zzbanks

zzbanks

Пикабушник
поставил 1303 плюса и 121 минус
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабуболее 1000 подписчиков
6716 рейтинг 987 подписчиков 21 подписка 17 постов 6 в горячем

Всё о моторных маслах. Группы базовых масел

Всё о моторных маслах. Группы базовых масел Zz, Моторное масло, Авто, Мат, Длиннопост

Мой предыдущий пост вызвал некоторый бугурт. Собственно, на это я и рассчитывал. Люди потрясали пруфцами из википедии (на которую, к слову, в приличном обществе ссылаться не комильфо), говорили: "Врёти, как жи так, есть жи минералка полученная вакуумной перегонкой, есть синтезированная синтетика, сделанная с нуля, и есть полусинтетика - смесь первых двух?!! ZZ ты пиздабол и норкоман!" И синтетика и минералка есть. И с этим никто не спорит. Но эти термины -  маркетинг чистой воды. И если предыдущий пост вас в этом не убедил, значит этот убедит.


Ссылкота:


Всё о моторных маслах. Введение

Всё о моторных маслах. Изготовление масла

Всё о моторных маслах. Синтетика. Полусинтетика. Минералка


Дисклеймер#1 Для коллег. В этих постах я постараюсь максимально просто и доступно объяснить сложные вещи. Поэтому возможны неточности и упрощения.Прошу не кидаться ссаными тряпками


Дисклеймер#2 Для модераторов. В этих постах будут упоминания известных брендов. При этом я не буду говорить, что одно масло лучше другого, так что, не сочтите за рекламу.


Дисклеймер#3 Ребятки, не просите меня, пожалуйста, посоветовать вам масло в вашу повозку. И не спрашивайте, чем одно масло лучше другого (спойлер: ничем). Я хочу, чтобы к концу этой серии постов вы сами смогли разобраться, что подойдет в вашу повозку.


И последнее. Не спрашивайте, пожалуйста, моё отношение к Сироже aka bmwservice. Я считаю, что он мудак и опездол, который засирает людям мозги. В ближайшее время я напишу, почему его тесты не имеют никакого отношения к реальному поведению масла в двигателе.


Я решил не публиковать больше свои статьи в Автомобильном сообществе, т.к. премодерация меня убивает


Синтетика, полусинтетика и минералка, есть они или нет?


Этот вопрос нужно разбить на три части. Что касается минерального масла, то термин, безусловно корректен. Здесь всё просто: "Минеральные моторные масла - это масла, изготовленные на основе базовых масел I группы по API".

А синтетика? А вот с синтетикой хуй знает. Тут любой, кто более менее вникал в эту тему, тыкнет меня носом в PAO. Окай. Но PAO-масла делаются из нефтяного сырья и, в таком случае, их можно относить к синтетике? Хуй знает.

Да и как быть с гидрокрекингом III группы? Ведь по своим физическими свойствам он отличается от PAO только низкотемпературными характеристиками, чуть меньшим индексом вязкости и чуть, я подчёркиваю, чуть худшей окислительной стабильностью. Синтетика это или нет? Опять же хуй знает.

Стоп, скажет человек, который очень хорошо вникнул в тему масел, есть же эстеры (не люблю этот термин, но буду пользоваться, т.к. общеупотребительный). Они-то производятся с нуля из не нефтяного сырья? Да, это так, и это синтетика в чистом виде. Воот, скажет этот человек, значит ты нам пиздел всё это время! Нет не пиздел. А знаете почему? Потому что на чистых PAO или эстерах масло никто не делает. Ниже объясню почему. Как правило, PAO и эстеры мешают либо друг с другом, либо с третьей группой. А можно ли такое масло назвать Fully Synthetic? Хуй его знает.


С полусинтетикой тоже не всё гладко. Сейчас многие производители её делают на основе второй группы. И тут вообще никакой синтетикой не пахнет. Тем не менее, на банке написано Semi-Synthetic Oil.

Чтобы было ещё понятнее, давайте представим среднестатистическое масло известного масляного бренда. Назовём его, допустим Shnobil 3500 SAE 10W40 API SN. Как это масло будет выглядеть в рекламе, рассчитанной на рядового автолюбителя:

"Наша новейшая разработка на основе синтетических технологий, содержащая инновационный пакет присадок!"

Это же масло глазами производителя: "60% базы первой группы SN150, 25% базы третьей группы 220R, щелочной бустер Lubrizol, кальциевый пакет Afton, ZDDP, полимерный загуститель BrB". Как видите, ни про какие "синтетические технологии" здесь ни слова.

Вот поэтому-то я и говорю, что полусинтетика и синтетика - чистой воды маркетинг.


Группы базовых масел.

