Жизнь советского инженера в Африке в 70е

Познакомившись поближе с pikabu, обнаружила, что многих читателей интересуют истории из советских реалий. Это стало для меня своеобразным открытием. А что, если я поделюсь уже не рассказами о любимых мной героях, связанных с военными и послевоенными временами, а кое-чем из событий своей жизни в начале семидесятых? Попробую.Итак, в ноябре 1973 года мы с мужем отбыли в Африку, в республику Гана, бывшую английскую колонию, называемую в те времена Золотой берег а в средние века- служившую крепостью португальских мореплавателей и рабовладельцев. Супруг - в качестве специалиста по навигационной и рыбопоисковой технике, я – при нем домохозяйкой, что в то время было весьма необычно для нормальной советской работающей женщины..

Жизнь советского инженера в Африке в 70е Гана, СССР, Длиннопост, История, Африка, Истории из жизни
Дом в Тема, где жили советские специалисты. 1973



Многие из нас были наслышаны о народно-освободительной борьбе народов Африки против колониального господства. (Шпарю прямо из газетных цитат), В Гане в 1957 году лидером национально –освободительного движения стал Кваме Нкрума- первый премьер, а затем и президент. Он объявил себя другом СССР, приглашал на работу советских специалистов. После его кончины власть захватывали множество раз, советские специалисты страну покинули. Один из очередных президентов схватил государственный денежный запас и сбежал.. Народ перебивался, кто чем мог. Благо, произрастают клубни батата, арахис, бананы.. Будущий владелец компании, где мужу предстояло работать, купил рыбацкую лодку и безуспешно пробовал заработать хоть какие-нибудь деньжата. И вдруг его выручила команда советского рыболовецкого судна, проводившего пробные уловы на отдаленных от берега водах. Рыбы наловили так много, что несколько раз отгружали ее этому бедолаге, не имеющему подходящих снастей. Продал он эту рыбу и дело у него пошло! И благодарность к советским осталась. Когда он, как говорится, встал на ноги, приобрел по случаю старое советское судно, нанял ремонтников-итальянцев, набрал команду из соплеменников, да обманули его эти горе- спецы, бросили судно на Канарах и удрали. Но вот -опять счастливый случай. Два английских специалиста согласились буквально «за харчи» восстановить многострадальное судно и пригнать в родной порт. Дело пошло! Он очень способным коммерсантом оказался и к началу 70-х, когда после очередного переворота власть взял полковник Ачампонг со товарищами, наш коммерсант, его имя- Роберт Окран, уже был успешным, богатым владельцем вполне процветающей компании, владельцем нескольких судов, к тому же располагал сетью отелей и прочим добром. Он охотно начал сотрудничество с советской компанией «Судоимпорт». К тому же к этому времени он стал вождем своего племени с родовым селением в Манкадзе, одного из самых многочисленных и могущественных в Гане. А племенные отношения -ой как много значат среди африканцев!

Жизнь советского инженера в Африке в 70е Гана, СССР, Длиннопост, История, Африка, Истории из жизни

Кваме Нкрума –первый президент независимой Ганы. Фото из интернета (извиняюсь за качество)

В это время в его компании работал предшественник мужа. Но случилась дикая история: Вечером тот ехал в столицу из портового города Тема, где проживала небольшая группка советских специалистов, по темной, неосвещенной трассе через какое-то поселение. Прилавки с разной мелочью, с овощами, у прилавков- публика из местных жителей, детишки. В темноте ребенка вообще не заметишь Сбил он пацана. От расправы его спас водитель-работник фирмы- он жил в этом селении. Прыгнул в машину, отвез специалиста на территорию посольства, в Аккру. Супруга спешно собрала вещи, ее доставили из Темы в посольство -и все. Конец контракта. Начали спешно искать замену. Тут и оказалось, что у нас с мужем были готовы документы для командировки в Болгарию, причем с сыном, а тут такая неожиданность но поездка- без ребенка. Школы для детей специалистов в Гане не предусмотрено.Пришлось всем принимать решение- тяжелое и для нас, и для сына-второклассника, и для уже нездоровой бабушки..

Наступил ноябрь 73-го. Устроили мы с мужем душевное, трогательное прощание –каждый со своими товарищами по работе и отправились с сынишкой и мамой в Москву. Нам дали три дня на улаживание формальностей, а бабушка побывала с внуком на ВДНХ, в музее Советской Армии, в Мавзолее, в Кремле, чтобы как-то сгладить наше расставание с мальчишкой. Мы очень просили его спокойно и мужественно выдержать два года разлуки, что он и выполнил. Посадили мы их в поезд, вернулись в гостиницу в ожидании утреннего такси и стала я сразу же писать им письмо, моим дорогим.. Письма -общие для всей семьи я писала беспрерывно, в виде дневника- -.что вижу, чувствую, то и описываю. Первое, из Москвы, отправила наутро, продолжила в самолете на Рим, в аэропорту пересадки, в самолете на Аккру. Затем отправляла письма еженедельной посольской почтой, пронумерованные, разделенные на пять штук.. Создалась иллюзия того, что мы не расставались вовсе. Утром приехала в Шереметьево супруга руководителя, еще чья то родственница, передали с нами два чемодана с гостинцами для родных, что нас озадачило, так как наслушались инструкций о запрете передавать что-либо кому-либо. Предполагалось, что этот вкусный багаж- исключительно для нас. Показали документ, позволяющий провозить багаж с таким весом. (Если бы мы представляли себе, насколько ценны такие посылки! Хорошо, что догадались прихватить для себя кое-что на первые дни. Да и смущала предстоящая таможенная проверка и возможно, косые взгляды таможенников)

Жизнь советского инженера в Африке в 70е Гана, СССР, Длиннопост, История, Африка, Истории из жизни

Одно из 500 писем, которые мы отправили домой


В Шереметьево с интересом наблюдали оформление рейса на Вену целого самолета переселенцев в Израиль- громогласная, возбужденная толпа.. А нам надо было лететь в Рим- в развеселой компании каких-то пижонов из мира искусства. Кормежка в самолете была шикарная -икра, шампанское и прочее. Как нас выручил этот завтрак!. Удивительно, но мы, ведь изучавшие английский, не смогли толком сориентироваться в аэропорту пересадки, чтобы сообразить, где поесть, разменяв доллары, выданные на дорогу, на лиры- ни обменного курса не знали, .ни о возможности расплатиться долларами, ни в цен в кафе или в ресторане в гигантском аэропорту Фьюмичино, и вообще, хватит ли денег. Как это сейчас странно звучит, когда валюта покупается и меняется на каждом углу! Ничего, многочасовое ожидание ушло на ведение письма-дневника и чтение. Дотерпели до ночного рейса на Аккру, там и накормили, опять же, очень прилично. Когда шагнули на трап в африканскую ночь, показалось, что мы сразу ж попали е в нагретую до предела банную парную, да еще в одежде! Через все летное поле нас громко окликнули на русском по фамилии, предупредили, что подойдет «не совсем блондин», выполнит формальности и доведет до места встречи Встретил нас руководитель группы советских спецов и будущие соседи, которым мы и вручили чемоданы и письма. Поселили нас дней на восемь, до окончания ремонта квартиры, в отеле «Меридиан» в портовом городе Тема, с сервисом европейского уровня, с отличной кухней. Мужа на следующее утро отвезли на работу. Я же осталась коротать эти дни в отеле, соблюдая условие, что выход без сопровождающего из отеля- запрещен, Писала понемногу свое бесконечное письмо, читала, Интересно, что в номере на столике лежали и Коран и Библия. Забавляло обращение горничной и официанта «мадам», к мужу-«мистер». Так его все два с половиной гола и называли: мистер БОрис, с ударением на «о». (Это мы сейчас в Латвии сплошь «господа», а тогда было необычно). Вечерами смотрели на танцующую под зажигательные ритмы молодежь. на веранде отеля Уж танцуют то в Гане здорово! Природа так устроила. Да, владелец компании щедро позаботился о нас, вновь прибывших!

...Скоро напишу,  как мы там жили дальше

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку