http://www.gazeta.ru/social/2013/10/16/5711569.shtml
Школьникам могут запретить заходить на сайты СМИ и пользоваться поисковиками. Кроме того, им запретят читать информацию об автомобилях, знаменитостях, коллекционировании, недвижимости, строительстве, огородах и других вещах, которые Минобрнауки сочло «информационной продукцией, причиняющей вред здоровью и развитию детей». Соответствующий перечень вредной информации составлен в ведомстве и передан на согласование в Минкомсвязи.
В распоряжение «Газеты.Ru» попал проект приказа Министерства образования и науки с перечнем информационной продукции, которая, по мнению ведомства, причиняет вред здоровью и развитию детей. Если проект будет утвержден, запретными для детей станут среди прочих прогнозы погоды, кроссворды, тексты песен, программы телепередач, информация о дачах и огородах, а также поисковые системы и средства массовой информации.
По данным источника «Газеты.Ru» из Минобрнауки, первый заместитель министра Наталья Третьяк направила на согласование в Минкомсвязи материалы «по вопросу защиты детей от информационной продукции». Документы Минобрнауки просило согласовать до 15 октября. Среди них — межведомственный приказ «Об организации работы в сфере защиты детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию». В нем Минобрнауки предлагает утвердить перечень видов подобной информации, а также до 25 декабря разработать совместно с Минкомсвязи методические рекомендации по организации работы в сфере защиты детей от этой информации.
Можно выделить несколько групп информации, которую Минобрнауки сочло вредной. В частности, туда все-таки попала информация, которая действительно может представлять какой-то вред для школьников: реклама алкоголя и табака, сайты знакомств, баннерные сети и всплывающая реклама, компьютерные игры, которые не имеют отношения к образовательному процессу, платные сайты, электронные тотализаторы и казино, сайты, содержащие описание и изображение убийств, мертвых тел и насилия.
Кроме нее министерство предлагает блокировать на школьных компьютерах чаты, сайты, позволяющие отправлять «личную и немодерируемую информацию», куда ведомство включило форумы, доски объявлений и конференции, гостевые книги, базы данных, содержащие личную информацию, личные странички, дневники и блоги. При этом социальные сети министерство блокировать не предлагает. Школьники больше не смогут пользоваться «нелегальной помощью», в частности банками готовых рефератов, эссе и дипломных работ.
Кроме того, Минобрнауки предлагает оградить детей от информации о «досуге и развлечениях». Будут запрещены фотоальбомы, рейтинги открыток, гороскопов, сонников, гадания, магия, астрология, тесты, рецепты, тексты песен, кино, расписания концертов, спектаклей, кинофильмов, заказ билетов в театры, информация о дачах, огородах, цветоводстве, животных, питомцах и уходе за ними, о рукоделии, студенческой жизни, увлечениях, хобби, коллекционировании, о сайтах и журналах для женщин и мужчин, о косметике, парфюмерии, моде и одежде.
Причем информация о нижнем белье и купальниках, как та, которая может нанести вред детям, вынесена в отдельный пункт перечня.
В двух пунктах упоминается, что школьникам нужно запретить доступ к анекдотам, «приколам», слухам, а также к неприличному и грубому юмору. Под ним министерство понимает неэтичные анекдоты и шутки, в частности обыгрывающие «особенности физиологии человека». Также школьникам может причинить вред информация об автомобилях и других транспортных средствах, вождении, автозапчастях, автомобильных журналах, техническом обслуживании, аксессуарах к автомобилям, считают в министерстве.
Школьникам предлагают закрыть доступ к информации о шейпинге, похудении, медицине и медицинских учреждениях, лекарствах, оборудовании, а также к «иным материалам на тему «Здоровье и медицина», которые, являясь академическими, по сути, могут быть отнесены к другим категориям (порнография, трупы и т.п.)». Кроме того, вредной представляется информация религиозной и антирелигиозной направленности, которая не имеет отношения к образовательному процессу.
Также вредными представляются информация, полученная на корпоративных сайтах и в «интернет-представительствах» негосударственных учреждений, сайты, связанные с поиском работы, а также с торговлей: интернет-магазины, услуги по переводу текста, юридические, таможенные, охранные, иммиграционные услуги, полиграфия, типография и их услуги, информация о налогах, аудите, консалтинге, деловой литературе, ремонте, строительстве, аренде и покупке недвижимости (продажа недвижимости, однако, не запрещена), продаже услуг мобильной связи.
Однако, пожалуй, два основных пункта, которые Минобрнауки также считает вредными для детей, — это поисковые системы («системы поиска и навигации в интернете») и средства массовой информации: сайты радиостанций, телеканалов и печатных изданий, которые не имеют отношения к образовательному процессу.
