Каледин Алексей Максимович

Каледин Алексей Максимович Гражданская война в России, История, Военные, История России, Длиннопост

Каледин Алексей Максимович (24 октября 1861 — 29 января 1918) — российский военачальник, генерал от кавалерии.


Праправнук казака Максима Дмитриевича Каледина, внук майора Василия Максимовича Каледина, сын войскового старшины Максима Васильевича Каледина родился 12 октября 1861, на хуторе Каледина, станицы Усть-Хопёрская Области войска Донского.


Начав образование в Усть-Медведицкой классической гимназии перешёл оттуда в Воронежскую военную гимназию, переименованную затем в Михайловский кадетский корпус. Окончил 2-е военное Константиновское и Михайловское артиллерийское училища. Закончил образование в Николаевской Академии Генерального штаба по 1-му разряду с причислением к Генеральному штабу.


Проходил службу в Русской армии на офицерских должностях с 1 сентября 1879 г. по 25 октября 1917.


18 июля (2 июля) 1917 года Войсковым Кругом Донского Казачьего войска был избран Донским Войсковым Атаманом.


Из послужного списка:

Выпущен офицером в Конно-артиллерийскую батарею Забайкальского Казачьего Войска. На службу вступил 1 сентября 1879 г.


Занимал должности:

Командир взвода Конно-артиллерийской казачьей батареи (с 1 сентября 1879 г.), Командир эскадрона (1890 год (?) — цензовое годовое командование), Старший адъютант штаба 6-й пехотной дивизии (с 26 ноября 1889 г.), Обер-офицер для поручений штаба 5-го армейского корпуса (с 27 апреля 1892 г.), Помощник старшего адъютанта Штаба Варшавского военного округа (с 12 октября 1892 г.), Старший адъютант Войскового Штаба Войска Донского (с 14 июля 1895 г.), Штаб-офицер при Управлении 64-й пехотной резервной бригады (с 5 апреля 1900 г.), Начальник Новочеркасского Казачьего Юнкерского Училища (с 25 июня 1903 г.), Помощник Начальника штаба Войска Донского (с 25 августа 1906 г.), Командир 2-й бригады 11-й кавалерийской дивизии (с 9 июня 1910 г.), Командир 12-й кавалерийской дивизии [с октября 1912 г. по 16 февраля 1915 г. (тяжело ранен в строю)], Командир 12-го армейского корпуса (с августа 1915 г.), Командующий 8-й армией (с апреля 1916 г.), В резерве Верховного Главнокомандующего (с 5 мая 1917 г.).


Присваивались воинские звания:

Хорунжий (август 1879 г.), Сотник (7 августа 1882 г.), Подъесаул (10 апреля 1889 г.), Штабс-капитан генрального штаба (г.ш.)(26 сентября 1889 г.), Капитан г.ш. (21 апреля 1891 г.), Подполковник г.ш. (6 декабря 1895 г.), Полковник г.ш. (6 декабря 1899 г.), г.ш. Генерал-майор (31 мая 1907 г.), г.ш. Генерал-лейтенант (1914 г.), Генерал от кавалерии (август 1915 г.).


В 1903—1906 — начальник Новочеркасского юнкерского училища. В 1906—1910 — помощник начальника Донского войска, затем командир бригады 11-й кавалерийской дивизии. Во время Первой мировой войны командовал 12-й кавалерийской дивизией, 12-м армейским корпусом, 8-й армией. Как строевой командир отличался скрупулёзностью и личной храбростью. Генерал А. И. Деникин отмечал, что Каледин не посылал, а водил войска в бой. Высшим достижением его как военачальника считается Брусиловский прорыв в мае 1916 г., когда армия ген. Каледина наголову разбила 4-ю австрийскую армию и в течение 9 дней продвинулась на 70 верст вперед.


К Февральской революции Каледин отнесся отрицательно. Алексей Брусилов, характеризуя Каледина, отмечал, что он «потерял сердце и не понимает духа времени». Каледин отказался выполнять распоряжения Временного правительства о демократизации в войсках и был отстранен от командования армией, не получив нового назначения. Весной 1917 уехал на Дон, в конце мая участвовал в Новочеркасске в работе Донского Войскового Круга. Уступив уговорам казачьей общественности, согласился на избрание войсковым атаманом. Каледин стал первым выборным атаманом войска Донского после того, как в 1709 выборность была упразднена Петром I. Осознавая свое положение, Донской атаман отмечал: «…Я пришёл на Дон с чистым именем воина, а уйду, быть может, с проклятиями».


