Кино без барьеров — стереотипы об инвалидах в отечественном кино

Сегодня в Москве открывается VIII международный кинофестиваль «Кино без барьеров». Председатель фестиваля, режиссер и сценарист Александр Велединский рассказал о том, какие картины будут представлены и почему фильмы о людях с инвалидностью — это не всегда про жалость, слабость и беспомощность.

Кино без барьеров — стереотипы об инвалидах в отечественном кино Кино без барьеров, Кинофестиваль, Актеры и актрисы, Инвалид, Фильмы, Москва, Длиннопост

Черная комедия как метод


Лента Владимира Рудака «Ананас», участвующая в конкурсе, предлагает зрителям все, что угодно — задуматься, приглядеться повнимательней, даже улыбнуться — но уж точно не давит на жалость.


Рудак снимает кино не первый год. «Ананас» — его шестая художественная работа. Дебютный художественный фильм «Крутые парни не танцуют» Владимир завершил в 2005-м (до этого были документальные ленты).


«Крутые парни не танцуют» — история о двух друзьях-колясочниках, которые по поручению некоего «босса» разыскивают украденные спортивные трусы — талисман боксера, известного под прозвищем Малыш.


А новый фильм «Ананас» рассказывает о молодом человеке, когда-то в результате ДТП потерявшем возможность ходить; виновник происшествия согласился оплатить пострадавшему лечение в Германии, но знакомые и родственники героя тут же решили, что знают лучше, как распорядиться этими деньгами.


«Я хотел уйти от тоскливых стереотипов, хоть как-то попытаться изменить имидж человека с инвалидностью в кино. Понимаете, во многих российских фильмах про инвалидов важным драматическим поворотом является выздоровление героя. Получается, что полноценная жизнь может быть только у человека, избавившегося от недуга.


Алексей Руденко (в центре) и Владимир Рудак (справа) на съемках фильма «Ананас»:

Кино без барьеров — стереотипы об инвалидах в отечественном кино Кино без барьеров, Кинофестиваль, Актеры и актрисы, Инвалид, Фильмы, Москва, Длиннопост

В зарубежных фильмах бывает так, что люди с инвалидностью играют далеко не главные роли, они вообще могут быть заняты в эпизодах, которые не несут какого-то особенного философского смысла или не работают на реализацию основного замысла, это просто люди, которые живут рядом. И все. Просто люди! Словом, у меня уже не было сил смотреть на мрачных персонажей в громоздких колясках с клетчатыми пледами на коленях, поэтому пришла идея снять что-то экстремальное», — так Рудак объясняет идею своего дебюта в 2005-м. Автор характеризует «Крутых парней» как «черную комедию, где многие роли сыграли люди с инвалидностью», и добавляет: «В те времена для российского кино это было совсем непозволительно».

Инвалид с секретом


«Ананас», с которым Владимир возвращается на мероприятие на этот раз, в каком-то смысле комедия: главного героя, молодого человека по имени Гена (его играет Александр Галиев), когда-то сбила машина, он получил травму позвоночника, после чего мог передвигаться только на инвалидном кресле. Но когда возможность ходить вернулась, Гена предпочел сохранить этот факт в секрете: так ему было удобней. При том, что Гену окружает обыденная узнаваемая российская провинция, его необычное поведение создает странные, парадоксальные и даже гротескные ситуации. «Ананас» — фильм не о физической травме и ее последствиях, а о метаниях душевных: герой здоров, просто не может разобраться, каково его место в жизни.


Работа над проектом заняла несколько лет, за это время всякое случалось. «Трудностей при съемке было предостаточно, но это обычное дело, особенно с бюджетом, который составляет чуть больше ста тысяч рублей», — усмехается Владимир. И добавляет: «Конечно, если перевести в деньги участие людей, которым была интересна наша идея, то получится весьма приличная сумма».


В Петрозаводске, где проходили съемки «Ананаса», «везде были рады принять съемочную группу». («У меня знакомый не мог договориться о съемках эпизода в московском кафе, потому что нужно было оплатить аренду помещения», — приводит обратный пример Рудак.) И, наконец, Владимир вспоминает еще один случай: «Когда в моем доме не работал несколько недель лифт, а я живу на седьмом этаже, то Александр Галиев с Алексеем Бабенко (оператор-постановщик «Ананаса») каждый день помогали мне спускаться и подниматься, чтобы попасть в павильон, который находился на третьем этаже в здании без лифта».


Владимир Рудак (слева) и главный герой фильма Геннадий на съемках фильма «Ананас»:

Кино без барьеров — стереотипы об инвалидах в отечественном кино Кино без барьеров, Кинофестиваль, Актеры и актрисы, Инвалид, Фильмы, Москва, Длиннопост

Владимир довольно трезво (и даже жестко) оценивает профессиональный уровень своих предыдущих картин — «конечно, все эти работы были, мягко говоря, низкого технического качества, в них все держалось на идее», — но отмечает, что «Ананас» получился профессиональней, «выше». Дает ли это картине шансы в конкурсе «Кино без барьеров»?


Сложно сказать, все-таки участие в фестивале предполагает серьезную конкуренцию (в программу входят в общей сложности 72 картины из 20 стран). Но Рудаку не близки пораженческие позиции. «Для меня важно все: и участие, и, конечно же, победа! Но еще важнее снимать кино», — говорит он.


Автор: Сергей Оболонков

Взято тут