Записки пиджака (Часть 2)

Шло лето. Сегодня перед нами была поставлена задача, провести пробу двигателей на самолёте. Самолёт был тот самый, который простоял, по чей-то глупости, несколько лет без малейшего движения и который мы собирали из добра со склада, ну как со склада, с помойки в лесу, но это уже совсем другая история достойная отдельного рассказа. Для пробы нам нужен был тягач, дабы перегнать самолёт на другую стоянку. Тягач мы ждали пол дня, зато успели расчехлить самолёт, ну как расчехлить, почти 100% чехлов были либо утеряны армейским способом, либо просто пришли в негодность в связи с немолодым, по меркам человека, возрастом самолёта, скоро у него юбилей, 40 лет, можно заказывать тамаду. В регламенте обслуживания данного типа самолёта предполётная подготовка, полная расчехловка и снятие заглушек с осмотром входных и выходных устройств двигателей, занимает определённое немалое время, зимой + пол часа. Как звучит поговорка:"Нет человека, нет проблемы", нет чехлов - нет лишних проблем. Но ради такого малозначительного нюанса вряд ли кто-то будет переписывать регламент, поэтому на самолёте обычно начинают расчехляться примерно за 30 минут до вылета, хотя по бумагам всё чётко и как положено. Расчехловка, снятие заглушек и струбцин с крыла (у самолёта оно одно, тест для новичка, молодого и неопытного лейтенантика), заняли положенные четверть часа. Прицепив водило одним концом к самолёту, а другим к тягачу капитан Баранов показал указательный палец, прозвучал гудок и пепелац весом в добрую сотню тонн тронулся с места. Я с "собратьями по несчастью" занял самые пристижные места в VIP ложе, а именно на открытой рампе грузовой кабины. Почему открытой? Да потому что для её закрытия нужен аэродромный источник питания, тот что на стоянке отключили, а тот что на колёсах - ждать долго. Докатив самолёт до стоянки, мы принялись ждать лётчиков, теперь они нужны для пробы, хотя раньше, как говаривают деды, аксакалы, гуру по сексу с самолётом, обходились без них. Пришли лётчики, весь экипаж по своим местам и я в том числе. В мои обязанности входит наблюдение за запуском двигателей, а именно поиск течей масла и топлива, которых быть не должно. В случае их обнаружения немедленно доложить начальнику, который стоит перед крейсером и также наблюдает за запуском, но уже в шлемофоне для связи с экипажем.

Скажу сразу, мне достались билеты на шоу в первый ряд. Для начала бортовой инженер решил сделать холодную прокрутку двигателей, в нюансы я не вникал, но видимо так было нужно (Холодная прокрутка - отработка процесса запуска автоматикой двигателя без подачи топлива в камеру сгорания). После холодной прокрутки под третьим двигателем образовалась непонятное мокрое пятно, вода, вчера был дождь. Мы подошли, понюхали - керосин. Течей во время холодной прокрутки не было, топливо не подавалось, может бортач сделал ложный запуск на движке? (Ложный запуск - отработка процесса запуска автоматикой двигателя с подачей топлива в камеру сгорания, но без подачи напряжения на свечи зажигания, нет искры - нет пламени). Мы подкатили стремянку и полезли на другой мотор, зачем-то надо было. Вышел старый матёрый бортач, мы ткнули ему пальцем на лужу керосина и высказали своё предположение (которое впоследствии оказалось верным), на что усач пошевелил своим густыми усищами в стиле Якубовича и пробормотал с лёгкой шепелявостью: "На третьем я делал так же, как и на остальных" - тонко намекнув, что мы наземка и в лётных делам ну просто ваще не шарим, мазута береговая. Мы продолжили ковыряться в моторе, он бортач, ему видней.

Прошёл где-то час. Бортинженер корабля с другим бортинженером мучались с вспомогательной силовой установкой, заслонка отбора воздуха, необходимого для запуска основных двигателей, упорно не хотела полностью открываться. Это вполне логично, ибо самолёт простоял под открытым небом минимум пару лет без каких-либо подвижек. С помощью самого важного на самолёте инструмента - молотка, (второй по важности инструмент - ударная отвёртка, третий - пасатижи) и чей-то там матери работоспособность заслонки была восстановлена, слава советским сталеварам. Ну что же, пора начинать пробу, Welcome to the show.

Я занял положенное мне место и стал наблюдать за запуском: 1, 2, 3. Четвёртого не было ибо было шоу. Согласно регламенту, после ложного запуска двигателя необходимо провести холодную прокрутку. Это необходимо для удаления остатков топлива из газовоздушного тракта, тем самым предотвращая его возгорание при запуске. На запуск пошёл третий мотор, ротор вяло начал раскручиваться, не предвещая ничего нового и интересного. Но вдруг из сопла вырывается мощный огненный факел, при запуске такое случается постоянно, догорает кокс, образовавшийся на его стенках, но пламя обычно слабое, и кокс прогорает очень быстро. Но то, что было в этот раз, язык не повернётся назвать слабым, сам Тилль Линдеманн и группа Rammstein с песней Feuer Frei! позавидовали бы таким спецэффектам, да что уж там, Нейрон и Наполеон кажутся мелкими пакостниками со спичками на фоне усатого бортового инженера корабля. При виде такого пламени дракона мои глаза округлились до состояния пятирублёвой монеты, через секунду я перевёл взгляд на своего начальника, что стоял позади меня, его реакции я не заметил. Заметил я другое: две пары таки же как у меня офигевших глаз старших лейтенантов и полное новозмутимости и спокойствия лицо капитана Баранова. Увидев этот незапланированный форсаж, не запланированный от слова "вообще", на уровне конструктивного исполнения, он неторопливо повернулся в сторону дежурившей рядом пожарной машины и двумя неспешными взмахами поднятой вверх руки изволил пригласить этих господ на наши посиделки у камина. Я решил домотреть перфоманс, пламя начинало понемногу чернить закрылок, к счатью всего командования эскадрильи и полка запуск был прекращён и пламя как-то погасло само собой без помощи пожарных. После увиденного я был на эмоциях, такое видишь редко. Сразу начались не беспочвенные рассуды о том, что этому деду пора на пенсию и после 50-ти к самолётам вообще никого не подпускать, дорогу молодым, пусть они отжигают.

При последующем осмотре были выявлены следующие повреждения: по борту растёкся пластилин, которым опечатывают лючки при приёме самолёта под охрану, всё, больше ничего не нашли, слава советским сталеварам. Позже самолёт был перегнан на завод, как и планировалось раннее, а о том как планировалось также можно рассказать отдельно.

А что сделали со старым бортинженером? Да ничего, никто об этом официально так и не узнал, и в курилках об этом фаершоу попросили особо не трепаться. Слухи возможно дошли, но не очень высоко, потому что золотое правило про много бумаги и чистую попу работает не всегда.