Всё о моторных маслах. Группы базовых масел Zz, Моторное масло, Авто, Мат, Длиннопост

Наш с вами любимый API (Американский Институт Нефти) выделяет пять групп базовых масел, приведенных в таблице выше, которую я наглым образом спиздил у ПетроКанады. Это общепринятая классификация и в дальнейшем я собираюсь её придерживаться. Шестая группа в этой таблице - это отсебятина ПетроКанады. В любом случае, нам из этого списка интересны первые четыре группы и только лишь частично пятая.


Группа I

Всё о моторных маслах. Группы базовых масел Zz, Моторное масло, Авто, Мат, Длиннопост
В статье про изготовление моторного масла мы достаточно подробно рассмотрели процесс получения базового масла I группы.

Чем хороша первая группа? Он дешёвая, она простая в изготовлении, она... А всё, хуй, посаны, плюсы кончились. Минусов у первой группы гораздо больше, чем плюсов. К минусам можно отнести очень низкую окислительную стабильность. Другими словами, масло очень быстро теряет свои свойства: быстро темнеет, повышается вязкость. Первая группа обладает очень высокой способностью к образованию отложений(шламы, лаки и другое говно), имеет высокую испаряемость, т.е.масло угарает. А самый, на мой взгляд, большой минус - это высокая температура потери текучести. В первой группе большой процент циклических и ароматических углеводородов с длинной линейной структурой молекулы, которые имеют свойство кристаллизоваться при понижении температуры. Т.е., масло густеет и не прокачивается.

Надо сказать, что 70% всех базовых масел, произведенных в мире - это масла I группы. Сюда входят как сами масла, предназначенные для получения товарного масла, так и сырьё для гидрокрекинга. Производителей базы первой группы можно на пальцах двух рук пересчитать . Думаю, что список далеко не полный и неточный, но делюсь с Вами, тем, что знаю. Список в случайном порядке, а не по объёму производства.

1. Лукойл

(РФ)

2. Total

(Франция)

3. Kuwait Petroleum

(Кувейт)

4. Neste

(Финляндия)

5. SK

(Южная Корея)

6. Petronas

(Малайзия)

Есть еще ряд компаний, выпускающих первую группу, но я назвал крупнейших. Как видите, не все компании из данного списка на слуху. Более того, большая тройка ExxonMobil

, Castrol, Shell сюда не входит, т.к. о первую группу мараться им не по чину. Тот же Shell, например, избавился от производства первой группы в пользу Petronas. К слову, базовое масло является биржевым продуктом, на нём делаются деньги из воздуха.

В свою очередь, внутри каждой группы масла разделяются по вязкости. В первой группе это SN-80, SN-150, SN-400, SN-500, SN-600, SN-650, SN-1200 и т.д. В зависимости от конечного продукта блендер использует одно из этих масел.


Группа II и Группа III

Всё о моторных маслах. Группы базовых масел Zz, Моторное масло, Авто, Мат, Длиннопост

Пытливый пикабушник спросит меня: "ZZ, а нахуя ты объединяешь вторую и третью группу в один раздел?" А это не я, а очень даже API. Отличаются они между собой только индексом вязкости. Раньше ко второй группе относили гидроочищенные масла, а к третьей - гидрокрекинговые. По сути, разница между гидрокрекингом и гидроочисткой очень условна, да и про гидроизомеризацию, которую всё чаще и чаще применяют для получения третьей группы, забывать не стоит. Поэтому сейчас Группы II и III относят к гидрообработанным базовым маслам, а все гидропроцессы в просторечие именуют гидрокрекингом.

Тут надо сделать небольшое отступление и пояснить, что такое этот самый индекс вязкости (Viscosity Index, VI).

Индекс вязкости - это зависимость вязкости масла от температуры. Чем он больше, тем лучше. Другими словами, чем больше VI, тем шире температурный диапазон масла, т.е. масло с бОльшим VI замерзает при более низких температурах, а горит при более высоких.

Вернёмся к нашему гидрокрекингу. Точнее, каталитическому гидрокрекингу. Процесс гидрокрекинга заключается в обработке минерального базового масла Группы I водородом при высоких температурах и в присутствие катализаторов. В этих условиях водород присоединяется по ненасыщенным связям углеводородов, «раскрывает» циклические и ароматические цепи. С легкими углеводородами, с соединениями серы и азота, водород образует газообразные продукты, удаляемые из сферы реакции. Длинные молекулы линейных углеводородов (парафинов) разрушаются (крекинг), превращаясь в более короткие молекулы. В результате такой обработки на выходе получаются практически не содержащие серы бесцветные масла, обладающие более высокой степенью насыщенности (а значит и более высокой окислительной стабильностью) и низкой температурой замерзания благодаря меньшему содержанию парафинов.

Для того, чтобы индекс вязкости был ещё выше используют процесс гидроизомеризации. Гидроизомеризация, как понятно из названия, проходит тоже в присутствии водорода. Водород в определенных условиях переводит линейные цепочки парафинов в разветвленные, что даёт очень хорошие низкотемпературные свойства.

