Как не уснуть за рулём

Один хороший человек, профессиональный персональный водитель со стажем лет так под 40, научил меня когда-то этому полезному лайфхаку, за что я ему очень благодарен. Не буду отдельно ничего говорить об опасности езды в сонном состоянии, те кто ездят и так прекрасно представляют риск, а может быть и оказывались в ситуациях, когда "фух, блин, чудом пронесло".

Как не заснуть за рулём

Перейдем к самому способу. Итак, почувствовав что подступает сонливость, начинаете терять остроту внимания и вас может "вырубить", делаете следующее:

1. Останавливаетесь на обочине.
2. Глушите двигатель, выключаете музыку.
3. Берете в руку ключи, локоть опираете на подлокотник или на ручник, кисть с ключами остается "подвешенной".
4. Откидываетесь на спинку, закрываете глаза, расслабляетесь и разрешаете себе заснуть. Но перед этим настраиваете себя, что как только ключи упадут - откроете глаза и поедете дальше.
5. Как только упавшие ключи звякнут - можете ехать дальше.

Эффект такой: бодрость, ясность, легкость, четкость реакции на ближайшие полтора-два часа. Ощущения в теле и сознании - не будто вы выспались, а будто бы сонливость и утомленность и не наступали. Работает, насколько я понял, так: падение ключей - это самый момент провала в сон, вот его и нужно поймать. Именно в этой точке происходит полная релаксация организма (почему рука и выпускает ключи), сброс накопленного напряжения, смена тонуса, как бы его перезарядка. Если пропустить этот момент - провалитесь в более глубокий сон, тогда придется спать уже несколько часов, иначе - тяжесть и отсутствие тонуса.

У меня был довольно длительный период, когда приходилось по работе чуть ли не каждую ночь переезжать в другой город, график был плотный. Много-много раз пользовался этим способом и всегда он работал безотказно. По моему опыту - намного эффективнее, чем "поспать полчасика" или "выйти из машины, сделать зарядку", и времени занимает всего 5-10 минут. И вот еще что - почему-то падение ключей всегда слышишь, ни разу не было, чтобы я этот момент прощелкал и заснул по-настоящему.

