Врагу не сдается наш гордый "Варяг"

10 мая 1899 года на верфи "Крамп и сыновья” в Филадельфии состоялась официальная церемония закладки бронепалубного крейсера 1 ранга для русского флота. Корабль являлся во многом экспериментальным – кроме новых котлов Никлосса, его конструкция содержала большое количество инноваций. Трижды забастовка рабочих на заводе срывала планы Русского Адмиралтейства, наконец 31 октября 1899 года «Варяг» был торжественно спущен на воду. Заиграл оркестр, 570 русских моряков из команды нового крейсера грянули: "Ура!”, на мгновение заглушив даже оркестровые трубы. Американские инженеры, узнав, что крестить корабль будут по русскому обычаю –– пожали плечами и открыли бутылку шампанского. Ту самую, которую, по американской традиции, следовало разбить о корпус корабля. Глава русской комиссии Э.Н. Щенснович сообщил своему начальству: "Спуск прошел благополучно. Деформаций корпуса не обнаружено, водоизмещение совпало с расчетным”. Знал ли кто-нибудь из присутствующих, что он находится не только при спуске корабля, но и при рождении легенды русского флота?


Есть поражения позорные, но есть и такие, что дороже всякой победы. Поражения, закаляющие воинский дух, о которых слагаются песни и легенды. Подвиг крейсера «Варяг» был выбором между позором и честью.

Врагу не сдается наш гордый "Варяг" Крейсер, История, Корабль, Легенда, Русско-японская война, Военная техника, Военная история, Длиннопост, Крейсер Варяг
Врагу не сдается наш гордый "Варяг" Крейсер, История, Корабль, Легенда, Русско-японская война, Военная техника, Военная история, Длиннопост, Крейсер Варяг

В ночь с 26 на 27 января 1904 г., когда в Порт-Артуре уже гремели орудия, грохотали взрывы и лучи русских прожекторов метались по темной воде в поисках атакующих японских миноносцев, в 260 милях южнее, над корейским портом Чемульпо, сгустилась напряженная тишина. В свете ярко пылавших на берегу костров на городскую пристань высаживались японские войска, а на рейде среди иностранных кораблей рассеялись японские крейсеры и миноносцы, державшие под прицелом своих орудий и торпедных аппаратов русский крейсер “Варяг” (командир – капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев) и канонерскую лодку “Кореец” (командир – капитан 2-го ранга Беляев)...

Врагу не сдается наш гордый "Варяг" Крейсер, История, Корабль, Легенда, Русско-японская война, Военная техника, Военная история, Длиннопост, Крейсер Варяг
Врагу не сдается наш гордый "Варяг" Крейсер, История, Корабль, Легенда, Русско-японская война, Военная техника, Военная история, Длиннопост, Крейсер Варяг

Утром 27 января командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера “Паскаль”, английского “Тэлбот”, итальянского “Эльба” и американской канонерской лодки “Виксбург” получили уведомление японского контр-адмирала Уриу о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли. А в 9.30 на борту “Тэлбота” командиру “Варяга” Рудневу вручили ультиматум японцев: “Варяг” и “Кореец” должны покинуть порт до полудня и выйти в море для боя или они будут атакованы на рейде.


Решение Руднева дать бой в открытом море было единодушно поддержано командой. В 11.10 на русских кораблях прозвучала команда: «Все наверх, с якоря сниматься!» — и через десять минут “Варяг” и “Кореец” дали ход. При медленном прохождении мимо английского, французского и итальянского крейсеров музыканты “Варяга” исполняли соответствующие национальные гимны. В ответ с иностранных кораблей, на палубах которых выстроились во фрунт команды, неслись звуки русского гимна. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!» — писал потом командир “Паскаля” капитан 1 ранга Сенес.

Врагу не сдается наш гордый "Варяг" Крейсер, История, Корабль, Легенда, Русско-японская война, Военная техника, Военная история, Длиннопост, Крейсер Варяг

И действительно, невозможно было сомневаться в исходе этого боя. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили пятнадцать боевых единиц: броненосный крейсер “Асама”, бронепалубные крейсеры “Нанива”, “Такачио”, “Чийода”, “Акаси”, “Нийтака”, посыльное судно “Чихайя” и восемь миноносцев. Против русских двух 203-мм и тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата – более чем тройное превосходство!


Кроме того, японцы не встретили русских в открытом море, а поджидали в 10 милях от Чемульпо, скрываясь в шхерах за островами. В 11.45 “Асама” с дистанции 7-8 км открыл огонь. Спустя две минуты загремели орудия “Варяга”, и закипел безпощадный артиллерийский бой, продолжавшийся ровно час. За час боя русские корабли повредили три крейсера, потопили миноносец, но и сами получили серьезные повреждения, из-за которых не смогли продолжить бой, к тому же израсходовав все боеприпасы. Корабли вернулись в порт Чемульпо.

