Первую часть хочу посвятить описанию куда я вообще попал, и как построена система обучения, чтобы в дальнейшем не возникала куча одинаковых вопросов. Все веселое будет потом:)
Я и еще 25 моих одногрупников получили возможность проучиться 3 года в родном ВУЗе, затем уехать на год в Америку и по возвращению получить два полноценных диплома бакалавра. Для обоих ВУЗов это была новая программа, достаточно сырая, так что мы ехали как первооткрыватели, осознавая, что учиться нам придется только на своих же ошибках.
Гора заполненных бумажек, какие-то мед. справки, тесты, снова бумажки - в таком ключе прошло все лето и вот наконец-то мы приземляемся в Нью-Йоркском аэропорту!
Первым делом нас забросили в Walmart(американский аналог нашего Ашана, только еще больше), где у нас была задача за 2 часа купить все необходимое для проживания (от постельного белья с подушками до сковородок). Мы носились по этому магазину быстрее,чем в форт-боярде, потому что знали что нас поселят в абсолютно пустые дома, и пока мы не купим машины, никакой возможности добраться до магазина (да и вообще в любое место) у нас не будет.
Мы попали в классический студенческий городок (несколько панорамных фото города в комментах), где универ был как "градообразующее предприятие" и в не учебное время город просто вымирал, а вокруг был только лес. Все дома арендуется студентами, во всем магазинах, барах, ресторанах, и конечно же во всех подразделениях универа (от столовки до деканата) преимущественно работают те же студенты.
В первом семестре мы сами не выбирали себе жилье. Нас расселили в таунхасы на самом высоком холме на окраине города (красиво, но черт возьми пока пешком дойдешь с учебы до 7 потов сойдет), в каждом было 2 спальни(по 2 чел) большая кухня-гостинная и туалет с душем.Мы приехали за 2 недели до начала учебы, и за это время нужно было успеть обжиться.
Еще до отъезда у нас сформировалась группа из 10 человек, и этим составом мы и отжигали весь год. Жили мы все рядом, но только один таунхаус был чисто русским, остальные ребята жили с местными. Было решено всем вместе обустроить русский дом. Конечно в первую очередь нужно было купить машины, потому что единственная альтернатива - это пешком. Перспектива так себе, ведь до ближайшего супермаркета километров 6 по холмистой местности, до ближайшей столовки - четыре.
На следующий день после приезда мы отправились в ближайший "автосалон". Когда хозяин этого мини-салона (у него всего машин 12-15 было) услышал, что мы хотим купить три машины, да еще и платить будем наличкой, его любезности не было предела. Он практически прыгал вокруг нас от счастья, заполнял за нас все документы, возил нас по всем необходимым местам (где страховку оформить, где местное удостоверение получить и т.п.).
Хозяина звали Джимми. Обычный мужик, который уже 20 лет живет со своей женой и детьми недалеко отсюда, каждый день продает и чинит машины, по понедельникам обязательно ходит в боулинг и раз в год ездить с женой на Багамы. Вот примерно так же живет бОльшая часть населения маленьких городов Америки. Минимум изменений в жизни, минимум стресса и забот.
Нам достались 14-ти летний Ford Explorer, 9-ти летний Pontiac Vibe (машина американских домохозяек) и 10-ти летний Ford Mustang. Каждая машинка за год пробежала около 15 тыс. км, и при этом за все время сломался только один ремень ГРМ (около 20$) и под самый конец у мустанга пробило глушак, так его и продали. Здесь хочется передать большой привет отечественному автомобилестроению :)
В этом универе в основном учатся ребята из маленьких городов, из обычных среднестатистических провинциальных семей. Большинство из них никогда не было за границей. Все очень простые, позитивные и открытые.
И поэтому к нам всегда был интерес, можно сказать мы стали "достопримечательностью", ну и мы всегда охотно шли со всеми на контакт.
Одними из наших первых знакомых стали Бэн и Брэндон (маленький белый и крупный черный парень), они как-то сразу стали неотъемлемой частью нашей компании, позднее мы с ними вместе снимали дом. Черный парень, Брендон (далее - Би), учился на юриста, очень толковый парень, всегда помогал нам со всеми бытовыми проблемами, и кстати он очень быстро привык к нашему английскому, и частенько выступал в роли нашего переводчика. Семья Би жила не очень далеко от универа, его мама очень тепло встречала нас с домашними печеньками (не знаю почему американцы так сильно гордятся своим домашним печеньем, вот способ приготовления: купил смесь в магазине, размешал с водой, выложил в формочки и положил в духовку, но мы конечно печеньки хвалили)
Мама Би работала медсестрой-сиделкой в больнице. В штатах это достаточно высокооплачиваемая работа для людей без высшего образования, плюс она еще получала кучу всяких пособий, так как она была мать одиночка с тремя детьми. Так что жили они по нашим меркам очень хорошо, многое могли себе позволить и не в чем не нуждались (я думаю в этом месте каждый подумал о том, как живет медсестра с тремя детьми в российской глубинке, но не будем о грустном).
