Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Современные культурные ценности: пошлость или свобода творчества?

Современные культурные ценности: пошлость или свобода творчества? Константин Райкин, Культура, Политика, Россия, Длиннопост

До сих пор никак не утихнут страсти вокруг закрытия выставки Джока Стерджеса в Центре фотографии братьев Люмьер в Москве, в которой общественные активисты усмотрели порнографию. Стоит отметить, порнографию на снимках Стерджеса не увидели ни в одной стране, где он выставлял свои работы, так что москвичи отличились особой зоркостью.


Следующую волну обсуждений вызвала отмена рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в Омске, оскорбившей чувства верующих. И вот новый повод поговорить о современных веяниях в искусстве – выступление художественного руководителя московского театра «Сатирикон» Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей.


Своеобразной реакцией на обвинения Константина Райкина в адрес общественных активистов стали пикеты, организованные в ряде крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск) с требованием прекратить навязывание пошлости в искусстве.


Также в Интернете начался сбор подписей под петицией с требованием привлечь Константина Райкина к ответственности за пропаганду гомосексуализма в спектакле «Все оттенки голубого» о нетерпимости общества к людям нетрадиционной ориентации. Он вызвал акции протеста и был сорван в Санкт-Петербурге.


Отдельной частью начавшейся общественной дискуссии стало опубликованное сетевыми изданиями мнение лидера мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанова («Хирурга»). Он полагает, что под видом свободы «...эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты».


Позицию Александра Залдостанова поддержал глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, который подчеркнул единство десятков миллионов россиян – православных христиан и мусульман в вопросах защиты нравственной чистоты.


Попытка пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова защитить Константина Райкина и побудить Александра Залдостанова извиниться перед художественным руководителем театра «Сатирикон» за резкие высказывания успеха не имела.


В этой связи информационное агентство «URA.RU» распространило точку зрения представителя уральской ячейки мотоклуба «Ночные волки» Михаила Кайгородова. Он заявил, что, прежде чем поучать одного из лидеров патриотического движения России, Дмитрию Пескову следовало бы «выполнить прямое поручение президента и вернуть всех членов семьи на Родину, позаботиться о смене американского гражданства своих близких родственников». После этого, по мнению М. Кайгородова, с пресс-секретарём президента РФ можно дискутировать о проблемах будущего России и её культурных ценностей.


Одновременно в сети Интернет распространялись материалы о наличии финансовой подоплёки в выступлении Константина Райкина, особенно после сообщений о телефонном разговоре с ним Владимира Мединского, его извинениях перед художественным руководителем «Сатирикона» и обещаниях дальнейшего роста бюджетного финансирования театра. В СМИ отмечалось, что в 2016 году государство уже увеличило смету «Сатирикона» на 44 млн рублей, которая составила в целом 235 млн против 191 млн по первоначальному варианту. Отдельные авторы при этом не исключили возможности нецелевого использования средств госфинансирования на обеспечение деятельности коммерческих предприятий, входящих в фирму «Райкин-Плаза» (четырехзвёздочная гостиница, ресторан, торгово-офисный центр, а также высшая школа сценического искусства).


В целом реакцию медиаресурсов, придерживающихся государственно-патриотических взглядов (газета «Завтра», сетевые СМИ «Русская народная линия», «Народный журналист», «Континенталист»), можно охарактеризовать, как категорически выраженный протест против попыток «зазнавшегося меньшинства» навязать обществу свои взгляды, подменить собой государство, отнять у него регулирующие функции в области культурной политики.


Учитывая обострившийся характер дискуссии, в защиту Константина Райкина выступили члены Московской Хельсинкской группы во главе с Людмилой Алексеевой. Телеведущий Владимир Познер, полностью разделяя позицию главного режиссёра «Сатирикона», предложил не обращать внимания на окрики и оговоры тех, кто почему-то считает себя голосом народа.


К слову, голос народа слышен не только в массовых народных акциях против навязывания пошлости, примитивизации и дебилизации населения, прокатившихся в крупных российских городах, но и на тематических форумах и чатах. Звучит он всё громче в поддержку сохранения нравственных и культурных основ в искусстве.


"Чем была хороша цензура в СССР: придя в кино или просматривая фильм по телевизору ты ГАРАНТИРОВАННО был избавлен от размахивания сиськами и остальными половыми признаками (есть, конечно, исключения), от откровенной матерщины, от бездарности, выдаваемой за "видение автора", от пошлости и сортирного юмора" (gorilla)


"Несмотря на цензуру режиссёрам давали по-доброму посмеяться над человеческими пороками заставляя зрителя задуматься над ними и, может быть, немного исправиться". (Приколист)
"В те времена работники культуры выжимали из себя максимум и творили прекрасное, не опускаясь на уровень общей массы, поднимая культуру в стране на новый уровень.
Сейчас многие "творцы" вдохновляются походом в туалет, вываливая это на молодых и недалёких людей, затягивая их в болото невежества и нравственного разложения"(Балагур)

Есть мнение, что таким нехитрым образом Райкин выбивает себе дополнительное финансирование, чтобы в случае чего прослыть обиженным властью борцом за творческую свободу.