Группа II обычно обзывают буковками HVI (High Viscosity Index, высокий индекс вязкости), а группа III - VHVI (Very High Viscosity Index, очень высокий индекс вязкости).

Производители:

1. Neste, бренд Nexbase

2. SK, бренд Youbase. Лидеры рынка третьей группы, производители ZIC. Большая часть азиатских масел делается на Youbase

3. PetroCanada, бренд Purity

4. Petronas, бренд ETRO

5. И всеми любимый ненавидимый Лукойл, который не заморачивается и обзывает свою третью группу VHVI-4

Производителей на самом деле больше, назвал из ключевых тех, кого знаю.

Вторая группа также различается по вязкости, маркируется как 70N, 100N, 150N, 500N (у разных производителей могут быть разные цифры)

Третья группа - 60R, 100R, 150R, 220R, 600R (также могут быть разные цифры). Встречал ещё в литературе маркировку RLV, но, возможно, это просто заморочка производителя. Судить не берусь.


Группа IV

Всё о моторных маслах. Группы базовых масел Zz, Моторное масло, Авто, Мат, Длиннопост

Всеми обожаемые полиальфаолефины. На них молятся, на них дрочат, если бы они были съедобными, их бы мазали на хлебушек и жрали под чаёк. Я максимально просто постараюсь рассказать, как получают ПАО.


Для того, чтобы, получить полиальфаолефины, нужно сначала получить альфолефины. А альфолефины получают из олефинов. Олефины, они же алкены - ациклические непредельные углеводороды. К ним относятся например простейший этилен (из него дохуя чего полезного делают, от пакетиков из пятерочки и антифриза, до стеновых панелей и клея ПВА), бутен, пропен, гексен и т.д. Все они могут служить сырьём для PAO, но по тем или иным причинам основным сырьём является децен-1. На первом этапе необходимо олигомеризовать децен, чтобы получить молекулу в виде цепочки, т.е. линейный альфаолефин (ЛАО). Олигомеризация проходит в присутствии системы катализаторов при повышенной температуре и высоком давлении. Затем при пониженном давлении в присутствии металорганических катализаторов и водорода проходит полимеризация ЛАО, т.е. синтез ПАО. Затем с помощью вакуумной перегонки получают различные фракции PAO-2, PAO-4, PAO-6 и т.д.

На самом деле есть другие технологии производства базового синтетического масла с высоким индексом вязкости. И свойства этого масла будут лучше, чем у PAO. Но технология получения полиальфаолефинов относительно дешёвая и поэтому все в неё вцепились.


Плюсов у PAO-масел, по сравнению с кряком, не так много. В первую очередь, это очень высокий индекс вязкости. Такое масло теряет текучесть при -70°C, а температура вспышки достигает 250°C. Также PAO имеет отличную окислительную стабильность, т.е. масло дольше не теряет свои свойства. Основной минус PAO- это хуёвая растворяемость некоторых присадок. Именно поэтому невозможно произвести 100% PAO-масло! Чтобы присадки растворились, производитель всегда добавляет масла других групп. Содержание PAO в моторном масле из сегмента масс-маркет редко превышает 40%. Вот поэтому-то термин Fully Synthetic - это чистой воды маркетинг. Кроме того, ПАО не очень любят резиновые уплотнители, сальники и прокладки под воздействием ПАО теряют эластичность. Именно поэтому PAO-масла не рекомендуются для старых автомобилей. Ну и ещё один минус - это  высокая цена.

Езда на PAO-маслах, по моему мнению, оправдана только в трёх случаях:

если вы дохуя автоспортсмен и агрессивный гонщик и крутите свой движок, вам нужна высокотемпературная стабильность. Особенно касается турбированных движков.


если вы собираетесь в путешествие на автомобиле и знаете, что проедете не менее 15К километров и вам совсем не хочется менять масло в пути


если вы живёте на севере, где температуры опускаются до -50°C. Вы заводите машину в октябре, а глушите в мае.


В остальных случаях можно ездить на гидрокряке, менять его каждые 7-8К км и не переплачивать.


Основным производителем PAO в мире является ExxonMobil. На них приходится порядка 50% от всего мирового производства. В нашей стране PAO-масла в промышленных масштабах не производятся. И это печально.


Группа V

Всё о моторных маслах. Группы базовых масел Zz, Моторное масло, Авто, Мат, Длиннопост

В пятую группу понапихали всё, что не вошло в первые четыре группы. Например силиконовые масла, они же кремнийорганические жидкости, на основе которых делают годную смазку для резиновых уплотнений. Рекомендую, кстати, после каждой мойки вашего автомобиля промазать все резинки силиконом, так они прослужат дольше, а дверки не примёрзнут. Также силиконовые масла используют в лубрикантах, которыми можно намазать свой пинус, перед тем, как присунуть подруге. Используют их и на пищевом производстве, на производстве пластика, да много где ещё. К пятой группе относятся также нафтеновые масла, из них, делают смазочно-охлаждающие жидкости. Сюда же входят вазелиновые или белые масла. Используются для смазки ануса перед походом к начальству на пищевом производстве, в медицине. Здесь же полиалкиленгликоли, которые используются для индустриальных масел. Здесь же, как ни странно, и растительные масла. В общем к пятой группе относится всё, что может смазывать.

