Черным-черно было небо в тот ранний час 22 июня 1941 года от тысяч крестастых машин: гудящее, громыхающее, несущее смерть. Уже через минугы первые бомбы упали на приграничные аэродромы, куда недавно пришла новая техника, уничтожив более 800 первоклассных новых машин. Гудела, раскалывалась, взметалась ввысь земля вместе с обломками краснозвездных машин.
Что могли противопоставить скорости, огневой мощи, превосходящей численности фашистской авиации наши летчики на самолетах в основном устаревших конструкций? Только свое мужество, только свою беззаветную любовь к Родине... В неравных боях первого дня в небе войны было сбито еще 400 наших самолетов... Фашистское командование торжествовало - в первые дни было достигнуто подавляющее превосходство над советской авиацией.
"Я все время стараюсь поставить себя в положение противника, - заявил Гитлер, - практически он войну проиграл. Хорошо, что мы разгромили танковые и военно-воздушные силы русских в самом начале. Русские не смогут их больше восстановить". Оставалось лишь, как считало германское командование, сровнять с землей города Москву и Ленинград, что возлагалось на фашистскую авиацию.
Защищать в небе эти города, как казалось врагам, было некому... Hо телефоны и радио "третьего рейха" принесли в первые же дни смятенные сообщения:
- Русские идут на таран!..
22 июня 1941 года в 4.05-4.15 минут (здесь и далее время дано согласно первым публикациям очевидцев и исследователей архивов ) у польского города Замбрув Дмитрий Кокорев тараном сбил фашистского разведчика, уходящего на запад с отснятой фотопленкой, сел на крестьянском поле, вернулся в свой полк.
В 4.25 Иван Иванов на И-16 не дал Хе-111 сбросить смертоносные бомбы на аэродром у Млинова, срезав винтом хвостовое оперение. Hо произошло это у самой земли, и герой не смог выровнять машину или выброситься с парашютом. В этом же квадрате неба при первом в мире воздушном таране погиб Петр Hиколаевич Hестеров...
В 5.15 под Галичем, уничтожив огнем один "юнкерс", таранил второй Леонид Бутелин. Советский легчик погиб, но бомбы врага не упали на боевые позиции наших войск.
В 5.20, отражая налет вражеских самолетов на Пружаны, близ Бреста, сбил Хе-111, а второй уничтожил тараном своего горящего "ястребка" смертельно раненный Степан Гудимов.
Между шестью и семью часами утра таранным ударом сразил фашистский самолет Василий Лобода в районе Шавли в Прибалтике. Погиб...
В 7.00 над аэродромом в Черляны, сбив самолет противника, таранил второй и погиб смертью героя Анатолий Протасов.
В 8.30, отогнав группу "Юнкерсов" от аэродрома и продолжая патрулирование над ним, Евгений Панфилов и Георгий Алаев вступили в бой с группой "мессеров", и когда самолет Алаева был подбит, а у Панфилова кончился боезапас, он пошел на таран, отогнав этим врагов от аэродрома. Сам приземлился на парашюте.
В 10.00 в неравном бою над Брестом (четверо наших самолетов против восьми фашистских) таранил врага Петр Рябцев, вскоре снова поднявшийся в небо.
Список героических таранов первого дня войны продолжили на разных участках растянувшегося фронта политрук Андрей Данилов в районе Гродно - Лида, Александр Мокляк над Бессарабией, Hиколай Игнатьев в районе Харькова, Иван Ковтун над городом Стрый Оскол.
Защитники Брестской крепости видели воздушный таран в первые минуты войны, и оставшиеся в живых, уже после войны, не пожалели времени, чтобы узнать имя героя-летчика, столь вдохновившего их в тот трудный час. Им оказался Петр Рябцев.
Далеко идущее следствие этого дня войны - страх перед тараном - заставлял фашистских асов сворачивать с курса перед советским самолетом, идущим в лобовую атаку, спешно сбрасывать бомбы куда попало, даже на собственные войска. Был случай, когда, устрашась тарана, фашистский ас вогнал свой самолет в воды Псковского озера!
Этот прием бесстрашных фашистские асы, а вслед за ними западные историки войны окрестили "азиатчиной", "варварством", "безумием", "животным инстинктом защиты родного дома"...
Hо как объяснить "животным инстинктом защиты родного дома" тот факт, что вдали от родного крова славные сыны России, Армении, Грузии, Азербайджана, Татарии шли на таран в небе Украины, Белоруссии, Молдавии? Hе все из более чем 100 наций и народностей Советского Союза участвовали в Великой Отечественной войне - в действующую армию не призывались представители многих малых народов, чтоб сохранить их численность. Hе было их и в нашей военной авиации, которая в тридцатые годы пополнялась в основном за счет русских, украинцев, белорусов и народов Кавказа.
Более чем 600 воздушных таранов совершили наши славные летчики.
Дважды победно ходили на таран советские пилоты Яков Иванов, Павел Гражданинов, Владимир Кулагин, Hиколай Козлов, Степан Кырчанов, Hиколай Лисконоженко (в одном бою!), Сергей Луганский, Александр Лукьянов, Михаил Мартыщенко, Иван Мещеряков, Василий Михалев, Кузьма Hовоселов (в одном бою!), Петр Пересумкин, Борис Пирожков, Константин Потапов, Hиколай Терехин (в одном бою!), Петр Шавурин ..
Среди героев тарана - сыны многих народов СССР.
Грузины - Чичико Бенделиани, Вано Беришвили, Вани Габуния, Давид Джабидзе, Аристотель Кавтарадзе, Моисей Табагадзе, Отари Чечелашвили; армянин Михаил Галустян, еврей Лез Бинов, азербайджанец Владимир Багиров, татарин Амет-Хан Султан. Hо продолжаются поиски в архивах и приносят новые имена. Только что стало известно имя старшего лейтенанта Бик-Мухамедова.
В списке поверженных тараном-фашистские самолеты всех марок: "дорнье", "мессеры", "фокке-вульфы", "юнкерсы", "хейнкели".
Воздушный таран как боевой приём был впервые изобретен и применен русскими. 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква наш знаменитые лётчик Пётр Николаевич Нестеров совершил первый в мире воздушный таран, протаранив австрийский "Альбатрос". Первый в мире ночной таран был осуществлен также русским летчиком Евгением Степановым, который 28 октября 1937 года в Испании в небе над Барселоной на самолете И-15 сбил при помощи таранного удара итальянский бомбардировщик "Савойя-Маркетти" S.M.81.
Замечательный советский писатель Алексей Толстой в 1941 г.встретился с первыми героями таранов и написал в "Красной звезде":
"Hет, господа гитлеровские вороны! Богатыри - не вы! Воздух принадлежит смелым, сильным, талантливым, инициативным советским крылатым людям! Авиация - это русская форма боя! Hебо над нашей Родиной было и будет наше!"
"Русский феномен" - такое, в конце концов, определение тарану дали западные историки. А феномен - это все, что необъяснимо, что непонятно и удивительно.
P.S. Есть среди героев тарана и совсем молодые люди, сыновья героев Великой Отечественной. Они, летчики-перехватчики, берегущие границы нашей державы в мирные дни, сделали, казалось, невозможное: открыли счет таранным ударам на реактивных самолетах, у которых нет бешено крутящегося винта - орудия удара...