Врагу не сдается наш гордый "Варяг" Крейсер, История, Корабль, Легенда, Русско-японская война, Военная техника, Военная история, Длиннопост, Крейсер Варяг
Врагу не сдается наш гордый "Варяг" Крейсер, История, Корабль, Легенда, Русско-японская война, Военная техника, Военная история, Длиннопост, Крейсер Варяг

«Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне, – вспоминал французский капитан Сенес, поднявшийся на борт “Варяга” сразу после боя, – палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения».


Из двенадцати 152-мм орудий осталось только два, а из двенадцати 75-мм – пять, все 47-мм пушки выведены из строя. Но самым ужасным было то, что из состава команды, находившейся на верхней палубе, выбыла почти половина. Продолжать бой было невозможно. Соглашаясь с мнением военного совета, Руднев приказал разместить раненых и команду на иностранных кораблях. После чего, чтобы не сдавать корабли врагу, "Кореец" был взорван, крейсер – затоплен... Оставшиеся в живых члены экипажа вернулись в Россию.


После войны даже японское правительство наградило Руднева высшим японским орденом (командир "Варяга" сначала отказался, но затем принял эту награду по настоянию Государя). Один японский поэт написал песню об этом подвиге русских моряков.


В 1906 г. "Варяг", поднятый Японией, вошел в состав ее флота под названием "Сойя", в 1916 г. был выкуплен Россией, перешел в Мурманск и был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В 1917 г. крейсер перешел в Англию на плановый ремонт. После Октябрьского переворота был задержан англичанами, а затем продан на металлолом. Во время перехода в начале 1922 г. крейсер во время шторма напоролся на каменную банку и затонул.

Врагу не сдается наш гордый "Варяг" Крейсер, История, Корабль, Легенда, Русско-японская война, Военная техника, Военная история, Длиннопост, Крейсер Варяг
Врагу не сдается наш гордый "Варяг" Крейсер, История, Корабль, Легенда, Русско-японская война, Военная техника, Военная история, Длиннопост, Крейсер Варяг

В 2003 г. была организована специальная экспедиция по поиску останков "Варяга" в Ирландском море. В двух милях от Ленделфута на глубине 6-8 метров съемочная группа канала "Россия" обнаружила разрушенный корпус "Варяга". Поднятые на поверхность фрагменты легендарного крейсера были представлены на пресс-конференции.


Под впечатлением подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение "Варяг", посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в немецком журнале "Югенд" (1904, № 10). В апреле 1904 г. Н.К. Мельников и Е.М. Студенская опубликовали переводы этого стихотворения. Перевод Е. Студенской русским обществом был признан более удачным. И вскоре музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев "Варяга" и "Корейца", положил эти стихи на музыку.


Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном Императором Николаем II в честь офицеров и матросов "Варяга" и "Корейца".


Песня стала очень популярна в России. Особенно её любили военные моряки. В годы Первой мiровой войны из песни был удалён третий куплет, так как японцы в этой войне были уже союзниками. И об авторе песни тоже постарались забыть.


При власти большевиков многие военные песни царской России попали под запрет и только с началом советско-германской войны многие из них были возвращены, в том числе и песня о "Варяге".

Врагу не сдается наш гордый "Варяг" Крейсер, История, Корабль, Легенда, Русско-японская война, Военная техника, Военная история, Длиннопост, Крейсер Варяг
Врагу не сдается наш гордый "Варяг" Крейсер, История, Корабль, Легенда, Русско-японская война, Военная техника, Военная история, Длиннопост, Крейсер Варяг

http://rusidea.org/?a=25020902 

6
Автор поста оценил этот комментарий
Угу, ничего не искажено до до. К примеру Варяг стрелял настолько плохо что не попал по японцам ни разу. Ни разу, Карл! Руднева судить надо было по хорошему, но царю был нужен символ.
раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий
"октябрьский переворот", "советско-германская война" - с какого это, блеать, сайта?
раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Необходимо добавить, что только американцы отказались принимать раненых русских моряков.

Автор поста оценил этот комментарий

А почему в советское время никто не был против "Врагу не сдается, нашь гордый Варяг"? Варяг же пережиток царского времени? А ну да, русские, но все равно? Почему? Дла самообразования подскажите, как и про Потемкина и много других героев до Октябрьского переворота.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Читаешь и еще раз убеждаешься что только русские могут так мужественно воевать и защищать свою честь!!!
А то, что в тексте пару ошибок, главное правда не искажена!!