«Запрет поисковых систем делает бессмысленным использование интернета. Встает вопрос, каким образом тогда искать информацию, — считает бывший председатель Пиратской партии России Павел Рассудов. — Фактически это означает возвращение к 1990-м годам, когда особо искать было нечего и существовали порталы «все обо всем».
И напоследок школьникам собираются запретить посещать сайты, которые позволяют обходить контентные фильтры и обеспечивают анонимность пользователей — Peer-to-Peer-программы, сервисы бесплатных прокси-серверов, сервисы, дающие пользователю анонимность.
Очевидно, что данный перечень стал ответом на критику сенатора Гаттарова, который в письме к министру Дмитрию Ливанову заявил о неспособности Минобрнауки обеспечить к началу учебного года безопасный интернет и назвал это крупнейшим провалом ведомства. В своем письме, которое он написал в начале сентября, Гаттаров утверждал, что на создание различных систем контент-фильтрации для школ министерство потратило более 170 млн рублей, но дети по-прежнему могут заходить на порносайты, страницы с пиратским контентом и другие «противоправные информационные ресурсы». По сведения Гаттарова, только 40% запросов в школьных браузерах относится к образовательной деятельности. При этом 30% относится к порнографии и сексу, 20% — к торрентам и соцсетям. Гаттаров призвал Ливанова исправить ситуацию, в частности запустить систему централизованного мониторинга используемых в образовательных учреждениях средств контентной фильтрации, разработанную по госзаказу в 2011 году, однако до сих пор не запущенную.
Источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, рассказал, что введение такого списка позволяет «пилить бюджетные деньги». «Это нужно для очередного создания программного обеспечения. Они говорят о безопасном интернете в школе, придумывается проект, потом этот проект «реализуют». Конечно, это весьма правильная задача — оградить школьников от вредоносного контента. Но ее решение давным-давно существует и называется родительским контролем: стоит нажать две кнопки — и никакого вредоносного контента не будет. Тендеры на создание подобных фильтров проводились уже не раз», — рассказал он. «Программа родительского контроля действует во всех браузерах. Системные администраторы в школах могли бы настроить эту систему, не прибегая ни к каким дополнительным средствам», — соглашается Павел Рассудов.
Сейчас в школах действуют специальные контентные фильтры, которые автоматически запрещают доступ к сайтам с порнографией, нецензурной лексикой, с изображением насилия и так далее. Все виды такой информации содержатся в федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью». Однако в законе пунктов, которые могут причинить «вред» детям, гораздо меньше, чем в проекте приказа министерства.
При этом сегодня черные списки сайтов, которые блокируются контентными фильтрами, формируются как на основании законодательных актов, так и по запросам со стороны родителей и экспертного сообщества. К примеру, программа «Интернет-цензор» позволяет блокировать сайты, которые противоречат законодательству РФ (о сектах, наркотиках, взрывчатке, экстремизме), «взрослые» сайты (порнография, сайты с ненормативной лексикой, онлайн-казино, сайты знакомств, реклама алкогольных и табачных изделий), «деструктивные» сайты (о субкультурах, асоциальных группах, модификации тела, посвященные эзотерике, оккультизму, уфологии), а также ресурсы с неконтролируемым содержимым (соцсети, файлообменники, фото- и видеохостинги, блоги, чаты, онлайн-игры).
За последние шесть лет Министерство образования и науки семь раз финансировало разработку контентного фильтра для школ. Причем заказ все семь раз отдавался одной и той же компании — «Мегаверсия». Об этом сообщило в начале сентября интернет-издание CNews. Заявки остальных компаний просто не допускались к рассмотрению, хотя они якобы были готовы выполнить заказ за меньшие деньги. «Мегаверсия» выиграла тендер с заявкой на 29,9 млн рублей при изначальной сумме в 30 млн рублей. Общая стоимость всех семи систем фильтрации, которую получила эта компания за несколько лет, составила 177,44 млн рублей.
«Меня удивляет, что о школьниках есть такое представление: мол, это вроде бы люди, но маленькие идиоты, с которыми нельзя разговаривать на нормальном языке, — заявил «Газете.Ru» Рассудов. — Я думаю, что школьники получат доступ ко всем этим сайтам если не в школе, то у себя дома или в мобильных телефонах.
Ладно, хотя бы додумались запретить средства анонимизации. То, что в перечне нет социальных сетей, видимо, досадное упущение с их стороны. Закрытием доступа к информации делать вид, что ее не существует, бессмысленно. Мне кажется, с детьми просто нужно вести нормальный диалог, а не запрещать все подряд. И это как раз предотвратит все последствия, которых боится министерство». По мнению Рассудова, в таком случае полезнее было бы создать список «белых» ресурсов, рекомендованных для школьников.
«Сама идея что-либо предпринять для защиты детей от вредной информации правильная. Но как только это