"Засекреченный подвиг" (2 часть)

1 часть рассказа ( http://pikabu.ru/story/quotzasekrechennyiy_podvigquot_1_chas...)


Небольшое лирическое отступление. Те, кому пришлось жить в 60 и 70 годы, на 100 процентов знали по работе, в институте, у себя в доме людей, которые вдруг «неожиданно» получали повышение по службе, или им вне очереди давали право на покупку машины «Жигули», а еще такие люди получали грамоты по работе, внеочередные отпуска, они всегда успешно сдавали экзамены и т.п. Ну а уж если такой человек совершал какое-то правонарушение и попадал в милицию, то милиция делала вид, что ничего страшного не произошло. Если такие люди работали «журналистами», то часто выезжали писать свои репортажи не в Бугульму или Лабытнангу (хотя и в этих городах было наверно много интересного), а в «страны загнивающего капитализма». Соседи и сослуживцы им завидовали. Многие простодушно говорили «Вот везёт человеку!» И только люди, сами работающие в «конторе глубокого бурения», очень хорошо знали причину такого «везения» и криво улыбались в ответ, когда им говорили о таких «везунчиках».

Были ли «неслучайные туристы» теми самыми «везунчиками» и, если да, то что они делали в этом походе? Собственно, ответ на этот вопрос мог дать бы разгадку всему произошедшему с «дятловцами». Я говорю «мог бы», потому что исследователи трагедии группы Дятлова выдвигали (и выдвигают до сих пор) самые разные версии: сход снежной лавины, испугавшей ребят, огненные шары, заставившие их босиком, в одних носках выбежать из палатки, охотники-манси, мстившие за нарушение священных мест горы Ортотен, да и просто бывшие уголовники, расправившиеся с ребятами…

Версий много (кстати, я наверно, потрачу немного позднее время на анализ этих версий), но ни одна из этих версий не способна объяснить всего один факт: почему в поисковой операции ( даже когда уже даже были найдены первые трупы и на спасение остальных ребят не было никакой надежды) ЕЖЕДНЕВНО с марта по май 1959 года принимало участие НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ человек (включая военные подразделения)? Поисковикам выплачивалось (согласно материалам уголовного дела) по тем временам сумасшедшие деньги – 500 рублей каждому за день. Разве раньше не гибли в горах туристические группы. Гибли! И, к сожалению, очень много! Еще у Высоцкого есть песня со словами «… нет венков и траурных лент, и не похож на монумент, тот камень, что покой тебе подарил…» Но никогда, в альпинистской туристической практике, ни до, ни после группы Дятлова ТАКОЙ по масштабу поисковой операции не проводилось. Что же искали поисковики на месте трагедии?

Вернёмся к событиям, предшествовавшим походу группы Дятлова. Начнём с анализа нескольких «необъяснимых» на первый взгляд фактов.

Во-первых, как уже говорилось ранее, Игорь Дятлов был радиолюбитель и даже сам собрал переносную радиостанцию. Многие свидетели (его сокурсники) потом говорили, что Игорь вначале собирался брать радиостанцию с собой в поход на Ортотен. В новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января 1959 года Игорь пошёл в 70-километровый поход и взял с собой радиостанцию, носил ее на себе и активно с ней работал. Он тренировался перед предстоящим походом на Ортотен. Однако, за пару дней до похода Игорь наотрез отказался брать радиостанцию в поход. Кому могла помешать эта радиостанция? И кто мог «отсоветовать» Игорю брать радиостанцию с собой?

Во-вторых, в начале января перед группой стала серьёзная проблема – двух участников похода – Игоря Дятлова и Юрия Кривонищенко не отпускали в поход с работы. Игорь Дятлов незадолго до похода устроился работать на кафедру в УПИ, а Кривонищенко вообще работал на секретном предприятии и его непосредственное начальство (видимо, не посвященное в суть дела) не хотело отпускать его на три недели с работы. Но … вмешался «случай» и начальство дало Игорю Дятлову отпуск «в счет будущего отпускного периода». А кадровики института перестарались в своем усердии, и даже выписали Игорю командировочное предписание. Хороша командировка: по горам, с друзьями и гитарой… Такой же «случай» вмешался и в судьбу Юрия Кривонищенко, и его начальство также резко меняет своё мнение и отпускает Юрия в поход. Кто «убедил» начальство Дятлова и Кривонищенко в необходимости отпустить их в поход?

В-третьих, не менее интересна история с одеждой группы. Первоначально группа Игоря Дятлова из туристического клуба «Политеха» получила штормовые костюмы в необходимом количестве. Но, неожиданно перед самым походом, руководитель институтского турклуба Лев Семенович Гордо, проявил административное рвение и потребовал эти костюмы вернуть. Предлог – формальный: дескать, штормовые костюмы полагаются лишь альпинистам, а группа Дятлова идет по обычному (неальпинистскому) маршруту. К слову сказать, точный маршрут группы Игоря Дятлова после трагедии восстанавливали по крупицам, поскольку перед походом он не сдал в турклуб «Политеха» протокол заседания маршрутной комиссии. Спрашивается, откуда товарищ Гордо Л.С. до похода мог знать, пойдёт ли группа Дятлова по альпинистскому маршруту или нет? И что страшного в том, что на простых походниках будут штормовые костюмы?

Или же «кому-то» было надо, чтобы ребята пошли в поход в свитерах? Ведь, как впоследствии вспоминала сестра Александра Колеватова , ему крупно «повезло» и ее брат неожиданно достал для всей группы свитера. «Благодетель» пожелал остаться неизвестным и Александр (по воспоминанию сестры) несколько раз отправлялся по неизвестному адресу и возвращался с несколькими свитерами, одетыми на собственное тело. Странно! Ведь гораздо проще принести те же свитера охапкой, не прячась. Но Александр делает это тайно, не афишируя свои действия. Это тем более странно, если учесть, что по результатам радиологической экспертизы два свитера окажутся сильно радиоактивными. А может, всё взаимосвязано – и требование вернуть штормовые костюмы, и появление «благодетеля» с радиоактивными свитерами, и тот факт, что владелец свитеров в ходе уголовного дела (когда родственникам покойных и их друзьям стали возвращать вещи) пожелал остаться неизвестным и так и не востребовал их.

Еще одна, правда далеко не последняя странность, случилась уже в самом начале похода. В дневнике Зины Колмогоровой есть запись о том, что Юрий Кривонищенко вместе с Тибо-Бриньолем был задержан сотрудником милиции за попрошайничество во время распевания песен на вокзальной станции (я об этом уже писала). Он отсутствовал около получаса, а потом был отпущен сотрудником милиции, который просто якобы сделал ему замечание. Зина пишет об этом, как о «везении», но в свете последних размышлений логично сделать вывод о том, что Юрий заранее спланировал эту «выходку», чтобы иметь возможность без посторонних глаз созвониться с куратором из органов с телефона из опорного пункта милиции.

Многие исследователи трагедии, произошедшей с группой Дятлова, скажут, что версия о том, что в состав группы Дятлова входили внештатные сотрудники ГБ, проводившие в горах свою операцию, больше попахивает шпионскими романами, чем серьёзным исследованием. Если это было так, – возразят мне, – то не проще ли было под видом туристов послать хорошо подготовленный отряд гебистов? И пусть эти «туристы-гебисты» профессионально решают поставленные Партией и Правительством задачи. Зачем нужно было внедрять «товарищей из органов» в реальную туристическую группу? Вопрос резонный. Отвечу на него словами Шерлока Холмса из рассказа «Скандал в Богемии»: когда Шерлока Холмса спросили, где легче всего спрятать вещь, тот сказал: «На самом видном месте». То же самое и с группой Дятлова. Появление в горах Северного Урала небольшой группы незнакомых спортивных молодых людей, незнающих никого из походной среды, вызвало бы массу разговоров в туристическом обществе. Эти люди волей-неволей привлекли бы к себе внимание, а значит, планируемая операция могла быть сорвана. В то же время поход на Ортотен заядлых туристов студентов УПИ под руководством Игоря Дятлова не вызвал вопросов ни у кого. Кстати, к слову сказать, провал операции и трагедия, произошедшая с группой Дятлова, во-многом, на мой взгляд, обусловлена именно внедрением постороннего человека (Золотарёва) в группу Дятлова.

28 января 1959 года. Ребята из группы Дятлова прощаются с заболевшим Юрием Юдиным. Вот Люда Дубинина заботливо смотрит на Юрия Юдина, а Зина Колмогорова, радостно улыбаясь, хватает его в охапку. На заднем плане сделанных фото стоят улыбающиеся Дятлов и Золотарёв. Всем своим видом ребята хотят показать Юрию: "Не отчаивайся! Мы еще обязательно сходим в поход. И не один. Все горы будут нашими!" Заболевший Юрий Юдин возвращается в посёлок 41-го квартала на санях вместе с Великявичусом, а группа из 9-ти туристов идёт дальше в горы. Как уже говорилось ранее, движение группы с 28 января по 01 февраля 1959 года можно проследить по дневниковым записям ребят и по сделанным ими фото. С 28 по 30 января движение группы проходило в штатном режиме, вверх по течению реки Ауспии, в условиях равномерно повышающегося рельефа. Зимний световой день был не очень длинный (уже часам к 17 темнело), но позволял делать дневные переходы и ставить палатку до темноты. В эти дни 30 или 31 января ребята соорудили лабаз в лесу, чтобы не тащить всё снаряжение с собой через горы.31 января группа Дятлова подошла к горам. Пусть это были не самые крутые и высокие горы, но группа туристов оказалась в низине, со всех сторон её окружали поднимающиеся вверх горные склоны. Эта, на первый взгляд, несущественная деталь, имела большое практическое значение: темнеть в подножье горы Холатчахль (Холат-Сахыл) начинало в это время года рано, между 2 и 3 часами дня. Из последней записи в дневнике Игоря Дятлова за 31 января 1959 года: "Постепенно удаляемся от Ауспии. Подъём плавный. Кончились ели, пошёл редкий березняк. Вот и граница леса. Наст. Место голое. Нужно выбрать ночлег. Спускаемся на юг в долину Ауспии. Это, видимо, самое снегопадное место. Усталые, принялись за устройство ночлега. Дров мало. Костер развели на брёвнах, рыть яму неохота. Ужинаем в палатке. Тепло..." Сейчас можно гадать, что конкретно заставило Игоря Дятлова после начала подъема, принять решение о спуске в лесополосу. Но, мне кажется, этому были две причины: короткий световой день и "неудачная травма" Колеватова. Поясню свою мысль подробнее. Гора Холатчахль (да и все горы Северного Урала) расположены в Свердловской области. В результате временной реформы "дорогого Никиты Сергеевича", проведенной 1 марта 1957 года, Свердловск (да и вся Свердловская область, имеющая большую протяженность на север) стал жить со сдвигом на 2 часа от природного времени. А это значит, что на вершине горы Холатчахль 31 января солнце взошло в 9 часов 16 минут, а зашло в 16 часов 48 минут. А ребята не дошли до вершины. Они находились в самом начале подъема, и частично солнечный свет от них закрывал горный склон Холатчахль. В дневниках других ребят говорится также о ветре, поднявшемся к полудню. Отчасти этот факт подтверждают и фотографии, сделанные "дятловцами". Попытка преодолеть перевал Холатчахль в этих погодных условиях, да еще с травмированным Колеватовым, была бы крайне рискованной и совершенно неоправданной с точки зрения логики и безопасности похода. Теперь о "неудачной травме" Колеватова, полученной им с большой долей вероятности 31 января. В ходе следствия, при осмотре места происшествия на теле погибшего Колеватова была обнаружена ослабевшая марлевая повязка, охватывавшая левую голень и (или) колено. По характеру наложения повязки ясно, что она накладывалась Александру не в последние часы жизни туристов (в момент трагедии весь перевязочный материал остался в палатке). Под повязкой был обнаружен разлитой кровоподтёк с внутренней стороны левого колена, так что наложение повязки на травмированный сустав вполне логично. Итак, Александр Колеватов получил травму левой голени (колена) примерно за сутки до трагедии (кровоподтек успел сформироваться). Травма Александра была нетяжелой (иначе бы о ней Игорь Дятлов сделал запись в своём дневнике), но в то же время она бесспорно задержала туристов. Ровно настолько, чтобы не дать группе Дятлова в этот день перейти перевал и заночевать в долине реки Лозьвы на другой стороне горы Холатчахль. Если рассматривать Александра Колеватова как "неслучайного туриста", то логично предположить, что он специально немного повредил ногу, чтобы группа Дятлова задержалась на склоне горы Холатчахль на целые лишние сутки и не покинула ее ранее 01 февраля 1959 года. Спрашивается кого (или что) ждал Александр Колеватов на склоне горы Холатчахль? Вернёмся в последний день жизни группы Дятлова. Наступило 1 февраля 1959 года. Какой была погода в этот день в районе перевала? Вопрос отнюдь не праздный, поскольку он во многом определял поведение членов группы в этот день. Общепринято полагать (и такая информация проходила во многих СМИ), что в тот день на перевале стоял жуткий мороз. Было -20, -25С. Такие данные даёт на 23 часа 1 февраля сводка погоды по Ивдельскому району. Кстати, забегая вперёд, скажу, что именно сведения о жутком морозе, случившемся в тот вечер и ночь на перевале, и породили официальную вер сию о том, что ребята, испугавшись чего-то, выбежали раздетые из палатки и замёрзли. Однако, это не полная информация. В дневнике Виктора Милютина, шедшего в группе Сергея Соргина (того самого Соргина, с которым изначально должен был идти в поход Семён Золотарёв) на 330 километров севернее группы Дятлова, имеется запись от 31 января 1959 года, описывающая циклон, который принес потепление (до -5С) и небольшой снегопад. Циклон этот двигался в сторону горы Ортотен и к утру 1 февраля уже должен был достигнуть лагеря группы Дятлова. Кстати, появление циклона в районе горы Ортотен согласуется с Ивдельским прогнозом погоды на утро 1 февраля 1959 года. Итак, утром 1 февраля в районе горы Холатчахль было относительно тепло (от 0 до - 5С). Стояла низкая облачность и шел тихий снег. Ребята выспались и не спеша стали собираться. Именно отсутствие солнца на небе и не позволило ребятам точно рассчитать световое время. В этот день Игорь Дятлов планировал преодолеть перевал. Когда ребята пошли в гору, погода стала резко портиться, поднялся ветер и началась метель. Это очень хорошо видно на последних снимках, сделанных Юрием Кривонищенко. Стало очень трудно прокладывать лыжню по мокрому липкому снегу. Ребята продвигались медленно. К половине третьего в горах начало темнеть. К этому времени туристы находились уже на восточном склоне горы и солнце от них закрывал перевал. Группа Дятлова до темноты окончательно не успела перейти перевал и добраться до лесополосы в районе реки Лозьвы. Было решено ставить палатку на склоне. К моменту установки палатки ребят уже плотно обступила тьма.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Автор,прекрати выкладывать не свои исследования,и пытаться по этом доказать что есть различия между вам "исследованием"и настоящим исследованием Ракитина.Читаю со стойким чувством дежавю,после фразы"реформы дорогого Никиты Сергеевича"все стало на свои места,данную фразу я вспомнил из книги Ракитина,в общем плагиат жесткий.Минусую и категорически против продолжения ваших постов под девизом "вашего исследования"
раскрыть ветку