Спрашивали? Отвечаем (цвет шубы Деда Мороза, откуда взялась внучка и т.п.)

Традиционный облик Деда Мороза

В вопросе определения традиционного образа Деда Мороза существуют многочисленные "подводные камни". Действительно, что считать критерием соответствия - исторические зарисовки, исследования эпоса или образ сформированный современными художниками и кинематографистами? Вопрос остаётся открытым.
Особенно не повезло костюму Деда Мороза. Образы созданные в кино замечательными Российскими режиссёрами и актёрами во многом разрушили традиционные каноны костюма. При этом виновниками такого вольготного отношения к традициям зачастую оказываются сами зрители, ассоциируя с Дедом Морозом его многочисленных "младших братьев" - Морозко, Мороза-Трескуна и других.
И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Шуба!!! - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль ...

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

Снегурочка - уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки - символ застывших вод (вот откуда она взяласьи почему у Деда Мороза нет и не было детей). Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и как правило оправдываются отсутствием возможности изготовить "правильный" костюм.

Вот такой он, наш Дед Мороз!
1
Автор поста оценил этот комментарий
Дед Мороз, на самом деле, никто иной, как славянский Бог Велес, за которым у древних славян и закрепилась «функция» дарить подарки.

Правда, Велес всегда был своенравным Богом, и поэтому подарки его не всем приходились по душе. Ведь одаривал Велес каждого по делам его, совершенным за весь год, равно плохим и хорошим.

Теперь – о колядках. Cамо слово «колядки» – плоть от плоти культа еще одного «зимнего» славянского Бога – Коляды, о котором нынешняя традиция мало что сохранила. Имя Коляды происходит от слова «коло», колесо. Здесь имеется в виду Колесо года (Кологод), которое именно в эти дни завершало свой полный оборот.

Сакральной же датой у Славян в те времена было не 25 декабря, а ночь с 21 на 22 декабря – день зимнего солнцестояния, или Зимний Солцеворот (он же Карачун).

В это время славяне отмечали свой Карачун, римляне - рождение Юпитера, иранцы – рождение Митры, а скандинавы – начало Йоля, времени, когда стирается грань между мирами, и Боги приходят к людям, чтобы оградить их – и себя заодно – от проявления хаоса, великанов-йотунов и турсов. Эти верования получили название Дикой Охоты, когда кавалькада небожителей проносится по-над землей с намерением помешать силам хаоса остаться в мире живых (кстати, у финнов до сих пор местный аналог Деда Мороза называется «Йоллупукки», то есть "Козел Йоля").

Главный атрибут европейского Рожества – ель, или сосна, есть ни что иное, как отображение Мирового Древа, на котором, как считали наши древние Предки, держится вся Вселенная. Именно его, ось мира, воспроизводили в это священное время смены годовых сезонов наши далекие Предки, украшая лентами и сушеными фруктами.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Дополню: Новогодняя Ёлка!
История украшения деревьев к празднику уходит во времена царствования фараонов. В те времена в Древнем Египте украшали пальмы. Уже в нашу эру в Европе на Рождество стали украшать ель: яблоками, печеньем, зажжёнными свечами. Почитание ёлки, как символа победы над смертью и защиты домашнего очага от злых духов, холода и тьмы, был еще у племен, населяющих территорию современной Германии, до принятия христианской веры. Есть версия, что первую новогоднюю ёлку поставили на площади города Селеста в Эльзасе в 1521 году.

Под Рождество гильдии и цеховые организации из алеманской области начали устанавливать «рождественское дерево». Оно не было еще центром семейного праздника, как это стало позднее, а было городским и общественным событием. Как правило, дерево подвешивалось к потолку и иногда даже макушкой вниз, и использовали для этой цели вначале не ель, а бук. По окончании праздника детям позволялось стрясать с дерева плоды и сладости. В 1708 году в письме к дочери герцогиня Элизабет-Шарлотта Орлеанская (уроженка Пфальца) пишет, что в Германии на Рождество кладут на столики для детей подарки и ставят деревца со свечами на ветках.

Многочисленная протестантская община немецкой области Вюртемберг тоже приняла это забавное нововведение. Довольно быстро эта традиция стала популярной во всей Германии, а затем и во всей Европе. Но, как это обычно бывает со всем модным и ярким, ёлки появлялись сначала только в домах зажиточных дворян и купцов (кроме ёлки различными игрушками украшались еще и сосны, крона вишневых деревьев и буков.)
К середине XVIII века елка существовала уже в современном виде. В вышедшем в 1774 году романе «Страдания молодого Вертера» И. В. Гете пишет: «Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг». Новогоднюю елку в Германии и в других странах первоначально ставили в городах. Центром распространения елки в Австрийской империи стала Вена, где елка в XVIII веке была связана с Николиным днем. В 1820 году новогодняя елка появилась в Праге; с начала XIX века новогодняя елка известна и в скандинавских странах.

Обычай же ставить ёлку в каждом доме на Новый год и рождественские праздники существует сравнительно недавно - примерно 150 лет. Появился он только в XIX веке. Сначала вечнозеленые, пушистые красавицы стали ежегодно украшать королевские и царские дворцы во Франции, Германии, Англии, Швеции, Дании и России. Как раз в Россию обычай отмечать Новый год привез из Германии Пётр I; первые в России новогодние праздники были устроены, согласно царскому указу, в 1700 году. Окончательно обычай празднования Рождества с рождественской ёлкой установился в середине XIX века. Доступной же для простого народа ёлка стала спустя полвека - во второй половине XIX века.

С 1840-х годов новогодняя елка известна и в России. В рассказе Ф. М. Достоевского «Елка и свадьба», опубликованном в 1848 г., говорится, что пять лет назад герой был приглашен накануне нового года на детский бал с елкой. У Достоевского идет речь о Петербурге, где проживало много иностранцев, в том числе и немцев, а, как сообщает А. М. Ремизов, «ни у простого народа, ни в старинных домах старого уклада нет такого рождественского обряда, чтобы в святые вечера зажигать елку... И вот по себе скажу, — наставленный по московской старине нашей, я не знал в детстве никакой рождественской елки... И совсем уже взрослым я увидел в первый раз елку — ее зажгли у нас после всенощной в рождественский сочельник». Речь идет о конце XIX века.

Под влиянием города новогоднюю елку стали устраивать сначала в сельских школах, а затем обычай распространился и на крестьянские дома. Немецкие иммигранты XIX века завезли обычай украшать елку и в Америку, где ее со временем стали ставить на площадях.

Новогодняя елка проникла и в мусульманские страны. Например, в 1960-е годы ее украшали в Тегеране и Марокко. До второй мировой войны елку наряжали и в Турции, но этот обычай был запрещен Кемалем Атарюком в 1936 г. с целью сохранения леса. Во многих странах, где нет елей, их заменяют деревьями других видов.

У нас новогодняя ёлка прижилась не сразу. Например, в 20-ые годы ХХ века празднование Рождества было запрещено, поэтому ёлку, как главный символ этого праздника, наряжать было запрещено. В 1927 году, в ходе начавшейся антирелигиозной кампании Рождество пер