Знаменитые чешские автомотрисы
Автомотриса серии M131.1 (Motorové vozy řady M131.1) выпускалась в Чехословакии совместно двумя заводами «Tatra Kopřivnice» и «Vagonka Tatra Studénka» в период 1948—1956 гг.
Всего было выпущено 549 таких транспортных средств, были в эксплуатации вплоть до 1980-х.
Разработка автомотрис серии M 131.1 была начата в 1946 г. и должна была послужить послевоенным обновлением парка Чехословацких железных дорог.
Первый прототип с обозначением M 131.101 был выпущен в 1948 г., и в том же году началось их серийное производство.
Всего за этот год было выпущено 40 вагонов на заводе «Tatra» в городе Копрживницы (Kopřivnické).
Копрживнице, до Второй мировой войны Нессельсдорф (нем. Nesselsdorf) — город в Моравскосилезском крае Чехии.
Через несколько месяцев эксплуатации были обнаружены недостатки в конструкции двигателя и шасси.
После устранения выявленных недостатков было выпущено ещё 100 вагонов, но уже на заводе «Vagonka Tatra Studénka» в г. Студенец (Studénce), из Копрживницы доставлялись кузов, электропроводка и привод.
Последующие 200 вагонов собирались на заводе «Vagonka Tatra Studénka», и к 1951 году в общей сложности было выпущено 340 единиц.
На моторных вагонах М131.1 было решено использовать мощный 4-х тактный, 12-цилиндровый дизель Т-111, который ранее устанавливался только на тяжелых военных грузовиках «Tatra-111». Дизель имел инжекторную подачу топлива с прямым впрыском и верхним расположением клапанов по системе OHV.
Данная конструкция ГРМ была изобретена Дэйвидом Данбаром Бьюиком (David Dunbar Buick) в самом начале XX века.
У двигателей с таким ГРМ клапаны расположены в головке цилиндров, а распредвал — в блоке (англоязычное обозначение — OHV, OverHead Valve).
Разнесённые далеко друг от друга распределительный вал и клапаны вынуждают устанавливать между ними длинные передаточные звенья — штанги толкателей, передающие усилие от контактирующих с кулачками распредвала толкателей на коромысла, непосредственно приводящие в движение клапаны, что и является главной отличительной особенностью данной схемы ГРМ.
Для использования данного дизеля на железной дороге, его мощность была снижена до 155—160 л. с., а обороты уменьшены до 1600 об/мин.
Помимо воздушного охлаждения он был дополнен масляным радиатором, и модифицированный таким образом дизель получил новое обозначение T-301.
Он был неприхотлив и надёжен в работе, не требовал дополнительного охлаждения в летнее время а зимой не боялся морозов, если автомотриса долгое время оставалась на станции.
Двигатель устанавливался под полом, на специальном каркасе и позволял развивать скорость до 60 км/ч.
Для остановки вагона использовались ручной тормоз а также пневматический тормоз система Knorr.
Рама вагона состояла из сварных стальных балок и устанавливалась на 2 колёсные пары, одна из которых была ведущей.
Кузов автомотрис M 131.1 окрашивался в характерный для того времени красный цвет, а крыша в серебристо-серый.
Пульт машиниста был относительно простой и имел спидометр, тахометр, датчики давления масла и тормозного давления, а также ручной тормоз.
Пульт который не использовался во время движения, закрывался жалюзи.
Двери открывались вручную.
Одна из входных зон была оснащена туалетом.
На лицевых сторонах автомотрисы находились двери для межвагонного перехода, так как автомотрисы серии М комплектовались прицепными вагонами имевшими аналогичный внешний вид.
В пассажирском отсеке располагались скамейки рассчитанные на 48 мест.
Пол в вагоне состоял из деревянных досок.
В период 1971—1979 гг. 2 автомотрисы серии М131.1 были переделаны для широкой колеи (1524 мм), и позже работали на приграничной линии.
В настоящее время сохранившиеся автомотрисы этой серии, используются для «ностальгических поездок».
И да, прозвище - Hurvínek. )
На смену им пришли более современные автомотрисы серии М 152.0 (после ребрендинга Motorový vůz 810).
Автомотрисы серии 810 являются наиболее распространенными чешскими железнодорожными вагонами.
Всего было выпущено 680 автомотрис.
Автомотрисы серии 810 часто называют рельсовым автобусом из-за конструкции и используемых компонентов (двигатель и трансмиссия автобуса).
Автомотрисы 810 производились Вагонка Студенка (ŠKODA VAGONKA) в 1975 - 1982 г. (прототип в 1973 году).
Автомотрисы приводятся в действие трансмиссией, расположенной под полом и состоящей из дизельного двигателя LIAZ ML 634 без турбонаддува, автоматической гидромеханической коробки передач Praga 2 M 70.
Эти компоненты были взяты из автобусов Karosa ŠM 11.
Мощность двигателя 155 кВт.
Салон рассчитан на 55 мест.
Некоторые эксплуатируются до сих пор, прошло несколько модернизаций.
Железная дорога
3.1K постов5.7K подписчика