Нас же интересуют базовые масла на основе сложных эфиров, в просторечие называемые эстерами (калька с англ. ester - эфир).

Если разбирать каждый вид эстеров подробно, то никакого поста не хватит, поэтому пробежимся по верхам. Полное название эстеровой базы - сложные эфиры карбоновых жирных кислот. Если очень грубо, то эстеры получают путем добавления спиртов к жирным кислотам и последующим нагреванием при нормальном или повышенном атмосферном давлении. К слову, биодизель, на который было дрочево лет пять назад , получают примерно также.

Откуда такой форс этих эстеров? Эстеры обладают рядом преимуществ по сравнению с другими маслами. Основным преимуществом можно назвать полярность молекулы. Т.е. она в прямом смысле притягивается к металлу(как в рекламе Кастрола), а значит масляная плёнка прочнее, следовательно, защита двигателя лучше. У эстеров очень высокий индекс вязкости, выше, чем у ПАО. Не даром масла и смазки на основе эстеров используются в авиации, где очень мощные минуса. Т.к. эстеры продукт синтеза, в них отсутствуют какие либо примеси, кроме того, на этапе синтеза можно задать нужные свойства базе, а значит, использовать меньше присадок, которые имеют свойство срабатываться со временем, т.е. масло имеет больший срок службы. Кроме того, эстеры обладают моющими свойствами, значит в масло количество моющей присадки можно сократить. К слову, детергенты (моющие присадки) делаются также на основе сложных эфиров.

Недостатков три. Первый - это испаряемость, второй - большие потери на трение и третий - цена. Масел на основе чистых эстеров не существует. Эстеры всегда смешивают с третьей-четвёртой группой.

По производителям эстеров ничего не скажу, т.к. информацией не владею. Знаю только, что у нас их тоже делают.


Shell Pure Plus

Всё о моторных маслах. Группы базовых масел Zz, Моторное масло, Авто, Мат, Длиннопост

Несколько человек меня спрашивали про PurePlus, технологию, которую активно форсит Shell. Отвечаю. Это хуета, маркетинг и ничего нового шелловцы не изобрели. Делают они эту базу на заводе в Катаре по технологии GTL, т.е. Gas-to-Liquid (жидкость из газа). Технология GTL известна достаточно давно, но особого распространения не получила, ибо дорого и нахуй не надо, ведь нефти до сих пор хоть жопой жуй. Упомяну лишь, что основана она в том числе на процессе Фишера-Тропша, который разработали ещё в 1920х гг.

Всё о моторных маслах. Группы базовых масел Zz, Моторное масло, Авто, Мат, Длиннопост

Технология выглядит так: природный газ очищают от серы и соединяют с кислородом, получая, тем самым, т.н. синтез-газ. Далее в химическом реакторе из синтез-газа получают синтез-нефть, которую подвергают гидрокрекингу, получая базовое масло с нужной длиной молекулы. Вот и весь секрет.


В следующий раз поговорим о присадках.


Вот и всё, что я хотел сказать сегодня.

Показать полностью 7

Всё о моторных маслах. Синтетика. Полусинтетика. Минералка

Всё о моторных маслах. Синтетика. Полусинтетика. Минералка Zz, Мат, Моторное масло, Авто, Длиннопост

Посаны и посанихи, с вами снова ZZ и мы продолжаем. Сорян за проёбку с постом, была дичайшая загрузка на работе и дома.


Ссылкота:

Всё о моторных маслах. Введение

Всё о моторных маслах. Изготовление масла


Дисклеймер#1 Пост содержит великую и могучую ненормативную лексику, поэтому прошу впечатлительных беременных детей до восемнадцати лет свернуть пост нахуй



Дисклеймер#2 Для коллег. В этих постах я постараюсь максимально просто и доступно объяснить сложные вещи. Поэтому возможны неточности и упрощения.Прошу не кидаться ссаными тряпками



Дисклеймер#3 Для модераторов. В этих постах будут упоминания известных брендов. При этом я не буду говорить, что одно масло лучше другого, так что, не сочтите за рекламу.



Дисклеймер#4 Ребятки, не просите меня, пожалуйста, посоветовать вам масло в вашу повозку. И не спрашивайте, чем одно масло лучше другого (спойлер: ничем). Я хочу, чтобы к концу этой серии постов вы сами смогли разобраться, что подойдет в вашу повозку.



