Теории происхождения образа дракона

Да уж получился длиннопост, но если вы хотите покороче и поярче то на ютубе я сделал видео: «Драконы – версии происхождения.»


Дракон – одно из самых популярных существ в символике стран Восточной Азии, и едва ли найдется другое создание, породившее столь великое число научных споров. Спектр гипотез о возникновении этого образа очень широк.


1. Теория заимствований


Согласно этой теории, образ дракона сформировался где-то в одном месте и оттуда начал своё путешествие по миру уже в достаточно сформировавшейся форме. Ряд ученых видят прототип дракона в мифическом индийском змее Haгe, образ которого прибыл в Китай через буддизм. В поддержку этой гипотезы свидетельствует как змееподобность драконьего тела, так и водоуправляющая функция дракона.

Другой источник возможного заимствования образа, по теории Эрнеста Ингерсолля, цитирующего исследователя китайского искусства Освальда Сирена, – сарматы. Эти кочевые ираноязычные племена обитали на обширной территории от Тобола до Дуная в III в. до н.э. – IV в. н.э. Возможно, что они распространили основы своего искусства в двух противоположных направлениях, т.е. в Китай и Скандинавию, что и объясняет некоторое сходство драконовых мотивов.


Но с этой теорией очень много неувязок. Начиная от того почему в таком случае так же не путешествовали все остальные мифические звери и боги различных народов, до банального, а как же тогда этот образ попал на американские континенты задолго до Колумба?


2. Теория параллельной эволюции


По этой теории человек мог быть свидетелем динозавров. Таким образом, дракон – лишь воспоминание о динозавре. Змеи и змееподобные существа в целом весьма характерны для многих мифологических сюжетов как стран Азии, так и других регионов, что дало многим ученым-биологам основания выдвинуть гипотезу о генетической памяти человека. Согласно ей, человек «запрограммирован» на страх перед существами, представлявшими опасность для его далеких предков.

В.Р. Дольник отмечает: «У многих народов Африки, Азии и Америки среди обожествленных животных второе место после кошачьих занимают змеи и хищные птицы. По сравнению с человеком их размеры малы. Но они были вторыми (после кошачьих) пожирателями мелких приматов – далеких предков человека, живших десятки миллионов лет назад. Мы выросли, а инстинктивный страх и почтение к пожирателям остались».


Но тут опять не всё гладко… Почему же тогда многие из нас боятся насекомых особенно пауков, но дракон не вобрал в себя возможности этих хищников, например, паутину и многоглазость. Не говоря уже о других хищниках. Да и огненое дыхание и невероятная живучесть обычным зверям вроде не присущя.


3. Реликтовая теория


Она допускает возможность сохранения отдельных экземпляров вымерших видов до наших дней, чем и объясняет множество рассказов очевидцев о драконоподобных существах, якобы встречающихся и по сей день.

О том, что птеродактили могли сохраниться до наших дней, есть свидетельства очевидцев. В 1960 г. в Родезии привезли в медпункт раненого рабочего. По его словам, на него напал «летучий змей». На рисунке, сделанном пострадавшим, был изображен типичный птеродактиль. И некоторые другие свидетельства.


Однако тогда возникает вопрос о нерасторопности учёных облазивших все континенты в поисках новых живых видов. Эти учёные смогли найти даже такие микроскопические организмы как бактерии, но до настоящего момента, со всеми камерами, самолётами и спутниками не способны найти такое невероятное и огромное летающее существо как птеродактиль или просто живого динозавра…


4. Теория ископаемых костей


Эта теория перекликается с двумя предыдущими и косвенным образом подтверждается сообщениями китайцев о «костях дракона», найденных во время археологических раскопок или извлеченных из земли при иных обстоятельствах. К сожалению, китайские аптекари объявляли любые древние кости костями дракона.

Большинство ученых склоняется к тому, что «кости дракона» – это останки динозавров. Но более внимательный анализ этой версии выявляет целый ряд ее недостатков. Мифы о драконе распространены повсеместно, а легкодоступные останки динозавров находятся лишь в пустынных районах Центральной Азии. В других же регионах ископаемые останки чаще всего обнаруживаются лишь под мощными слоями осадков – вряд ли древние люди вели такие глубокие раскопки. Кроме того, единообразие облика дракона в различных культурах имеет место на фоне чрезвычайного разнообразия ископаемых останков, а реконструкция первоначального образа по ископаемым останкам является не таким уж простым делом даже для современных палеонтологов. Поэтому представляется маловероятным, что наши далекие предки смогли не только точно воспроизвести в образе дракона облик динозавра, но и уверенно классифицировать его как пресмыкающегося.


5. Теория наименьшего сопротивления.


Последователи этой теории считают, что дракон это никакой не доживший до наших дней динозавр, а реально существовавший представитель фауны, который к настоящему времени либо вымер, либо спрятался от излишнего внимания человека. Эту точку зрения подробно обосновал китайский ученый Ма Сяосин в работе «Дракон – еще не изученное животное».


6. Инопланетная теория


Отдельные исследователи, но чаще просто интересующиеся лица, например, А. Скляров, видят в драконе инопланетную расу, посетившую Землю в период мезолита (12 тысяч лет назад). Главным аргументом стал тот факт, что именно в это время практически во всех регионах (Египет, Шумер, Китай, Индия, Южная Америка и т.д.) появились изображения дракона, которые впоследствии подкрепились легендами о разумных змееподобных существах, передавших людям знания об устройстве мира, ведении хозяйства и т.п.


По этой теории человеку, чтобы научиться что либо делать и изобретать надо дождаться пришествия инопланетян-учителей… , а вся история записанная и рассказанная - это фикция победителей и поработителей обычных людей, заседающих в правительствах всех стран мира…


7. Тотемистическая


Эта теория происхождения дракона считается наиболее обоснованной с научной точки зрения. Исследователи истории Китая полагают, что в надписях на гадательных костях дракон связан с различными древнейшими племенами, и, хотя существуют разногласия в части названия племен и территорий их проживания, идея о том, что дракон был тотемом племен, проживавших на территории Китая, является общей.

В пользу тотемистической гипотезы свидетельствует, например, обычай татуировки в виде дракона у племен юэ на восточном побережье Китая, о котором говорится в «Хуайнань-цзы»: «К югу от горы Девяти пиков, работ связанных с сушей - мало, а с водой – много. Поэтому стригут волосы, татуируют тело, чтобы походить на драконов; носят не штаны, а набедренные повязки, чтобы удобнее было переходить вброд и плавать; коротко засучивают рукава, чтобы удобнее управляться с шестом (на лодке)»

Возможно, еще более ранние сведения сообщает нам древний источник, цитируемый у Ли Ши-чжэня: «Род Тао и род Лун ели драконов». Обычай ритуального поедания животного-тотема у всех народов уходит в седую древность»

В связи с тотемистической теорией интересны многочисленные предания о рождении мифических первопредков и государей от связи женщины с драконом (или встречи женщины с драконом, одного только взгляда на него или просто видения дракона во сне, а также появление дракона в небе над домом, где должен родиться герой); рождение героя из крови дракона, наличие драконовой меты на челе древних государей и т.п.


Однако в общемировой системе первобытных верований тотем – это реальное существо, растение или явление природы. То есть тотемы — это то, что реально можно наблюдать. А то, что дракон считался тотемом ряда древних племен, является исключением. Поэтому на базе тотемистической теории возникла расширенная гипотеза, предполагающая, что прототипом дракона стало некое реальное животное.


7.1 Тотемная гипотеза происхождения драконов от крокодилов.


Наиболее популярным прототипом образа дракона можно назвать крокодила. К числу сторонников «крокодиловой» гипотезы относятся голландский ученый Я. Я. М. де Гроот, М. В. де Виссэ, Чжан Бинлинь, Вэй Цзюлань, Ван Даю и др.

В пользу крокодилов как прототипов образа дракона имеется также множество занимательных свидетельств и в других регионах.

«Тюркское и китайское uluw и lóng – гомогенны и возникли в древнетюркском языке на базе первичного значения слова uluğ «большой, огромный; страшный» (зверь, животное) > «ящер; крокодил; дракон».

Персы использовали слова nähäng «кит; крокодил; акула; мифическое морское чудовище» и temsah «крокодил, кайман, аллигатор».


7.2 Тотемная гипотеза происхождения драконов от змей.


А.П. Терентьев-Катанский приводит целый ряд доказательств в пользу происхождения образа дракона от змеи со ссылками на источники периода Чжоу (1122-221 гг. до н.э.): дракон, как и змея, рождается из яйца, зимой впадает в спячку, а весной меняет кожу. «Кроме того, если в древности дракона изображали с высоко поднятой головой, то это, как полагают китайские ученые, также свидетельствует о его родстве со змеей, ибо змея держит голову высоко над землей, а крокодил – нет. Что касается способностей удава-дракона к полету, то, как полагают авторы гипотезы, скорость передвижения удава в древности была чрезвычайно высока, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней записи: «ползет быстро, как будто летит».  Любопытно, что дракона с четырьмя когтями на одеждах высоких чиновников называли «ман», тем же словом, что обозначают удава («маншэ»). Трансформацию слова «ман» в слово «лун» авторы объясняют тем, что, поскольку дракон изначально был тотемным животным, его истинное имя запрещалось произносить вслух».

В пользу тотемистической теории свидетельствует также упоминание в древних текстах животных-полудраконов, например дракона-свиньи, дракона-черепахи, дракона-змеи и т.д. Причиной рождения таких химер Ху Чжаохуа видит в заключении союзов между племенами разных тотемных групп.


То есть мало того, что образ дракона считается исключением из тотемных животных, всё-таки в его реальность учёные не верят, а тотемные существа всегда реальны, так ещё говорят об объединении ряда тотемов в один. Это, как если бы сейчас главы всех религий объединились, отбросили свои старые религии и попытались бы создать одну единственную из кусочков своих бывших религий…



Однако, есть новая теория, которая, как мне кажется, лишена таких явных недостатков и может объяснить, как распространение драконов по всему миру, так и различия в их описании и даже объясняет куда же эти загадочные существа пропали. Но так как это может занять ещё вдвое больше времени то напишу её в следующем посте.


Бестиарий Сент-Олбанс. Англия. Миниатюра 13 века.

Теории происхождения образа дракона Дракон, Происхождение, Мифические существа, Длиннопост, Тайны
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ты прям как типичный режиссер. Подписался,жду