11 нематериальных стимулов, которые заставят работать кого угодно

Если мотивация сотрудников недостаточна, то неизбежно снижается продуктивность и качество их работы. Что же касается корпоративной культуры, она также оказывает непосредственное влияние на мотивацию: если человек считает себя частью сплоченного коллектива, объединенного общей идеей, то он принимает цели компании как собственные и вкладывает в их достижение максимум энергии.



Действительно ли мотивация так важна?


На самом деле мотивация гораздо важнее, чем многие думают. Дин Спитцер в своей книге «Супер-мотивация» приводит следующую статистику:

50% людей работают ровно столько, сколько требуется, чтобы только сохранить работу.

80% работников могут значительно увеличить свою производительность, если захотят.


Практически любая компания может сделать мощный рывок в росте и развитии, если сможет поддерживать стабильную высокую мотивацию персонала. Как же этого добиться? Существует множество способов мотивации, которые можно условно разделить на материальные и нематериальные.



Материальная мотивация


Повышение зарплаты. Практика показывает, что повышение зарплаты является наименее действенным способом мотивации. Исследования показали, что мотивационный эффект от повышения зарплаты длится в среднем около 3 месяцев. Кроме того, этот стимул по очевидным причинам нельзя использовать слишком часто.


Премии и бонусы. Гораздо более действенный способ — разделение зарплаты сотрудников на фиксированную часть и бонусы, зависящие от результативности. Это распространенная практика в подразделениях, занимающихся продажами или непосредственно взаимодействующих с клиентами. Сотрудники наглядно видят зависимость своих доходов от рабочих показателей, и это побуждает их работать энергичнее. Бонусы можно выплачивать за что угодно, в зависимости от текущих бизнес-задач: за выполненный план, за привлечение новых клиентов, за отсутствие опозданий, за высокие продажи новинок.


Соцпакет. К материальным стимулам можно также отнести хороший соцпакет. Некоторые компании включают в него полисы ДМС для сотрудников и членов их семей, дополнительное пенсионное страхование, льготное посещение фитнес-клуба и другое. Такой соцпакет не только привлечет к вам более квалифицированных сотрудников, но и заставит их держаться за рабочее место.


11 способов мотивировать сотрудников, не обещая им денег


Нематериальные стимулы более разнообразны и, при умелом использовании, позволяют мотивировать сотрудников без увеличения расходов. Эмоциональная мотивация основана на признании заслуг человека, на ощущении собственной нужности и незаменимости, на гордости за свою работу, а также на соревновательном духе и командном энтузиазме.


Возможность карьерного роста. Этот стимул является одним из самых действенных, потому что он объединяет в себе повышение статуса и повышение зарплаты. Его минус — ограниченные возможности применения. Но если вы будете «выращивать» своих топ-менеджеров из собственных сотрудников, то перспективы продвижения заставят их работать с большим рвением и отдачей.


Повышение квалификации. Если вы предоставите своим лучшим сотрудникам возможность дополнительного обучения, выезда на семинары или конференции, это также будет мотивировать их на более высокие результаты.


Предоставление дополнительного отдыха. Введите особую привилегию для лучших работников: дополнительный день отгула или возможность уходить домой пораньше. Кстати, небольшая японская компания Hime & Company прославилась тем, что предоставляет своим сотрудницам оплаченные отгулы по причине «разбитого сердца» (от 1 до 3 дней в зависимости от возраста).


Контакт с руководством. Это еще один способ показать лучшим сотрудникам, что их успехи заметны и высоко ценятся. Председатель правления Сбербанка Герман Греф ежемесячно приглашает лучших работников банка на совместный обед в ресторане.


Доска почета. Заслуженная похвала — отличный мотиватор! Сообщение об отличившихся сотрудниках можно включить в корпоративную рассылку, опубликовать в корпоративной газете или стенгазете, разместить на сайте вашей компании или на ее странице в соцсети. Компания должна знать своих героев!


Командный дух. Если каждый сотрудник ощущает себя частью команды, чувствует себя нужным и важным для нее, это обеспечивает стабильный эмоциональный подъем. Сюда также можно отнести корпоративные выезды на природу. Совместный отдых с играми и веселыми соревнованиями — популярное средство для сплочения коллектива и создания в нем дружественной атмосферы.


Вручение символических наград. Этот способ показал себя особенно эффективным на производственных предприятиях. Лучшим работникам в торжественной обстановке вручаются памятные кубки и грамоты.


Почетное название должности. Всего лишь переименовав должность, вы можете сделать ее более статусной и привлекательной. В качестве примера можно привести консультантов из Apple Store, которые гордо именуются «гениями». А в сети кафе Артемия Лебедева «Кафетериус» вместо официанток работают «хозяйки кафе».


Скидки «для своих». Во многих компаниях лояльность сотрудников поддерживают, предоставляя им скидки на товары и услуги компании.


