Звук в кино - как это делается (может делаться) Часть 2.2: Речевое и шумовое озвучание

Продолжаю серию постов о звуке в кино. Предыдущие посты https://pikabu.ru/story/zvuk_v_kino__kak_yeto_delaetsya_mozh... и https://pikabu.ru/story/zvuk_v_kino__kak_yeto_delaetsya_mozh...


Для начала о слове "озвучАние". Людей оно часто вводит в ступор, когда они его слышат в первый раз, и многие пытаются его поправить и сказать "озвучивание" или "озвучка". Между тем, "озвучание" - это профессиональный термин, широко встречающийся в сметах и других официальных документах. Я думаю, образовалось это слово, поскольку один из инструментов развития языка - стремление к упрощению (некогда было "Спаси Бог/бог", а теперь редуцировалось до официального "спасибо"). Так вот, "озвучивание" произносить было не удобно (слишком много движений губ), а "озвучка" звучит непрофессионально, поскольку в слове уменьшительно-ласкательный суффикс.


Речевое озвучание (ADR - Automatic dialog replacement)


Как я писал в предыдущих постах, в современном кино, в основном, бытует мнение, что лучшая актерская игра - это та, что производилась на площадке, следовательно и звук, который содержит речь актеров с интонациями, паузами и прочими деталями актерской игры, желательно брать с площадки (так называемая чистовая фонограмма). Но бывают случаи, когда условия были такими, что записать чистовую фонограмму не получилось, или есть куски в ней, которые не получились. Тогда эти реплики и голосовые детали (крик, дыхание и т.д.) озвучиваются в студии.


Надо сказать, что стремление писать чистовую было не всегда. Многие доцифровые фильмы переозвучивались полностью. Например, как я слышал, у Феллини вообще могло не быть прописанных реплик во время съемок, актер, например, считал в кадре, а после на озвучании ему придумывали текст. При той эстетике это, видимо, было возможно, потому что некоторый рассинхрон движения губ и речи допускался, а техника была не достаточно совершенна, чтобы писать хорошую чистовую. Хотя есть исключения. "Крестный отец" - почти весь чистовой, например.


Вообще, желательно делать озвучание как можно ближе к моменту съемок, пока актер не забыл ощущения от роли. В России я таких не видел, но, говорят, существуют специальные портативные студии-кабинки, которые можно привести к площадке и переозвучиваться прямо в конце смены/после съемки кадра, но насколько часто они используются - не знаю. Существует мнение, что на озвучании можно улучшить актерскую игру. Может быть и можно, но, скорее всего, если у вас на озвучании не Мерил Стрип или кто-то схожего уровня, то это не удастся, потому что играть, будучи связанным жесткими времеными рамками и без партнера очень непросто. А если у вас Мерил Стрип, зачем вам улучшать игру?


Поэтому основной подход к речевому озвучанию - попытка воспроизвести то, что было не площадке. В этом случае, записанная на площадке черновая фонограмма (а она пишется вне зависимости от того, будет ли она использоваться в финальном миксе) подается в наушники актеру в качестве референса. А задача звукорежиссера состоит в том, чтобы помочь актеру, следя за его интонацией и подачей и направляя его. Подача - это тот посыл в пространство, с которым актер говорит. Притом, это не обязательно громко и тихо. Скажем, можно сказать достаточно громко, но себе под нос, а можно не очень громко, но человеку метрах в 5 от тебя. Неправильная подача потом выливается в неорганичность на экране, и поправить ее всего лишь сделав громче - не удается. Некоторые, звукорежиссеры еще просят актера немного отойти от микрофона или подойти к нему в зависимости от плана.


Видео, которое я прикреплю - точно баян, но мне будет удобно его прокомментировать. (Баянометр в этот раз его не распознал)

Поскольку часто приходится переписывать не всю сцену, а только отдельные реплики, то часто очень желательно использовать те же модели микрофонов, которые были использованы на площадке или хотя бы микрофоны того же типа. В противном случае может быть очень сложно подогнать озвучание к чистовой фонограмме. Большемембранные микрофоны, на которые записывают закадровый текст, речь для мультфильмов и многое многое другое, обладают более красивым тембром, но, увы, это слишком сильно выделяется на фоне чистовой. В этом видео явно какая-то среднемембранная суперкардиоида.


Здесь видно, как Хью Джекман по сути играет всем телом перед микрофоном.


Еще интересное видео в нагрузку, как Бенедикт Кембербатч озвучивает Смоуга. Звуковая часть - вторая половина. И очень интересный момент для меня - это шлем с микрофонами, который сделали Бенедикту. Подобного я нигде больше пока не видел. Были крепления петличек внутри шлемов космонавтов, но это немного другое.

Шумовое озвучание (Foley)

Звук в кино - как это делается (может делаться) Часть 2.2: Речевое и шумовое озвучание Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Кинотеатр, Длиннопост, Видео

Фото мое. Не хочу ставить клубничку, поэтому не полное видео, а выдранный кадр. По сюжету девушка на экране входит в комнату, где ее соседка по комнате занимается сексом со своим парнем на кровати. И озвучивается скрип этой кровати.


Название "Фоли" осталось в честь пионера этого дела Джека Фоли еще на заре звукового кино, поэтому в английском языке все это называется так, а в российской индустрии - это такой профессиональный жаргон (например, "писать в Фолях" - писать в студии шумового озвучания)


Как я писал ранее, при записи площадки основной фокус приходится на реплики и звуки рта. При этом синхронно должно звучать еще много чего - шаги, шурши одежды, различная утварь и т.д. Более того, если у вас серьезное кино, а не ментовский сериал, то все это не просто формально должно звучать, но и иметь характер и выразительность, потому что в последствии эти звуки вносят свой вклад в атмосферу сцены и фильма в целом, а так же задают "характер" предметам или же подчеркивают характер персонажей. Из этого следует, что эти звуки слишком уникальны, чтобы легко можно было найти подходящий в фонотеках.


В комментариях к посту #comment_95390850, мне скидывали патчи для NI Kontakt и даже писали, про то, что можно сгенерировать все нужные звуки. Боюсь, нет. Во-первых, существует огромное количество небольших акустических нюансов, о которых люди имеют слабое представление, но ухо свободно их распознает. Во-вторых, как я уже упомянул, для Фоли очень важно исполнение. Оно должно быть так или иначе эмоционально. Шумовик (он же Фоли артист) как музыкант исполняет все эти звуки с живой динамикой. Вы никак не найдете все необходимые звуки, просто потому что при записи их для фонотек не стояло именно такой задачи, которая есть у вас в данный момент. Это не значит, что фонотеками в профессиональном кино не пользуются - пользуются (например, звуки открывания дверей или машины), но Фоли занимается слишком уникальными звуками. Скажем, походка у всех людей разная, кто-то идет тяжелее, кто-то легче, кто-то педантичнее, кто-то подшаркивая, кто-то прихрамывает и т. д. Более того, заметную часть шагов составляют не непосредственно шаги вперед и вниз и вверх по лестнице, а подшаркивания, перетоптывания и т. п., которых в присланных патчах нет. И такое записывать даже сложнее, чем первую группу, потому что она ритмична, а эта мелочь не так. 


Помимо характера, у звуков часто есть еще и стилистика. Вы явно отличите звуки в мультфильмах от звуков в фильмах Тарантино, например. Естественно, звуки могут быть выразительнее, чем в жизни (самая классика - звуки ударов, потому что жизненная оплеуха не звучит так сочно, как в кино, а задача фоли - помочь зрителям ощутить тяжесть этого действия). Звуки могут отбираться более весомые, более полые, более острые и т. д. Например, выразительность одного и того же столового ножа можно немного варьировать звуком. В одном случае у нас незамысловатый простой нож, который звучит невыразительно и проходно, а в другом - это нож с тяжелой ручкой. И мы как зрители как бы ощущаем его увесистость через его звучание. Возьмите фильм "Мечтатели" Бертолуччи. Насколько звук создает фактуру этого дома, где живут брат и сестра.


Важнейшее правило шумового озвучание - то, что на экране, не обязательно то, чем это записано. Главное, как это звучит, а не как выглядит. Вы удивитесь, когда вдруг окажется, что хруст костей был сельдереем, а шаги по снегу были по крахмалу. Шумовое озвучание - это что-то вроде безумия, когда ты вдруг ни с того, ни с сего (с точки зрения окружающих) покупаешь устрашающего вида ботинки, потому что они хорошо звучат. А еще дом постепенно пустеет, потому что часть его внутренностей перекочевывает в студию под реквизит. На эту тему есть анекдот. Саунд супервайзер возвращается домой и обнаруживает, что его квартира почти полностью обчищена, и его первая реакция: "Фолийщики!"


И наконец, причина писать синхронные шумы, а не брать из фонотек - это обычно быстрее. Вы получаете нужные звуки +- синхронно на дорожках, вам остается их чуть-чуть подмонтировать и работа завершена.


Надо еще учитывать, что ателье шумового озвучания по возможности должны минимально вносить окраску в звук, поэтому они специально проектируются с так называемой "мертвой акустикой". А еще некоторые звуки приходится очень много усиливать (например, какое-нибудь поглаживание по волосам), поэтому в студиях Фоли должны быть микрофонные усилители и микрофоны с очень низким уровнем шума. Очень популярный микрофон в таких студиях - Sennhieser MKH 40, хотя используется еще много других, а есть студии, где его нет.


Понятно, что оба типа озвучания должны быть в синхрон. Для облегчения этого есть различные программы, которые помогаю сделать это точнее, например, EdiPrompt  (та же фирма, что и EdiCue). В Pro Tools у вас выставлен pre-roll, с которого начинается воспроизведение, а курсор стоит на точке синхронизации. Две линии на экране начинают двигаться по направлению друг к другу и встречаются в точки синхронизации. 

Звук в кино - как это делается (может делаться) Часть 2.2: Речевое и шумовое озвучание Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Кинотеатр, Длиннопост, Видео

Еще один момент. Фоли пересекается с другой профессией в этой области - сайнд дизайном (это русское название, для англоязычных sound design может значить просто звуковое решение фильма. Вообще здесь очень большая путаница всегда). Саунд дизайн занимается в первую очередь несуществующими звуками (голоса инопланетян, бластеры и т. п.) или эффектами, которые больше того, что можно записать в студии - например, взрывами, выстрелами, ревами машин и другим. Но саунд дизайн заслуживает отдельного поста или даже нескольких.  


Про Фоли обожают снимать видео сюжеты, так что прикреплю одно (нашел в дубляже, хотя он забивает красоту многих звуков, так что если проблем с английским нет - второй вариант видео для вас) и еще мини сериал про Фоли артистов (не нашел в дубляже, только в оригинале). Сериал местами не правдив, но забавен (например, я не могу представить, чтобы кто-нибудь писал синхронные шумы на Shure SM58, потому что он очень низкочувствительный и у него сильно нелинейная АЧХ - завал по высоким и все такое).


Еще если интересно узнать про запись синхронных шумов - рекомендую книгу "The Foley Grail: The Art of Performing Sound for Film, Games, and Animation" (в переводе нет), автор которой писала Фоли для "Крепкого орешка" и "Эдварда руки-ножницы".

Сериал

Аудио и видео

628 постов1.7K подписчиков

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
ТС, скажи, а ты не из Мск случайно? Просто относительно недавно была выставка одна
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Из Москвы.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
А ты случайно не был на выставке в ГМИИ, где был современный саундарт?
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, к сожалению, не был.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, жаль. Там был классный фильм "шумовик" какого-то немецкого чела
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку