Кто такие шариатские патрули и что они делают в центре России?
Группы рядовых хулиганов, прикрывающиеся исламом, или ваххабиты, которые обнаглели уже настолько, что открыто ходят с ножами на поясных ремнях? Действительно ли Татарстану грозит превратиться в Дагестан на Волге? Какое отношение ко всему этому имеет Сирия? И что здесь все-таки происходит на самом деле?
«Я русский патриот, но это не мешает мне оставаться татарином. И я не хочу, чтобы мой родной Татарстан превращался в Дагестан на Волге», — считает очевидец событий, молодой человек по имени Рамиль, живущий в селе Базарные Матаки, что в 137 километрах от Казани. До Москвы от этого села всего несколько часов езды. До Сирии намного дальше, но Сирия в этой истории, оказывается, намного ближе, чем может показаться на первый взгляд.
Важно не путать с ваххабитами правоверных мусульман — справедливости ради стоит заметить, что истинный ислам имеет к экстремизму отношение весьма опосредованное. А среди экстримистов есть представители разных национальностей. Кстати, многие татары, как Рамиль из села Базарные Матаки, считают себя русскими патриотами. Я делаю на этом акцент, дабы разделить такие понятия, как национальность, вероисповедание, с одной стороны, и экстремизм, принадлежность к преступному сообществу, с другой. Мы должны запомнить, что для тех, кто использует терроризм и террористов, религия — лишь прикрытие. Искаженные до неузнаваемости религиозные заповеди и сознательно изуродованные догмы весьма умело используют те, кто безжалостно готовит экстремистов как боевое оружие. Эта адская машина подготовки террористов использует имя Всевышнего лишь в качестве компонента для горючей смеси в работе хорошо отлаженного страшного смертоносного механизма.
У мусульманских священнослужителей вызывает удивление, что свою бандитскую деятельность местные ваххабиты-такфиристы называют «дагватом» («исламским призывом»).
Мой друг и коллега, татарин, являющимся активным членом Общества русской культуры Республики Татарстан, исламовед — Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований исследованием проблем отнюдь не оптимистично смотрит на процессы, происходящие сегодня в Татарстане. Удивительно, но прокуратура Татарстана весьма своеобразно реагирует на сигналы об опасности, официально поступающие от исследователя. Так, в прошлом сентябре этим ведомством Сулейманову было вынесено предостережение «О недопустимости экстремистской деятельности» со ссылкой на результаты прокурорской проверки, которая не выявила никаких оснований для тревоги. То есть, получается, вместо борьбы с экстремизмом прокуратура Татарстана борется с теми, кто об этом пишет?
Это очень странно, конечно, что прокурорские работники не находят ну совершенно никакого повода для беспокойства. Может, все-таки плохо ищут? Более того, в этом ведомстве посчитали, что своими действиями (исследование причин экстремизма в регионе, выступления, аналитика) Сулейманов сам сеет межнациональную рознь и напрасно беспокоит общественность. Предположим, что это так (правда, в это очень хочется верить). Но! Откуда же берутся экстремисты, которые взрывают казанских священнослужителей? Где, как не в Татарстане, назрела проблема исламского радикализма и что же в таком случае привело к убийству Валиуллы Якупова и террористическому покушению на муфтия Татарстана Илдуса Файзова? Вспомним в этой печальной связи и запуски самодельных ракет по крупнейшему нефтеперерабатывающему комплексу в Нижнекамске в ноябре ушедшего года. А как закрыть глаза на недавние серийные поджоги церквей, расположенных на территории Татарстана?
Нужно отметить, что первоначально поджоги церквей, которые в другом регионе России сразу стали бы темой номер один, в Татарстане всячески скрывали. Информации о них не было никакой, сообщать священникам в СМИ запрещалось категорически. Тем не менее, долго скрывать информацию на фоне продолжающихся поджогов стало невозможно.
Так что здесь происходит на самом деле? «Те события, что происходили на Северном Кавказе 10-15 лет назад, как под копирку повторяются в Поволжье. Там тоже совершался отстрел и взрывы и рядовых имамов, и муфтиев, придерживающихся традиционных для этого региона течений ислама. В итоге сегодня на Кавказе сформировалась сеть временных и постоянных лесных подполий, а теракты стали настолько обыденным явлением, что уже никого не удивляет, если в соседнем квартале произошел взрыв. Сегодня то же самое происходит на Волге. От первых неудачных попыток организации лесного подполья («нурлатские боевики»), организации домашних лабораторий по производству взрывчатки (в деревне Мемдель в 19 км от Казани) ваххабиты дошли до убийства духовенства, придерживающегося традиционного для татар Ислама — ханафитского мазхаба. И я не вижу позитивного изменения в сторону безопасности. Наоборот, ситуация становится все более и более опасной... Никакого контроля над ваххабитами у тех, кто в Татарстане отвечает за взаимодействие с религиозными объединениями, нет.», — рассказывает Раис в одном из своих многочисленных интервью.
Исламовед Сулейманов считает, что ваххабиты начинают себя вести все наглее, чиновники на местах при этом бездействуют, да и руководство республики предпочитает не замечать существующей проблемы. Между тем, на днях российские и казахстанские СМИ сообщили, что в один из праздничных дней после Нового года в райцентре Базарные Матаки (Алькеевский район Республики Татарстан) произошли стычки между представителями местного «шариатского патруля», среди которых немало гастарбайтеров, и активистами движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни».
Самое время предоставить слово Раису:
«В некоторых районах Татарстана появились „шариатские патрули“.
В социальных сетях информация об этом появилась раньше, чем в официальных СМИ. Так, 4 января 2014 года эту новость опубликовало интернет-сообщество «Международное патриотическое движение за здоровый образ жизни «Русские пробежки». «Три новости из райцентра Базарные Матаки – две хорошие и одна плохая», – так интригующе начинается новостное сообщение на стене данного интернет-сообщества. В качестве «хорошей новости» администраторы сообщества расценили то, что «в райцентре Базарные Матаки возобновилась активная деятельность движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни». «Но есть и дурная новость из Базарных Матак», сообщается в этой интернет-публикации. «Дурной новостью» активисты «Русских пробежек» посчитали то что «в райцентре перед Новым годом активизировались шариатские патрули ваххабитов». Однако в этой же публикации была ещё одна новость, которая вызывала несказанную радость участников интернет-сообщества (судя по комментариям на «стене»). «Вторая хорошая новость: ваххабитов в Базарных Матаках побили» – сообщалось на «стене» данного интернет-сообщества со ссылкой на активистов движения «Русские пробежки» из Татарии.
Практически одновременно новость об этом была опубликована в интернет-сообществе татарских национал-сепаратистов «Правые татары» в соцсети «Фэйсбук». Сепаратисты выражали солидарность с «несправедливо пострадавшими» (по их мнению) участниками ваххабитского «шариатского патруля», а активистов движения «Русские пробежки» назвали «русскими фашистами». Через некоторое время новость о стычке в Базарных Матаках (также с осуждением активистов русского движения) опубликовали сообщества татарских сепаратистов в соцсети «В контакте»: «Татарский общественный центр», «Азатлык», «Алтын Урда». Позже на странице «Правые татары» данная новость была опубликована повторно уже со ссылкой на одно из официальных информагентств, и проиллюстрирована русофобской картинкой, на которой участники движения «Русские пробежки» были изображены в виде свиней.
Пользователи соцсетей и блогов обратили внимание на тот факт, что на стороне ваххабитов в данном конфликте участвовали некие «гастарбайтеры из Средней Азии».
В этой связи ряд блоггеров вспомнил о том, что не так давно прокурор Татарстана Илдус Нафиков в одном из своих выступлений коснулся плачевной ситуации в Базарных Матаках, отметив как неудовлетворительную работу местных правоохранителей, так и тот факт, что местное предприятие ЖКХ активно использует
труд гастарбайтеров.
Следует напомнить, что о «шариатских патрулях» ваххабитов в райцентре Базарные Матаки ранее сообщали газета «Комсомольская правда» и информационное агентство «REGNUM». Нашему корреспонденту источник в мусульманском сообществе Татарстана рассказал о том, что «шариатские патрули» в Базарных Матаках действуют с 2010 года, и организованы они активистами ваххабитского сообщества «Ат-Такфир ва аль-Хиджра». В этих «патрулях» молодые татары ставшие приверженцами ваххабизма отрабатывают приёмы восточных единоборств на пьяных запоздалых прохожих, одновременно разъясняя им, что «Аллах запрещает употреблять алкоголь» и что «нужно пять раз в день читать намаз». Попутно у пьяных односельчан участники «шариатских патрулей» отнимают деньги и сотовые телефоны.
У мусульманских священнослужителей вызывает удивление, что подобную бандитскую деятельность местные ваххабиты-такфиристы называют «дагватом» («исламским призывом»).
В недавнем заявлении Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) отмечалось, что 3 года назад «члены террористической организации «Ат-Такфир ва аль-Хиджра» в райцентре Базарные Матаки неоднократно угрожали местному священнику Андрею Зинькову и пытались поджечь его дом».
Для выяснения всех обстоятельств недавней стычки ваххабитов с представителями движения «Русские пробежки» корреспондент «Русской народной линии» отправился в село Базарные Матаки – административный центр Алькеевского района Татарстана (137 км от Казани).
В первых публикациях на некоторых интернет-ресурсах сообщалось, что столкновение в Базарных Матаках носит межнациональный, межэтнический характер, представляя собой «конфликт между русскими и татарами», либо (в другой версии)