Обратная связь. Дайте своим сотрудникам возможность высказаться, устно на планерках или письменно при помощи «ящика идей». Людям приятно знать, что руководство готово всерьез рассматривать их идеи, комментарии и пожелания по организации работы в компании. Кстати, авторов лучших идей можно поощрять небольшими подарками и публичной благодарностью.


Возможность удаленной работы и свободного графика. Вы можете поощрять лучших работников компании, дав им возможность работать из дома (если их род деятельности это позволяет). Согласитесь, никому не нравится стоять в утренних пробках или толкаться в метро в час пик.


С чего начать


Помните, что для разных людей эффективными оказываются разные способы мотивации. Молодые амбициозные сотрудники могут предпочесть перспективы карьерного роста денежным бонусам; а для людей в возрасте ключевым может оказаться проявление уважения и признания их заслуг перед компанией. Поэтому рекомендуем вам «держать руку на пульсе» и периодически выяснять, что именно лучше всего мотивирует ваших сотрудников.


Возникает закономерный вопрос: как же это сделать? Разумеется, спрашивать в лоб не стоит, потому что значительная доля ответов будет неискренней. К тому же подобные вопросы от руководства могут вызвать напряженность и негативные эмоции («Они хотят меня как-то мотивировать? Я, наверное, плохо работаю. Что я сделал не так?»).


Чтобы получить наиболее точную и правдивую картину, сформулировать вопрос надо следующим образом: «Что побуждает людей работать с максимальной отдачей?». Отвечая на вопрос в такой формулировке, каждый человек невольно опишет собственную глубинную мотивацию и свои самые действенные стимулы. Советуем включить этот вопрос в небольшую анкету и максимально непринужденно расположить его среди других вопросов.


Анкета может выглядеть так:


Опишите идеального руководителя в трех словах.

Что побуждает людей работать с максимальной отдачей?

Что вам нравится в вашей работе больше всего?

Что бы вы изменили в работе вашего отдела?

Чем похожи цветок и кирпич?


Такую анкету можно раздать сотрудникам в начале очередной планерки и попросить в течение одной минуты ответить на вопросы. Вуаля! У вас есть ключ к мотивации каждого вашего сотрудника. Руководители подразделений могут учитывать эту информацию при дальнейшем распределении задач и организации работы.


Например, если ответ на ключевой вопрос анкеты включает в себя «творческие задачи», «свободный график» и «возможность профессионального роста», то такому человеку вряд ли придутся по вкусу скучноватые рутинные дела. Наиболее ярко и эффективно он будет работать в сферах PR, маркетинга или рекламы. А если сотрудник указал в качестве мотиваторов «стабильность», «комфортные условия на рабочем месте» и «хорошую атмосферу в коллективе» — он сможет спокойно и эффективно выполнять рутинные задачи, не страдая от отсутствия креатива.


В заключение скажем, что нематериальная мотивация сотрудников, основанная на положительных эмоциях и корпоративном духе, может оказаться мощным двигателем роста вашей компании. А главное — она почти не требует денежных вложений. Нужно только ваше внимание к потребностям сотрудников и готовность поощрять их труд.


Отсюда: http://rb.ru/opinion/sposoby-motivacii/


В связи с представленной выше статьёй вопрос к вам, пикабушники: Каково ваше мнение относительно материальных и нематериальных стимулов? Интересно мнение как со стороны работника, так и со стороны работодателя. Всех лишь так уж заботят деньги? Или нематериальное всё-таки важнее?

3
Автор поста оценил этот комментарий

Полубред. Ну не работают зарубежные HR технологии в России.

Менталитет такой у славянских народов.

1. Повышение зарплаты должно быть постоянным. В соответствии с Коллективным договором в нашей компании, ежеквартально работникам повышалась заработная плата. Размер повышения был иногда символическим от 0,5 до 2 процентов в квартал. Каждые 3 месяца работники видели, что зарплата поднимается на чисто символическую сумму, но она ПОДНИМАЛАСЬ ПОСТОЯННО.

Работникам рабочих специальностей зарплата поднималась на немного больший процент, чем ИТР или менеджерам.

2. Премии имеют высокую цену. Если они не раздаются по принципу "Кто удобен для начальника".

3. Соцпакет не имеет никакой ценности для 80% работников предприятия. Имею ДМС, воспользовался им один раз за 5 лет. Буду я его ценить? Конечно нет!

4. Возможность карьерного роста - красивые слова и не более. "Почему сын майора не может стать генералом? Потому, что у генерала есть свой сын" - это про карьерный рост в России. Как только вы дошли до уровня начальника отдела, всё, забудьте о дальнейшем росте, если за вашей спиной нет высокой поддержки.

