Засудили, но не сломали
Когда я училась в 9 классе, меня выбрали для участия в конкурсе чтецов на 9 мая. Выбор был логичный - в нашем классе я была лучшая по литературе и риторике, без ложной скромности :)))
Мой учитель выбрала для меня стихотворение Муса Джалиля "Варварство", имхо, до сих пор считаю его лучшим стихом, что я когда-либо читала. Учитель помогала мне ставить интонацию, мы придумали целое выступление, и вот наступил день конкурса, и моя очередь выступать.
Я вышла в траурной одежде (старшая сестра одолжила мне черную юбку в пол), чёрной блузке, черном шифоновом платке на волосах и с церковной свечой в руке, учитель погасила свет, и я начала читать:
- Они их собрали,
Спокойно, до боли.
Детишек и женщин,
И выгнали в поле...
В классе стояла мертвая тишина. Когда я закончила читать, все взорвались аплодисментами. Первое место было мне обеспечено, думала я.
Но жизнь и отношения людей вносят свои коррективы. Председателем жюри была приглашенная заслуженная учительница на пенсии, которая терпеть не могла мою учительницу. И... Она не дала мне вообще никакого места! 😂 Только сказала: ну, также у Lialin было очень хорошее выступление. Честно, мне никогда не было так смешно и одновременно понятно, что человек делает что-то на зло другому человеку)
Самомнение? Не думаю :) сидевшие неподалеку от меня ученики и учителя, во весь голос, не стесняясь, хаяли председателя жюри, а когда все выходили, ко мне подошло очень много человек со словами, Lialin, твое выступление было лучшим.
И знаете что? У меня много грамот, уже и не помню, за что. А за этот день грамоты нет. Но я до сих пор его помню :))
Не помню, в 10 или 11 классе изучали поэзию серебряного века, на дом задавали за раз по 10 стихотворений каждого поэта учить. Я так прониклась Гумилевым, читала с упоением у доски, закрыв глаза и живо представляя и жирафа, и два белых гроба, и проч. Закончила, открываю глаза - гробовая тишина, одноклассники припухли, у учителя слезы ручьем бегут. Так-то у меня боязнь публичных выступлений, но это был личный триумф.
В средней группе детского сада к сентябрьскому утреннику меня готовил дедушка. Темой праздника были звери и птицы: как они встречают осень и готовятся к зиме. Стихотворений, насколько мне помнится, нам не раздавали, а если и раздали, дедушка отверг предложения воспитательниц и сказал, что читать мы будем своё.
Этим своим он выбрал выдающееся, без дураков, произведение Николая Олейникова "Таракан".
Мне сложно сказать, что им руководило. Сам дедушка никогда садик не посещал, так что мстить ему было не за что. Воспитательницы мои были чудесные добрые женщины. Не знаю. Возможно, он хотел внести ноту высокой трагедии в обыденное мельтешение белочек и скворцов.
Так что погожим осенним утром я вышла на середину зала, одернула платье, расшитое листьями из бархатной бумаги, обвела взглядом зрителей и проникновенно начала:
– Таракан сидит в стакане,
Ножку рыжую сосёт.
Он попался. Он в капкане.
И теперь он казни ждёт.
В "Театре" Моэма первые уроки актерского мастерства Джулии давала тётушка. У меня вместо тётушки был дед. Мы отработали всё: паузы, жесты, правильное дыхание.
– Таракан к стеклу прижался
И глядит, едва дыша.
Он бы смерти не боялся,
Если б знал, что есть душа.
Постепенно голос мой окреп и набрал силу. Я приближалась к самому грозному моменту:
– Он печальными глазами
На диван бросает взгляд,
Где с ножами, топорами
Вивисекторы сидят.
Дед меня не видел, но он мог бы мной гордиться. Я декламировала с глубоким чувством. И то, что на "вивисекторах" лица воспитательниц и мам начали меняться, объяснила для себя воздействием поэзии и своего таланта.
– Вот палач к нему подходит, – пылко воскликнула я. – И ощупав ему грудь, он под рёбрами находит то, что следует проткнуть!
Героя безжалостно убивают. Сто четыре инструмента рвут на части пациента! (тут голос у меня дрогнул). От увечий и от ран помирает таракан.
В этом месте накал драматизма достиг пика. Когда позже я читала в школе Лермонтова "На смерть поэта", оказалось, что весь полагающийся спектр эмоций, от гнева до горя, был мною пережит еще в пять лет.
– Всё в прошедшем, – обречённо вздохнула я, – боль, невзгоды. Нету больше ничего. И подпочвенные воды вытекают из него.
Тут я сделала долгую паузу. Лица взрослых озарились надеждой: видимо, они решили, что я закончила. Ха! А трагедия осиротевшего ребёнка?
– Там, в щели большого шкапа,
Всеми кинутый, один,
Сын лепечет: "Папа, папа!"
Бедный сын!
Выкрикнуть последние слова. Посмотреть вверх. Помолчать, переводя дыхание.
Зал потрясённо молчал вместе со мной.
Но и это был ещё не конец.
– И стоит над ним лохматый вивисектор удалой, – с мрачной ненавистью сказала я. – Безобразный, волосатый, со щипцами и пилой.
Кто-то из слабых духом детей зарыдал.
– Ты, подлец, носящий брюки! – выкрикнула я в лицо чьему-то папе. – Знай, что мертвый таракан – это мученик науки! А не просто таракан.
Папа издал странный горловой звук, который мне не удалось истолковать. Но это было и несущественно. Бурными волнами поэзии меня несло к финалу.
– Сторож грубою рукою
Из окна его швырнёт.
И во двор вниз головою
Наш голубчик упадёт.
Пауза. Пауза. Пауза. За окном ещё желтел каштан, бегала по крыше веранды какая-то пичужка, но всё было кончено.
– На затоптанной дорожке, – скорбно сказала я, – возле самого крыльца будет он задравши ножки ждать печального конца.
Бессильно уронить руки. Ссутулиться. Выглядеть человеком, утратившим смысл жизни. И отчетливо, сдерживая рыдания, выговорить последние четыре строки:
– Его косточки сухие
Будет дождик поливать,
Его глазки голубые
Будет курица клевать.
Тишина. Кто-то всхлипнул – возможно, я сама. С моего подола отвалился бархатный лист, упал, кружась, на пол, нарушив шелестом гнетущее безмолвие, и вот тогда, наконец, где-то глубоко в подвале бурно, отчаянно, в полный рост зааплодировали тараканы.
На самом деле, конечно, нет. И тараканов-то у нас не было, и лист с меня не отваливался. Мне очень осторожно похлопали, видимо, опасаясь вызвать вспышку биса, увели плачущих детей, похлопали по щекам потерявших сознание, дали воды обмякшей воспитательнице младшей группы и вручили мне какую-то смехотворно детскую книжку вроде рассказов Бианки.
– Почему? – гневно спросила вечером бабушка у деда. Гнев был вызван в том числе тем, что в своем возмущении она оказалась одинока. От моих родителей ждать понимания не приходилось: папа хохотал, а мама сказала, что она ненавидит утренники и я могла бы читать там даже "Майн Кампф", хуже бы не стало. – Почему ты выучил с ребёнком именно это стихотворение?
– Потому что "Жука-антисемита" в одно лицо декламировать неудобно, – с искренним сожалением сказал дедушка.
Прочитать его на публику не смогла бы.
Познакомила меня с ним мама.
Но она его знает в переводе другом:
« Они с детьми погнали матерей…
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли - кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами…»
Я знаю Ваш вариант. И он мне отзывается чуть больше.
Но на сколько пронзительна эта поэзия…
для лл