И последнее. Не спрашивайте, пожалуйста, моё отношение к Сироже aka bmwservice. Я считаю, что он мудак и опездол, который засирает людям мозги. В ближайшее время я напишу, почему его тесты не имеют никакого отношения к реальному поведению масла в двигателе. Вообще, среди мотористов и сервисменов велик процент ебланов, которые мало того, что не понимают ничего в маслах, но ещё и культивируют идиотские мифы о них. Причём, встречаются такие люди даже среди главных механиков крупных автотранспортных предприятий.

Все мы знаем, что масла бывают минеральными, синтетическими и полусинтетическими. И что самое хуевое масло - это минералка, полусинтетика для нищебродов, а уж синтетика-то для солидных господ. Ежедневно нам об этом ссут в уши "опытные автовладельцы" с драйвика, маститые автожурналисты, мотористы и другие недалекие личности. Так вот, это всё хуета!

Всё о моторных маслах. Синтетика. Полусинтетика. Минералка Zz, Мат, Моторное масло, Авто, Длиннопост

В следующем посте вы не прочитаете ни про минералку, ни про синтетику, а о полусинтетике там вообще ни слова.

Всё о моторных маслах. Синтетика. Полусинтетика. Минералка Zz, Мат, Моторное масло, Авто, Длиннопост

На самом деле есть. Однако синтетика, полусинтетика и минералка - это не более, чем маркетинг.


Началось всё в 1997 году, когда компания Castrol изменила рецептуру своего масла Castrol Syntec. Изначально это масло производилось на основе PAO, т.е. IV группы базовых масел. Жадные кастрюлевцы для снижения себестоимости стали производить его на основе III группы, продолжая его позиционировать как Fully Synthetic. От этого факта полыхнул пукан у ExxonMobil. Долго ли коротко шли разбирательства, но так или иначе американское национальное бюро по рекламе постановило, что "синтетический" - это маркетинговый термин, не имеющий ничего общего с химическим процессом получения базового масла. Кастрюлевцы победили, кароч. И с тех пор каждая говномешалка с гордостью маркирует свой говнокряк как Fully Synthetic.

Всё о моторных маслах. Синтетика. Полусинтетика. Минералка Zz, Мат, Моторное масло, Авто, Длиннопост

"А как же полусинтетика?" - спросит пытливый пикабушник. А с полусинтетикой, браток, тоже наебалово. Если раньше полусинтетика действительно состояла из масел IV и I групп, а после 1999 года из масел III и I групп, то сейчас полусинтикой как правило обзывают масла на основе II группы.

И вы после этого спрашиваете, за что я ненавижу маркетологов?


Вот и всё, что я хотел сказать сегодня

Показать полностью 3

Всё о моторных маслах. Изготовление масла

Всё о моторных маслах. Изготовление масла Zz, Моторное масло, Авто, Длиннопост, Мат

Ну что, вся водка выпита и оливье съедено, а это значит, что мы продолжаем. Посаны и посанихи, вас уже 617! Надеюсь, следующие посты тоже будут интересными.


Дисклеймер#1 Пост содержит великую и могучую ненормативную лексику, поэтому прошу впечатлительных беременных детей до восемнадцати лет свернуть пост нахуй


Дисклеймер#2 Для коллег. В этих постах я постараюсь максимально просто и доступно объяснить сложные вещи. Поэтому возможны неточности и упрощения.Прошу не кидаться ссаными тряпками


Дисклеймер#3 Для модераторов. В этих постах будут упоминания известных брендов. При этом я не буду говорить, что одно масло лучше другого, так что, не сочтите за рекламу.


Дисклеймер#4 Ребятки, не просите меня, пожалуйста, посоветовать вам масло в ваш автомобиль. И не спрашивайте, чем одно масло лучше другого. Я хочу, чтобы к концу этой серии постов вы сами смогли разобраться, что подойдет в вашу повозку.


И последнее. Не спрашивайте, пожалуйста, моё отношение к Сироже aka bmwservice. Я считаю, что он мудак и опездол, который засирает людям мозги. В ближайшее время я напишу, почему его тесты не имеют никакого отношения к реальному поведению масла в двигателе. Вообще, среди мотористов и сервисменов велик процент ебланов, которые мало того, что не понимают ничего в маслах, но ещё и культивируют идиотские мифы о них. Причём, встречаются такие люди даже среди главных механиков крупных автотранспортных предприятий.


Состав масла

Всё о моторных маслах. Изготовление масла Zz, Моторное масло, Авто, Длиннопост, Мат

Все вы знаете, что моторное масло состоит из основы - базового масла, и пакета присадок. Процент присадок в масле зависит от группы базового масла, его класса и предназначения. В среднем, в обычном гражданском масле количество присадок находится в вилке между 10 и 20%. Соответственно, всё остальное - это база. Тут можно воспользоваться принципом Парето, который очень любят маркетологи, манагеры и прочий скам: 20% присадок определяют 80% свойств масла, 80% базы определяют 20% свойств масла. Чуть позже поговорим подробнее о видах и типах присадок и о базовых маслах.

