Жизнь женщины в русской деревне конца XIX века.

Недавно появилась интересная книга — «Жизнь «Ивана». Ее написала Ольга Петровна Семенова-Тян-Шанская, дочь знаменитого путешественника. Сама она не отправлялась в далекие экспедиции — объекты ее исследований жили в соседней деревне Гремячка Рязанской губернии, а многие из них всю жизнь служили в имении ее отца.


Ничего не скрывая и не приукрашивая, на протяжении многих лет Ольга Петровна скрупулезно записывала все, что имело отношение к крестьянскому быту, и собрала огромный массив сведений: устройство дома, инвентарь, еда, одежда, ход сельхозработ, урожайность разных культур, подробнейшие цены (начиная от стоимости каменного дома и до цены сечки для капусты), бюджет семьи, налоги, суды, болезни и лечение, суеверия и обычаи, и т.д.


Болезнь и ранняя смерть помешали Ольге Петровне закончить книгу, но и то, что сделано, имеет большую ценность для историка. «Жизнь «Ивана» вышла уже после ее смерти, в 1906 году, в т. 39 «Записок Императорского Русского географического общества». Позже была издана в 1914 году, но не получила широкой известности, а после войны и революции о ней совсем забыли. Переиздана в наши дни в 2010 году издательством «Ломоносовъ».


В книге множество полезного, но я выбрала то, что меня интересовало в первую очередь, — некоторые подробности о жизни женщин в русской деревне конца XIX века. Там много примечательного. (Цитируется в некотором сокращении, в квадратных скобках — мои примечания).


«Маленькие девочки ходят дома в одних холщовых, но только длинных рубахах, и непременно подпоясанные. Очень рано (лет с двух уже) стремятся к тому, чтобы подвязать платком голову. По праздникам на них надевается ситцевый сарафан. Девочки лет с десяти носят уже обыкновенно (даже и дома) шерстяную домотканую юбку.


Маленькие дети в крестьянском быту очень скоро развиваются. Это объясняется участием ребенка во всех почти работах и во всех событиях крестьянской жизни. Взрослые не стесняются все говорить при ребенке, напиваться и драться при нем. Нечего и говорить, что мальчик лет 7-12 и даже девочки этого возраста «ругаются». «Кобель», «сука», «сволочь», «блядь» — очень употребительные детьми ругательства.


Если отец бьет мать, ребенок, разумеется, жалеет мать, но не с той точки зрения, что отец не прав. Жалеет он мать потому, что «того и гляди, убьет ее батя». А лишиться матери — самое ужасное несчастье для ребенка. Мать уж будет биться как рыба об лед, а поднимет своих детей на ноги. Что же до отца, то он замечательно беспечно относится к своим детям-сиротам. Для него их как бы не существует, а мачехи бьют и обижают их.


Девочки лет 7-12 присматривают за младшими братьями и сестрами. Также они пасут скотину, а именно телят. Они помогают и в поле: берут картошку, полют, носят взрослым еду и питье во время полевой поры. Ходят за водой, полоскают белье, учатся шить и прясть, мять лен и коноплю.

Жизнь женщины в русской деревне конца XIX века. Женщины, Крестьяне, История, Фотография, Российская империя, Быт, Длиннопост

Дети с малых лет присутствуют при сговорах, свадьбах. Они очень рано усваивают, что отец «хозяин», мать «хозяйка», отец главенствует над матерью. И всякий ребенок отлично понимает, что девочки будущие «невесты», а мальчики «женихи». В некоторых деревнях до сих пор [1890-е] держатся обычаи «просватывать» девочек лет 12-14 за соответствующих им по возрасту мальчиков. Теперь такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются взрослыми. А если нет, так «невеста» 14-15 лет и «жених» лет 16 начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолетия.


