И снова про подводников. ВРЕМЯ.

(по рассказу Николаева А.С.)

Бывают моменты, когда волосы, везде, где они еще растут, поэтапно, - встают дыбом, затем седеют, а потом выпадают, если ты не выдрал их сам в первые два этапа. Если у подводника еще сохранилась шевелюра - знайте, у него железные, а точнее - стальные нервы.


А на нервы в большей степени влияет фактор времени, и не только скорости исполнения чего-либо цейтнотного, а собственно точности знания этого самого времени. Сколько с этим связано - и связь, и координаты, и, страшно подумать, - старт и попадание ракет. Тут о секундах свысока не подумаешь. А сколько проблем с часовыми поясами, летним и зимним московским и, наконец, с гринвичским временем, будь оно неладно. Хорошо, хоть комплекс ракетный, будь ты хоть на Таити, работает только по московскому зимнему.


И служил на одном подводном ракетоносце мичман Мягкий (это фамилия, а не намек на темперамент), связист и вообще неплохой мужик. Но был у него ма-аленький недостаток - любил он прессу, без разбора и всякую - желтую, красно-коричневую бульварную, деловую, и даже независимую, в глянцевых обложках и на простой серой бумаге, с картинками и без таковых. Ну ладно бы просто любил, ну комиксы там посмотреть, иль вспомнить знакомые буквы, а ведь все норовил прочитать, извращенец.


Да, но не читал он "Собачьего сердца", но не смотрел он одноименного фильма и не внял совету Евстигнеева-Преображенского не читать газет. А избы-читальни на лодке нет, газеты сосредоточены преимущественно в гальюнах. Такое впечатление, особенно с непривычки - ну просто коллективный почтовый ящик, даже гадить неудобно.


И вот как то, близко к полуночи, тужась от напряжения освободить кишечник от трудноперевариваемой стряпни лодочного кока, он выпученными глазами прочитал на клочке несвежей "гальюн-таймс", о том, что сегодня, да-да буквально сейчас, - перевод стрелок на летнее время. С такими же глазами он немедленно предъявил помятый клочок командиру, и зачитал ну самую жуткую суть.


Разбор командира был короток и суров. Мягкий чтец - молодец. А прочие засранцы - ни сном, ни духом, употребляют, понимаешь, газеты по прямому назначению и не в курсе мировых событий. Замполиту - вынуть печать из сортиров и раздать населению. Короче - штурман и связист, сволочи подрасстрельные, даю пять минут, часы перевести, о досрочном исполнении - доложить. И баста, - руки по-наполеоновски, глаза прикрыл, в кресло откинулся.




Стрелки и дух перевели, дело нехитрое, считай отделались легким испугом. А мог бы и тапком запустить, и по столу кулаком. Ночная смена, ковыляем дальше, полигон прибрежный, маневры несложные. А Мягкого в базе растопчем, на камбуз его бессрочно, и чтоб все вовремя - и завтрак, и обед и вообще..


Сладкое чувство предвкушения мести прерывает тревога.


- "..По местам стоять к всплытию на сеанс связи и определение места!"


Программа связи - по четным часам. Кроме того, для определения места всплывать стараемся под спутник, минута в минуту. Только он из-за горизонта выйдет, а мы его антенной подхватим. Сеанс тем временем примем, ну а если спутничек проскочит, у нас запасной - через минут пять. И опять нырнули на 7-8 часов, затаились от супостата.


Висим на перископе* - не проходит сеанс связи. Командир сатанеет. Все - погружение. Разбор. Связист размазан по переборке. И с ке-ем, ну с кем приходится служить?!


Связист старательно все проверяет, не верит глазам, все работает, чудеса, да и только. С дрожью в голосе докладывает о готовности командиру. Вздыбленные волосы начинают седеть. Ага, дубль два, мотор!


Опять всплытие в следующий четный час. Связи нет. Нет, этого просто не может быть! Закрадываются фантастические мысли, а может, началось? И в первую очередь уничтожен узел связи флота? А дальше? дальше-то что делать?! куда плыть?!! Обессиленный командир рушится в кресло. Забрызганный командирской слюной связист отползает к себе в рубку, теряя клочки шевелюры. Наконец-то к нему закрадываются и начинают терзать смутные сомнения о правильности перевода часов. А-а-а!! Где эта сука Мягкий?! Остаемся на перископе. Полигон недалеко от Териберского поста наблюдения и связи (ПНИС). Время самое сонное. Вполне естественно, дежурный матросик на посту бдительно дремлет.


Лодка подходит ближе к посту, связист с надеждой на чудо, почти шепотом по УКВ**, осторожненько так, наверное, чтоб Североморск не услышал:


- "Сургуч - я Раскат 712, прошу сообщить, который час"


"Сургуч" - позывной Териберского ПНИС, "Раскат 712" - наш. Ан не слышит матросик, пускает пузыри, и снится ему, наверное, председателева дочь, поутру вся в неглиже да на фоне курятника.


- "Э-эй, там на Териберке," - повышает голос связист - "дрыхните что ль, время подскажите".


Наконец-то полусонный голос:


- "Я Сургуч, слышу вас, прошу повторить"


Повторяем. Постовой радиобоец просыпается окончательно и выпадает в осадок. Подводный крейсер, средоточение ядерной мощи государства, да он такие только на картинках и видел. Так вот он у него временем, видишь ли, интересуется. У них что, все часы, включая наручные, остановились? О! Пространственно-временной коллапс! А может это.. провокация или шутка такая. Может сейчас еще спросят, где Рыбачий, и заставят пальцем показать.


- "Вас не понял, прошу повторить"


Связист в истерике:


- "Ты чо, инвалид на голову? Ты по этой причине от призыва не догадался закосить? Время сколько спрашиваю!!"


А! Все точно, это ж свои, герои-подводники. А они, наверное, всегда так делают. Подойдут, время спросят, и опять в море, и опять на глубину, под лед, царапать темечко североамериканского континента.. А у кого они еще время сверят?


- "Без пяти шесть".


Все, просек наконец, бестолковый боец. Полная ясность. И сеанс связи тут же пошел, как по заказу. Какое облегчение, есть контакт! Связист дождался окончания, схватил микрофон и:


- "Тащщ командир! Радио принято, во времени была ошибочка, сейчас пять минут седьмого!"


- "Чего-о? А ну-ка еще раз!" - слышится недоверчиво, но с явным облегчением.


Теперь можно и отыграться:


- "Товарищ командир, повторяю. Маленькая стрелка на шести, большая на единице. Часы обратно переводить?".


Ну и куда этот Мягкий запропастился? А-а, поди сюда!!


Неделей позже пришло оповещение по флоту. Оповещение - это такая защита от дурака, штабное изобретение. И перевели часы. Включая наручные. Кстати вместе со всей страной.