19 мая 1942г. Через океан туда и обратно

Американские офицеры рассматривают советский бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8), доставивший в Вашингтон делегацию во главе с В.М. Молотовым
19 мая 1942г. Через океан туда и обратно Американские офицеры рассматривают советский бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8), доставивший в Вашингтон делегацию во главе с В.М. Молотовым
Автор поста оценил этот комментарий
19 мая 1942 г. В.М. Молотов с делегацией совершил перелет в Англию и США..
Командующий авиацией дальнего действия А.Е.Голованов остановился на самом парадоксальном варианте: лететь без сопровождения истребителей на дальнем бомбардировщике из Москвы в Лондон, а потом через Исландию и Канаду - в США. Даже если немецкая агентура узнает о готовящемся визите, то такой рискованный вариант маршрута вряд ли придет кому в голову.

ТБ-7, бортовой номер № 42066 746-го полка АДД был переоборудован - боевая машина не была рассчитана на пассажиров. Вместо бомб установили дополнительные баки с горючим и кислородные баллоны. В центральном отсеке установили пассажирские сидения. Пассажиров облачили в меховые комбинезоны и снабдили кислородными приборами. На предельной высоте доходило до — 40°С, в импровизированном салоне была такая же температура.

28 апреля самолет, пилотируемый С.Асямовым, взлетел с аэродрома в Москве. Обязанности второго пилота выполнял Э.К.Пуусэпп. Английские военные, восхищенные мужеством и мастерством наших летчиков, а с ними и наши военпреды, находившиеся в Англии, попросили показать им самолет, пролетевший над оккупированной Европой. Для их доставки из Лондона в Данди, где приземлился ТБ-7, был выделен английский самолет. В качестве экскурсовода гостей сопровождал С.Асямов. В полете над Лондоном «Фламинго» воспламенился и взорвался в воздухе.
На обратном пути самолет вел Э.К. Пуусэпп. В его экипаж вошли пилот В.М. Обухов, штурманы С.М. Романов и А.П. Штепенко, бортовой техник и его помощник А.Я. Золотарев и С.Н. Дмитриев, стрелок носовой башни И.П. Гончаров, радисты Б.Н. Низовцев и С.К. Муханов, воздушные стрелки Д.М. Кожин, П.В. Сальников, Г.Ф. Белоусов и В.И. Смирнов.

Главными задачами советской делегации было обсуждение проблемы открытия второго фронта и подписание договора с Англией о дружбе и сотрудничестве. Договор был подписан 26 мая.

Старт в Америку состоялся 28 мая 1942 г. Перелет проходил с посадками на аэродроме Тилинг в Шотландии, в Рейкъявике и на канадской авиабазе Гус-бей.

29 мая 1942 г. ТБ-7 доставил пассажиров в Вашингтон, где Молотов поставил прямой вопрос об открытии второго фронта. Сообщая в Москву о результатах, Молотов писал: «Рузвельт и Маршалл заявили, что они всячески хотят создать второй фронт, но пока дело упирается в недостаток судов для переброски войск во Францию. Ничего конкретного они мне не заявили»".

1 июня 1942 г. госсекретарь США и посол СССР в США подписали соглашение между Советским Союзом и США «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». Восхищенный советскими летчиками Рузвельт выразил желание встретиться, поблагодарить и лично пожать руки членам экипажа.

Обратно из Америки летели тем же маршрутом. В Англии Молотов снова провёл переговоры с Черчиллем, пытаясь вырвать гарантии открытия второго фронта в 1942 году. Черчилль в конце концов дал такое обещание (но не выполнил его).

О переговорах советского наркома в Лондоне и Вашингтоне уже знал весь мир. Но фактор «наглости» снова сыграл свою роль. 12 июня 1942 года ТБ-7 благополучно вернулся на Родину.

Майор Эндель Пуусепп, штурманы экипажа капитаны Александр Штепенко и Сергей Романов получили звания Героев Советского Союза. При этом двое последних были повышены в чинах до майора. Звание Героя Советского Союза посмертно получил Асямов, который должен был пилотировать этот рейс, если бы не авиакатастрофа в Англии.

Эндель Карлович Пуусэпп (слева) и Александр Павлович Штепенко у бомбардировщика ТБ-7
Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий
Супер!
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за такие посты!