На день Ломоносова
Вспомнилось, как читала в детстве сама, как читала старшему сыну и в предчувствии, как скоро буду читать младшему:
Санкт-Петербург. 1750 год
Собирались мужи ученые,
занимали кресла точеные.
Рукава белели манжетами,
а на шеях цепочки с лорнетами.
Парики обсыпаны пудрою.
Говорили все речи мудрые.
Обсуждали вопрос горения,
почерненья
веществ, побурения.
Произнес один:
— В полной мере я
соглашусь, что огонь
— материя.
Теплород — флогистон
по-научному.
Рады слову все благозвучному.
Флогистон объясняет горение.
Все кивнули в знак одобрения.
Говорит другой:
—Я поверю вам.
Все видали горение дерева
потемнеет оно и скрючится:
флогистон из него улетучится.
Флогистон объясняет горение!
Все кивнули в знак одобрения.
Вдруг Ломоносов входит в зал.
О фартук вытер руки:
— Я все проверил, доказал.
Прошу, мужи науки!
— Куда?— по залу сразу шум.
— В лабораторию прошу!
—Зачем?
—Я ставлю опыт.
А за спиною шепот:
— Мужик! Невежа! Что за тон!
Ломоносов:
- Смотрите и не спорьте!
— Но всем известно: флогистон...
Ломоносов:
- В запаянной реторте
свинец я грею. Отчего
металла потемненье?
— Забрался флогистон в него.
С теплом проник он сквозь стекло.
Ломоносов:
- Не в этом суть горения!
Реторту запаял я сам.
Я верю числам и весам.
Ничуть не изменился вес
реторты раскаленной.
Нет, сквозь стекло он не пролез
ваш флогистон хваленый!
Молчат ученые мужи.
(Ты им попробуй докажи).
— А все ж свинец темнее стал!
Ломоносов:
- Часть воздуха вошла в металл,
и оттого он черный!
(Не знали слова КИСЛОРОД.
Но видел далеко вперед
великий наш ученый).
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал Университет.
Своей рискуя головой,
заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Историк он, географ он.
И, как сказал о нем поэт,
"Он сам был—университет"
(с)