Золотом на стекле: древнеримские портреты

Мы знакомы с античной скульптурой. И можно догадаться, что во времена, когда жили столь талантливые скульпторы, где-то там были и не менее великолепные живописцы. Вот только древняя греческая и римская живопись - именно те картины и фрески, что восхищали современников (и они об этом оставляли немало письменных свидетельств) - всё это до нашего времени почти не сохранилось. Только крошечные осколки дают возможность более-менее представить, какого уровня художники жили в те времена, около 2000 лет тому назад.

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Один из этих осколков - древнеримские портреты III-IV вв. н. э., выполненные сусальным золотом, запаянным в стекле. Такая техника называется "хрисография" (письмо золотом). Своей монохромностью и тем, что она использовалась чаще всего для изображения лиц, хрисография чем-то напоминает старинные фотографии. Древнеримские "фотки".

На картинке выше - медальон с портретом мужчины, 200-250 гг. Диаметр 4,4 см. Из коллекции археологического музея Ареццо.


Технология изготовления таких изображений требовала высокого мастерства. Сперва выдувалась заготовка из стекла и обрезалась в диск. На него наклеивался лист сусального золота. Поверх него гравировался портрет (один или несколько, как на картинке ниже). При этом средний диаметр таких медальонов не превышал 5 см. Пять сантиметров на всё.

Художник (по сути, гравёр) аккуратно соскребал лишнее заполнение золотого слоя, ювелирными штрихами и точками создавал светотень, и мы видим тонкую проработку лиц, локоны волос, мягкие складки узорчатых тканей... Посмотрите внимательно на черточки на изображениях - это ведь не следы кисти, это насечки. Лишь иногда творёным золотом и краской дописывались отдельные детали и добавлялись тексты (буквы порой тоже выскребались).

Готовая работа запаивалась вторым слоем стекла. Обычно такие изображения помещались на дно стеклянных сосудов. Ни одного целого изделия пока не было найдено - уцелели только толстые "портретные" донышки.

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Медальон из Брешии. III век, 6 см в диаметре. Долгое время считался портретом Галлы Плацидии (дочери императора Феодосия I и сестры императоров Аркадия и Гонория), но на самом деле был выполнен почти на 100 лет раньше.

В Средние века медальон был вмонтирован в "Крест Св. Дезидерия", так и сохранился (как видно, в этом кресте вообще много чего насобирали, камей красивых и прочего):

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост
Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Медальон с портретом девушки, ок. 250 года. Диаметр 4,5 см. Из коллекции Туринского городского музея древнего искусства.

Вот эта точка на переносице, скорее всего, не родинка, а след той древней традиции ставить метки на лице "от сглаза", которая существует у народов Востока и в наши дни. Подобные точки можно иногда видеть и на других римских портретах, особенно детских.

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Портрет Геннадия из музея Метрополитен (Нью-Йорк), 250-300 гг. Слева на медальоне подписано имя, можно прочесть. Остальные надписи гласят: «самый совершенный в музыкальных искусствах».  Медальон был выполнен предположительно в Александрии и предназначался для ношения в качестве кулона. Вполне возможно, он играл роль своеобразной памятной медали для Геннадия, который выиграл музыкальное состязание. Талантливый и красивый был парень.

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Портрет женщины с ребенком, начало IV века (в оправе XVIII(?) века). Был выполнен предположительно в Александрии, как и портрет Геннадия.

Диаметр 4,8 см. Также из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк).

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Медальон с портретом мужчины, III век. Диаметр 5,1 см. Из коллекции Британского музея.

Сохранился с повреждениями, но выполнен очень искусно, выразительный. И такого красивого, насыщенно синего цвета стекло.

Кракозябру слева принято считать изображением дельфина.

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Портрет Анатолия, III в. Из коллекции Музея стекла в Корнинге (США).

Латинская надпись “anatoli gavdias” - "Анатолий, радуйся!"

Интересные сколы. Можно оценить толщу стекла и увидеть впаянный золотой слой.

Золотом на стекле: древнеримские портреты Древний Рим, Живопись, История искусств, Длиннопост

Портрет Евсевия из Ватиканских музеев. III век. Диаметр 4,8 см.

Надпись на латыни гласит "EUSEBI ANIMA DULCIS" (Евсевий сладкая душа? Душечка Евсевий?! Да ну... не быть мне переводчиком с латыни ))

Лучше посмотрим на выразительное мужское лицо. Красивый же. Такой яркий римский характер. Евсевий жил без малого 2000 лет назад, и совсем ничего о нём не известно. Но очевидно, что он был таким человеком, что кто-то захотел заказать этот портрет, видимо, на память о нём. Оставив нам этот след - в золоте на стекле.