Лет двадцать-тридцать тому назад [т.е. в 1860-70-х годах] выходили замуж лет 16-19, женились в 18-20. Гораздо реже выдавали девушек 15 лет. Хотя и опасным считалось засидеться в девках, на девушку смотрели в семье как на рабочую силу, а следовательно, не торопились сбыть с рук. Малого [т.е. парня] же потому торопились женить, что таким способом приобреталась для семьи лишняя рабочая сила.


Теперь [1890-е] выходят замуж лет 16-25, женятся же 18-27.


Встречи с будущим мужем или женой происходили обычно во время весенних или летних «улиц» или на вечеринках. «Улицы» начинались с воскресенья на Красной горке [вторая неделя после Пасхи] и длились вплоть до зимы, по всем праздникам, а иной раз и в будни. На них собирались девки со всей деревни и отчасти молодые бабы, особенно такие, у которых мужья в отсутствии. Начиналась «улица» в сумерки и длилась до часу-двух ночи. Зимой «улицы» заменялись «вечеринками», «вечорками» у какой-нибудь вдовы или одинокой солдатки, которая за освещение (фунт-два керосину) пускала парней и девок к себе в избу.


Наибольшим успехом у девок пользуются те «малые», которые «чисто ходят», то есть имеют жилетку, пиджак, сапоги бутылками и хороший картуз. Действует также на девок умение играть на гармонике, словца «вежливые или игривые» (у нас каждую девку теперь называют «барышней» на улице), некоторая ловкость.

Жизнь женщины в русской деревне конца XIX века. Женщины, Крестьяне, История, Фотография, Российская империя, Быт, Длиннопост

Девок на улице любят веселых, таких, которые умеют плясать и за словом в карман не полезут. Всякая девушка имеет своего малого, с которым «стоит». Он дарит ее то бумажным платком, то дешевым кольцом или серьгами, то куском розового мыла, то гостинцами — подсолнухами, жамками, рожками. Девушки тоже иногда дарят парней гостинцами. Примечательно, что после «улицы» бабы и девушки провожают парня, а не наоборот; малый даже до порога избы не проводит девушку.


Обычно на таких «улицах» завязывались внебрачные связи, которые часто кончались браком. Хотя очень нередки случаи, когда бросают ту, «которую любили». Старшие нередко ругают и бьют дочерей за такие связи; малым же ничего за это не достается.


С «распутевыми» девками или бабами чинится иногда расправа. «Распутевой» называется такая девка или баба, у которой несколько любовников. Эти любовники сговариваются иногда поучить ее и, если она девка, мажут ей ворота дегтем, а если она баба, бьют ее. Побьют, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут (так, что голова женщины как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне.


Девка, у которой один любовник, уже не считается «распутевой», и ей ворота дегтем не мажут.


О женитьбе или замужестве первые заговаривают бабы, а не мужики; мужики только с ними соглашаются. Прежде всего стремились приобрести в дом «хозяйку» — рабочую силу. Плохим считалось, если сын гуляет с «никудашней девкой», то есть, плохо работающей. Не ценились также «хворые», болезненные невесты. Бывает, впрочем, что какие-нибудь 15-25 рублей, даваемые отцом за девкой, заменяли и здоровье, и ум, и доброе поведение…


Прежде за невестой никогда не брали денег. Брали за нею ее одежду: холсты, две-пять понев, четыре-шесть рубах, один или два ситцевых сарафана, постель и т.д. Хотя вообще на приданое смотрели мало, обращая главным образом внимание на здоровье и способность к работе.


Жених давал невесте «поклажу»: рублей 10-15 денег, овчинную шубу, поддевку из сукна, коты, валенки, пуда 2-4 муки, меру круп, 1-2 ведра водки.


Теперь же за невестой берут деньги (рублей 5-10), особенно если она отличается каким-нибудь недостатком: глуховата, или косая, или «стара», или есть про нее слухи, что она «гуляла».


