Серия «D'Mare | Немного о создании наших карт»

Часть 3. Хочешь сделать хорошо - сделай это сам

Часть 1. Карты. Краткая история появления. Ну почти…

Часть 2. Странные дела во французском королевстве

Вот здесь для начала нужно рассказать немного о себе. Сейчас мне 24, моей жене 22. Мы оба росли в Православных семьях, при Церкви. Воскресные службы, выпекание жаворонков, куличи, ежегодная покраска яиц во все цвета радуги - все это было.

Но вместе с этим было и воспитание в Христианской морали, которой запрещается достаточно много вещей. В том числе и карточные игры. Для меня же это всегда было довольно большим соблазном, потому что, когда вы едете в какую-нибудь поездку от школы, никто не потащит с собой громоздкие коробки с настолками. С собой возьмут колоду карт, которая компактна, помещается в любой карман, а игр для неё придумано очень много.

В итоге, получается, что все поехали в поездку, общаются, хорошо проводят время, при этом играют в карты, а у тебя есть выбор: либо сидеть в углу и смотреть на это, либо нарушать запрет священника и родителей. Такая себе ситуация.

Поэтому рано или поздно (лет в 16-18) я полез разбираться, а почему, собственно, существует этот запрет. Тогда не нашел ничего внятного, лишь отдельные сообщения от священников на форумах, по паре строчек каждое. Но со временем информации становилось больше, и в результате у меня наконец получилось найти достаточно много ответов.

Но один вопрос остался: «Если противоречие игральных карт и Церкви заключается в символике мастей, то почему никто не сделает обычные карты с номерками и с нейтральными символами - условными квадратиками, кружочками, треугольничками?»

Долго я искал что-то такое. И в результате нашел:

Часть 3. Хочешь сделать хорошо - сделай это сам Коллекционирование, Настольные игры, Коллекция, Антикафе, Карты, Антиквариат, Авторская игрушка, Длиннопост

https://www.amazon.com/edx-education-School-Friendly-Playing/dp/B01AXCEZX2/ref=sr_1_2?keywords=school+friendly+playing+cards&qid=1681543998&sprefix=school+friendly+,aps,211&sr=8-2

Есть вот такие карты, но продаются они только в Штатах. Есть и карты UNO, в которых деление колоды на четыре части сделано за счет цвета карт - красный, синий, желтый, зеленый. При этом тут противоречий с Церковью не возникает.

Но в уно колода получается усеченная (от 0 до 9), карты с геометрическими фигурками ждать долго, да и как сейчас их покупать, не очень понятно. Плюс они выглядят достаточно по-детски.

Поэтому нам и пришла в голову идея сделать что-то свое, сделать собственную колоду карт с нейтральной символикой, и чтоб они выглядели просто красиво.

И вот спустя полгода с того дня, как мы это придумали, это продается на OZON

D'Mare | Elements

Часть 3. Хочешь сделать хорошо - сделай это сам Коллекционирование, Настольные игры, Коллекция, Антикафе, Карты, Антиквариат, Авторская игрушка, Длиннопост
Показать полностью 2

Часть 2. Странные дела во Французском королевстве

Часть 1. Карты. Краткая история появления. Ну, почти…

Часть 3. Хочешь сделать хорошо - сделай сам

Скажу прямо, я люблю теории заговора. Мне всегда казалось, что истина - такая штука, которую нужно бесконечно долго откапывать, а потом еще и чистить от налипших с ходом истории и крепко продиффундировавших в поверхность этой самой истины ложных суждений, стереотипов и мифов.

Часть 2. Странные дела во Французском королевстве Fake News, Теория заговора, Карты, Игральные карты, Православие, Религия, Масоны, Длиннопост

Теории же заговора зачастую пытаются пролить свет на то, как те или иные факты, которые, на первый взгляд, в общую картину мира вообще не встраиваются, могут открывать нам определенные вещи, о которых ранее никто толком не знал.

Disclaimer: мы не призываем верить в теории заговора! Мы говорим лишь о том, что иногда они подтверждаются, и тогда это очень круто. А даже если они и опровергаются, почитать что-то такое, во-первых, интересно, во-вторых, это неплохая зарядка для мозга: посидеть, поанализировать, посопоставлять факты и критически оценить полученную информацию.

Часть 2. Странные дела во Французском королевстве Fake News, Теория заговора, Карты, Игральные карты, Православие, Религия, Масоны, Длиннопост

Так к чему же все это? Все вышесказанное, по сути, пролог к рассказу о том, как появилась идея создания нашего продукта.

Теория заговора, о которой здесь пойдет речь, связана с французской колодой игральных карт, которая сейчас уже называется обычной «колодой карт». Чуть ранее мы уже приводили краткую историческую справку про появление игральных карт [ссылка].

