Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Закон Яровой и последствия для телеком-отрасли. 10 триллионов убытков.

Предисловие: Данный текст написан Ведущим аналитиком Mobile Research Group Эльдаром Муртазиным - человеком, в профессиональной среде уважаемым, и, безусловно, четко и всеобъемлюще понимающим структуру и текущую ситуацию телекоммуникационной отрасли в России и мире.

Для лиги лени: Закон Яровой стоит дороже космической программы СССР (последствия для экономики будут чудовищными), но при этом бесполезен и отрицательно влияет на развитие науки в стране. Почему так - сказано в статье.


Привет.


Написав про индустриализацию 2.0 и влияние телекома на рывок, который может совершить Россия в ближайшие годы, столкнулся с широкой палитрой реакций - кто-то согласился с моими доводами, кто-то проигнорировал факты и сосредоточился на том, что не может быть у нас все хорошо и не нужно говорить про это, а надо акцентировать внимание на проблемах. Отдельные люди отчего-то посчитали, что тот текст одобряет скопом все, что происходит в области телекома в России, хотя отчего возникли такие мысли, решительно непонятно. Исходя из этого решил отдельно заострить внимание на законе Яровой и последствиях для отрасли, мы уже многократно говорили про это, писали в десятке материалов, но давайте попробуем обобщить все и оценить, какими будут последствия, а также какую угрозу представляет этот закон. Точнее, даже не закон, так его окрестили в прессе, а целый ряд поправок и уточнений в уже существующие законы, для простоты восприятия будем придерживаться названия "закон Яровой", так уже принято.


Статья по теме: Индустриализация 2.0 в России. Мобильные операторы на фронтире модернизации

http://www.mobile-review.com/articles/2017/industrialization...


Формально нас интересует только один закон - № 1039149-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», (№ 374-ФЗ от 6 июля 2016 г.). В этом законе указывается, что операторы связи должны хранить до 6 месяцев звонки и сообщения абонентов, а до трех лет - информацию о фактах приема сообщений, звонков и тому подобном, то есть фактически логи действий абонентов. Заковырка заключается в том, что закон включает в себя не только голосовые звонки и SMS, но также все интернет-коммуникации, которые операторы должны будут хранить. Правительство должно определить отдельно срок хранения информации, законом устанавливается предельный лимит в 6 месяцев. В Минкомсвязи должны создать технический регламент, в котором указать, что именно и как операторы должны хранить. А теперь давайте посмотрим на ключевые проблемы закона Яровой и почему они возникли.


Закон Яровой - технические аспекты хранения информации


К сожалению, российские чиновники зачастую ориентируются исключительно на свое понимание технологий, не пытаясь соотнести его с реальностью и возможностями компаний. Например, любой оператор имеет биллинг и может хранить неограниченно долго информацию о том, что делал его абонент на сети - это время звонков, номера, на которые звонили или отправляли SMS, интернет-сессии и объем переданных данных. Любой абонент в подробной детализации своего счета видит эти данные. Для операторов в этом нет никакой технической сложности, и корень проблемы закона Яровой лежит в другой области, а именно передаваемых данных, то есть мобильном интернете.


В России более 250 миллионов активных SIM-карт, из них примерно половина SIM-карт использует мобильный интернет, что немногим меньше населения России. Закон касается всех операторов связи, хотя часто мы обсуждаем его только в аспекте мобильных операторов, что неверно. Каждый оператор должен будет хранить все передаваемые его абонентом данные. Например, ваш домовый провайдер будет должен хранить десятки ГБ игр, что вы загрузили из онлайн-сервиса. Закон не делает исключения для данных, больше того, он не описывает, что такое пользовательские данные, а что такое дистрибутивы приложений или обновления операционных систем. Другой пример, ваш смартфон загружает обновление операционной системы, а ваш оператор не знает и не может догадываться, что это такое, он будет обязан хранить эти данные, к слову сказать, они зашифрованы, и никаких ключей расшифровки у оператора нет.



Примерно половина всего трафика в сети зашифрована, люди зачастую не знают, что это так, считая, что они не ставили никаких специальных программ для шифрования. Тем не менее, даже открывая обычную страничку на том или ином сайте, вы имеете 50% вероятность, что используется шифрование. Более того, подход Google к безопасным сайтам говорит о необходимости перехода на https практически всех, что создает дополнительные проблемы для выполнения закона Яровой. Точнее, не так - операторы смогут хранить зашифрованные данные, но раскрыть их не смогут, у них нет ключей для этого. Равно как и сами ресурсы не будут предоставлять такие ключи, они не имеют для этого ни малейшей технической возможности. Получается простая штука, операторов обязывают хранить данные, которые нельзя посмотреть и раскрыть, они бесполезны по своей сути. То же самое касается мессенджеров, которые давно обогнали SMS по популярности, а большая часть программ создана вне России и никогда не раскроет свои ключи шифрования для российского государства.


Стоимость реализации проекта Яровой


Камнем преткновения становится желание госпожи Яровой и поддержавших ее чиновников хранить интернет-данные абонентов, что приведет к коллапсу всего телеком-рынка. Приведу такой пример: чтобы выполнить закон Яровой в этой части, необходимо скупить все носители информации, что производятся в мире за год, и их все равно не хватит. Утопичность такого подхода очевидна, равно как и отсутствие дата-центров, в которые можно поставить эти носители информации. Игроки рынка приводят свои расчеты, которые для первоначальной редакции закона дают оглушительные цифры, например, в сети МегаФон за год осуществляется 700 млрд минут голосовых вызовов, 50 млрд сообщений и около 6 млн ТБ данных. К сожалению для чиновников, объем передаваемых данных на сетях растет ежегодно, и 6 ТБ данных 2016 года будут расти на 20-25% каждый год. То есть, через четыре года мы увидим как минимум удвоение этого объема и необходимость расширения хранилищ данных. Бесполезных для государства данных, так как расшифровать их будет невозможно.

Закон Яровой и последствия для телеком-отрасли. 10 триллионов убытков. Закон, Ирина Яровая, Экономика, Расточительство, Телеком, Муртазин, Политика, Терроризм, Длиннопост

Для того, чтобы любой из наших операторов реализовал хранение такого объема данных, необходимо понести затраты в полтора триллиона рублей (почти 21 млрд долларов). Это единовременные затраты, а затем в дело вступят операционные расходы на поддержание дата-центров и хранение такого объема информации, они составят миллиарды рублей ежегодно. В данный момент вся годовая выручка МТС или МегаФона, именно выручка, а не прибыль, в несколько раз меньше, чем затраты на реализацию проекта.


Цифры относительно закона Яровой поражают своими размерами, Российский союз промышленников оценил исполнение закона в 10 триллионов рублей, в то время как совокупная выручка отрасли не дотягивает до 2 триллионов рублей в год! То есть в пять раз больше, чем не прибыль, а выручка всех игроков, что есть на рынке.


Влияние закона Яровой на телеком-отрасль сложно переоценить, каждый оператор будет обязан закупить оборудование для хранения данных, расширить штат сотрудников, что отвечает за него. И если для больших провайдеров связи выполнение закона возможно в каких-то рамках, то для местных интернет-компаний, что обеспечивают последнюю милю к домам абонентов, это катастрофа. Такие интернет-провайдеры выживают в условиях борьбы с мобильными операторами и крупными игроками на рынке ШПД, у них нет запаса прочности, а цены на минимальном уровне.


К сожалению, все оценки стоимости реализации закона Яровой имеют размерность в миллиардах рублей, причем счет идет на сотни. Например, “Почта России”, которую закон касается только краешком, заявила, что первоначальные затраты для нее составят 500 млрд рублей, а ежегодные затраты - порядка 100 млрд рублей. Чтобы вы понимали правильно, это деньги, которые возникают из бюджета РФ, так как “Почта России” - государственная корпорация, а не частная компания. Взять эти деньги из бюджета невозможно, остается только один путь - переложить расходы на пользователей, то есть стоимость всех услуг “Почты России” вырастет в разы. Де-факто, когда это происходит на всем рынке телекома, мы запускаем цепную реакцию, цены на все услуги и продукты внутри страны начнут расти, чудес не бывает.


Уникальный российский опыт, примеры других стран мира


России не нужны враги, когда у нас есть такие чиновники, которые принимают без раздумий кабальные законы под эгидой борьбы с терроризмом. В пылу обсуждений совсем забылась основная мысль пакета законов Яровой-Озерова, это борьба с терроризмом, обеспечение безопасности жителей страны. Спокойствие и безопасность стоят дорого, за них нужно платить, в этом нет сомнений. Но давайте вспомним, что большая часть данных, которая будет собрана в рамках закона, бессмысленна, ей невозможно воспользоваться, эти данные не получится даже расшифровать. То есть, первоначальная цель оказывается технически невыполнимой, а значит, нет никакого смысла в сборе таких данных.


В мире существует множество примеров того, как государства реагируют на террористические угрозы, например, в США после 11 сентября приняли закон 911, который гарантировал государству доступ к данным операторов связи. В частности, это логи звонков, сообщений, интернет-сессий, а также местоположение каждого устройства. Первоначально спецслужбы хотели получить полный доступ ко всем данным операторов, включая трафик, но столкнулись с тем, что в Америке не оказалось достаточного количества дата-центров для хранения этой информации, а стоимость такого хранения была неподъемной. В отсутствие дешевых и эффективных носителей информации реализация подобного проекта оказалась невозможной. Ровно то же самое мы видим и сегодня, ни в одной стране мира не реализованы системы массового хранения всего трафика для всех абонентов, это чрезвычайно дорого и бессмысленно. Спецслужбы прослушивают и перехватывают трафик для конкретных людей и групп, осуществляют контроль трафика в сети по ключевым признакам, но не хранят всю информацию, так как в этом нет смысла.


Опыт США как одного из лидеров в этой области примечателен тем, что, столкнувшись с принципиальной невозможностью хранения данных в таком объеме, государство стало инвестировать деньги в системы анализа данных, чтобы научиться выхватывать из потока информации необходимое. С технологической точки зрения эта задача выглядит интереснее, она наукоемкая и создает новые технологии, которые могут найти широкое применение в разных областях. То есть, США инвестируют в будущее, в то время как закон Яровой предлагает нам ярмо и несоразмерные выплаты ежегодно, а также первоначальные затраты, которые превышают стоимость реализации космической программы в СССР! Вдумайтесь - полететь в космос первому спутнику было проще, так как затраты СССР были меньше, чем сегодня требуются затраты на реализацию проекта Яровой в текущей редакции.

Закон Яровой и последствия для телеком-отрасли. 10 триллионов убытков. Закон, Ирина Яровая, Экономика, Расточительство, Телеком, Муртазин, Политика, Терроризм, Длиннопост

Что полезного можно сделать в рамках закона Яровой


Критикуя - предлагай, попробую изложить свое видение того, что можно сделать в рамках закона Яровой полезного для безопасности страны, а что стоит отбросить как ненужные мечтания. Во-первых, необходимо хранить всю фактическую информацию о звонках, SMS, интернет-сессиях, лог-файлы не создают какую-то непреодолимую нагрузку на провайдеров и могут быть введены без увеличения себестоимости услуг. Фактически операторы уже хранят эти данные, остается только ввести технический регламент и согласовать, как будет выглядеть база данных для государства, чтобы она была единообразной для всех игроков рынка. Также необходимо, чтобы государство создало систему безопасности для этих данных, единую для всех игроков.


Во-вторых, можно хранить SMS и голосовые звонки - и то, и то является уходящей натурой, так как общение плавно переходит в мессенджеры, к которым доступа у государства нет, равно как и у операторов связи. Ежегодно объем таких данных будет падать, поэтому говорить о том, что расходы на поддержание этой части баз данных будут высокими, нельзя.


В-третьих, необходимо создание постоянной комиссии или любого иного органа между основными операторами связи и государством (в лице Минкомсвязи или кого-то еще), который будет заниматься вопросами безопасности как на сетях связи, так и во всей телеком-отрасли в России. Ситуация с законом Яровой показала, что чиновники оторваны от реальности, не ориентируются в отрасли, а первая справедливая критика их инициатив не вызвала желания разобраться в вопросе, а, напротив, усилила давление. То, что сегодня идет обсуждение параметров закона Яровой, воспринимается многими чиновниками как поиск компромисса со стороны бизнеса и принципиальная возможность реализации этого проекта. Это не так! В тех параметрах, что заложены изначально, закон Яровой невыполним и никогда не был выполним. То, что телеком-отрасль в лице всех без исключения игроков пытается это донести до чиновников, говорит только о том, что нас с ними не слышат и воспринимают как нежелание выполнять закон, а не отсутствие технической и финансовой возможности для этого.


В текущий момент все операторы связи без исключения начали поднимать стоимость услуг, так как закон Яровой уже повлиял на рынок. Это негативные ожидания, в которых никто не знает определенно, в каких параметрах закон будет, но все ожидают пессимистичного сценария, так как именно в этом направлении все и идет. Принятие закона в той редакции, что есть, невозможно, так как ни одна компания не имеет средств на его реализацию, уже можно говорить, что по объективным причинам этот закон в области хранения данных не состоялся. Вопрос в том, кого чиновники захотят назначить виноватыми за это. Себя за то, что они не продумали и не просчитали проект, или операторов, которые будут виноваты в том, что не смогли найти инвестиции, превышающие стоимость их компаний? Вопрос открытый.


В итоге получится так: деньги, которые могли бы пойти на модернизацию всей экономики, будут спущены на хранение никому не нужных данных. При этом мы увидим многократный рост цен и череду банкротств небольших операторов. По всей отрасли будет нанесен тяжелейший удар. И самое печальное – главную выгоду от этого получат наши геополитические противники, от которых мы так топорно пытаемся этим законом защититься.


Пожалуйста, найдите пару минут и распространите этот текст, чтобы максимально большое число людей знало о том, что происходит вокруг закона Яровой, это важно. Найдите пару минут и напишите в комментариях, что вы думаете про необходимость борьбы с терроризмом и то, как она реализуется в законе Яровой. Спасибо.


Источник: http://www.mobile-review.com/articles/2017/5g-2.shtml

6
Автор поста оценил этот комментарий

но у нас как всегда все будет проще, новый тариф яровой 1гб за 1000 руб и все и не надо никаких терабайтов хранить, в интернете не будет никого...

раскрыть ветку
10
Автор поста оценил этот комментарий

1. Уже было на пикабу

2. Уже в том посте писали, что цифры с потолка причем с пруфами.


Так что будь добропорядочным пикабушником и сам позови модератора.

15
Автор поста оценил этот комментарий

о ужас... мессия предсказал коллапс. шел бы иксперд муртазин в лес отсюда.

13
Автор поста оценил этот комментарий

Так это же очередной хомячок Навального ))) Посмотрите его посты. Одно да потому. Человек на развлекательном ресурсе РАБОТАЕТ. За что и получает минус. Не рефлексирует, распространяет.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
11
Автор поста оценил этот комментарий
Ниасилил, что там опять случилось? Опять кровавая гэбня отбирает деньги на прослушку у пенсионеров?
раскрыть ветку