Промежуточный итог общественной дискуссии подвел 5 ноября 2016 года известный российский режиссёр Никита Михалков, который заявил, что не вполне понимает, в чём именно ущемили Константина Райкина, поскольку никакой цензуре деятельность коллектива его театра не подвергалась и не подвергается сейчас.


По словам Никиты Михалкова, чтобы отличить мнимую цензуру от настоящей несвободы и научиться уважительному отношению к оскорблённым чувствам верующих, творческие работники могут рискнуть и поставить в стране, исповедующей ислам, спектакль, порочащий пророка Мухаммеда.


Таким образом, реакция на выступление Константина Райкина показывает, что в общественном сознании формируется запрос на новые ценностные ориентиры в области культуры. Отсутствие ясной позиции государства в вопросе культурных приоритетов не способствует укреплению социального единства, побуждает отдельных активных граждан, общественные и религиозные организации к инициативным действиям, направленным против аморальных, по их мнению, постановок, спектаклей, выставок.


Попытки ряда высокопоставленных чиновников и деятелей культуры самостоятельно защитить модные инновации блокируются распространением в СМИ материалов, ставящих под сомнение их авторитет, профессиональную и деловую репутацию и главное – моральное право руководить и давать советы обществу.


Ряд экспертов и публицистов, отмечая острую критику советского прошлого в выступлении главного режиссёра театра «Сатирикон», обратили внимание на отсутствие интереса современных театральных деятелей к социальной проблематике, характерной для советского театрального искусства.


По их мнению, основным ценителем и потребителем авангардных театральных постановок сегодня, как правило, является элитарная прослойка общества, склонная к разного рода отклонениям, в том числе морального свойства. В отдельных материалах высказано мнение, что в будущем количество «дебоширов» и активно протестующих граждан на выставках и спектаклях скандального характера будет неуклонно нарастать.


Это вызвано тем, что государство не формулирует свою позицию в культурной сфере: каким оно видит искусство современной России, на чьё творчество ориентируется, что рекомендует брать в качестве примера для подражания? В итоге понимающие люди, сталкиваясь с «современными прочтениями» модных авторов и режиссёров, с сожалением вспоминают упразднённые советские худсоветы.


Но самой нашей культуре "особый творческих взгляд Художников- "райкиных" грозит глобальным кризисом, если не уничтожением, поскольку на неё идет наступление с тех примитивных, низменных позиций, на которых стоят желтые издания и ток-шоу для домохозяек.


Игорь Сергеев

5
Автор поста оценил этот комментарий
Так это шо, Рубенса тоже надо поснимать отовсюду? И статуям всем греческим пиписьки да груди поприкрывать? И штрафовать родителей раздевающих детей на пляже?
раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий

На выставке Джока Стерджеса углядели не порнографию, а педофилию, и обнаженные дети на фотографиях присотствовали (не надо говорить что все они совершеннолетние, там очевидно были и девочки лет по 11-12), ну как бы от лиц соепереживающих культуре лжи я и не удивлен, это по-твоему и не ложь наверное даже.

Далее -

>обещаниях дальнейшего роста бюджетного финансирования театра.


А на хоз.расчет они не хотят? Я как налогоплательщик против этого, это театр - туда вход не бесплатный - выкручивайтесь сами плиз. И признавайте что тот "кто называет себя голосом народа" им и является, ибо народ за такое творчество содержать творцов не готов.

раскрыть ветку
11
Автор поста оценил этот комментарий

основным ценителем и потребителем авангардных театральных постановок сегодня, как правило, является элитарная прослойка общества, склонная к разного рода отклонениям, в том числе морального свойства.

именно так

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Давайте не будем мешать в один чан. То что Райкин чето там бабки вытаскивает и показывает сомнительные постановки - это бывает, и протест против этого может быть и оправдан, бабки то государственные. А вот то, что классическую уже рок оперу Иисус Христос Суперзвезда заблочили и под православным предлогом - это мракобесие.
5
Автор поста оценил этот комментарий

Как то у Уолта Диснея спросили, как вы относитесь к откровенным сценам в кинематографе? - На что великий режиссер ответил: Они, (то есть откровенные сцены) заменяют создателям кинематографии талант режиссеры - не дополняют, а именно заменяют.

Чем бездарнее автор, тем он больше стремится свою бездарность заменить на порнографию, на темы не приличные в обществе, тем самым создав вокруг своего имени много шума для единственного, привлечения внимания. Райкин, как любой еврей очень хитер, хочет за счет государства выплескивать на сцену самые низменные человеческие пороки. Ладно бы за свои деньги, за деньги налогоплательщиков, и более того считая этих самих налогоплательщиков "безмолвным быдлом"

раскрыть ветку