Часть 2. Странные дела во Французском королевстве Fake News, Теория заговора, Карты, Игральные карты, Православие, Религия, Масоны, Длиннопост

Если пересказать ту статью вкратце, самые древние карты нашли в Китае и на территории современного Египта, потом с Крестовыми походами они пришли в Европу, где сначала была Испано-Итальянская колода, а потом (где-то через 200 лет) появилась французская.

И если про заимствованные из Арабского мира масти можно найти много объяснений, почему использовались кубки, монеты, мечи и дубины (самая распространенная - обозначение сословий), то вот переход на французские масти (да и в целом их появление) объяснен весьма скудно. По мнению историков, классические трефы, буби, пики и червы получили широкое распространение в XIV веке в силу простоты их печати [1]. И меня (и не только меня) такое объяснение не устраивает.

Не устраивает меня оно по двум причинам. Первая - существуют символы гораздо примитивнее и проще, чем масти французской колоды. Квадраты, треугольники, кружочки и прямоугольники - если идти по пути упрощения, то пришли бы к ним, а не к замысловатым формам с множеством тонких деталей. Вторая - схожесть испанских мастей (исходных) и французских (конечных), как схожесть жирафа с утконосом. Можно было бы предположить, что этот самый путь упрощения карты прошли не до конца и их перерисовали, а потом еще и перенесли на печатный станок Гуттенберга, как смогли. Но почему монета четырехугольная?! В Китае такие были, во Франции они были другие, как это называется… Точно, круглые! Дубина ещё клевером стала… Бред какой-то.

Часть 2. Странные дела во Французском королевстве Fake News, Теория заговора, Карты, Игральные карты, Православие, Религия, Масоны, Длиннопост

Поэтому альтернативная теория происхождения мастей игральных карт является скорее основной, нежели второстепенной. Или же, если угодно, альтернативой двум строчкам в Британской энциклопедии или Википедии (на всех языках).

Гласит эта теория следующее: всем нам знакомые масти были введены оккультными тайными обществами с целью посрамления символов Страстей Иисуса Христа. Соответствие такое: пика - пика, которой были пробиты ребра Христа после его Крестной смерти, трефы или крести - Крест, буби - гвозди, которыми был распят Спаситель и червы - губка с уксусом, которая была предложена Иисусу Христу, как возможность избавления от страданий.

Доказательная база этой теории, если покопаться, оказывается шире, чем что-то, что «просто сказали по телевизору», значит, скорее всего правда.

Пункт 1. Визуальное сходство.

Основная претензия, конечно же, к Кресту - тут общий мотив символов заметен невооружённым глазом даже в темных ноябрьских сумерках. Чуть менее очевидное сходство прослеживается и в бубях. Сами Гвозди Креста Господня до нас в целом виде не дошли: они были разделены на части и переносились в разные части Христианского мира с момента их нахождения императрицей Еленой. Но! До нас дошли гвозди тех мест, датируемые той же эпохой. Внимание на экран [2,3]:

Часть 2. Странные дела во Французском королевстве Fake News, Теория заговора, Карты, Игральные карты, Православие, Религия, Масоны, Длиннопост

Далее же пика есть пика, ну а в червах действительно лишь с трудом угадывается губка.

Пункт 2. Очень странная игра слов.

И опять же мы возвращаемся к трефам. Вы можете сами проделать этот незамысловатый путь.

Смотрите, откройте переводчик (яндекс или гугл), введите перевод с русского на иврит и напишите по-русски «трефа». Поскольку в русском такого слова нет, он переведет слово просто транслитерацией, и Вы получите слово на иврите, которое звучит как «трефа» - טרפה.

Часть 2. Странные дела во Французском королевстве Fake News, Теория заговора, Карты, Игральные карты, Православие, Религия, Масоны, Длиннопост

Далее скопируйте полученное слово на иврите и введите его в иврито-русский словарь, например, в https://hebrew_russian.academic.ru. Получаемый перевод - растерзанный, некашерный и нарушивший планы.

По официальной же версии, название масти происходит от французского trèfle - клевер. Но опять же официальные источники умалчивают, как произошла эта странная замена дубины на клевер. Да и такое совпадение наталкивает на определенные сомнения.

Что ж, в итоге:

  1. У нас есть официальная история с несколькими очень странными переходами, которые просто приводятся как данность без особых разъяснений.

  2. Есть вопросы, те самые два пункта, на которые никто уже не отвечает очень долгое время. А ведь мог бы, ведь это увеличило бы и распространенность карточных игр в Христианском мире, и их продажи, что принесло бы колоссальную выгоду производителям карт, покерных наборов, шаффл-машинок и всего прочего.

[1] - https://www.theatlantic.com/technology/archive/2017/08/the-l...

[2] - https://foma.ru/chasticza-rizyi-xrista-i-golgofskij-gvozd.ht...

[3] - https://dzen.ru/a/XyqmNH9-21pw513i

Показать полностью 5

Часть 1. Карты. Краткая история появления. Ну, почти...

Часть 2. Странные дела во французском королевстве

Часть 3. Хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам

К сожалению, за давностью лет уже никто точно не знает, откуда именно у людей появилась идея сделать карточки, разделить на четыре группы, пронумеровать по старшинству и использовать их для приятного времяпрепровождения.

Исторический путь игральных карт просматривается века этак от IX в. н.э. К этому времени относят дощечки, которые не так давно нашли на территории Китая. [1]

Часть 1. Карты. Краткая история появления. Ну, почти... Археология, Древние артефакты, Средневековье, Игральные карты, Кладоискательство, Восток, Искусство, Длиннопост

Китайские игральные дощечки, прототип игральных карт, IX в. н.э.

У археологов также есть стойкое убеждение, что про эти дощечки знали и в прилежащих к Поднебесной государствах. Вдобавок, существует гипотеза, что на IX веке ниточка истории одной из наиболее древних настольных игр обрывается лишь потому, что материал, из которого она производилась, весьма недолговечен. Например, самые древние найденные шахматы, были сделаны на 700 лет раньше, но они выполнены из слоновой кости, а это все же чуть более крепкий материал. [2]

Часть 1. Карты. Краткая история появления. Ну, почти... Археология, Древние артефакты, Средневековье, Игральные карты, Кладоискательство, Восток, Искусство, Длиннопост

Шахматные фигуры II в. н.э., найденные на территории Узбекистана

Появление же карт на территории Европы связывают с Крестовыми походами или с реконкистой - завоеванием испанцами Пиренейского полуострова, занятого в то время арабами. Вообще, это время крайне интересно с точки зрения столкновения двух культур. Разумеется, там хватало борьбы Христианского мира с Мусульманским, но в то же время происходил и синтез культур. Было налаживание торговых отношений, появились новые течения в искусстве, открылась возможность совершать паломнические походы в Иерусалим и видеть, насколько разным может быть этот мир. И вот вместе со всем этим в XIII-XIV веках в Европу пришли и игральные карты.

Появление игральных карта документально подтверждено на том же Пиренейском полуострове в 1370-х годах, после чего они в течение последующего столетия упоминаются и в Италии, и во Франции, и в Англии. Изначально игральные карты были весьма аристократической забавой, но дальше случились 1440-е, Гуттенберг, печатный станок, и вот игральные карты уже доступны для обычных людей. [3]

Часть 1. Карты. Краткая история появления. Ну, почти... Археология, Древние артефакты, Средневековье, Игральные карты, Кладоискательство, Восток, Искусство, Длиннопост

Игральные карты, найденные на территории современного Египта, относящиеся к династии Мамлюка, вторая половина XII века

По мере странствия игральных карт по Старому Свету сформировалось пять колод: швейцарская, испанская, итальянская, немецкая и французская:

Часть 1. Карты. Краткая история появления. Ну, почти... Археология, Древние артефакты, Средневековье, Игральные карты, Кладоискательство, Восток, Искусство, Длиннопост

Масти пяти европейских колод

Нумерация карт от туза до десятки, три старшие карты - это то, что объединяет все эти колоды, а вот масти как раз таки различаются, причем достаточно сильно. Сегодня французская колода полностью завоевала мир, но откуда взялись трефы, пики, буби и червы, историки дают весьма размытый ответ. В британской энциклопедии упоминается, что исходно в качестве символов мастей использовались итальянская и испанская колоды, заимствованные непосредственно с востока, а вот французские масти, которые сейчас встречаются на каждом углу, появились позже. Кто их придумал и зачем, история умалчивает. В качестве гипотезы лишь предполагается, что они были введены для простоты массового производства игральных карт [4].

В общем, если подводить итог, то игральные карты изначально были и в Арабском мире, и на Дальнем Востоке. Потом пришли в Европу. А вот откуда они взялись в Китае и на территории современного Египта в конце первого тысячелетия от Рождества Христова, история скромно умалчивает, и вряд ли мы когда-нибудь это узнаем.

[1] https://novate-ru.turbopages.org/novate.ru/s/blogs/271119/52...

[2] https://china-uz-friendship.com/?p=3140\

[3] https://www.britannica.com/topic/playing-card

[4] https://www.britannica.com/topic/playing-card

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!