Атеист vs. Агностик Что бы некоторые люди отличали одно от другого.

Атеист или агностик? Этим вопросом задаются не только те, кто в беседах о религии хочет определить, кто его оппонент, но часто и сам человек, который утратив доверие к религиозным текстам не может определиться. Я и сам долгое время думал о том, кто я — атеист или агностик?

Суть агностицизма в том, что существование бога невозможно доказать или опровергнуть. Многочисленные «доказательства существования бога» на протяжении всей истории были опровергнуты — часто, самими верующими. Но с другой стороны, опровергнуть существование бога тоже нельзя. И здесь напрашивается вывод, что самый честный ответ будет: «Я не знаю, есть бог или нет». Еще более точным ответом будет: «Никто не знает, есть бог или нет». Но агностицизм, в отличие от атеизма, преподносится как «честное» решение. Причина этого в том, что большинство атеистов утверждают то, что логически доказать невозможно.

Среди верующих часто бытует мнение, что атеизм сам по себе тоже религия, поскольку принимает несуществование бога на веру. Это настолько нелепое утверждение, что уделять ему более двух предложений оскорбительно. Во-первых, как сказал Билл Маер, если атеизм — религия, то воздержание — поза в сексе. А во-вторых, атеизм невозможно назвать религией не насилуя при этом значение слова «религия».

Агностики защищены от подобных «нападок» со стороны верующих, потому что агностик всегда может сказать: «Я не утверждаю, что бога нет, но позвольте мне поделиться своими наблюдениями о существующих религиях…», и дальше он излагает всю ту критику религии, которую излагает тот же атеист, заканчивая фразой: «Опять же, я не утверждаю, что бога нет, но я надеюсь, что сказал достаточно о том, почему не считаю вашу религию истинной.»

К такому ответу верующие обычно не придираются. Человек не делает категоричных выводов, а просто излагает свое суждение, свою оценку. И благодаря тому, что времена Святой Инквизиции уже прошли, агностик со своим ответом оказывается вне критики, критикуя религию.

Иногда агностиков ошибочно располагают по некоей «шкале радикальности» между деизмом («богом Спинозы и Эйнштейна») и атеизмом. Часто это верно — но не всегда. И деисты, и агностики могут критиковать религию. Такие деисты как Вольтер и Томас Пейн — были очень успешными критиками религии. Агностик Бертран Расселл, автор книги «Почему я не христианин» был агностиком, хотя его часто причисляют к атеистам за его высказывания против христианства. И деист, и агностик, и атеист могут критиковать религию с одинаковой критичностью. Разница между ними в том, что деист верит во «вселенский разум», агностик — не верит, но и не берется отрицать некое божество, а атеист — отрицает.

Как видите, разница между атеистом и агностиком — лишь формальная. «Я не верю, что бог есть» и «Я отрицаю, что бог есть». Учитывая то, что на практике это означает практически одно и то же, но выгодно позволяет агностику избежать критики. Но почему атеисты продолжают называть себя атеистами и не пользуются столь выгодной позицией агностика? На этот вопрос есть два ответа: это интеллектуальный выбор и выбор нравственный.

Сначала про интеллектуальный выбор. Утверждение агностиков, что «невозможно доказать отсутствие бога» само по себе ложное. Оно ложное с точки зрения самой грамматики вопроса. Говоря в онтологическом смысле, как вообще можно «доказать отсутствие»? Каким образом может возникнуть ситуация, когда нам бы пришлось «доказывать отсутствие»? Ответ прост. В том случае, когда наш разум создает понятие о предмете, которого на самом деле нет. Но как доказать, что того, чего нет — нет? Это невозможно. Мы можем доказать, что конкретного предмета нет в частном случае — но не в общем.

Простой пример. Возьмем какой-нибудь плод человеческой фантазии, существование которого мало кто принимает всерьез. Например — Дед Мороз. Мы все знаем, что он не существует в онтологическом смысле. Он существует только как плод нашей фантазии. Но можно ли доказать, что Дед Мороз на самом деле не существует? Это невозможно. То же самое с Джиннами, Единорогами, Феями и Чебурашкой. Невозможно доказать, что все это не существует. Особенно когда речь идет о чем-то «сверхъестественном», стоящем якобы выше нашего естества, и поэтому неподвластному органам чувств по определению. Очень часто слышишь фразы, мол «человеческий разум ограничен, чтобы понять сущность бога» или приводятся примеры, мол «угол обзора недостаточен, чтобы увидеть то, что за горизонтом». Но опять же, если нет оснований полагать, что там нечто существует, то какая разница насколько ограничен человеческий разум (если он ограничен), и каков его угол обзора?