Получение товарного масла

Всё о моторных маслах. Изготовление масла Zz, Моторное масло, Авто, Длиннопост, Мат

На этой стрёмной пикче,которую я сейчас нарисовал в пэйнте, схематично показан процесс получения товарного минерального масла. С синтетикой на нефтяной основе все немного сложнее, но общая схема такая же.


Давайте разберём каждый пункт поподробнее.


Добыча нефти

Всё о моторных маслах. Изготовление масла Zz, Моторное масло, Авто, Длиннопост, Мат

Тут особо останавливаться не будем. Скажу лишь, что от сорта нефти зависит качество базового масла. Разные сорта нефти содержат разное количество серы, отличается также и процентное содержание парафинов и нафтенов. Всё это влияет на базовое масло


Первичная перегонка

Всё о моторных маслах. Изготовление масла Zz, Моторное масло, Авто, Длиннопост, Мат

Первичная перегонка нефти происходит в ректификационных колоннах при нормальном атмосферном давлении. Здесь нефть разделяется на фракции. Принцип колонны прост: нефть  состоит из различных фракций, которые имеют различную температуру кипения.  Нефть нагревается до 350°С, начинается парообразование, пар поднимется вверх, где охлаждается на различных уровнях колонны, разделенных тарелками. Т.е. чем ниже температура кипения фракции, тем выше уровень её конденсации в колонне. По такому же точно принципу делают спиртяшку для вачиллы. Именно в этом основное отличие водки от вискарей, коньяков и других модных напитков, которые изготавливаются методом дистилляции. Ректификат чище, но не имеет оттенков вкуса, как дистиллят. Впрочем, я отвлёкся, Новый Год же.

Всё о моторных маслах. Изготовление масла Zz, Моторное масло, Авто, Длиннопост, Мат

Как видите, в первичной перегонке нет ничего сложного, чем и пользуются даги, маги и другие шняги, пиздящие нефть из нефтепроводов. В кустарных условиях они гонят низкосортный бенз и продают его потом на таких вот палевных заправках

Всё о моторных маслах. Изготовление масла Zz, Моторное масло, Авто, Длиннопост, Мат

После первичной перегонки нефти мы получим примерно 20% бензиновых фракций, 20% солярки, 10% керосина и 50% атмосферного остатка или, другими словами, мазута. Многие, наверное, помнят, что совсем недавно этим самым мазутом топили котельные, что очень глупо и расточительно. К слову, глубина нефтепереработки в нашей стране составляет, ЕМНП, 60%, тогда как у пиндосов 98%. Однако в последние годы нефтянники стали мощно вкладываться в модернизацию НПЗ и глубина переработки становится больше, что не может не радовать.


Вакуумная перегонка

Всё о моторных маслах. Изготовление масла Zz, Моторное масло, Авто, Длиннопост, Мат

Для того, чтобы из мазута получить минеральное масло Группы 1 используют процесс вакуумной перегонки. Дело в том, что если нагреть мазут при атмосферном давлении, то необходимые для производства масла углеводороды начнут разлагаться. Для того, чтобы этого избежать, мазут перегоняют при остаточном давлении 20 - 60 мм рт. ст. при температуре около 400°С. При понижении давления, падает температура кипения, что позволят выделить нужные фракции. В зависимости от варианта переработки мазут могут разделять на масляные фракции с целью дальнейшей выработки масел или выделять из него широкую фракцию как сырье для каталитического крекинга или гидрокрекинга. Из этого сырья, в дальнейшем, производят базовые масла Групп 2 и 3. О группах базовых масел мы поговорим в следующем посте. Остаток перегонки мазута - гудрон служит сырьем для коксования, производства битума или остаточных масел.


После вакуумной перегонки базовое масло нужно очистить. Метод очистки масла называется селективным, т.е. выборочным. Раньше для очистки масел использовали бентонитовые глины.Точно такие же, из которых делают кошачий наполнитель. А мы ведь все любим котиков? Так вот. Принцип такой очистки прост: глина впитывает все ненужное и оставляет все нужное.


Теперь, как правило, используют очистку сольвентами (т.е. растворителями) принцип тот же. Сольвент растворяет все ненужное, которое выпадает в осадок, а нужное остается. А растворитель можно использовать снова.

Всё о моторных маслах. Изготовление масла Zz, Моторное масло, Авто, Длиннопост, Мат

Блендинг

Всё о моторных маслах. Изготовление масла Zz, Моторное масло, Авто, Длиннопост, Мат

Тут вообще всё просто. В базовое масло добавляют пакет присадок, тщательно размешивают и отправляют на фасовку.


И напоследок хочу раскрыть вам страшную тайну (хотя, может, все это итак знают). Производить базовое масло может один завод где-нибудь в Катаре, присадки другой из США, рецептура может быть разработана независимой лабораторией из Нидерландов, фасовка и блендинг осуществляться где-нибудь в Германии, на блендинговом заводе, который мешает на заказ, в том числе для крупных брендов, а продавать это масло могут пара чуваков из России, которые под водку придумали бренд с вековой историей. Полный цикл производства могут себе позволить лишь несколько мировых концернов, которые можно посчитать на пальцах левой руки Ельцина. Большинство масляных брендов закупают базу, закупают присадки и максимум, что делают, это мешают. Но это не означает, что такие масла говно.


В следующий раз мы поговорим о группах базовых масел.


Вот и всё,что я хотел сказать сегодня.

Показать полностью 9

Все о моторных маслах. Введение

Все о моторных маслах. Введение Zz, Авто, Моторное масло, Длиннопост
http://pikabu.ru/story/pro_motornyie_masla_post_4718082 вот здесь вот пообещал сделать серию постов про масла. На меня подписался 331 человек, спасибо за доверие, посаны, постараюсь не подвести.


Дисклеймер#1 Пост содержит великую и могучую ненормативную лексику, поэтому прошу впечатлительных беременных детей до восемнадцати лет свернуть пост нахуй


Дисклеймер#2 Для коллег. В этих постах я постараюсь максимально просто и доступно объяснить сложные вещи. Поэтому возможны неточности и упрощения.Прошу не кидаться ссаными тряпками


Дисклеймер#3 Для модераторов. В этих постах будут упоминания известных брендов. При этом я не буду говорит, что одно масло лучше другого, так что, не сочтите за рекламу.


Ну что ж, не будем тянуть кота за долгий ящик и начнем.


В предыдущем посте меня спросили, кто я такой, чем занимаюсь и чем могу подтвердить свою квалификацию. У меня высшее химическое образование, пять лет я работаю в технической поддержке масляной компании. На данный момент, тружусь руководителем отдела, в котором помимо меня еще три таких же балбеса (да, я очень маленький начальник). Работа моя заключается в подборе смазочных материалов, разработке тех.документации, контроле работы масел, смазок и СОЖей, консультированию клиентов компании и прочих скучных вещах. В основном, мы работаем с промышленными предприятиями, но часто через сайт обращаются и рядовые пользователи с просьбой подобрать аналог или порекомендовать масло для их автомобиля. У нас крупная региональная компания,в своем регионе мы держимся в тройке крупнейших. Дистрибьюторы одного известного импортного бренда, одного известного отечественного бренда и одного неизвестного бренда, специализирующегося на специальных (сорян за тавтологию) продуктах для индустрии. Помимо этого, мы выпускаем гостовские масла под своей торговой маркой.

Все о моторных маслах. Введение Zz, Авто, Моторное масло, Длиннопост

Немного истории


Я думаю, что первые смазочные материалы появились вскоре после изобретения колеса, когда людей заебал постоянный скрип деревянных колес о деревянные оси и быстрый их износ. Есть археологические свидетельства, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры, согласно которым древние вавилоняне смазывали колеса колесниц коровьим калом животным жиром. Собственно, следующие почти пять тысяч лет человечество использовало для смазки пар трения только животные и растительные масла.


Все изменилось во второй половине XIX века. Вообще, это время  - важная веха для как для химической науки, так и для химической промышленности. Именно тогда были заложены основы той химии, которую мы знаем сегодня. Тогда же произошло разделение химии на неорганическую и органическую. И именно тогда ископаемое углеводородное сырье стало повсеместно использоваться в промышленности.

Все о моторных маслах. Введение Zz, Авто, Моторное масло, Длиннопост

В 1866 году изобретатель доктор Джон Эллис из Массачусетса приехал в Пенсильванию на первое открытое в США месторождение, чтобы изучать свойства сырой нефти. Эллис хотел из нефти создать психоактивные вещества лекарство, а создал моторное масло. Как оказалось, нефть отлично смазывает пары трения. На протяжении семи лет он исследовал смазочные свойства нефти. Он залил экспериментальную жидкость в заклинившие клапаны большого V-образного парового двигателя. В результате клапаны освободились и стали двигаться свободнее. В 1873 году Эллис запатентовал масло на основе нефти под названием Valvoiline (от английского Valve - клапан и Oil - масло, т.е. клапанное масло). Масло это использовалось для паровых двигателей судов и паровозов. Оно решило проблемы накоксованных клапанов, проржавевших цилиндров и протечек уплотнителей двигателя, что способствовало росту мощностей паровых машин и развитию транспортной сети США за счет железных дорог и паровых судов. Бренд Valvoline существует до сих пор. Это не только первый масляный бренд, но и вообще первый бренд в нефтяной промышленности.

Все о моторных маслах. Введение Zz, Авто, Моторное масло, Длиннопост

Чуть позже Джоном Рокфеллером была зарегистрирована компания Standart Oil, из которой потом вышли ExxonMobil, Chevron и Texaco.