5. Повышение квалификации - не стимул и не мотивация, а жизненная необходимость для самой организации. Квалификация не может стоять на одном месте. Либо квалификация повышается, либо идёт регресс. Знания имеют свойства забываться. Нет повышения квалификации - пишем надгробную речь конторе. Специалисту обучение нужно постоянно, иначе он теряет квалификацию.

6. Контакт с руководством. Доска почета. Командный дух... Пустые слова. Особенно для рождённых в СССР. Красивые фантики, имеющие ценность исключительно для 20-ти летних HR работников.

Если желаете иметь постоянный рабочий коллектив, забудьте про любые лозунги "Энтузиазм! Мы должны...! Мы вместе...!"

7. Вручение символических наград имеет место быть. И даже совсем нечего не значащий значок "Лучший работник предприятия" или грамота "Руководство предприятия ценит ваш труд и благодарит за пятилетие труда на предприятии" всегда имеют вес стимула. Если они поддерживаются небольшой премией.

8. Обратная связь. Вот что просто необходимо вашему предприятию. До первого "Я не могу. Я забыл." вашего руководителя.

Вообще, руководитель предприятия или страны просто обязан исполнять ВСЕ обещания, что он давал. Как только работники слышат "У нас был трудный год", работники начинают считать, что в ответ имеют право так же обманывать руководство.

9. Предоставьте работникам возможность проводить досуг вместе. Возите их на совместные экскурсии семьями. Устройте простые полуспортивные игры по интересам. Пьянка не важна. Важно, чтобы контроль на таких мероприятиях не шел со стороны самого верхнего руководства.


Итого:

Люди работают у вас на предприятии до тех пор, пока оплата на вашем предприятии выше, чем на соседнем. Даже, если им приходится работать больше. Срок работы работника на одном месте в Москве примерно 2-4 года, только если он не попал на ОЧЕНЬ хорошее стабильное предприятие.

Люди работают на вашем предприятии, а на соседнем оплата выше? Не ищите, где ваши работники воруют. Найдёте - работники уйдут.

Люди работают на вашем предприятии и учатся сами? Уходите на другое предприятие. Это уже погибает. Качество работы работников вашего предприятия стремительно падает.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

если зарплата маленькая, то эти стимулы крайне хреново работают, скажу я вам

2
Автор поста оценил этот комментарий

В России всё доводят до абсурда.

Вот, например, "Премии и бонусы. Гораздо более действенный способ"

Поэтому у нас дают мизерный оклад, а потом за малейший чих кастрируют зарплату ниже прожиточного минимума.


"Возможность карьерного роста."

Карьерный рост у нас реализован через расширение должностных обязанностей и кумовство.


"Контакт с руководством."

Это как раз кумовство и есть. Ходят крайне убедительные слухи, что Греф — гей. Это конечно слухи, но зачем он возит сотрудников по ресторанам не ясно...


"Доска почета."

На неё попадают только те рожи, которые не стыдно показать. А Ваш самый ответственный кладовщик или системный администратор без которого контора рухнет не обязательно будут Аполлонами.


"Командный дух."

Вот это здорово, но у нас многие сотрудники отмазываются и от пейнтбола, потому что неспортивные и от корпоративов потому что всё сводится к алкоголю.


"Вручение символических наград и Должностей"

Среди моих знакомых нет ни одного, кто бы похвастался подобным (и это не потому, что им грамот не дают)


"Скидки «для своих»"

Это работает. "На работе ты не гость...."


"Обратная связь"

В России такие ящики используют только для стукачества.


"Возможность удаленной работы и свободного графика."

Это работает. Все software engineers, маркетологи, главные системные администраторы которых я знаю говорят, что работодатель даёт им такую возможность. Но во многих случаях можно услышать, что "Ваш род деятельности это не позволяет".

2
Автор поста оценил этот комментарий
Вот вручили тебе медальку/грамоту, а ты и думаешь "чего только не придумают, лишь бы премию не платить".
Очень важна ясная прямая зависимость между выполненной работой и зп. В существующих условиях в конечном счете показателем значимости и успешности человека всё равно являются деньги.
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Всех лишь так уж заботят деньги?

Хуй знает Америку или не Америку для тебя открою, но на работу ходят зарабатывать в первую очередь. И да, повышение зарплаты отменный мотиватор. Если человек знает, что получает зп выше средней по своей специальности и обьему работы, то он будет нормально работать. Если знает, что в другом месте ему будут платить не меньше, то и работать он будет соответствующе, не держась особо за рабочее место.
А еще люди ценят человеческое отношение со стороны руководства. Я ушел из того места, где были вот эти всякие доски почета, грамоты и подобная поебень, где людей заставляли работать на голом энтузиазме задабривая вот такими мотиваторами. Сейчас работаю там, где нет этой хуйни, но есть зарплата в 1.5-2 раза выше при том же обьеме работы и человеческое отношение со стороны руководства, и мне заебись, не жалею, что поменял место работы

раскрыть ветку