Если молодой убедится в недевственности своей жены, тут же иногда чинит расправу: пинки ногою, щипки в живот и половые части. Один малый, женившийся не по доброй воле на «нечестной» девушке, за которой отец давал 15 рублей, так ее истязал после свадьбы, что цветущая девушка превратилась в больную на вид женщину. «Весь низ ей выщипал», — говорила ее мать. Мало того, запирал ее на целый день в маленьком амбарчике без пищи. На ночь тоже запирал ее на замок, а сам уходил к своей любовнице, какой-то вдове. Таскал за волосы, бил, чем попало. Унялся только, когда бедная женщина забеременела, — боялся, «как бы за тяжелую бабу в острог не попасть».


С молодой первое время бывают помягче, кормят получше, т.к. она вступила в новую семью. Поблажка состоит в прикармливании новой работницы, но только на три дня гуляния свадьбы. После работают, как другие.


Беременная жена делает все: справляет всю домашнюю работу, в поле вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, «как овченка»: приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит: «как овченка бежит, трясется».


Часто женихи и невесты физически еще весьма мало развиты. Вследствие этого первые дети родятся слабыми и обыкновенно не выживают. Молодые матери также очень часто «засыпают» детей, то есть придушивают нечаянно во сне.


Первого ребенка ждут еще более или менее радостно. Отец ждет сына, матери безразлично, кто будет ее первенький (считалось, что родить дочку — это себе, то есть, помощницу матери и няньку младшим детям).


Отец проявляет интерес и ко второму, и к третьему сыну. Матери же начинают обыкновенно тяготиться уже третьим ребенком. Если же баба начинает часто родить, в семье к этому относятся неодобрительно: «Обклалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли они, твои щенки-то, трясет каждый год, опять щенка ошлепетила» и т.д.


Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за домашнюю работу. Иногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. На работу в поле мать идет через пять-семь дней после родов, ребенка либо берет с собой, либо оставляет на попечение «старухи» или старшей сестры.


«По закону» муж имеет право спать с женой только после шести недель, когда родильница возьмет очистительную молитву. Но это редко бывает. После первого ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно, нет. Если выпьет, то уже через неделю после родов начинает жить с женой, а нет, так недели через две-три.


Жену, конечно, не спрашивают о ее желаниях: «Аксинья, иди-ка сюда», — и все тут.


В трезвом виде муж бил жену редко, в пьяном — часто и чем попало. Бьют и палкой, и рогачом, и сапогами, кулаками, пинком. Таскают за косы через порог. В селе Мураевне был случай, что пьяница муж убил свою жену «за гульбу». Он замотал ее косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену, пока она не впала в бессознательное состояние, а через день умерла, не приходя в себя.


Если муж бьет жену и при этом сломает тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену.


Пьяный муж бьет иногда жену, если она откажется исполнить какое-нибудь его приказание, лечь с ним спать и т.д. Я знала одного мужика, который любил, когда был пьяный, так издеваться над женой: «Становись на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу — убью тебя!». И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети обыкновенно поднимали плач и крик. Тогда он произносил: «Детей жалко, а то бы не быть тебе живой», — и отпускал ее. Это называется «мудровать над женой».

Жизнь женщины в русской деревне конца XIX века. Женщины, Крестьяне, История, Фотография, Российская империя, Быт, Длиннопост

Профессионального разврата не существует, но очень легко купить всякую бабу деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десять яблоков!». Бабы и девки очень любят ходить за яблоками в сады к съемщикам, меняя яблоки на яйца или на самое себя. Нынешним летом был такой случай, что двадцатилетний караульный яблоневого сада изнасиловал тринадцатилетнюю девочку — и мать этой девочки (очень, правда, бедная) помирилась с обидчиком за 3 рубля. Два дня или три после этого кричала эта бедная девочка, и такой испуганный, забитый вид сделался у нее.


Бывает часто и вытравление плода. Жена одного из помещиков помогала бабам при трудных родах, давая им пить настой казацкого можжевельника, который рос у нее в саду. С тех пор, как на деревне прознали про свойства этого растения, чьи-то невидимые руки постоянно обрывали все кусты можжевельника по ночам — очевидно, для целей вытравления, потому что родильницам помещик никогда не отказывал в настое.