14 августа 1917 в речи на Московском Государственном совещании потребовал в целях доведения войны до победного конца поставить армию вне политики, запретить митинги и собрания в воинских частях, упразднить все Советы и комитеты выше полковых, а компетенцию оставшихся ограничить хозяйственными вопросами, дополнить декларацию прав солдата декларацией его обязанностей, решительными мерами поднять дисциплину на фронте и в тылу. Поддержал августовское выступление генерала Корнилова. 1 сентября 1917 военный министр Александр Верховский приказал арестовать Каледина, однако Войсковое правительство отказалось выполнить приказ и 4 сентября Александр Керенский его отменил при условии «ручательства» Войскового правительства за Каледина.


25 октября 1917 года Алексей Максимович Каледин выступил с обращением, в котором объявил захват власти большевиками преступным, и заявил, что впредь до восстановления законной власти в России Войсковое правительство принимает на себя всю полноту власти в Донской области. 27 октября объявил в Области военное положение и пригласил в Новочеркасск членов Временного правительства и Временного Совета Российской республики («Предпарламента») для организации борьбы с большевиками. 2 ноября на Дон приехал бывший Главнокомандующий русской армией, генерал М. В. Алексеев. Каледин сочувственно отнесся к его просьбе «дать приют русскому офицерству», однако, учитывая резко негативные настроения казачества по отношению к Временному правительству, просил Алексеева не задерживаться в Новочеркасске более недели.


26 ноября 1917 года власть в Ростове и Таганроге захватили большевики. Каледину, по его словам, «было страшно пролить первую кровь», однако он все-таки решил вступить в вооруженную борьбу. Поскольку казаки поначалу не желали ввязываться в бои, ген. Каледин был вынужден обратиться за помощью к ген. Алексееву. После этого «Алексеевская организация» (с 27 декабря 1917 — Добровольческая армия) была легализована, а ген. Каледин вместе с генералами Алексеевым и Корниловым образовали триумвират, в котором Каледину принадлежала вся полнота власти в Донской области.


Общественные деятели, приехавшие на Дон, обвиняли донское правительство в медлительности и политиканстве; однако вряд ли правительство и донской атаман могли проявить решительность в ситуации, когда, по свидетельству Алексеева, «идеи большевизма нашли приверженцев среди широкой массы казаков», которые «глубоко убеждены, что большевизм направлен только против богатых классов — буржуазии и интеллигенции…».


Чуть ли не единственной военной силой Атамана оставался партизанский отряд, состоящий преимущественно из учащейся молодёжи и сформированный есаулом (вскоре полковником) Чернецовым — до гибели последнего 21 января 1918 г.


28 января 1918 ген. Корнилов известил Каледина о решении отвести Добровольческую армию на Кубань, поскольку в условиях наступления красных и при отсутствии поддержки со стороны казачества ей грозит гибель. 29 января Каледин собрал заседание правительства, на котором сообщил о решении командования Добровольческой армии и о том, что для защиты Донской области от большевиков на фронте нашлось лишь 147 штыков. Он также заявил, что в таких условиях слагает себя полномочия войскового атамана.


В тот же день генерал Каледин покончил с собой выстрелом в сердце. В своем предсмертном письме генералу Алексееву он объяснил свой уход из жизни «отказом казачества следовать за своим атаманом».

Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Очередной "лучший генерал гражданской войны" ?

Каледин собрал заседание правительства, на котором сообщил о решении командования Добровольческой армии и о том, что для защиты Донской области от большевиков на фронте нашлось лишь 147 штыков. Он также заявил, что в таких условиях слагает с себя полномочия войскового атамана.
В тот же день генерал Каледин покончил с собой выстрелом в сердце (по другим данным, А. М. Каледин был убит в результате третьего покушения[13]). В своём предсмертном письме генералу Алексееву он объяснил свой уход из жизни «отказом казачества следовать за своим атаманом».

Эти два абзаца прекрасно характеризуют Белое движение.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Сейчас хутор Каледин называется хутор Блинов, я родом с этих мест. Но только русский православный офицер, коем был Каледин, никогда бы не покончил жизнь самоубийством. Его убили
раскрыть ветку