Немного об открытии розничного магазина. Личный опыт. Часть 2.
Приветствую, начинающие бизнесмены и интересующиеся. В этой части я расскажу, какие необходимо выполнить действия до того, как вы снимете помещение для магазина. Итак, по порядку:
1) Поиск поставщиков. Поставщики для магазина – это одна из самых чувствительных точек. Работают плохо они, а страдаете вы. Поставщиков надо найти заранее и как можно больше. Не сделать это было одной из моих крупных ошибок на старте. Когда коммерческий директор довольно крупного предприятия-подрядчика решил, что я проявляю недостаточно уважения к его персоне, он просто остановил работу с нами:
- С этого момента мы не будем обрабатывать ваши заказы, до свиданья.
- А как же контракт? По договору вы должны предупредить о расторжении за месяц!
- Наш юрист найдет несколько оснований в договоре, чтобы весь этот месяц не работать с вами.
Вот и весь диалог. Так что теперь у меня всегда на примете 2-3 фирмы, которые с радостью заменят моих основных поставщиков и подрядчиков, если это потребуется.
Лучший способ найти такие фирмы – это специализированные отраслевые выставки. В основном, они проходят один-два раза в год в специальных выставочных центрах, например, в Москве в Крокус Экспо. За пару дней на такой выставке можно собрать огромное количество контактов, а также узнать что-то новое для себя. На выставке не надо скрывать, что магазина у вас еще нет, но преподносить себя надо правильно и вести уверенно, например: «Через пару месяцев будем открывать магазин. Сейчас составляем смету расходов, прикидываем какой ассортимент будем закупать на открытие». Даже есть шансы, что дадут хорошие рекомендации именно по вашей специфике. Но могут и воспользоваться, если вы совсем профан, начать проталкивать товар, который пылится на складах с конца девяностых.
Второй по эффективности способ – это, разумеется, интернет. И последний известный мне способ будет работать, когда вы уже откроетесь – представители поставщиков будут приезжать сами и предлагать свои товары и услуги.
2) У вас заранее должны быть собраны контакты всех организаций, где вы будете приобретать мебель и оборудование для своего магазина. Также желательно заранее посчитать стоимость для оснащения магазина планируемой площади и прибавить к ней минимум треть, а лучше половину, поскольку все равно по неопытности посчитаете неправильно. Я долгое время потом выкраивал из оборота деньги, чтобы дооснастить магазин дополнительной мебелью, которая не была запланирована вначале, но в процессе работы оказалось, что она очень даже нужна.
3) Регистрация бизнеса. Розничная торговля – это такой вид бизнеса, который обязательно придется регистрировать в самом начале, иначе просто не получится подписать договор аренды. Многие задаются вопросом, что оформлять - ИП или ООО. Лично я выбрал ИП, т.к. штрафы за различные нарушения (а они будут, не сомневайтесь даже) меньше в десятки раз, чем у ООО. Про штрафы часто замалчивают, когда советуют ООО. Также у ООО гораздо выше требования по ведению документации, сложная процедура вывода денег и прочие «радости», которые совсем не будут по душе начинающему владельцу магазина. К тому же, для розничных клиентов совершенно не важна форма собственности магазина, да и для поставщиков – тоже. В дальнейшем, если вы сможете вырасти до более крупного предприятия – вы уже сами будете иметь достаточно четкое представление, как оформить его структуру. В России на таких этапах применяют схемы с несколькими ИП и ООО одновременно.
4) До того, как вы начнете платить аренду, стартовый капитал должен быть уже собран и находиться в вашем распоряжении. Если речь идет о кредите – он уже должен быть получен. Если у вас есть компаньоны – деньги уже должны лежать на одном счете, чтобы никто не пошел на попятную. Я лично собрал с компаньонов не всю сумму сразу, о чем позже пожалел, так как собирать остальное приходилось с явным скрипом. По моему опыту эта сумма должна составлять затраты на открытие, на первую закупку товара, а также на 2-4 месяца оплаты аренды (плюс к этому – комиссию риелтору и страховой депозит собственнику, а если не потребуется, то лишними эти деньги не окажутся, поверьте) и на такой же срок выплат зарплаты работникам. Часто в интернете вижу бизнес-планы, особенно у франшиз, которые включают только затраты на товар, мебель и оборудование. Некоторые магазины могут раскручиваться даже по два года, набирая постоянную клиентскую базу, так что весьма самонадеянно полагать, что вы сможете выплачивать зарплату и аренду прямо с самых своих первых выручек. А закрываться, если магазин дает явный рост выручки каждый месяц, но пока не преодолел точку безубыточности – вы очень и очень не захотите.
Про саму аренду напишу в следующем посте. Также прошу вас задавать свои вопросы. Я постараюсь ответить в комментариях по мере своего опыта и личных знаний. Если какой-либо вопрос окажется интересным и потребует обстоятельного ответа – напишу по существу отдельный пост.