Драйв сейфли, бойз энд гелз, всем счастья-здоровья.
Скопизжено с http://ru-lifehacker.livejournal.com/
2
Автор поста оценил этот комментарий
Часто слышал выражения "Заснул за рулем" и не понимал - как можно заснуть за рулем? ты же едешь, ты же рулишь, глаза слипаются, в сон клонит, машиной управлять невозможно - по любому придется остановиться и подремать, если все вышеуказанные способы не помогают. Пока со мной не произошла одна коротенькая история... Ехал из Анапы в Архангельск через Москву. Километров за 100 до кольцевой поспал часа два утром, в город въехал в 7 часов. По навигатору до квартирки, где ждал кофе\завтрак\кроватка оставалось 8 км, когда кольцо встало. Намертво - километр мы проехали за 4 часа. Отворотки в центр тоже были мертвые и купив две банки андреналинраша по о,5 я решил катится дальше домой. Пока все нормально - тяжело, но терпимо. Видел две суровые аварии - цистерна с водой и контейнеровоз на большой скорости сошлись лоб в лоб, ровно, как по линеечке. Кабин между ними почти не было - полметра прессованного металла. Потом другой грузовик сделал из советской четверы короткий хэтч, но обошлось без трупов - пассажирка кормила грудью ребенка, сидя на переднем кресле разбитой машины - даже ни царапинки и ребенок радостно почмокивл. Правда скорая еще не приехала. Перед Вельском слушал Пелевина, где кто-то с кем-то разговаривал по компьютерам и плутал в лабиринте, потом оказалось, что это типа те, кто еще не родился. Короче, не понял ничего. Жена храпела, ребенок на заднем сидении - тоже, уже вторая ночь дороги. Проехал Няндому - вышел посмотреть на пожар - горел склад пиломатериалов прямо рядом с дорогой, даже снял серию из 10 кадров, как падает трехэтажная стена и стоящий под ней пожарник с трудом успевает из под нее убраться - ну совсем, как Шрек с ослом и принцессой под огнем дракона - славный слоумоушен получился. Я даже объективы менял - с ширика на длинный - угольки поснимать. Надомной еще местные гопасы на десятке поржали - типа фраер со стеклышками, уехали. Не смотря на вой сирен, треск пожара и мигание маячков - ни жена ни ребенок не проснулись, а я так, бодрячком. Еду дальше. Перед Каргополем - тума-а-а-ан... Ничего не видно, стелется ватными полосами через дорогу, видимость - почти ноль. Музычка играет. Вижу - аварийка, хлыстовоз на обочине, водилы нет и впереди слева что-то в кювете светится. Вылезаю, подхожу - недавняя десятка ушла в кювет, сделав небольшую просеку, два бухих тела уже почти выбрались из перевернутой и искореженной машины. Зовут своего водилу - типа где он? Замечаю, что у десятки (которая хэтчбэк, может она и не десятка, короче - короткая, не та, что беременная антилопа) вырвана задняя дверца. Прослеживаю ее траекторию - точно - впереди машины, прямо на дороге лежит водитель. Подбегаю, наклоняюсь - он так глаза открыл, два раза вздохнул и все... Умер. Ну еще бы - вылететь из своей машины через заднюю дверь вперед на 20 метров... Странно, что пассажиры были без видимых повреждений и остались живы. Почти сразу замигали скорая и милиция - оказалось, что до въезда в Каргополь оставалось 800 метров - водила лесовоза сбегал, всех позвал. Жену и ребенка не будил - незачем им смотреть на такие ужасы. Проехал Каргополь. Дорога - дерьмо, булыжники - через три года тут едросы трассу откроют, а тогда - жуткий гравий. Еду километров 40 в час, туман кончился, анализирую свои ощущения после такой длительной поездки и произошедшие события. Организм видимо уже привык к отсутствию сна, глаза не слипаются уже давно, тело ватное, но колесо, измочаленное каменюками поменял легко, предварительно разгрузив багажник, достав запаску, поставил ее, обратно загрузил багажник - полчаса физкультуры в три ночи - что еще надо усталому организму чтоб встряхнуться. До Плесецка осталось 70 км, потом еще 30 до деревни - и спать\отдыхать. Состояние - усталое, но отличное, глаза не болят, в голове легкий шум, но это понятно, реакция на пустынную дорогу - по ощущениям нормальная, да и скорость по грунтовке 40-50. Чудесно. Вот, думаю, лошары какие люди - за рулем засыпают! Как так можно - за рулем заснуть? Хочется спать и не можешь рулить - съедь на обочинку, поспи. А я вот спать не хочу - молодец, 2600 км с одной остановкой - и хоть бы что. Даже не хочется глаза прикрыть, на сиденье откинуться не хочется. Нормально все. Хотелось бы спать до невозможности - что я, идиот, женой да ребенком рисковать? Не можешь ехать - лягь поспи. А я то могу. И нормально еду, в сон совсем не клонит и глаз - алмаз, как у орла. Еду. Смотрю на дорогу - внимательно смотрю. Понимаю, что надо быть осторожным - все же