Случаи убийства незаконнорожденных младенцев очень нередки. Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит либо в воду с камнем на шее, либо в густой конопле, или где-нибудь в свином катухе зароет.


В Мураевне (большое село) почти каждый год находят одного, а то и двух мертвых младенцев. Но редко дознаются, чьи они. Крестьяне не любят дознаний, а если что и знают, то помалкивают: «Случился грех, а с кем — Бог его знает, мало ли их, девок, гуляют…». В Мураевне есть баба, которая за некоторое вознаграждение отвозит в воспитательный дом в Москву «гулевых детей» [незаконнорожденных]. К одному бездетному помещику пришла раз баба с предложением купить ее ребенка: «Слыхала я, что тебе дитё нужно, ну думаю, и толкнусь. Он у меня гулевой, а муж скоро приде [с заработков]…».


Надо принимать во внимание незаконных детей и солдаток, и просто замужних женщин. Незаконность таких детей часто известна только семье, и в ее недрах легко могут происходить такие убийства детей, которые невозможно вывести на чистую воду. Например, легко нарочно задушить маленького ребенка, навалившись на него якобы во сне.


В одной деревне (очень глухой) был такой случай: выдали замуж беременную девушку, чтобы скрыть грех. Сам муж был смирный и не попрекал жену, но родные не давали ей проходу и в конце концов заявили: «Чтобы ублюдка твоего не было. Умори его». Бедную женщину бил ее свекор, свекровь тоже не давала ей свободно вздохнуть. Наконец молодуха исполнила требование: наскребла спичечных головок в соску и ребенок умер. Она попала под суд, но была оправдана.


Старухи очень безжалостно и хладнокровно относятся к убийству незаконного «щенка», а молодые с усилием и надрывом убивают своих детей. Мужчины, если и догадываются о таких убийствах, то изображают собою «моя изба с краю, я ничего не знаю; бабы там чего-то путают, ну да бог с ними — мне-то что…».


Бюджет у мужа и жены в семье был раздельный. Мужу принадлежала вся усадьба, хлеб, лошади, свиньи, весь инвентарь. Жене — посуда, одежда, лен, куры, корова. Овцы — общее имущество, но бывали овцы «собинки» — частное имущество бабы, которое после ее смерти переходило дочери. Шерсть с овец делилась так: весенняя — бабам, осенняя — мужикам, которые не обязаны были снабжать баб теплой одеждой.


Если жена нанималась летом на работу поденно, плата принадлежала ей самой. Если сдельно — то чаще мужу. В таких случаях бабы часто отказывались работать даже в самую горячую пору, когда платилась высокая цена за уборку хлеба: «Мне-то что, пропадай его (мужнины) деньги пропадом».


Бывают и взаимные покражи у супругов. То муж выкрадет из жениного сундука деньги на кабак, то жена сворует у мужа муки или крупы, чтобы отдать в мелочную лавочку за мыло или ситец…»

Жизнь женщины в русской деревне конца XIX века. Женщины, Крестьяне, История, Фотография, Российская империя, Быт, Длиннопост

БМ ругался только на фото, но без них никак :(

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
307
Автор поста оценил этот комментарий
Вот в это нужно тыкать носом каждого кто кричит о "России которую мы потеряли"
раскрыть ветку (74)
221
Автор поста оценил этот комментарий

Ну что Вы, правда.

Неужели они думают о крестьянах, когда вспоминают Россию, которую они потеряли?

раскрыть ветку (54)
145
Автор поста оценил этот комментарий

нужно доносить до таких экземпляров, что они не на балах бы шампанское пили,а в поле жилы рвали

раскрыть ветку (17)
99
Автор поста оценил этот комментарий
Эт если им повезет и в свиной катух после рождения не зароют
раскрыть ветку (2)
31
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Уже тогда знали, что свинья - охуенная тема
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
53
Автор поста оценил этот комментарий

во-во. я всегда с ужасом думаю о том "прекрасном", блять, времени

раскрыть ветку (7)
52
Автор поста оценил этот комментарий

Ну я бы точно родилась крестьянкой в деревне. Наверное, даже в глухой деревне.

Это если рассматривать корни с маминой стороны. С папиной чуть получше, но не сильно.

И вот меня совсем не прельщает такая жизнь)

раскрыть ветку (5)
31
Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю-не знаю, что-то даже совсем богатым я бы туда не хотел. Что толку купаться в золоте, если быт у тебя хуже, чем у нынешнего менеджера среднего звена?) Терпеть целую орду слуг в родном доме, только  чтобы жить-то успевать... Потерять все зубы из-за кариеса и в итоге помереть от туберкулеза. Ну наф, даже царем не заманите в эру без антибиотиков)

16
Автор поста оценил этот комментарий

Ну ладно, крестьяне. Городской люд, в массе своей, жил ненамного лучше.

Опять же, свидетельство от современника: "Нравы Растеряевой улицы".

"В городе Т. существует Растеряева улица.
Принадлежа к числу захолустий, она обладает и всеми особенностями местностей такого рода, то есть множеством всего покосившегося, полуразвалившегося или развалившегося совсем. Эту картину дополняют ужасы осенней грязи, ужасы темных осенних ночей, оглашаемых сиротливыми криками "караул!", и всеобщая бедность, в мамаевом плену у которой с незапамятных времен томится убогая сторона.
Бедное и "обглоданное", по местному выражению, население всякого закоулка, состоящее из мелких чиновников, мещанок, торгующих мятой и мятной водой, мещан, пропивающих все, что выторговывают их жены, гарнизонных солдат и проч., такое бедствующее население в городе Т. пополняется не менее обглоданным классом разного мастерового народа."
Автор поста оценил этот комментарий

вот точно такая же ситуация) так что, спасибо - до свиданья))

ещё комментарии
23
Автор поста оценил этот комментарий
В то время во всех странах тем, кто победнее, жилось хреново. Не только в России. Недавно довелось читать о жизни бедняков в Лондоне в конце 19 века. Там тоже тот еще пиздец творился.
36
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
61
Автор поста оценил этот комментарий

Да и если на балах, тоже не комильфо. Ни водопровода, ни туалета, ни горячей воды в кранах, ни канализации, ни центрального отопления. Грязь, слякоть, мухи-с. Фу.

раскрыть ветку (4)
27
Автор поста оценил этот комментарий

Читал большую статью о старых каминах - система была настолько неэффективной, что хозяева замков иной раз насмерть замерзали к чертовой матери, не говоря уже о прислуге. Плюс угарный газ, сквозняки, воспаления, которые в то время не лечились. Потом придумали какую-то интересную фишку, вроде потеплее стало. Зато теперь - романтика, мля. Посидеть бы им вот так в кресле у огня, когда на спинке иней, а ботфорты подгорают.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Интересная фишка называется печка?

4
Автор поста оценил этот комментарий
Это вы про средневековье чтоль? В конце 19-нач.20 века и канализации и водопровод были, с отоплением тоже без особых проблем.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Канализация и водопровод и сейчас то не  везде есть. Даже в городах

27
Автор поста оценил этот комментарий

каждый думает, что был потомком по меньшей мере графа))

раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Ну за 1000 лет наверно у каждого почти и найдется граф в предках. Но в основном конечно у всех крестьяне
128
Автор поста оценил этот комментарий

90% населения России к 1913 году были крестьянами. Пахали деревянными плугами, хоронили детей, недоедали. Нормой было, когда у крестьянина кончался хлеб к Рождеству. Вот представьте: Рождество, начало года, а хлеба уже ни крошки. Впереди весь январь; холодный февраль; стылый март; начинающий теплеть, но всё ещё бескормный апрель; ну и май, когда, наконец, можно хоть крапивы нащипать (до хлеба всё ещё далеко). И всё это время - хлеба нет, нечего есть и нечем детей кормить. Поэтому и нанимались крестьяне в кабальные условия, чтобы было что поесть. Полгода без хлеба.
Да уж, кому мешала такая Россия? Нормально же жили (сарказм)

раскрыть ветку (26)
102
Автор поста оценил этот комментарий
Кстати, к самому тяжёлому времени был придуман Великий Пост, который помогал оправдать вынужденный голод и не съесть домашнюю скотину.
раскрыть ветку (1)
29
Автор поста оценил этот комментарий

Недавно узнал об этом, все очень логично.

