Крупнейшая проектируемая в мире ракета - Sea Dragon
Космические гиганты
Говоря о ракетах-гигантах, на ум приходят несколько вариантов. Самый знаменитый из них - американская ракета Saturn V, доставившая астронавтов на Луну в рамках программы "Аполлон", и способная вывести 140 тонн на низкую околоземную орбиту (НОО).
Ее прямым конкурентом была советская Н1, которая ставила целью вывода на НОО 95 тонн, но программа которой была свернута после серии неудачных запусков.
Не меньше достойна упоминания другая советская ракета - "Энергия". Она наиболее известна как носитель челнока "Буран", но проектировалась и как отдельная ракета. В испытываемых конфигурациях она была способна выводить на НОО 100 тонн, но существовал вариант тяжелой модификации "Вулкан", который был бы способен выводить на НОО до 200 тонн.
Среди современных проектов на стадии разработки выделяются американский Space Launch System (вывод на НОО от 70 до 130 тонн), и амбициозный проект Илона Маска BFR - до 150 тонн на НОО в многоразовой конфигурации, или 250 тонн в одноразовой.
Но все эти цифры меркнут перед проектом Sea Dragon - крупнейшей серьезно проектируемой ракетой (если отбросить фантастов и изучать только реальные наработки космических агенств).
Морской исполин
Проект Sea Dragon был задуман в 1962 г. как альтернатива проекту Saturn в рамках американской лунной программы. В реалиях холодной войны бюджет НАСА какое-то время был почти не ограничен, что рождало амбициозные планы не только высадки на Луну, но постройки на ней долгосрочных баз, а также полета на Марс. Для доставки нужного количества материалов была нужна воистину гигантская ракета.
Sea Dragon была настолько крупной, что предполагала морской старт, не требующих подходящих по размерам стартовых столов и инфраструктуры. Ракету буксировали на плаву, и на воде же приводили в вертикальное положение, откуда она взлетала. Sea Dragon была двухступенчатой ракетой, с высотой 150 метров и диаметром 23 метра.
Sea Dragon должна была быть способной доставить на низкую околоземную орбиту 550 тонн, что более чем втрое выше показателя Saturn V. Более того, в отличии от четырех двигателей первой ступени Сатурна, или 30-и двигателей первой ступени Н1, проект Sea Dragon предполагал один-единственный гигантский керосиновый двигатель первой ступени, развивающий тягу в 350 мега-ньютонов - в 50 раз выше, чем двигатель Сатурна Rocketdyne F1. Вторая ступень Sea Dragon так же использовала лишь один двигатель - на этот раз водородный - с тягой в 59 мега-ньютонов.
Оболочка ракеты проектировалась не из алюминия, а из обычной стали толщиной 8 мм. Проект предполагал, что общую сборку и свар оболочки смогут осуществить не сухопутные ракетные заводы, а морские верфи, уже имеющие большой опыт в постройке огромных стальных кораблей.
Сравнение Sea Dragon (справа) и Saturn V (слева). Шириной Сатурн целиком уместился бы в сопло двигателя Sea Dragon.
Денег не хватило
Увы, мега-проект Sea Dragon был свернут из-за нехватки средств, и (равно с грандиозными планами колонизации Луны и Марса) заменен более экономичным проектом Saturn V, который в итоге и осуществил лунную программу.
Оно вообще взлететь могло? Огромная же махина, отправляющая в пизду все принципы современного ракетостроения.
> Более того, в отличии от четырех двигателей первой ступени Сатурна, или 30-и двигателей первой ступени Н1, проект Sea Dragon предполагал один-единственный гигантский керосиновый двигатель первой ступени…
М-да…
У Сатурна было 5 двигателей F-1.
Да и то при ближайшем рассмотрении там была большая проблема. Не зря в Союзе её обходили при помощи увеличения количества двигателей.
А тут чисто в американском стиле — а давайте просто увеличим двигатель и всё. Не, так не получится. И не получилось.
Что до темы поста, то размеры ракет сейчас ограниченны так называемым звуковым излучением. После определённого размера вся дополнительной мощности уходит в звук и не дает прироста тяги.
чот заголовок смутил. "разрабатываемая" - это настоящее время. правильно написать "разрабатывавшаяся", а то не по-русски как-то)
забавно. Не знал. Интересно испытания были или дальше теории дело не пошло..