столько проехать. Не гоню. Даже крадусь. И камни за мной с дороги смотрят-наблюдают. Некоторые из них, вероятно особо любопытные, хотят на меня поближе посмотреть - от земли поднимаются и летят рядом с машиной, осторожно в окно заглядывают. Забавно так - камни - как в невесомости летят, за мной. Ну да хрен они меня догонят, дай как еще газку поддам. Нет, ссуки... Собрались в стаю, обогнали и летят метрах в десяти от меня. Жужжат. Ну, думаю, это жж-жж неспроста... И точно - поднимаются эти камни в воздух и собираются в фен. Ну да, обычный фен, только метров пять размером. А потом этот фен из камней как бросится на меня! Вот тут то я и проснулся... Мотор все также урчит, машинка все также едет, скорость 40, камни, как и положено камням, лежат на дороге. Уфффффффффф... Остановился. Вышел из машины. Состояние - все то же - физически - нормальное, что бы это ни значило. Поприседал. Пошлепал по щекам - физиологические реакции в норме. Присел на капот. Сижу, оцениваю взаимоотношения с реальным миром. Задница чует холод металла и вибрацию движка, ухи слышат зашумевший кондишн, глаза видят деревья по обочинам, которые со скоростью метр в секунду растут вверх и где-то высоко смыкаются кронами, создавая причудливую арку. Стоп. Как растут? Этого не может быть. Это сон. Опять просыпаюсь - все также сижу на капоте, только деревья стоят как обычно. Разбудил жену - она уже выспалась, правда рулить не умеет, рассказал про состояние. На вопросы отвечаю верно, глаза в кучу не сбегаются, до носа дотрагиваюсь легко, по прямой линии хоть с открытыми, хоть с закрытыми глазами. Нормальные реакции - даже по носу щелкнуть не может - легко ставлю блок - есть реакция. Тихонько поехали дальше, давай, говорю, разговаривать, хоть о чем - ну 30 же км осталось, уже Плесецк проехали. Нельзя мне тут засыпать. Едем, разговариваем, все нормально. Она вопрос - я ответ. Я вопрос- она ответ. Пока она отвечает - выезжаем на пляж белого моря, по которому я не раз гонял за последние 20 лет. Щелк - моя очередь говорить - мы опять где-то под Плесецком. Остановились. Опять пытаюсь анализировать ощущения. Физически - все в норме, ну если и не в норме, то в пределах допустимого - двадцать приседаний - да безпроблем. Но стоит на две-три секунды замереть - все, розовые слоны трогают хоботами покрышки и смешно хрюкают. При этом, мне даже удается регулировать границы сна - вот тут на капоте - реальность, и трещинка знакомая, а там - уже не... там слоны розовые. Думаем, что делать, а пока балуюсь переходами из сна в реальность и обратно. Даже вспомнив матрицу удалось посмотреть, как это рука металлом покрывается и на два метра удлинняется. При этом, со стороны - вполне адекватное поведение - не падаю, глаза не в кучу. А ехать то всего 20 км осталось, ночью, да по пустой дороге. Короче, нашли решение - музыка не помогает, разговор тоже не помогает - пока слушаю ответы - успевают появиться розовые слоны. Остается петь самому. Вернее, стихи Высоцкого декламировать, коих я с детства знаю очень много. Так и приехали - всего то два стиха и успел прочитать - про далекое созвездие Тау Кита и Канатчикову дачу. Правда, утверждать, что пока ехал, эти скоты, которые успели нажраться, то являлись то растворялись - не буду. Приехав, проспал ровно сутки. И теперь точно знаю, что если у вас слипаются глаза, хочется кофе и размяться - это не страшно. Остановитесь, выпейте кофе, разомнитесь и поспите. А вот если у вас все в порядке, сон прошел и вы даже комара можете на лету сбить - вот тут то вы в большой опасности. Смертельной. (кстати, было это все 13 сентября)
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
У меня нечто похожее было, стыдно рассказывать даже. Я так с девушкой засыпал в постели утром, а вместо звука падающих ключей услышал звук своего пердежа, сразу такая бодрость появилась. Только я виду не подал, дальше лежал типа сплю.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий
очень часто раньше приходилось ездить за рулём ночью. самый трудный момент, когда уже ничего не помогает, наступает обычно с 4 и длится до 6 утра. Перепробовал десятки способов и лишь один-единственный способ по-настоящему эффективен - семечки. Да, -мусор в салоне, но сон отшибает сразу.
Автор поста оценил этот комментарий
Давным-давно известный эффект, называется power nap

http://en.wikipedia.org/wiki/Power_nap

Еще более сильный эффект - чашка крепкого кофе и немедленно после - короткий (10-15 мин) сон.
Называется stimulant nap.
Автор поста оценил этот комментарий
Как звали этого учёного/художника/писателя который придумал такой сон? Недавно читал о нём и забыл
раскрыть ветку