все соответствует правилам из учебника по технологии машиностроения.

Предприятие создавалось большое, суммы закупок космические, поэтому процессы выбора и закупки оборудования проводятся очень медленно, досконально проверяя все, вплоть до каждой запятой, проходя кучу разных специалистов, служб, дирекций, управляющих компаний, акционеров. При такой многоуровневой и многосторонней проверке вероятность появления ошибки сводится к нулю. Ну, это вроде, как бы должно так быть...

А что по факту? Не, внешне все отлично — литейка льет, цех механической обработки обрабатывает детали, продукция собирается и продается. Но, есть пару НО, когда копнешь глубже.

Первое, что я заметил, когда стал заниматься увеличением производительности цеха механической обработки, что очень высокая трудоемкость, т.е. слишком долго происходит обработка. Странно думаю я, еще почти новое качественное европейское оборудование, а такие слабые режимы обработки. Долго разбираться не потребовалось, оказалось что на станки для обработки больших отливок из стали поставили мотор-шпиндели. Данные шпиндели обладают высокой скоростью вращения, но малым крутящим моментом. В результате приходится работать на практически минимальных оборотах (на больших горит инструмент из-за наличия литьевой корки), снимая по маленькому припуску (большой не тянет — маленький крутящий момент).

Вторая проблема вытекает из первой, так как шпиндели не рассчитаны на такой режим работы, то они очень часто выходят из строя. Вы не представляете насколько часто! Это настолько серьезная проблема, что предприятию пришлось дополнительно закупить несколько шпинделей для создания подменного фонда, потому что практически всегда один-два шпинделя находятся в ремонте. А сколько сил, времени и денег ушло на поиски хорошей фирмы по ремонту этих шпинделей — это уже отдельная тема.

Что получаем в результате? Всего одна маленькая ошибка, которую никто не заметил. Хотя я даже больше склоняюсь, что ошибка была не в том, что не заметили, что шпиндель не подходящий, а это целенаправленно, не совсем грамотные специалисты, выбрали такой шпиндель, апеллируя его высокой производительностью умудрились еще доказать его необходимость руководству. Не удивлюсь, если эту идею им подкинул поставщик оборудования. Да, мотор-шпиндель высокопроизводительный, но в определенных условиях, явно не в этих.

Мало того, что за мотор-шпиндель еще и заплатили дороже, так теперь еще станки постоянно работают на минимальных режимах, тратя кучу денег на инструмент, энергию, ремонт, занимают производственную площадь, принося миллионные потери каждый год.

Как можно исправить данную ситуацию теперь? Никак. Все молча ждут, скорее бы их списать.

Добавлю лишь, что позже мы купили несколько станков (благо появилась необходимость под новый проект) с уже правильными шпинделями. Производительность изготовления одной и той же детали, по сравнению со старыми станками, увеличилась в 1,5-2 раза.

Какой можно сделать вывод? Нахрен мотор-шпиндель, надо брать всегда обычный шпиндель с редуктором! Нет. А почему нет, расскажу в следующем посте.

Показать полностью

Отдать на аутсорсинг

С рассуждениями в прошлом посте получилось не очень, поэтому я приведу свое понимание, какие задачи необходимо отдавать в первую очередь на аутсорсинг. Пожалуй самая необходимая — это закупка оборудования.

Каждая созданная или развивающаяся компания вынуждена покупать оборудование. И чем крупнее компания и дальше развитие, тем больше, сложнее и дороже требуется оборудование. И тем сложнее становится выбор и тем больнее ошибки неправильного выбора.

При отсутствии квалифицированных технических специалистов, особенно уже имевших опыт приобретения оборудования, совершается очень много ошибок. Посмотрите отзывы тех, кто покупал первое оборудование, наверное не найдется ни одного, кто бы с первого раза смог купить именно тот станок, который хотел изначально.

Вроде бы в чем проблема, ты же знаешь что ты на нем будешь делать (хотя бывают случаи что и не знаешь, но это совсем отдельная история), поэтому и выбирай соответствующий станок. Тем более что сейчас в интернете куча сайтов, форумов, видео, блогеров и прочих «помощников».

Однако, на всех этих ресурсах, тебе в лучшем случае могут дать лишь общее представление об имеющихся вариантах и явных правил выбора оборудования (надо делать тела вращения — бери токарный станок). Никто из них не сможет помочь в твоем конкретном случае. Никто из них не сможет ответить на сотни, возникающих в процессе выбора, вопросов. Сейчас тысячи вариантов разного оборудования с различным функционалом и опциями, причем опции, порой, могут стоить больше самого станка, как сразу разобраться во всех тонкостях?

Но есть выход, которым очень часто и пользуются большинство покупателей оборудования. Это ближайший/первый попавшийся/понравившийся поставщик оборудования. Да, каждая поставляющая оборудование компания с удовольствием поможет Вам с выбором станка и выберет самый прекрасный и нужный именно для Вас станок. И конечно же, каждая компания будет уверять, что это САМОЕ ЛУЧШЕЕ оборудование из всех и САМОЕ ВЫГОДНОЕ. Но это будет станок ТОЛЬКО из оборудования, которое поставляет данная компания. Скорее всего, это оборудование будет работать и вы может даже сможете выпускать свои изделия, но, это не будет самым оптимальным выбором и уж точно не самым выгодным. Это тоже самое как прийти, например в салон АвтоВАЗа, и выбирать себе автомобиль, при этом не заглядывая в другие автосалоны. В обоих случаях это будет работать, но нет ни малейшей гарантии, что это будет именно то, что надо Вам!

А как объяснить другим ЧТО Вам надо? Для этого существует техническое задание, однако большинство предприятий даже не задумываются об этом, чаще всего техническое задание выглядит примерно так: «Нужен станок точить детали». Очень хорошо, когда хотя бы добавят: «диаметром от 20 до 150 мм.». Однако это далеко не техническое задание на закупку оборудования, по такому заданию вам и подберут соответствующий станок...

Многие, кто покупал оборудование, обратившись к одному поставщику, остаются довольными. Но это абсолютно не значит, что у них правильно подобрано оборудование.

Большинство сейчас скажет — ну и ладно, работает же, выполняет же свою задачу оборудование, почему быть недовольными? А потому, что это самая страшная ошибка покупки оборудования! Когда оборудование не работает и не может выполнять своих функций не так страшно, потому что это явная ошибка и ее придется исправить. А ошибки, которые неявные, наносят самые большие и серьезные потери, порой превышающие даже стоимость нового оборудования.

О двух таких случаях, из тех, что я встречал в своей практике, вызванными незначительными и незаметными ошибками, которые все пропустили, а в итоге потери в несколько раз превысили стоимость оборудования, я расскажу в следующих постах.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!