Именно Standart Oil в конце тридцатых готов разработала мировой заговор технологию полимеризации олефинов. Полиальфоолефины оказались отличной базой для производства моторного масла. Базовое масло на основе PAO обладало отличными низкотемпературными и высокотемпературными свойствами, высоким индексом вязкости (что это объясню в следующих постах), отличной окислительной стабильностью, но было слишком дорого для коммерческого использования. Порешали как всегда вояки, ведь у них денег дохуя, особенно, у пиндоских. Масла на основе PAO испытывались в военной технике во время Второй Мировой Войны.


Примерно в это же время в американской Военно-морской исследовательской лаборатории была разработана технология применения сложных эфиров (масло на основе эфиров маркетолухи и другие дурачки называют эстеровым, транслитерируя английское слово "ether"). Эти масла изначально разрабатывались для военных самолетов и опять же коммерческого распространения в плоть до начала 2000х не получили.


К слову, первый товарный продукт на основе PAO появился тоже благодаря пиндоским воякам. В конце 50х - начале 60х америкосы решили поучаствовать в борьбе за Арктику, которую активно осваивал СССР. Пиндосы столкнулись с отказом роликовых подшипников на военных судах в арктических условиях. Они объявили тендер на разработку смазки, которая бы выдерживала низкие температуры. Тендер выиграла ExxonMobil со смазкой Mobilgrease 28 (как в таких суровых условиях выкручивались наши деды и отцы, я честно говоря, не знаю)


Впрочем, вернемся к PAO-маслам. Первую, пригодную для коммерческого использования технологию полимеризации олефинов предложила американская же компания Gulf Oil в 1951 году. Однако вплоть до конца 90х в гражданском использовании PAO-масла не применялись.

Все о моторных маслах. Введение Zz, Авто, Моторное масло, Длиннопост

В 1969 году компанией IdemitsuKosan была запущена  первая установка каталитического гидрокрекинга для получения базового масла II и III групп по API (про группы базовых масел читайте в одном из следующих постов). Если совсем просто, то процесс гидрокрекинга позволяет разорвать длинные разветвленные молекулы углеводородов, получив, тем самым, углеводороды нужной структуры. Гидрокрекинговое масло более стабильно термически и по своим свойствам довольно близко к PAO маслам, при этом гораздо дешевле.


Также в 1969 Американский Институт нефти (American Petroleum Institute, API) выпустил первую редакцию своих допусков на моторное масло,  которыми мы пользуемся до сих пор.


А в Советском Союзе в это время разработали сециально для копейки под давлением итальянцев масло М-6з/10Г1,  в просторечие "жигулевка". Итальянцы сказали, что масло М-8В, на котором ездила вся страна - это отличная основа для изготовления моторного масла,  но его в чистом виде в двигатели нормальных автомобилей заливать нельзя. И это печально, ведь в области моторных масел наша страна здорово отставала от остального развитого мира.


Ну и наконец в 1993 году компанией Chevron была разработана технология гидроизомеризации. Эта технология позволяет получить масло с более высоким индексом вязкости, чем гидрокрекинговые масла, т.е. такое масло работает в более широком диапазоне температур.


Собственно, все современные моторные масла основаны на технологиях, описанных в этом посте. Надо отдать должное американцам, ведь они не только пионеры нефтехимической промышленности, но и по сей день сохраняют лидирующие позиции.


Вот и все,  что я хотел сказать сегодня. Продолжение следует

Показать полностью 4

Про моторные масла пост

http://pikabu.ru/story/obratilis_kakto_k_nam_rodstvenniki_47...


Вот в этом посте зачем-то решил поучаствовать в холиварах насчёт моторного масла. Ну и наткнулся на любителей охуительных историй про вред маловязких масел, про выпадающие из синтетики присадки и прочую ересь.


Так вот, хочу спросить уважаемое сообщество, будет ли вам интересна серия постов про моторные масла? В этих постах постараюсь объяснить, что такое масло, как оно производится, как читать канистру и т.п.


К слову, работаю руководителем службы техподдержки масляной компании, имею химическое образование, т.е. немного разбираюсь в вопросе.

Дизайнеры НАМИ разработали логотип для проекта "Кортеж"

Дизайнеры НАМИ разработали логотип для проекта "Кортеж" Владимир Путин, Warhammer 40k, Кортеж, Авто
Дизайнеры НАМИ разработали логотип для проекта "Кортеж" Владимир Путин, Warhammer 40k, Кортеж, Авто

Что этот чёрный себе позволяет?!

Что этот чёрный себе позволяет?! AliExpress, Негры, Повар расист
Показать полностью 1

Суровые пермские бабки

Суровые пермские бабки Пермь, Россия, Коллекторы, Злые бабки, ВКонтакте, Скриншот
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!