Мальме: как попрощаться с депрессией индустриальной дыры

Мальме: как попрощаться с депрессией индустриальной дыры Мальма, Швеция, Экология, Длиннопост, Из грязи в князи

Конец индустриализации


В 90-е основной город шведского юга усиленно деградировал. Он наполовину состоял из портовых районов и был полностью зависим от кораблестроения, а власти Швеции запланировали обрезать деятельность в этой сфере из-за низких перспектив в конкуренции с Азией и другими регионами. Усеянный складами, песчаными насыпями и промзонами Мальме оказался никому не нужен. За пять лет там потеряли работу почти 27 000 человек − уровень безработицы стал самым высоким в стране.


Самый характерный эпизод того времени − продажа огромного (138 метров) судового крана Kockumskranen на верфи в Южную Корею. Сами корейцы прозвали его «слезы Мальме», потому что якобы видели, как некоторые горожане рыдали, наблюдая за демонтажем своего символа. Примерно в тот момент власть и жители Мальме поняли, что необходимо искать другую специфику и главное − другой способ мышления.

Мы оказались в глубочайшем кризисе, какой только можно себе представить, − объясняет бывший вице-мэр Иллнар Рипару. − Перед нами встал вопрос, какой путь избрать, сейчас, когда стремление к промышленности больше не работает для нас. Вместо этого мы стали содействовать Мальме в качестве центра знаний и эко-города. Радикальные меры были необходимы.

Кроме ментальной революции на развитие Мальме повлияли два события. Строительство Эресуннского моста − самой длинной в Европе железнодорожно-автомобильной дороги, соединивший город со столицей Дании − и открытие Университета Мальме. В умирающий промышленный убран потянулись молодые интеллектуалы и прогрессивные специалисты, с которыми местные власти сразу запустили активное сотрудничество.

Bo01

Новая философия Мальме применяется везде, но лучше всего видна в районе Bo01. Это Западная гавань, которую полностью перестроили, расчистив лабиринты верфей. Проектированием и строительством занимались частные компании, которые координировали работу с муниципалитетом и друг другом, чтобы район выглядел как единый проект. 600 домов, магазинов и офисных зданий оснащены солнечными батареями и подключены к системе циркулирования воды, где один и тот же объем сначала используется обогрева зимой, а затем для кондиционирования летом. Кроме того все вокруг оснащено ветряными турбинами, а сами здания возводят из экосырья с функцией сохранения тепла.


Лучшее доказательство того, что Bo01 не идеализированная фантазия, а повседневная реальность − там тоже есть свои проблемы. Например, его население − преимущественно белые европейцы. Для Мальме, где 40% жителей родились за пределами страны, это показательная картина. Считается также, что в Западной гавани дорогое жилье и в целом высокий класс проживающих, что затемняет идею о массовости и доступности. Но во-первых, эти трудности в любом случае лучше, чем то, что происходит в тысячах других городов по всему миру. А во-вторых, они не мешают Мальме развивать свою экологическую концепцию.

Мальме: как попрощаться с депрессией индустриальной дыры Мальма, Швеция, Экология, Длиннопост, Из грязи в князи

Переработка отходов


Один из ключевых пунктов реорганизации жизни Мальме − вторсырье. В городе, как и по всей стране, давно запущен тренд на разделение отходов. Причем не на три вида, что уже используют во многих странах, а на несколько десятков. Все для того, чтобы мусор было удобнее перерабатывать. В каждой кухне Мальме для этого установлены специальные измельчители. Полученный материал затем идет на биотопливо для машин и городского транспорта. Пищевые отходы также трансформирует в биогаз, который в быту заменяет традиционный природный. Власти Мальме пускают в работу даже пепел.


Мы используем его, чтобы сделать графий для парковочных мест, дорог и барьеров, − объяснил менеджер компании по переработке отходов Гунилла Карлсон.

Озеленение


Мальме планирует захватить мировое лидерство по озеленению и, согласно некоторым оценкам, уже входит в топ-4 самых зеленых городов планеты. Муниципалитет прописывает отдельные программы по защите окружающей среды, регулярно увеличивает количество парков. Особая гордость Мальме − зеленые крыши, на которых разбивают мини-скверы и снабжают их системами сбора дождевой воды. Так, в районе Аугустенборг есть Ботанический сад с крышей, чьи 9,500 м² кровли отданы под зеленые насаждения.


Кстати, в Аугунстенборге раньше постоянно возникали проблемы с влажностью и задержкой дождевой воды. Чтобы все это убрать, район снабдили сетью каналов по сбору и выводу лишней воды и заменили материал фасада у большинства зданий. А новый дизайн окрестностей жители затем придумывали фактически самостоятельно.

Мальме: как попрощаться с депрессией индустриальной дыры Мальма, Швеция, Экология, Длиннопост, Из грязи в князи

Транспорт


Еще в 2013 году по улицам Мальме ездило больше сотни автобусов на биотопливе. Сейчас эта цифра выше, но менее значима. Потому что город захватывают велосипеды.


В Мальме более 400 км велодорожек и несколько тысяч парковочных мест под велосипеды. Крутят педали там чаще, чем в любом другом городе Швеции. И даже чаще, чем в Копенгагене, который считают центром велосипедного движения Скандинавии. Для 40% всех поездок на работу в Мальме используется велосипед. Для горожан часто это не только полезно и правильно, но и просто удобно. Потому что около трех десятков перекрестков там оборудованы специальной системой датчиков, которые дают велосипедам преимущество на дорогах. Многие поезда и паромы оборудованы отсеками для перевозки байков внутри салона. Правда, за все эти удобства нужно отвечать: шведские постовые службы часто проверяют исправность тормозов и наличие фонариков или звонков. И выписывают штрафы, если что-то не так.

Мальме: как попрощаться с депрессией индустриальной дыры Мальма, Швеция, Экология, Длиннопост, Из грязи в князи

Перспективы


«Мы поставили перед собой цель: Мальме будет лучшим городом мира по устойчивому развитию к 2020 году», − так начинается муниципальная программа по внедрению новой философии жизни. К 2030-му город хочет добиться полной энергетической независимости, увеличив процент использования альтернативной энергии до 100%.


Мальме ни от кого не прячет своих инноваций. Наоборот − представители города активно рассказывают про нюансы работы и идут на тесный контакт. Дело тут не столько в альтруизме, сколько в формировании нового имиджа. Если когда-то Мальме знали как серый порт на юге Швеции, то теперь это центр IT-технологий, инноваций, экологии, туризма и нового типа урбанизации, при которой город не душит природу, а прямо зависит от ее развития.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Этот пост должен нас убедить, что деиндустриализация это круто и что это путь к успеху.

И заставить замолчать здравый смысл, который утверждает, что общество которое ничего не производить кроме потребностей нежизнеспособно.  Похоже для этого нужно кардинально перестроить мозги - деиндустриализировать и гуманиторизировать. 

1
Автор поста оценил этот комментарий
Всё бы хорошо,кроме того что они почти весь город с 0 перестроили,откудаж у них интересно на это деньги появились,врятли от одного крана...
3
Автор поста оценил этот комментарий
А как они деньги НА все это зарабатывают? Если никто не слышал про шведских программистах? И Корея такая тупая чтоли что кран купили? Она же круче стала.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Город офигенный, жаль не удалось пробраться на "вертящийся дом"

Автор поста оценил этот комментарий
Прям сколково в россии!!