13
Автор поста оценил этот комментарий

Почитайте автобиографичный роман М.Алексеева "Драчуны", о жизни саратовской деревни 20-х годов (уклады еще древние были не смотря на революцию), замечательное чтиво!

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за рекомендацию! Начал читать - прям взахлеб!))
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Почитаю, спасибо.

33
Автор поста оценил этот комментарий

Не утрируйте.  Даже когда хлеб кончался к весне это считалось плохим положением. К Рождеству это не норма, а беда.

раскрыть ветку (1)
20
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще-то, именно так. Ну не на Рождество - так на Крещение, на Масленую неделю заканчивался, или даже к Пасхе. По Энгельгардту, с хлебом "до нови" (нового урожая) оставались единицы зажиточных или богачей, все остальные подъедали запасы гораздо раньше.

ещё комментарии
30
Автор поста оценил этот комментарий

Балы. Красавицы. Корнеты. Шулера.

И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,

Любовь, шампанское, закаты, переулки,

Как упоительны в России вечера!

Вот о чем обычно вспоминают......

раскрыть ветку (6)
27
Автор поста оценил этот комментарий

Если верить Лурку, хрустом французской булки именовался изящный эвфемизм для обозначения непреднамеренного пускания газов дамами, стиснутыми чересчур плотными корсетами.

раскрыть ветку (5)
7
Автор поста оценил этот комментарий

логично же: - вальсы шуберта,( пууууук), и хруст французской булки)

булки в смысле (_._)

2
Автор поста оценил этот комментарий

Замечательно))

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Французская булка - она же городская, также как и венское пиво стало жигулевским. Названия изменены во времена Джугашвилли, борьба с космополитизмом
4
Автор поста оценил этот комментарий
Французская булка - она же городская, также как и венское пиво стало жигулевским. Названия изменены во времена Джугашвилли, борьба с космополитизмом
Автор поста оценил этот комментарий
Как с этим теперь жить)))
22
Автор поста оценил этот комментарий

Стерлигов на это скажет, что всё нормально.

раскрыть ветку (1)
54
Автор поста оценил этот комментарий

ему бы от интернета, электричества, водопровода и медикаментов отказаться для начала,а потом пусть уже пиздит

11
Автор поста оценил этот комментарий

И это еще не все из этой книги. Мне на глаза попадался другой отрывок, тоже про женщин, но еще жестче

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Так цитируй
раскрыть ветку (3)
22
Автор поста оценил этот комментарий

Прежде, в крепостные времена, ходили в поле через три дня после родов, а теперь обыкновенно через пять -- семь дней. От тяжелой работы непосредственно вслед за родами у редкой бабы не бывает в большей или меньшей степени опущения матки. Иногда такие опущения матки ("золотника") принимают очень тяжелую форму, а в легкой, по мнению бабки, это даже "совсем" ничего. Бывают опущения матки даже у девушек (очень молоденьких) от непосильной работы: "живот сорвала". Пьют от этого "киндербальзам -- подъемные капли".

Бабка правит живот, накидывая на него "махотку", то есть горшок глиняный. Положит бабу на спину, помажет ей живот гущей, опрокинет на него горшок и под ним быстро зажжет охлопок "прядева". Живот вследствие этого втягивает в горшок. Чем горшок меньше, тем лучше. Считается, что после этого матка вправляется на свое место, и живот перестает болеть ("накидывать махотку", "править живот" -- плата за это один-два хлеба, немного муки или крупы). Или же бабка парит родильнице горячим веником живот; распарив, бабка его "поднимает" руками несколько раз, чтобы вправить на место золотник.


"Живот" бабка еще так "правит": помылит руки, вправит выпавшую матку на свое место, затем вдвинет во влагалище очищенную картошку, а живот (низ его) крепко перевяжет платком. Иная баба целый месяц ходит к бабке, и та повторяет ей эту операцию, пока получится облегчение. Правят живот и так: поставят женщину головой вниз, и бабка при помощи мужа больной встряхивает ее несколько раз за ноги, "чтобы живот поднялся". После этого живот опять-таки перебинтовывается. По мнению бабок, нет ни одной женщины, у которой не было бы испорченного живота. Одна бабка говорила, что это страдание развивается у некоторых женщин особенно сильно вследствие пьянства мужей: "Иной напьется пьян, да всю ночь и лежит на жене, не выпущает ее из-под себя. А ей-то бедной больно ведь, иная кричит просто, а он ее отдует, бока намнет -- ну и должна его слушаться. А каково под пьяным, да под тяжелым лежать... -- у иной бабы все наружу выйдет -- ни стать, ни сесть ей". Многие бабы мне рассказывали, как они мучились таким образом, и, несмотря на это, носят и родят детей.

раскрыть ветку (2)
19
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Как они после такого вообще умудрялись беременеть? Ужас какой-то.
4
Автор поста оценил этот комментарий

Живуч человек.

Нам сейчас кажется - еб@ть такую  жизнь, а они терпели, жили. Не топились (коллективно, по крайней мере).

39
Автор поста оценил этот комментарий
Я ещё ссылочку оставлю - царистская статистика - сборник хоррора только не в рассказах а царской статистике. Исторические документы, цифры, источники, пруфы. Плюсаните не плюса ради а что бы увидело побольше людей.


https://skaramanga-1972.livejournal.com/tag/Российская%20имп...

раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Вопрос, а как на фоне этой статистики выглядят иные страны. Я не жил в то время и не знаю стандартов смертности по миру. Цифры это хорошо, но мне интересны общие показатели в разрезе с другими странами.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

вопроса нет, смертность от заболеваний куда выше у нас. По ссылке есть сравнительные анализы.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Прочитал и вопрос снят.
4
Автор поста оценил этот комментарий
У источника не очень поняла позицию «тогда было плохо,а потом стало лучше» говоря о смертности. Тубик и прочие заболевания свирепствовали не потому что царизм, а потому что медицина не умела с ними справляться. Лекарства появились бы позже так или иначе в связи с развитием медицины, а не потому что большевики пришли. Соответственно странно приписывать победе большевизма уменьшение смертности.
раскрыть ветку (4)
10
Автор поста оценил этот комментарий

как бы диспансеризацию ввели большевики первые в мире, так что уменьшение детской смертности конкретно в России их заслуга. В Африке она же не уменьшилась например в тот же период, хотя по вашей логике должна была

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий
В имперашке не было общедоступной медицины и роддомов, лечились в сёлах подорожником и заносом последних денег на еду попу.
3
Автор поста оценил этот комментарий
Не уверена, что не случись бы революции, общество бы до этого не дошло. Прогресс на месте не стоит так или иначе.
1
Автор поста оценил этот комментарий

детская смертность и прочие заболевания свирепствовали потому что царизм, за 100 км от пограничного столба не свирепствует детская смертность а у нас свирепствует детская смертность, ВНЕЗАПНО!

27
Автор поста оценил этот комментарий

Скажите это @Racibor, он за такие высказывания порвет тебя лживыми графиками и левой статистикой про то, что все крестьяне жили прекрасно, а то, что тут написано - это просто преувеличения обычные.

раскрыть ветку (2)
20
Автор поста оценил этот комментарий
А малые дарили девок последними айфонами!
раскрыть ветку (1)
21
Автор поста оценил этот комментарий
А за десять айфоновяблок могли дать прям сразу, на месте.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку