Octapbender

На Пикабу
поставил 7034 плюса и 5 минусов
Награды:
10 лет на Пикабу
- рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 1 пост 0 в горячем

Карел Чапек. Война с саламандрами. 1936 г. Очень сильный отрывок, на мой взгляд.

Сейчас доигрывается трагедия человеческого рода, так
начал Вольф Мейнерт. Пусть нас не обманывает его
лихорадочная предприимчивость и техническое благополучие;
это лишь чахоточный румянец на лице существа, уже
отмеченного печатью смерти. Еще никогда человечество не
переживало столь высокой жизненной конъюнктуры, как сейчас;
но найдите мне хоть одного человека, который был бы
счастлив; покажите мне класс, который был бы доволен, или
нацию, которая не ощущала бы угрозы своему существованию.
Среди всех даров цивилизации, среди крезовского изобилия
духовных и материальных богатств нас все больше в больше
охватывает неотвязное чувство неуверенности, гнетущей
тяжести и смутного беспокойства. И Вольф Мейнерт беспощадно
анализировал душевное состояние современного мира, эту смесь
страха и ненависти, недоверия и мании величия, цинизма и
малодушия. Одним словом - отчаяние, кратко резюмировал
Вольф Мейнерт. Типичные признаки конца. Моральная агония.
Встает вопрос: способен ли человек быть счастливым, и
был ли он когда-либо способен на это? Человек - несомненно,
как каждое живое существо; но человечество - никогда. Все
несчастье человека в том, что ему предопределено было стать
человечеством; или в том, что он стал человечеством слишком
поздно, когда он уже непоправимо дифференцировался на нации,
расы, веры, сословия и классы, на богатых и бедных, на
культурных и некультурных, на поработителей и порабощенных.
Сгоните в одно стадо лошадей, волков, овец и кошек, лисиц,
медведей и коз; заприте их в одном загоне, заставьте их жить
в этом неестественном соединении, которое вы назовете
Обществом, и исполнять общие для всех правила жизни; это
будет несчастное, недовольное, разобщенное, стадо, в котором
ни одна божья тварь не будет себя чувствовать на месте. Вот
вам вполне точный образ огромного и безнадежно разнородного
стада, называемого человечеством. Нации, сословия, классы
не могут долго сосуществовать, не задевая друг друга и не
тяготясь друг другом до полного отвращения; они могут жить
или в вечной изоляции друг от друга, - что было возможно
лишь до тех пор, пока мир был для них достаточно велик, -
или в борьбе друг с другом, в борьбе не на жизнь, а на
смерть. Для биологических человеческих групп, таких, как
раса, нация или класс, существует единственный естественный
путь к блаженному состоянию ничем не нарушаемой
однородности: надо расчистить место для себя, истребив всех
других. А это и есть то, чего не успел сделать вовремя
людской род. Теперь уже поздно браться за это. Мы
обзавелись слишком многими доктринами и обязательствами,
которыми оберегаем "других", вместо того чтобы от них
избавиться; мы выдумали кодекс нравственности, права
человека, договоры. законы, равенство, гуманность и прочее;
мы создали некую фикцию человечества, понятие, объединяющее
я нас и "других" в воображаемом "высшем единстве". Какая
роковая ошибка! Нравственный закон мы поставили выше
биологического. Мы нарушили величайшую естественную
предпосылку всякой общности: только однородное общество
может быть счастливым. И это вполне достижимое благо мы
принесли в жертву великой, но неосуществимой мечте: создать
единое человечество и установить единый строй для людей всех
наций, классов и уровней жизни. То была великодушная
глупость. То была единственная в своем роде достойная
уважения попытка человека подняться над самим собой. И за
этот свой предельный идеализм род людской расплачивается
ныне неизбежным распадом.
Процесс, в ходе которого человек пытается как-то
организовать себя в человечество, столь же древен, как сама
цивилизация, как первые, законы и первые общины; и если
человечество в итоге, после долгих тысячелетий, добилось
лишь того, что пропасти между расами, нациями, классами и
мировоззрениями стали такими глубокими, бездонными, как
сейчас, то уже не стоит закрывать глаза на тот факт, что
злополучная историческая попытка сплотить всех людей в некое
человечество потерпела окончательное и трагическое крушение.
В конце концов мы уже начинаем осознавать что отсюда эти
попытки и замыслы организовать человеческое общество иначе,
с помощью радикального освобождения места для одной нации,
одного класса или одной религии. Но кто может сказать,
насколько глубоко проникли в нас микробы неизлечимой болезни
дифференцирования? Рано или поздно любое мнимо-однородное
целое неизбежно расколется вновь, превратившись в скопление
разноречивых интересов, партий, сословий и так далее,
которые или снова начнут подавлять друг друга, или будут
страдать от своего сосуществования. Нет никакого выхода.
Мы движемся по заколдованному кругу; но развитие не может
вечно кружиться на одном месте. Об этом позаботилась сама
природа, освободив на свете место для саламандр.
Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!