497

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации

Фактически вся производственная жизнь «Захара» делилась на три периода: первый — с 1958 по 1961 год, второй продолжился до 1978 года, третий, заключительный, — до 1992 года.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

В первозданном виде это была машина, способная на грунтовке брать на борт до 2,5 тонны груза, при этом на дорогах с твердым покрытием этот показатель увеличивался до 4,5 тонны. «Колун» был способен также тащить за собой прицеп массой до 3,6 тонны. Мотор на грузовике монтировали от предшественника ЗИС-151, только с новой алюминиевой головкой блока и усовершенствованным карбюратором. Это позволили поднять мощность до 104 л. с. при контрольном расходе топлива в 42 л на 100 км. Расход бензина был меньше, чем у более тяжелого ЗИС-151, но по причине сокращенного запаса топлива на борту запас ходе упал до 510 км.


Несмотря на то, что Гран-при в Брюсселе ЗИЛ-157 получил как грузовик для сельского хозяйства, основным потребителем в первые годы была Советская Армия. Одним из вариантов военного исполнения был машина с индексом Г, оснащенная экранированным оборудованием.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Также армия получала шасси ЗИЛ-157Е, подготовленное для монтажа спецоборудования и надстроек. Были варианты с дополнительной коробкой отбора мощности, предназначенные для работы надстроек.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Также в производственной гамме присутствовал и седельный тягач ЗИЛ-157В, который мог тащить полуприцепы до 11 тонн. Интересно, что все седельные тягачи на базе «Колуна» в обязательном порядке комплектовались лебедками самовытаскивания – это была страховка на случай увязания тяжеленного состава в грязи. ЗИЛ-157В и его поздние модификации под индексами КВ и КДВ были, по сути, штучным товаром – выпуск ограничивался 300 экземплярами в год.


Реклама, которую грузовик получил в 1958 году в Брюсселе, привлекла внимание зарубежных заказчиков и на конвейере появились экспортные модификации ЗИЛа – для стран с умеренным климатом (вариант 157Э), с жарким (157Ю без «печки» и предпускового подогревателя) и влажным тропическим (157Т с герметичной проводкой).


Через пару лет после запуска машины в серию на 38 Опытном заводе на базе «Захара» создали колесный эвакуационный тягач легкий (КЭТ-Л), основным профилем работы которого было вытаскивание застрявших, опрокинутых или затонувших машин, транспортировка поврежденных машин полупогрузкой. Эвакуатор так и остался в разряде опытных.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Легкий колесный эвакуационный тягач, мод. ТК4: 1 – кислородный баллон емкостью 40 л; 2 – кронштейн крепления кислородного баллона; 3 – погрузочное устройство; 4 – седельное устройство; 5 – откидная винтовая опора в походном положении; 6 – люк вспомогательной лебедки; 7 – ящик для бидонов; 8 – кассета для анкеров; 9 – основная лебедка; 10 и 11 – сошники (упоры).

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Также на базе 157-го ЗИЛа появилась пожарная машина ПМЗ-27, разработанная в городе Прилуки Черниговкой области.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Если внимательно посмотреть на фотографии машины, то можно увидеть задние двери второго ряда оригинальной конструкции. До этого на пожарные машины просто устанавливались штатные передние двери. Естественно, такая конструкция оказалась очень живучей и перекочевала на ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

На базе пожарной ПМЗ-27 были разработаны вариант для жарких стран, а также первый в СССР аэродромный вариант с литерой А, отличающийся лафетным стволом на крыше. Он позволял начать тушение самолета еще до остановки машины. В ПМЗ-27 были предусмотрены емкости под 2150 литров воды и 80 литров пенообразователя, а кабина вмещала 7 человек личного состава. После небольшой модернизации пожарную машину на базе ЗИЛ-157 в начале 70-х годов сняли с производства, заменив более совершенной 131-й машиной.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Как ни странно, но первая модернизация настигла машину уже на третьем году конвейерной жизни. Сейчас даже иностранные автопроизводители не всегда выдерживают такую периодичность обновления – а тут ЗИЛ в середине XX века. Это было связано с появлением машин 130 и 131 семейств, которые поделились с «Захаром» частью своих агрегатов. Машина второго поколения получила имя ЗИЛ-157К, а также однодисковое сцепление, синхронизаторы на все передачи переднего хода (за исключением первой), ручной барабанный тормоз и амортизаторы на передней подвеске. Это была последняя версия «Захара», выпускающаяся на столичном заводе. С 1977 года (по одной из версий с 1982 года) производством занялся Уральский автомоторный завод в городе Новоуральске. Машина стала называться ЗИЛ-157КД, обрела новый мотор с поршневой от ЗИЛ-130 (110 л. с.) и усиленную ходовую от младшего 131-го брата.


Теперь «Колун» мог брать на борт 5 тонн в случае использования на твердых дорогах и 3 тонны на бездорожье. Этот вариант во многом стал самым гражданским среди всех модификаций ЗИЛ-157, так как в армии устаревший грузовик уже не был популярным и машины шли преимущественно в сельское хозяйство.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Конструкторский штаб каждый год добавлял «Захару» какие-то нововведения, но назвать их серьезными нельзя. К примеру, в 1981 году были введены фары ФГ1-ЕВ с неразборными оптическими элементами ФГ140 и лампами А-12-45+40 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света, а также вместо звукового сигнала С44 устанавливался С311-01. Но вот гидроусилитель в конструкции так и не появился.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Примечательно, что вместо поверхностной модернизации заводчане предлагали сделать полноценный фейслифтинг под индексом 4311. «Захар» 2.0 должен был получить новые крылья со встроенными фарами и грузов с увеличенными бортами, больше приспособленными для перевозки сельхозпродукции. Но новая кабина не оправдала ожиданий, так как принципиально не изменилась во вместимости и эргономике, и ЗИЛ-4311 остался в единственном экземпляре.


Первоначально ЗИЛ-157 перенял все военные профессии, которые были у предшественника ЗИС-151, но с годами специализация расширилась до 100 с лишним вариантов использования. Машина активно работала в странах Варшавского договора, а также в нескольких десятках дружественных стран, что и объяснило такую широкую военную специализацию. Настоящей армейской классикой стал бортовой «Захар», способный перевозить до 18 человек личного состава, а также буксировать артиллерийские системы. Вторыми по распространенности стали различные кунги, изготавливаемые номерными заводами Министерства обороны. Из них заслуживает отдельного упоминания экспериментальный раздвижной кузов КР-157 переменного объема для размещения командного пункта или столовой. Кузов разработали в 1963 году, но в серийном воплощении подобная техника появилась много лет спустя уже на ЗИЛ-131.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Первые два поколения ЗИЛ-157 стали отличной базой для различных средств связи и управления, в том числе и потому, что грузовик для своего времени хорошо совмещал грузоподъемность и высокую мобильность. Например, на «Захар» с 1977 года устанавливали в кузове КУНГ-2 ультракоротковолновый радиопеленгатор Р-363.


Следующей стезей ЗИЛ-157 стали полевые ремонтные мастерские, первой из которых стала ВАРЭМ (войсковая автомобильная ремонтно-эксплуатационная мастерская). Кстати, первые экземпляры опытных мастерских появились на 38 Опытном заводе в Бронницах за десять лет до появления серийного «Захара» и монтировались на лендлизовских Studebaker US6. Позже появились более совершенные варианты ПАРМ, МТО-АТ и АПРИМ (автономная подвижная ремонтная инженерная мастерская).

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Вода, солярка, бензин, масло и керосин стали важными грузами для множества автоцистерн и заправщиков на базе ЗИЛ-157, которые выпускались буквально по всему Советскому Союзу. А самым экзотичным наполнителем цистерн был воздух в модели ВЗ-20-350, предназначавшейся для заправки бортовых пневмосистем самолетов.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

«Захар» появился в армии в эпоху зарождения ракетной техники страны, поэтому взял на себя массу функций обеспечения столь сложного вооружения. Начиная от заправщиков ракетным окислителем типа 8Г17М и заканчивая техникой 8Н215 и 8Н216 для перевозки и проверки кабельного оборудования. Многие кузова просто снимались с устаревших ЗИС-151 и монтировались на новенькие шасси ЗИЛ-157. Также шасси использовались для транспортировки и перезаряжания ракет как противовоздушной обороны, так и оперативного-тактического назначения, в частности, 9К72 «Эльбрус». Естественно, тяжелые и габаритные ракеты монтировались на седельные тягачи ЗИЛ-157В и КВ.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Самыми грозными модификациями ЗИЛ-157 стали системы залпового огня БМ-13НМ (модернизированная «Катюша») калибром 132 мм, БМ-14М калибром 140,3 мм и БМ-24 калибром 240,9 мм.


Кроме всего вышеописанного, платформа ЗИЛ-157 использовалась в интересах войск химической защиты, также в качестве базы для различных эвакуаторов и мостовых парков. А самым, пожалуй, редким вариантом исполнения «Захара» стала подвижная рекомпрессионная станция ПРС-В, служившая в советском флоте и понтонных парках. В кузове были барокамера, аппаратура для заправки баллонов и средства для восстановления здоровья водолазов. Самыми мощными «Захарами» были, бесспорно, шнекороторные снегоочистители с расположенными на грузовой платформе силовыми установками, приводящими одновременно и колеса, и массивный шнек. Одним из таких стал Д-470 или ШРС-А со 130-сильным мотором У2Д6-С2.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

В конце коснемся парочки интересных экспериментальных машин на базе «Колуна». Первая из них — это ЗИЛ-157Р от 1957 года, у которого все три ведущие оси были равномерно распределены по длине машины. Это позволяло, по задумке конструкторов, улучшить проходимость за счет лучшего распределения веса. 157Р имел варианты как с арочными шинами, так и с обычными с увеличенным диаметром. При этом задний мост был управляемым и поворачивался в противофазу переднему. Это позволяло при повороте/развороте не пахать несколько колей, а ограничиться одной. Наработки зиловцев по этой машине легли в основу дальнейших экспериментов по экстремально всепролазной технике.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Второй интересный экземпляр датируется 1982 годом и представляет собой гибрид из кабин ЗИЛ-130 и -131 машин с ходовой «Захара». Здесь инженеры из Новоуральска пытались решить проблему неудобной к тому времени и тесной кабины «Захара», но направление оказалось тупиковым; несколько машин ЗИЛ-157КДМ так и остались экспериментальными.

ЗИЛ-157: эпоха расцвета и стагнации СССР, Авто, Зил, Длиннопост

Последние 10-15 лет выпуска ЗИЛ-157 был уже откровенно устаревшей машиной, от которой отказались вооруженные силы, и лишь отсутствие внятной конкуренции заставляло гражданские структуры закупать заслуженного «проходимца». В общей сложности было собрано 797.934 машины. Этот ЗИЛ оставил неизгладимый след в автомобильной и военной истории страны.


Источник: https://topwar.ru/166671-zil-157-jepoha-rascveta-i-stagnacii...

Найдены дубликаты

+17

У отца на пасеке до сих пор работает зил 131 а у его напарника зил-157. Несколько раз ездил на нём- отсутствие гидрача это что-то. руль крутить тяжко шо писец.Кабинка маленькая. В общем только Агутину как раз

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+7
А ещё на ямах спицами руля хорошенько по суставам больших пальцев херачит.
раскрыть ветку 1
+2
Я на 66 когла лес таскал, как пару раз прилетело, так сразу научился руль держать без больших пальцев на бездорожье
+1
В клипе ГАЗ-63 использовался так-то...
+1
Я на таком в 14 лет учился искусству вождения автомобиля, сил еле хватало.
+16

Самыми мощными «Захарами» были, бесспорно, шнекороторные снегоочистители с расположенными на грузовой платформе силовыми установками, приводящими одновременно и колеса, и массивный шнек. Одним из таких стал Д-470 или ШРС-А со 130-сильным мотором У2Д6-С2.

Уже думал, снегоочиститель не будет упомянут, а ведь он из ранних.


1952 год.

"... А самым мощным был снегоуборочный Д-262 на базе армейского «сто пятьдесят первого» ЗИСа с обычными кабиной и капотом. 
Правда, его подкапотное пространство пустовало: мотор стоял не там, а в кузове! 

Это был дизель Д-6, который представлял не что иное, как половину танкового двигателя V12, а потому нещадно ревел и коптил. 
Зато при мощности 150 л.с. позволял расшвыривать до 1300 кубометров снега в час..."

"... Более совершенную конструкцию представлял шнекороторный снегоочиститель Д-262, производство которого взамен Д-166А началось на щербаковском заводе в 1952 году. 

Одним из основных преимуществ этой машины было применение шасси полноприводного автомобиля ЗИС-151 (6х6), позволявшего развивать тяговое усилие, необходимое для внедрения рабочего органа в слежавшийся снег. 

Однако главное отличие от роторных снегоочистителей, изготовлявшихся ранее, состояло в том, что привод ходовой части и рабочего органа выполнялся от одного двигателя, установленного за кабиной водителя (штатный мотор автомобиля демонтировался). Отбор мощности на ведущие колеса от 150-сильного дизеля 2Д-6, а также бесступенчатое изменение скорости перемещения были достигнуты путем ввода в трансмиссию специальной регулируемой турбомуфты. 

На Д-262 по аналогии с предыдущими моделями шнекороторных снегоочистителей механический привод ротора и шнеков осуществлялся через карданные валы, а подъем и опускание рабочего органа, а также поворот кожуха ротора – гидроцилиндрами. 

Машина запросто справлялась с сугробами высотой 1,2 м, отбрасывая снег на 20 м. Ширина очистки составляла 2,65 м, производительность – 575 т/ч. 
Д-262 отличался высокой производительностью, хорошей проходимостью и маневренностью, а также относительно малой металлоемкостью (по сравнению со снегоочистителем Д-166 его масса снизилась более чем в 1,5 раза – до 9,77 т)".

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+22
https://www.youtube.com/playlist?list=PLp6wHcLcI_VMuP0Lue8yq...

белый мигель из комбат крю с другом и его отцом, подняли из пепла колуна. благодаря их видео, я понял, какая была крутая техника

раскрыть ветку 7
+21

Это же Ленин. Эпично они покатались на 157 и 131, что аж экскаватор утопили.

раскрыть ветку 1
+4

для меня он больше похож на мигеля после отбеливания. а покатушки да, интересно было, когда команда эвакуаторщиков марс-марс вытаскивала экскаватор

Иллюстрация к комментарию
+3

из какого пепла? Движок заменили? Они купили колуна в состоянии, в котором еще поискать надо

+1
Если сравнить как остальные одногодки дожили до наших дней то и не из такого уж и пепла, но весьма интересно да
0

кстати Ленин сам говорил, что искали они нормальный ЗИЛ, в который нужно вложиться по минимуму, что реставрировать или восстанавливать они не собираются, а собираются на нем ездить. Все, что они сделали поменяли расходники и кое какие мелочи, развалившиеся от времени, ну и дрыгатель целиком заменили, когда на том поршневая пошла по половому органу В общем и целом ниче они не поднимали, а купили вполне живой экземпляр, который долго искали

раскрыть ветку 1
0

ладно, да, для драматизьму применил такой речевой оборот)

0

Ну какой пепел, не надо передёргивать. У них машина досталась в отличном состоянии.

+12
До сих пор ездят старички
раскрыть ветку 1
+7
А уже ни завода, ни страны
+3
Хороша машина была, у нас их звали "мормон". 86-88, Биробиджан. На одном из фото как раз присутствует станция Р-140 на его базе.
раскрыть ветку 11
+4

хорошая, но для своего времени) Все таки с 70х и далее это уже был жуткий реликт с разрезными мостами, без гидрача, тесной кабиной и прочими прелестями огромного количества карданов))))

Тесть в 80х работал в ЛесПромХозе и у них на Захарку либо косячников садили, либо совсем уж безнадежную молодежь

+1

Хорошая станция. Безотказная. Служил радиотелеграфистом на такой полсрока. Потом на 161.

раскрыть ветку 1
+1
Я полтора года на 140, 161 с НЗ пару раз выгоняли в тайгу, из за плавающего напряжения с дизелей часто вылетали блоки, так их на НЗ и оставили. А учебку в Волочаеском проходил на 142 на базе БТРа.
+1

Да их по всему Союзу мормонами звали, похоже. Колун и захар - ни разу не слышал.

раскрыть ветку 7
+6
Мне приходилось слышать и колун и больше Захар.
раскрыть ветку 4
+2

Кузбас. Либо Колун, либо Захар. Про Мормона первый раз слышу.

+1
Труман их звали тоже.
+2

Этож Слизаный Studebaker US6

раскрыть ветку 1
+1

Хм, а я всегда считал, что US6 стал основой для ЗИс-151, на основе которого и создали ЗИЛ-157

+1
Помню как поцаненком лет 14ти дядька посадил меня за руль Захара по дороге на покос, как длиннющая зелёная морда нырнула в колею и руль без усилителя чуть не оторвал мне нахрен большие пальцы )))))
+1

по первому фото, думал тут Spintires будут обсуждать..

раскрыть ветку 1
+2

_пятница вечер,спинтаерс точно будут запущены)

Иллюстрация к комментарию
+1
Джиперс Криперс на таком гонял
раскрыть ветку 2
+1
Почти) у него двухосный был)
0

Все-таки у него, насколько помню, Chevy COE Truck был. 40-х годов.

+1

Спасибо большое! Прочитал с удовольствием

0
До этого на пожарные машины просто устанавливались штатные передние двери.

Пффф)

Иллюстрация к комментарию
0

Знатоки вот скажите почему на фото где Для Хим. Войск, каторый на лапотниках огромных, протектор наобарот стоит? Это ж нелогично. По моему он наместе зароется и всё... не?

0

Видел его проходимость по песчаному лесу  - пипец, выезжал там, где больше никто проехать не мог!

0
Два года назад служил в армии и как раз в тот год именно такие ЗИЛы наша часть сдавала на БКХ (базу комплексного хранения)
0
Отличный пост! Много фото. Подробно и познавательно.👍
0
У нас они "мормон" звались
0
Прозвище "Захар" появились у ЗиС-5 во время ВОВ, у ЗИЛ-157 своих хватало.
0

Малолетним пиздюком успел порулить,когда колонна этих грузовиков поехала на распил.

-1
Даа, крепка была советская власть
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: