На день Ломоносова

Вспомнилось, как читала в детстве сама, как читала старшему сыну и в предчувствии, как скоро буду читать младшему:


Санкт-Петербург. 1750 год


Собирались мужи ученые,

занимали кресла точеные.

Рукава белели манжетами,

а на шеях цепочки с лорнетами.

Парики обсыпаны пудрою.

Говорили все речи мудрые.

Обсуждали вопрос горения,

почерненья

веществ, побурения.

Произнес один:

— В полной мере я

соглашусь, что огонь

— материя.

Теплород — флогистон

по-научному.


Рады слову все благозвучному.

Флогистон объясняет горение.

Все кивнули в знак одобрения.

Говорит другой:

—Я поверю вам.

Все видали горение дерева

потемнеет оно и скрючится:

флогистон из него улетучится.

Флогистон объясняет горение!


Все кивнули в знак одобрения.

Вдруг Ломоносов входит в зал.

О фартук вытер руки:

— Я все проверил, доказал.

Прошу, мужи науки!

— Куда?— по залу сразу шум.

— В лабораторию прошу!

—Зачем?

—Я ставлю опыт.


А за спиною шепот:

— Мужик! Невежа! Что за тон!

Ломоносов:

- Смотрите и не спорьте!

— Но всем известно: флогистон...

Ломоносов:

- В запаянной реторте

свинец я грею. Отчего

металла потемненье?

— Забрался флогистон в него.

С теплом проник он сквозь стекло.

Ломоносов:

- Не в этом суть горения!

Реторту запаял я сам.

Я верю числам и весам.

Ничуть не изменился вес

реторты раскаленной.

Нет, сквозь стекло он не пролез

ваш флогистон хваленый!

Молчат ученые мужи.

(Ты им попробуй докажи).

— А все ж свинец темнее стал!

Ломоносов:

- Часть воздуха вошла в металл,

и оттого он черный!

(Не знали слова КИСЛОРОД.

Но видел далеко вперед

великий наш ученый).

Он был ученый и поэт.

Он размышлял про тьму и свет.

В чем сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучил и цвет.

Он создал Университет.

Своей рискуя головой,

заряд измерил грозовой.

Был в красноречии силен.

Историк он, географ он.

И, как сказал о нем поэт,

"Он сам был—университет"

(с)