Поэтому постановка вопроса агностиками недопустима. Несуществование бога нельзя доказать, как и несуществование Деда Мороза. И если человек скажет, «Ну, давайте будем интеллектуально честными. Мы не знаем, есть Дед Мороз или нет» — это будет признано, как минимум, абсурдом. «Я не верю в Чебурашку, но я считаю, что нет никаких научных оснований утверждать, что его нет». Применение этого принципа последовательно приводит к абсурду. Например, было бы абсурдно, если бы правительство всерьез готовилось к атаке Змея Горыныча на основании того, что «не было доказано, что он не существует»

Есть научные критерии, которые как раз и «разбираются» с такими изобретениями нашего разума. Например«Бритва Оккама» или «Принцип Фальсифицируемости Поппера». Их используют для анализа и уточнения научных гипотез, основанных на косвенных свидетельствах.

В логике, в науке мышления, один из основных методов опровержения тезиса, это — «Лишение Основания». Достаточно показать, что тезис лишен основания, чтобы сделать его утверждение невозможным и нелогичным. Утверждать, что мы не можем знать, существует ли бог — нелогично, в свете того, что тезис о его существовании опровергнут. Говоря языком логики, «Бога нет потому, что нет оснований утверждать, что он есть»

Атеист отвергает гипотезу о боге потому, что она не нужна и потому, что она оторвана от реальности, не соответствует «Принципу Поппера». Из этого следует, что нет никаких оснований говорить о том, что бог есть. Те же самые выводы, что и в логике. Нет нужды доказывать что бога нет. Более того, это было бы нелогично и ненаучно. Нет необходимости доказывать, что Деда Мороза нет. Или что Бабы Яги нет. Просто из-за того, что нет причин считать, что они есть, атеист автоматически считает, что их нет. Это здравый принцип. Если не руководствоваться им, то невозможно отличить факты от иллюзий. Придется принимать любую фантазию за вероятный факт потому, что «невозможно доказать несуществование». Поэтому с точки зрения разумности, с точки зрения научной методологии — бога нет. Точно так же, как нет Деда Мороза. Более того, среди критиков научного метода, нет ни одного, кто смог бы создать иной разумный метод, который допускал бы существование бога, не допуская при этом существование Деда Мороза.

Кто-то может возразить, что может быть, бог специально не дал достоверных свидетельств своего существования, по какой-то неведомой нам причине? Может, он создал вселенную, а потом отошел в сторону? Но с точки зрения науки, он не нужен, чтобы образовалась вселенная. Теоретически, бог может существовать и скрываться от нас, преднамеренно не оставляя свидетельств. Но и в этом случае, мы не можем считать, что он есть, только потому, что «он может где-то скрывается». Такой аргумент, опять-таки, может означать, что и Змей Горыныч с Дед Морозом всего лишь скрываются. На практике этот аргумент бесполезен. Мы не можем ничего вынести из необоснованных догадок.

Нет основания считать, что бог есть, и поэтому, логично считать, что его нет. Поэтому, с интеллектуальной точки зрения агностицизм более нечестен, чем атеизм. Агностицизм отказывается быть последовательным по отношению к гипотезе бога так же, как он последователен к гипотезе о существовании Розового Единорога или другой фантазии.

Нравственная причина происходит от следующего. Агностик создает у верующего человека чувство комфорта, потому что отказывается от последовательных выводов о несуществовании бога. Агностик не разрушает его иллюзию настолько, насколько верующий должен осознать. Религиозные организации, построенные вокруг невежества своих жертв, бессовестно эксплуатируют их для собственного обогащения, для сдерживания борьбы за свои права, для борьбы против науки и всего прогрессивного. Наблюдая историю, когда религия подавляла науку, и как она стремится противостоять науке, искусству, свободе слова и совести в современном мире, оставаться в стороне не получается. Когда сторонники религиозного заблуждения стараются политически утвердить свои учения, навязать его детям в школе, заглушить любую здравую критику под предлогом того, что она «оскорбляет чувства» разделяющих это заблуждение — тогда возникает угроза для общественной свободы.