Когда до начала учебы оставалось пару дней, нам предстояло самостоятельно составить себе расписание на семестр. Если вкратце, то в штатах при поступлении нет такого понятия как "факультет". То есть, всем студентам дают возможность первые два года выбирать любые предметы от театрального кружка до базовой химии(конечно есть обязательные типа философии). И уже потом когда они определяются с тем, что им по душе они начинают брать предметы по системе как в компьютерной игре: например, чтобы взять "курс продвинутой химии" необходимо иметь сданные "начальный и базовый курсы химии" и еще два курса биологии.
При желании в америке можно учиться сколько угодно, например можно одновременно получать диплом психолога, экономиста и фармацевта. Главное сдать определенное кол-во "нужных" предметов.
Это система мне очень понравилась, ведь частенько приходится слышать от поступающих "я не знаю, чем я хочу заниматься в будующем".
Так как у нас была сложная программа, то нам в обязательном порядке пришлось взять 5 предметов и 5 оставалось на наше усмотрение. Всего нам нужно было сдать 10 преметов за 2 семестра (по 5 в каждом, но те ребята, кто один предмет завалили в первом семестре, во втором брали 6 предметов)
К сожалению на многие очень крутые предметы мы не смогли попасть, потому что у нас не было сданных предметов, которые "открывают" крутые курсы. Поэтому брали кто во что горазд. Были и такие предметы типа "социальные проблемы", где у ребят домашним заданием было взять интервью у инвалида, потом у геев и потом еще все это активно обсуждать. Прикольным предметом была астрономия, там занятия были интереснее, чем в планетарии. Кто-то брал курс по кулинарии, по кинематографу и многое другое.
В начале семестра первые две недели можно было менять выбранные предметы, например сходил на первое занятие по кулинарии, тебе объяснили, что вообще будет на курсе и ты в праве курс поменять(если это не обязательный).
Еще было важно взять предметы так, чтобы занятия не накладывались друг на друга. Было очень сложно разобраться (спасибо Би!), в итоге в нашей компании у всех было примерно одинаковое расписание:
Пн, Ср, Пт - три занятия по 50 минут с 14 до 17
Вт, Чт - по одному занятию с 18 до 21
Это расписание давало нам возможность не просыпать занятия, и тусить по будням без последствий :)
Когда не близкие люди (коллеги, будущий работодатель, клиенты, подрядчики) меня спрашивают, что же дало мне это образование в штатах, я всегда отвечаю однотипно:
- Я поднял уровень английского
- Были интересно послушать умных людей, которые о говорят о своей работе в другой стране
- понравилась система образования, которая подталкивает к доскональному размышлению над темой, а так же большое количество написанных эссе развивает мышление и дает возможность глубоко погрузится в тему.
Но все это чушь собачья! По специализированным предметам мы обсуждали темы, которые были на втором и третьем курсах моего родного ВУЗа.
Было огромное количество эссе, и да, за плагиат людей отчисляли с предмета. Мы же иногда эссе писали, а когда было лень или неинтересно, то схема была простая: Качаем эссе на русском, переводим и сдаем. А если уже совсем лень, то скачиваем, засовываем в переводчик, потом немного исправляем и сдаем работу с комментарием "извините меня за мой английский".
работа в семестре, эссе и посещения это как правило 20-30 процентов от итоговой оценки, оставшиеся 80-70% набираются на экзамене. И вот здесь моя любимая часть рассказа про америку:
Как выглядит экзамен? 9 из 10 экзаменов это тесты. и всего ОДИН вариант тестов на всю аудиторию! Это же просто рай для русского студента :) а если не тесты, то письменный экзамен: например было 20 занятий(значит будет 20 вопросов). Для того чтобы получить максимальный бал, нужно прям слово в слово написать все то, что препод сказал записать на занятии по этой теме. Короче всего лишь 20 маленьких шпор надо было сделать.
Американцы же очень боятся списывать и никогда не дадут вам списать, даже если вчера он пил всю ночь у тебя дома (за исключением нашего Би). Ведь если преподаватель запалит. то выгонит и того кто списывал, и того кто дал списать.
У каждого студента есть свой личный кабинет на сайте, где есть расписание и все оценки за все работы. При людно оценки НИКОГДА не называются, и у них не принято делиться своими результатами.
Да и вообще они не постесняются сдать вас, если вы списываете. Логика простая - я учил, а он нет, так что он не заслуживает хорошую оценку. Крысы, в общем. Двое наших ребят могли остаться без диплома, так как на одном идиотском курсе они вдвоем работали в группе с американцем, и он сказал преподавателю, что они отказались вместе делать всю работу, а сделали только свою часть, и скорее всего скачали все из интернета, так как книг в библиотеке они не брали. Ребят сняли с курса без объяснений.
Очень важно было иметь хорошую посещаемость, чтоб быть допущенным к экзамену, поэтому очень часто на занятия ходили 2-3