105

Звук в кино - как это делается (может делаться). Часть 2.1: Post-production, монтаж реплик

Прошлый пост https://pikabu.ru/story/zvuk_v_kino__kak_yeto_delaetsya_mozh... был непомерно длинен. Рассказ же о звуковом пост-продакшне в кино я решил разделить на несколько постов, иначе я еще долго об этом не напишу, и более короткие посты удобнее читать.


Еще момент. Прошлый пост, видимо, казалось, что был написан с этакой позиции многолетнего стажа, что не совсем так. Я студент старших курсов ВГИКа, но поскольку я тусуюсь на студиях, где делается какое-никакое крупное российское кино (и иногда удается там делать и свои работы), среди моих преподавателей есть высококвалифицированные действующие профессионалы, а на западе очень развита профессиональная журналистика в этой среде, и я с увлечением слежу за последними новостями, я думаю, я могу рассказать те версии, как делается звук в кино с которыми встречался, и о которых слышал.


POST-PRODUCTION


Монтаж реплик


Итак, съемки закончились. Первое, что необходимо сделать для дальнейшего монтажа - это для каждого кадра соединить видео и весь звук, записанный на рекордер(ы), в единые пакеты, чтобы потом монтировать этими пакетами. Как я писал в другом посте, есть три основных способа ссинхронить звук и изо, но третий - соломинка для утопающего, а по хорошему лучше не падать в эту реку, поэтому здесь два - по хлопушке (палка на waveform должна совпадать с кадром смыкания хлопушки) и по таймкоду, когда монтажная программа (Final Cut, Adobe Premier, Avid Media Composer и т.д.) читает вписанную генераторами в рекордере и в камере информацию и сам ставит звук в синхрон с изо. Когда монтажер изображения решает, что на пока монтаж закончен, он должен выгрузить для звукорежиссера все звуковые дорожки, получившиеся в монтажном софте, в формате OMF, а лучше AAF, притом обязательно надо сохранить максимальный захлест у аудиофайлов, чтобы открыв потом этот файл в Pro Tools, а это софт, в котором делается монтаж и перезапись (сведение) практически всего кино в мире, можно было "вытянуть" из аудио клипа начало или конец, потому что там может быть полезная информация.


Выглядит это примерно вот так. Кстати, поперечная палка здесь - это и есть смыкание хлопушки: 

Звук в кино - как это делается (может делаться). Часть 2.1: Post-production, монтаж реплик Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр, Видео

Далее монтажером реплик начинается непосредственно монтаж звука, записанного на площадке. Вообще, это работа крайне не благодарная в том смысле, что если ты все сделал хорошо, то никто ничего особенного заметить не должен. А вот если работа сделана не очень хорошо, то это как раз заметно.

Примерно так выглядит только что открытый OMF/AAF файл

Звук в кино - как это делается (может делаться). Часть 2.1: Post-production, монтаж реплик Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр, Видео

И так может выглядеть сессия, после того, как работа сделана. (Пример монтировался специально, чтобы было удобно рассказывать, поэтому только небольшой кусочек сессии):

Звук в кино - как это делается (может делаться). Часть 2.1: Post-production, монтаж реплик Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр, Видео

Главная задача монтажера голосов - подготовить их к перезаписи (сведению - не все еще признают этот термин в среде звука для кино, но, по сути, это сведение). То есть, для начала организовать сессию.


Способ организации сессии для реплик мне рассказывали два раза в двух разных местах, и оба способа различаются, но там есть основные общие вехи. На самом деле, главное в организации монтажной сессии, чтобы звукорежиссеру перезаписи, которому эта сессия попадет после вас, было удобно с ней работать, все остальное может варьировать.