Многие атеисты — это люди, которые в прошлом соприкоснулись с религией настолько, что это повлияло на их решение. Они осознали, что не могут оставаться в стороне, делая вид, что хотят сберечь какие-то иллюзии, даже если они всего лишь в теории. Изменять своему критическому мышлению — по мне — безнравственно. Так же, как и откладывать в сторону научные критерии, чтобы создать видимость того, что у заблуждения есть шансы. У заблуждения нет шансов. Причин считать, что бог существует, нет. Если изменить этому принципу, тогда и Баба Яга может считаться реальностью.

И заметьте, пока что речь идет о «боге» в абстрактном смысле. Это может быть и «высший разум» Спинозы или Эйнштейна. Но когда мы говорим о теизме, о христианстве или исламе, то речь уже о том, что последователи этих религий не просто делают предположения, что бог существует. Они считают, что имеют веские основания утверждать какой он, и более того, чего этот бог хочет и даже требует. И не только от тех, кто верит в его существование, но и от тех, кто не верит. Более того, их бог выдвигает серьезные обвинения, требует, и угрожает вечными муками, чтобы они подчинили свою жизнь ему. Не слишком ли поспешно они перескакивают от необос
27
Автор поста оценил этот комментарий
Настолько длинный текст может себя заставить прочитать только атеист... просто потому что агностику изначально до 3.14Зды. :D
21
Автор поста оценил этот комментарий
Древний анекдот:
"Урок атеизма в советской школе, учительница: "Дети, кричите в небо "Бога нет!"
Вдруг замечает, что мальчик еврей стоит молча. Она его спрашивает: "Почему ты молчишь?"
А он ей и отвечает: "Если там никого нет, то зачем кричать? А если там кто-то есть, то зачем портить отношения?"
14
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Вместо того, чтобы выкладывать такую простыню, есть один ответ. Агностик, это человек, который на вопрос "Бог есть?", говорит "Не знаю". Атеист говорит:"Нет". Зачем так усложнять?
раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

А ведь Вы заблуждаетесь...


1я ошибка:


Вы пишите -  деист верит во «вселенский разум», агностик — не верит, но и не берется отрицать некое божество, а атеист — отрицает.


Агностик не просто не верит или верит (он использует здравый разум), в отличии от атеиста или верующего... Агностик говорит, что у рассудка есть предел...  (Кант гениальный человек который умножил на ноль метафизику, ровно как и атеизм)

Он сделал совершенно гениальную вещь структурировал все что только можно, разложил по полочкам и открыл (показал человечеству) Пределы Нашего Разума... Зачем атеисты лезут за эти пределы? Зачем люди который позиционируют себя как здравомыслящие уподобляются тем, кто верит в сказки ( Зачем Атеист ограничивает разум чтобы оставить место для веры? (я искренне верю в то что не существует Бога думает Атеист).

Оставляешь место для веры - ограничиваешь разум... © Кант - Я решил ограничить разум, чтобы освободить место вере.


2я ошибка:


Вы пишите - Поэтому постановка вопроса агностиками недопустима. Несуществование бога нельзя доказать, как и несуществование Деда Мороза


Тут надо все таки разделять:

              а) Почему нельзя доказать несуществование Деда Мороза? (Он якобы под елку подарки кладет, порой в дымоход лазит и летает на оленях?) Окей... Я, например легко могу утверждать, что нет деда мороза т.к. подарки появляются не таким путем под елкой ( Я ставил скрытую камеру наблюдения и доказал это... ), А Олени только в самолете хотят летать, я пробовал их скидывать со скалы, но так они не летают... падают, даже если к ним санки прицепить... видите это легко доказать... Любую выдуманную хрень можно опровергнуть фактами и доказательствами... Например ранее утверждалось, что земля на черепахах (слонах, чебурашках, что угодно можно написать) держится, но ведь полетели в космос и доказали... нет в космосе никаких слонов - им дышать там нечем...

               б) Но с богом все гораздо сложнее... этот вопрос выходит за наши возможности...

Ведь есть вселенная совершенно нам непонятная, есть дали и планеты на которых мы никогда не побываем, есть что-то что 100% существует, но мы не можем это подвергнуть опыту, есть совершенно непонятный нам микро мир, + судя по всему еще и нет предела деления вещей...   А Атеисту все понятно - нет бога и все тут и точка. Атеист легко вылазит за грани наших возможностей и строит свои выводы на бездоказательной основе... ровно как и верующий...


Вы говорите бога нельзя доказать ровно также и как и любую несуществующую вещь... Например ранее не знали о микробах (до изобретения микроскопа) Видите очень много вещей становятся нам доступны, но лишь после опыта... До каких-то пор с точки зрения человека действительно не существовало никаких маленьких существ которые живут внутри нас... Неужели атеисты думают, что человечество уже открыло все грани и возможности, раз делают выводы о том, что чего-то там не существует? ( А вдруг мы это всего-лишь эксперимент биологический, в рамках которого у нас есть пределы (возраст, например) и мы всего-лишь на время сознательно помещаем свой рассудок в некую "колбу" и оказываемся в нашем мире... ну например заранее выбираем себе пол, страну, любые исходные данные и играем в такую игру... А потом после смерти просыпаемся имея вид облака например или ещё чего и получив колоссальный опыт ... смеемся и говорим - о я опять диктатором стал и убил более 1 миллиона человек (типа в игру поиграли)... что-то типа того... зная возможности современной дополненной реальности... можно и не такое допустить... Но не имея опыта мы не можем этого доказать ( Да мы действительно ограничены... и не один атеист не может этого отрицать)


3я ошибка: 


Да действительно можно тупо игнорировать все вопросы связанные с богом...

Вот Вы пишите - Атеист отвергает гипотезу о боге потому, что она не нужна и потому, что она оторвана от реальности, не соответствует «Принципу Поппера». Из этого следует, что нет никаких оснований говорить о том, что бог есть.


... Ну ладно, уговорили... скажем нет бога... но от этого не пропадает, например, вопрос с чего все началось?... Большой взрыв, ок... Но этого тоже нельзя доказать, как и любую другую теория создания всего и вся (те же яйца только в профиль)... Опять таки... такие вопросы за пределами наших возможностей и у нас нет такого опыта и неважно как вы это назовете (богом, взрывом, матрицей, чебурашкой... название не меняет сути вещей...

...Важно лишь, что такой подход не решает главных вопросов (аля с чего все началось)... т.е. обратная сторона (тень если хотите) верующего человека, но не более (т.к. в фундаменте заложены одни и те же принципы)...


А ведь Правда в том, что есть Антиномии ( Вот на них и заканчивается предел нашего рассудка... Именно с них и появляются противоречивые законы и мнимоосновательные теории, ведущие к принятию положений, непостижимых для нашего рассудка (такие как бог, большой взрыв и так далее... )

... А Атеисты ровно как и Верующие Вылазят за эти пределы рассудка - обманывают себя и окружающих... Агностик все это видит - порой смеется, порой плачет, но четко знает ...

В природе скрыты огромные возможности и потенциал и Наша с Вами задача - использовать это по максимуму себе во благо, раскрывать горизонты импирически, а не создавать бездоказательные химеры в голове и сказки...

Но есть ещё одно но... Если существует сам факт существования чего-то что мы пока не в состоянии понять (а это так 1000000000% и таких вещей просто уйма, например вопрос что после смерти и тому подобное...) мы не имеем никакого морального права говорить что чего-то там нет, равно как и наоборот.

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий
Продолжение) =>
Не слишком ли поспешно они перескакивают от необоснованного предположения к реальным обвинениям и даже угрозам? Никто не может и не должен возводить необоснованных обвинений или угроз. Подобное поведение подсудно, а в некоторых случаях даже уголовно наказуемо.

В свете всего этого атеисты и считают недопустимым делать вид, что существует интеллектуальная или нравственная позиция, которая основывалась бы на «возможности доказательства несуществования», и оставляла бы открытыми вопросы, которые на самом деле давно уже закрыты. Нельзя поддерживать видимость благопристойности в иллюзиях и заблуждениях, особенно в свете того, что они используются для ограничении свободы слова, тормозят прогресс и проливают кровь.

Этих двух причин — интеллектуальной и нравственной — лично для меня хватило, чтобы сделать свой выбор.