(UPD я это нигде не обозначил, но, конечно же, еще в сессии есть видео дорожка, потому что требуется смотреть за синхронностью. А часто и несколько видео дорожек, потому что видео продолжают перемонтировать иногда вплоть до дня сдачи, и чтобы перемонтировать видео часто нужно сравнивать старое и новое изо, хотя есть программы, которые делают перемонтаж звуковой сессии автоматически, если монтажер изображения выгрузил необходимые файлы для этого)


Что изменилось в этой сессии. Во-первых добавились новые дорожки:

- BOOM - для бум микрофонов

- LAV - для петличных микрофонов

- PFX (Production Effects) - для не голосовых звуков с площадки. Как я писал в предыдущем посте, на больших проектах часто стараются приглушить неголосовые звуки, но это не всегда получается, а некоторые из этих звуков могут оказаться вполне пригодными, но на дорожках BOOM и LAV им не место, потому что в случае дубляжа эти синхронные звуки пропадут вместе с оригинальной дорожкой.

- PHONE - для тех реплик, которые должны звучать через телефоны/рации/радио и т. д.

- TO ADR - для тех реплик, которые не получилось хорошо записать на площадке, и их придется переписывать в студии (о речевом озвучании - именно это слово, поскольку это профессиональный термин, либо позже, либо в следующем посте).


Вообще, удобства работы с этим существуют специальные программы, например, EdiCue. У вас создаются несколько дополнительных дорожек - по одной на каждого персонажа. Далее там, где нужно переозвучить, на дорожке персонажа выделяется участок, в котором нужно переозвучить, создается пустой клип (клипы или регионы - это те цветные куски с формой волны на дорожках) нажатием клавиш cmd/ctrl + alt + G, а в названии клипа пишется текст, который надо переозвучить.

Звук в кино - как это делается (может делаться). Часть 2.1: Post-production, монтаж реплик Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр, Видео

Далее это выгружается в листы для актеров и других участников производства, на которых написаны реплики. Кстати, таким образом можно оставлять сообщения и своим коллегам, например, записывающим синхронные шумы, что нужно дописать то-то и то-то. Но такие программы, увы, есть не везде. Кто-то делает, как сделал я - скидывает для озвучания на отдельную дорожку.


Как можно видеть, между кусками с репликами в дорожке BOOM 1 проложен шум. Это шум помещения, в котором проводилась съемка, известный так же как room tone. Зачем это сделано? Слух очень быстро привыкает к равномерному шуму низкого уровня и перестает его замечать, а если бы между репликами зияли дыры, то мы бы слышали как появляется шум и исчезает с каждой репликой (условно говоря, в начале и в конце реплики было бы короткое шипение). Как раз для этого нужно оставлять полные захлесты при выгружении OMF/AAF, потому что за концом или началом кадра может быть хороший участок румтона. Плюс, часто на площадке его прописывают отдельно, а еще его можно сгенерировать iZotope RX Ambiance Match из пакета плагинов iZotope RX (версия 4 и выше), о котором чуть позже.


Еще одну деталь я хочу отметить. Существует громадный спор в как минимум российской индустрии, насчет сочетания бума и петли. Кто-то говорит, что если хорошо звучат оба микрофона, то надо использовать оба микрофона, кто-то, что надо выбрать один, который звучит лучше. Это такой настоящий холивар.


Первый способ, я думаю, пришел из многоплановой записи музыки. При записи симфонического оркестра традиционным способом ставятся три плана микрофонов: главная пара - средний план микрофонов, создающий 70-80 % будущего звучания, дальние микрофоны - для добавления акустики помещения и ближние микрофоны - для работы с тембром отдельных инструментов или групп оркестра. Для тех, что пишет эстрадную/джазовую/рок и т.д. музыку эта система знакома по ударной установке. Оверхеды - это главная пара, румы - дальние, а микрофоны у отдельных барабанов - ближние. Так вот, вероятно, идея такова, что бум здесь - как бы главная пара (только моно), а петличка - ближний микрофон. Но то, что эти два микрофона расположены на разных расстояниях от рта приводит к тому, что до одного микрофона сигнал идет немного дольше, чем до другого. Поэтому чтобы использовать два микрофона, их надо сфазировать, подвинуть один (обычно петличку) так, чтобы все фазы сигнала происходили на обеих дорожках одновременно, в противном случае, один сигнал начнет вычитать из другого часть полезного спектра. Делается это по форме волны при очень большом увеличении.  


Второй же способ исходит из того, что фазировать - долго (то есть трата, студийного времени, которое не особо дешевое), а потом еще на перезаписи (сведении) получается в два раза больше работы. Так что, второй микрофон может остаться на дорожке, но он воспроизводиться не будет.


Чтобы показать разницу, я сделал небольшое видео (шумы пока не чистил):

Еще одна задача монтажера голосов - первоначальная чистка реплик. Пытаются вычистить все, кроме широкополосных протяженных шумов (при монтаже обычно не достаточно хорошие мониторы и условия для этого). В первую очередь в вычищают щелчки, низкочастотные бухи/задувания и тональные шумы (гудит холодильник, звенит осветительный прибор и т.д.). Делается это через пакет плагинов iZotope RX, у которого начиная с версии RX 4 есть внешняя программа, куда можно послать клип из Pro Tools, а потом вернуть почищенную реплику на место нечищенной обратно в Pro Tools.

Выглядит она вот так:  

Звук в кино - как это делается (может делаться). Часть 2.1: Post-production, монтаж реплик Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр, Видео

Думаю, посвящение в методы работы с этой программой далеко выходит за базовый рассказ, но поясню, что происходит в самом большом окне. Это отображение спектра сигнала. Для тех, кто привык говорить "звук такой-то частоты" - это получается в корне неверно, потому что звуковой сигнал - это всегда сумма простейших нарастающих и убывающих сигналов (грубо - синусоид) разных частот и разной интенсивности. На экране по горизонтали - время, по вертикали частоты, а яркость цвета - это интенсивность (см колонку с цветом и надписью dB вверху). Естественно, эта спектрограмма сделана с определенным приближением, поскольку если взять временную точку, то частоты определить не возможно, потому что частоты - это количество раз в единицу времени. Поэтому берется некоторое окно, для которого программа делает преобразование Фурье и определяет параметры спектра. Отображение спектра можно менять разными способами, в том числе и менять длину этого окна. Но, чтобы не погружаться опять в методы работы с программой, скажу только, что, к сожалению, - это не фотошоп, и вычистить что угодно - не получится (особенно, если оно широкополосное, сильно изменяется во времени и поверх реплик - скажем, очень близкое шоссе), но по сравнению с 2000-ми и ранее, - это громадные возможности. Хотя, конечно, чем чище были записаны реплики на площадке, тем лучше)


Еще одна вещь, не относящаяся прямо к чистке реплик, но которую можно делать в RX - это делать мягче свистящие согласные. Для той же цели служат de-esser'ы, но в RX можно сделать это гораздо аккуратнее. Вы выделяете участки спектра с основной энергией у таких согласных, и делаете выделенную область ниже по уровню.


Не на всех проектах такое допускается (например, ни в коем случае такого нельзя делать у Звягинцева), но на большом количестве не получившееся слово или фразу (скажем, там шурш на репликах) можно взять из другого дубля, если они в том же ритме и ложатся на смыкания губ (после монтажа). О чем я не написал в предыдущем посте, на площадке может так же записываться звуковой дубль, когда актеры отыгрывают кадр без камеры, но записывается звук. Это делается как раз для таких случаев.


Да, еще забыл, еще в работу монтажера реплик входит равнение реплик по уровню, потому что по разным причинам они могли быть записаны с разным уровнем.


Про монтаж реплик общее вроде бы все. Поэтому пока закругляюсь.


Баянометр нашел 7 картинок со 100% совпадением, но это просто его баг, потому что все картинки, кроме EdiCue сделаны мной. 

Найдены дубликаты

+4

У меня со звуковым монтажом весьма шапочное знакомство (если сравнивать с профессионалами), но квалификации хватает чтобы понять что "ты шаришь") так что продолжай.


Изотоп вообще мега штука, спасал не один раз. В том числе потому что позволяет вытягивать вещи, которые без него пришлось бы перезаписывать, а такая возможность не всегда есть. И он афигенно удобный для "чистки" звука как в автоматическом, так и в ручном (когда автоматический не справляется) режимах.

раскрыть ветку 8
+2

Если интересно, на канале iZotope есть полуторочасовое видео о методах работы с RX https://www.youtube.com/watch?v=u8nMXP8w3Ns&t=3156s Оно, правда, на английском, хотя DSP инженер, который обо всем это рассказывает, вроде, из России.

раскрыть ветку 7
+1

Ага, я их канал на ютубе стараюсь мониторить, потому что много инфы и туторов по их продуктам (из которых, правда, я пользуюсь пользуюсь полутора штуками, да и то весьма ограниченно)

0

хотел спросить понимающего в этом человека: свой голос в записи звучит непохоже (ну там передача через кости и мягкие ткани черепа, обрезка частот при записи-воспроизведении и т.д.). Возможно ли записать свой голос так, чтобы он в записи звучал похоже на то, как ты слышишь его сам? Может есть какие-то микрофоны, цепляющиеся на горло или еще какие-то технологии?

раскрыть ветку 5
+1

Очень бесит озвучка автомобилей в любом кино, вечно визжат шины при совсем не "визжащей" езде, обороты двигателя не совпадают и еще кучу несоответствий

раскрыть ветку 5
0
Хм. А как вам "Безумный Макс" последний тогда?
раскрыть ветку 4
+1

Не припомню деталей насчет звуков моторов, видимо отвлекли более смешные ляпы типа ускорения за счет "впрыска" бензина в воздухозаборник)) Надо глянуть еще раз, обратить внимание. В целом в имаксе очень понравилось, 2 раза ходил)

0

Они звуки моторов вообще по минимуму оставили. А там где есть - та же херня, например при таких перегазовках из прямого выхлопа должен лететь огонь. https://youtu.be/o_yty1BahCo?t=2m3s . Да и вообще такие перегазовки делаются на нейтрали или выжав сцепление а они вроде едут) И ремень компрессора не ускоряется пропорционально оборотам

раскрыть ветку 2
0

Григорий у вас очень интересные посты! я занимаюсь кино но не в России / Find me on Facebook Yelena Roganyan Bereniene or Instagram Lena Jan. Would be nice to get in touch! All the best !

раскрыть ветку 1
0

Спасибо)

0
Одна из проблем ...российского кино - озвучка.
На экране герой, сильный, успешный, надёжный. Но стоит ему открыть рот, и мы слышим голос васи пупкина, ни на что не способного. Ненастоящего героя выдаёт голос.
Второстепенные герои тоже все с плоскими невыразительными голосами. И все плохо владеют словом.
Давно хочется их попросить звать на помощь актёров дубляжа иностранных фильмов.
Чтоб волкодав говорил голосом мегатрона (шучу).
раскрыть ветку 6
+1
Ну, не всегда, посмотрите, например, Такси (начиная со 2го). Там очень неплохой дубляж. Но вообще да, дубляж не особо обычно, тем более его делать сложнее, чем даже актеру самого себя озвучивать. Поэтому я часто смотри кино в оригинале (для меня, правда, это еще учебный процесс), а если что-то, что хочется посмотреть в форматах вроде IMAX или Dolby Atmos зачастую смотрю дважды в разных кинозалах.
раскрыть ветку 5
0
Такси? Знаю только только фильмы Люка Бесона с таким названием.
раскрыть ветку 4
0

А вас как-нибудь можно найти в вк, например?

раскрыть ветку 3
+2

да. Григорий Кузнецов, на аватарке фото в профиль со светлыми волосами, в пиджаке, за микшерным пультом. https://vk.com/forodren_sul 

раскрыть ветку 2
+1

А можно вопрос? Существует на Пикабу страничка где тусят звукрежи и им подобные? Недавно искал подобные сообщества, рука бойца крутить устала. Прокрутил до самого конца,так и не нашел...

раскрыть ветку 1
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: