Жизнь с диагнозом «аутизм». Обычная история необычного ребенка

Я – мама одного мальчика, в бесконечных медицинских выписках которого присутствует слово «аутизм». Присутствует оно и в моей жизни. Я очень долго думала, стоит ли говорить об этом: соглашалась, отказывалась, и вдруг поймала себя на мысли: а вдруг кто-то догадается, что я – это я? Тогда я поняла, что мне просто стыдно об этом рассказывать, и именно поэтому – я согласилась рассказать о себе и своём сыне. Преодолевая стыд и страх.


До диагноза


Началась наша с Валерой история десять лет назад, с того что он у меня родился. Роды были первые, естественные и очень трудные. Обвинять кого-либо в том, что моего ребенка в процессе родов произошла асфиксия – я не буду, это уже бессмысленно.


Факторов тяжелых родов много: здесь и незамеченные показания для кесарева сечения, и вся беременность на лекарствах, отрицательное действие которых не доказано: но я лично знаю многих мам необычных детей, кому беременность сохраняли медикаментами. Врачи скажут: выдумка сумасшедшей мамаши. Я скажу: действие и «побочку» всех новых лекарств можно увидеть лет так через десять, как раз на наших подросших детях. Что такое роды, знает каждая женщина в нашей стране, которая через «это» прошла.


Меня оскорбляли, унижали, запугивали, говорили, что если буду плакать и кричать, рожу мертвого ребенка или урода... Медсестра даже угрожала мне, что ударит по лицу. Спустя четырнадцать часов «ада» Валера увидел мир, а я думала, что умру прямо в родильном зале – от боли и счастья, одновременно. Это была самая спокойная ночь в моей жизни. Я стала мамой.


Что точно подарит нам день грядущий – не предполагала. До декрета я работала бухгалтером, на работе, и в целом в жизни всегда любила точность. Начиная со следующего утра, точно я знала только одно – наши дети никому не нужны кроме нас. Возразите мне?


Утром мне не принесли Валеру, вместо этого пришла грозная женщина педиатр и сказала: «У вашего сына ОПМ, готовьтесь ко всему». Я с трудом могла приподняться на кушетке из-за множественных разрывов, соображала тоже туго. Врач посмотрела на меня еще более строго и изрекла: вы меня понимаете? Что я могла понимать? Молодая мама первого ребенка, не имеющая никакого отношения к медицине…


«Органическое поражение мозга» – как приговор произнесла врач, и ушла к другой койке, что-то говорила моей соседке по палате. Дальше я ничего не слышала.


Все пребывание в роддоме я плакала от страха и безысходности, пытаясь что-то делать и совсем не понимая, что именно нужно делать. А Валера лежал в боксе с какими-то проводами и трубочками. Совсем один. Потом нас выписали, и через какое-то время всё это стало забываться как страшный сон.


С вашим сыном что-то не так, а что – я не знаю…


А том, что у нас есть проблемы, я догадывалась с самого начала, однако ни невролог в поликлинике, ни другие врачи не видели никаких проблем, кроме родовой травмы. Нам выписывали массажи, бассейны, капли и еще многое в таком духе. Так мы дожили до года, набирали вес, начали ходить.


Около полутора лет нас захлестнула волна истерик и непонятного для меня поведения. «Перерастет», – говорили мне. Когда Валера стал есть какашки из горшка, и часами раскладывать на полу карандаши – я поняла, что пора бить тревогу.


Сын как будто бы избегал меня, не смотрел в глаза, не любил ласки, не всегда даже реагировал на имя. Истерика начиналась всякий раз, когда я кормила его. Через какое-то время я начала замечать, что главное для Валеры – делать одно и тоже и в одно и тоже время. Я кормила его по режиму, всегда одинаковой едой – он ел только пюре с печеньем – и ничего больше. Таким образом, мне удалось купировать истерию, по крайней мере, такую неконтролируемую.


Не буду скрывать, поведение сына вызывало во мне злость. Я злилась от усталости, от того, что как мне тогда казалось, я бьюсь головой о стену.


Никогда не прощу себе, как однажды, когда ему было около двух с половиной лет, я ударила его. Хотела собрать его на улицу, но мы спешили, и я начала одевать его слишком быстро, не в той последовательности, как делаю это всегда. Валера говорил плохо, и мало слов выучил, но вот одно предложение выговаривал очень выразительно, так ему это нравилось: «Поиидем к деду в Малиновку».


Малиновка – район в Минске, где живут мои родители, по праву единственные люди, ни разу не упрекнувшие меня в том, что мой сын какой-то «не такой». И вот я говорю ему: «Валера, ну когда это кончится? Когда ты станешь как все дети?» А он смотрит куда-то в стену и повторят как попугай: «Поиидем к деду в Малиновку, поиидем к деду в Малиновку»…


Я ударила его по голове, а он лег на пол и начал орать, не плакать, ни кричать – он орал и выл как животное. А я…впервые поняла, как далеко зашла. Я легла рядом с ним и молча лежала, ждала, когда всё закончится, не имея сил его успокоить. Так прошло еще полгода, полгода войны за каждый новый день.


Дети с Валерой не играли, вернее он их не замечал. На детской площадке сын садился в песок и сидел там – час, два, три – мог бы, наверное, и больше. Единственные спокойные для меня минуты были, когда он мылся в ванной. Переливание воды в формочки действовало так же магически, как и карандаши.


Наши с мужем отношения стремительно портились, папу Валера не замечал вовсе. Муж винил во всём меня: ведь я сижу дома и должна ребенка «воспитывать», а я – балую. Декретный отпуск подходил к концу, и мне необходимо было думать о выходе на работу. Мы с мужем решили отдать Валеру в садик и думали, что сможем вздохнуть.


Совершенно случайно мы попали к психологу, девочке, которая занималась подготовкой детей к садику, при школе раннего развития. Она поговорила с Валерой, попыталась с ним поиграть, задействовать коммуникацию – реакции «ноль». На вопросы сын отвечал, но неохотно. Через полчаса психолог сказала мне: «С вашим сыном что-то не так, а что – я не знаю, я не видела таких детей. Может у него какой-то синдром? Вы сходите к неврологу в поликлинике, может что-то подскажет».


До этого мы у невролога были, конечно. В поликлинике, где нам поставили диагноз ЗПР – задержка психического развития, при этом не дав никакого направления в коррекционную группу в саду, или что-то в этом плане. Я поняла, что выяснять, что именно «не так» с Валерой придется самим. Мы обратились Минский городском клинический детский психоневрологический диспансер.


Там нам попался опытный детский невролог, которая посмотрела сына, выслушала меня и дала направление к психотерапевту. Пожилой мужчина, тоже очень корректный и тактичный, сказал, что ЗПР и дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата – прим. KYKY) – это всё про нас, а вот интеллект у ребенка не пострадал. Правда, есть проблема посерьёзнее. Похоже, что у Валеры аутизм. Это было очень страшно. Честно говоря, страшно до сих пор.


Слабый сильный папа


После всех комиссий мы наконец получили подтвержденный диагноз, и видимо, это был диагноз для всей нашей семьи. Вечером, когда муж пришел с работы и спросил, как всё прошло, я просто отдала ему бумаги почитать. Он внимательно прочитал, а потом спросил: «Твой сын психический инвалид?»


Эти слова я не забуду никогда, хоть говорят, нельзя копить в себе обиды. Единственное, что я смогла ответить: «А твой? Это ведь наш ребенок, наш общий сын». Мужчины, к сожалению, в своей массе переживают трудности более сложно, чем женщины. Наш папа нас оставил и ушел. Он помогает нам деньгами, но не приходит. Теперь у него другая семья.


Его новая жена не знает о нашей истории ничего. Он умолял меня не говорить новой пассии, что ребенок болен, чтобы жена не решила, что у него «плохая сперма», а ведь он так хочет с ней детей. Это звучит банально и грустно. Но… Я не говорила и не говорю с его женой о Валере, они живут в другом городе, как мне кажется, в параллельной вселенной. Генетическая природа аутизма на сегодняшней день ни подтверждена на 100%, но и не опровергнута.


Он «не такой», как наши дети!


Попасть в сад с «букетом» диагнозов было непростой задачей. После ухода мужа, я поняла, что о постоянной работе мне придется забыть – начала работать удалённо. А вот садом я просто бредила, мне казалось, Валере просто нужна социализация. Еще немного, еще чуть-чуть – и все наладится, все будет хорошо.


С сыном мы ходили на дельфинотерапию, после этого он начал смотреть мне в глаза. Сложно описать, каково это, когда ребенок не смотрел на тебя три года и тут… смотрит своими широко раскрытыми серыми глазами. Это было для меня чудом. В сад мы попали – в обычный, по блату. Но там всё было далеко не так, как я представляла.


Воспитатель сына игнорировала, дети смеялись над ним, особенно когда он начинал повторять любимые слова. Самое непонятно – другие родители : они возмущались, что «такой» ребенок ходит в обычную группу с их «нормальными» детьми.


Как-то вечером, когда я забирала Валеру, воспитатель попросила меня задержаться, сказала, что мне нужно перевести сына в другую группу, что сложилась нездоровая обстановка в группе, родители переживают, что… Я всё поняла. Так мы перестали посещать сад. Я могла бы бороться за место под солнцем, пробовать с другими садами, писать жалобы в различные министерства, но я просто пошла по-другому пути. Тотальная некомпетентность воспитателей, психологов, дефектологов – такова реальность наших детских садов.


До семи лет мы готовились к школе дома, ходили в разные кружки, что тоже давалась ой-как нелегко. Значительную роль сыграл реабилитационный центр в Санкт-Петербурге, куда мы ездим два раза в год. К сожалению, у нас в стране нет ничего подобного. Благодаря этим занятиям, Валера научился сам одеваться, пусть не всегда это получается хорошо, но всё же. Многие странности в поведении удалось «присмирить», многие я просто теперь предвижу, и могу действовать на опережение. Я сама очень изменилась, наверное, начала смотреть на мир глазами сына.


Время шло, диагноз нам не сняли, но мы решили попробовать учиться в школе. Почему нет? Мой сын не дебил, и не страдает олигофренией, он умный и начитанный мальчик, которого общество упорно выталкивает из своей лодки, как гадкого утёнка, которому не место с ними в одном пруду. В семь лет он уже умел читать, писать и делал феерические вещи из конструктора. Говорил, что он хочет проектировать космические корабли… Ну как тут не отдать в школу?


Здравствуй, школа!


Несмотря на все медицинские выписки о том, что мы имеем право обучаться в обычной начальной школе, наша «первая учительница», дама пенсионного возраста, настоятельно рекомендовала мне сына в школу не отдавать, ссылаясь на то, что по опыту, это будет очень трудно и ничего не даст. Тогда я просто аккуратно спросила: «А со сколькими детьми с таким диагнозом вы работали?» – «Честно говоря, у меня не было таких детей, но я знаю…»


Думаю, комментарии к диалогу отчаянно излишни. О каком интегрированном обучении можно вести речь, если сами педагоги не готовы иметь дело с детьми, с которыми просто чуть сложнее? И все же мы решили попробовать. В школу поступили. Сейчас Валера учится во втором классе, бывает разное, но я горжусь тем, что мы смогли это сделать. Наверное, меня выручает то, что поход в школу каждый день – это режим, а все что происходит по режиму, Валера любит. Друзей в школе у сына нет. Не все дети его принимают, однако это их право. Родители в большинстве своём держат нейтралитет.


Называть учительницу по имени отчеству у Валеры получилось не с первого раза. Теперь она называет его Валерий Геннадьевич – только так он согласился принять субординацию.


Отметки у него хорошие, особенно хорошо идет то, что не требует взаимодействия с детьми. Иногда Валера рисует, и я могу с уверенностью сказать, что он, в силу организации своей психики, воспринимает все совсем не так, как большинство из нас.


Сын не понимает некоторых тонкостей в отношениях и все время говорит то, что думает. Это уже принесло немало проблем. Умение держать свои мысли при себе – не про него. Он может сказать человеку в глаза: ты – злой, а ты – толстый, и не важно кто перед ним – одноклассник или директор. Валера не испытывает от этого неудобств, а вот люди… Общение с ребенком-аутистом, что-то вроде общения с представителям совершенно другой культуры, с инопланетянином. Трудно просто наладить контакт, а понять?


Я сама никогда до конца не знаю, какой и на что будет реакция сына. Как-то в метро, мы ехали вместе с женщиной, у которой были очень интересные духи. Дама вышла, а после этого Валера бегал по вагону и нюхал «воздух», потом сказал мне, что это был запах красоты…


Часто мы идем в школу в маминой шапке, или прихватив какой-нибудь красивый браслет, если идем без истерики и в бодром расположении духа – закрываю на это глаза. Все это нелегко, но больше всего я беспокоюсь о том, что будет с Валерой потом? Как и чем он будет зарабатывать на жизнь, изменится ли его поведение с возрастом? Сможет ли он когда-нибудь встречаться с девушкой? На все эти вопросы ответов у меня нет.


У нас в стране нет взрослых аутистов


Точно я знаю только одно: после 18 лет диагноза «аутизм» у нас не существует. Не потому, что все дети перерастают свои диагнозы. Если после 18 лет Валеру признают «недееспособным», значит он никогда не сможет вести нормальную жизнь. Именно из-за этого многие люди бояться показывать своих «особенных» детей специалистом, из-за страха за будущее ребенка в настоящем – многие из них не получают помощи, в которой нуждаются.


Иногда мне кажется, что от этого всего меня саму накрывает аутизм или что-то похуже… Мне не хочется быть среди людей. Я веду людям бухгалтерию – работаю удаленно, так как сложно найти работу со свободным графиком, а с Валерой мне всегда быть «на чеку», что называется.


Последний раз близость с мужчиной у меня была года три назад, случайная, эпизодическая, не принесшая мне ничего – никаких эмоций. Вся моя жизнь – борьба за Валеру, со всеми, со всех сторон собирающими заклевать его, меня, нас. Думаю, постоянные отношения с мужчиной – то, о чем я действительно мечтаю, но увы, не могу себе позволить. Возможно, пока.


Мой ребенок не бракованный


Если вы столкнулись с аутизмом – просто примите это – как серые глаза. Ваш ребенок не «плохой», не «инвалид», не «бракованный» – он такой, как есть. Детей с расстройствами аутического спектра очень много, вы не одни со своей проблемой, даже если иногда так кажется.


При аутизме часто не страдает интеллект. Например, Валера хорошо понимает в компьютере, читает, проектирует интересные сооружения из «лего». Встретив нас в торговом центре, вы никогда не догадаетесь о наших проблемах. У меня, как и у всех, есть аккаунт в социалке, но я не «пиарю» свою «прекрасную» жизнь. Наша жизнь не легче и не труднее, чем у многих. Мы просто живем. Мы тоже «норма» – вот такая её разновидность.


Источник

Аутистические расстройства

647 постов2.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
148
Автор поста оценил этот комментарий

Привет, котятки. А я как раз таки дефектолог, кстати, довольно компетентный.

Мне понравилась фраза автора "просто чуть сложнее".

Как раз таки в данный момент я индивидуально веду образовательный маршрут очередного мальчишки 11 лет с аутизмом, потому что работу в классе он превращал в ебаный ад.

Нет, сударыня, и РАС и аутизм - это далеко не чуть сложнее, когда ребенок кардинально выбивается из общего темпа как развития, так и поведения. Лично из своего опыта сужу что интеграция нужна, но в рамках социального общения, игр, уроков физкультуры и других околосоциальных тем, но никак не на строгих академических предметах.

Педагоги, бесспорно, не готовы брать на себя ответственность за образование ребенка по цензовой программе (потому что с них спросят) когда не знаю как, в каком темпе, и с какими рычагами управления способен работать такой ребенок. Ребенок с аутизмом интеллектуально сохранен первично, бесспорно, но далеко не всегда вторично. А если он не возьмёт ценз? Знаете ли Вы как ебут педагогов за неуспевающих детей в классе?)

К тому же постоянный социальный контакт с большим количеством детей (=безжалостных,надо признать, по своей сути существ) будет изрядно утомлять вашего мальчика и нервировать.

Я не могу говорить конкретно о Вашем случае, опираюсь на свой опыт. Ребенку с РАС и аутизмом в обычном классе сложно, успеваемость детей падает, педагоги тихо охреневают.

Со всем остальным согласен, желаю сил Вам, успехов в учебе, достойного педагогического сопровождения и

иуспешной социализации.

раскрыть ветку (13)
61
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Мне понравилась фраза автора "просто чуть сложнее".
Как раз таки в данный момент я индивидуально веду образовательный маршрут очередного мальчишки 11 лет с аутизмом, потому что работу в классе он превращал в ебаный ад.


Тоже глаз резануло. В 18 он недееспособен, сам себя обслуживать не в силах, но учиться должен со всеми, на кого эта программа рассчитана изначально.

раскрыть ветку (2)
34
Автор поста оценил этот комментарий
Временные трудности, блять.
7
Автор поста оценил этот комментарий

Ничего страшного, здоровые 18тилетние эпохи егэ себя тоже обслуживать не способны)

44
Автор поста оценил этот комментарий

Ох, дорогой товарищ, шёл в комменты то же самое написать, а вы уже всё четенько разложили. Женщину конечно же жаль и я ей сочувствую, но она в корне не права, когда пыталась засунуть своего ребёнка в обычную школу.

Дорогая моя, не надо иллюзий, прошу Вас. Примите реальность до конца, как есть. Ваш ребёнок никогда не был и не будет полноценной частью общества. Простите за цинизм, но он никому, кроме Вас, не нужен. Странно требовать от преподавателей ещё и дополнительную нагрузку в виде занятости с  дефективным ребёнком.  И писульки от врачей, что, мол, он может обучаться со всеми - филькина грамота. Они вынуждены это писать, причины долго расписывать. Странно требовать от детей терпеть непредсказуемого ребёнка. Я тоже учился с таким, благо, дело было ещё в Союзе и парня перевели в специальную школу довольно быстро. Примите всё до конца. Примите то, что в обычной школе друзей у него не будет (а вот в коррекционной школе - вполне). Вы так сетуете на злобное общество, но задайте себе вопрос - зачем ему Ваш ребёнок? Вот зачем? Я не оправдываю маленьких злобных мудаков, которые издеваются над вашим ребёнком, но оправдываю всех остальных. Это совершенно нормально, когда сверстники игнорируют того, с кем нельзя наладить коммуникацию. С ним нельзя пообщаться, поиграть и понять вообще. Вряд ли вы сами будете дружить с неполноценным человеком, правда?

Не терзайте ребёнка, переведите его в специальную школу, самостоятельно ищите человека-репетитора, который будет согласен индивидуально работать с Вашим ребёнком, развивать его интеллект и направлять его стремления в нужное русло. А от учителей в общеобразовательных школах отстаньте, пожалуйста.

16
Автор поста оценил этот комментарий

Тоже глаз резануло,только в первой части,где она засунула ребенка в обычный сад."Воспитатель игнорировала ребёнка"... Серьезно?Сейчас группы формируют по 30 человек.Ходит в среднем по 20.Ребенок полностью не дееспособен,на контакт не идёт,ничем не интересуется,что она хотела от воспитателя?Она думала,что он бросит всех остальных детей и начнет заниматься с ним в индивидуальном порядке?Сама мать открыто говорит,что до сих пор на 100 процентов не контролирует чадо,а уж в дошкольном то возрасте воспитатель чудесным образом должна была срочно переквалифицироваться и предугадывать его истерики,чтоб он не пугал детей?Да и не для кого не секрет,аутисты часто бывают очень агрессивны и на месте родителей,я бы тоже была против неконтролируемого нахождения аутиста рядом с моим ребёнком.Я как раз училась на воспитателя детей с отклонениями в псих.развитиии и эмоционально личностном развитии и видела на практике,как одного запихнули в обычную группу.Это был гемморой для всех и самое печальное,не имело никакого смысла для самого ребёнка.Он просто везде был за бортом.С тем же успехом он мог просто смотреть на детей через окно даже не входя в детский сад.

13
Автор поста оценил этот комментарий

Не соглашусь с вами,у моей мамы в классе учился ребенок аутист. Родителями проделана огромная работа,мальчик учился хорошо,класс мама настраивала на хороший лад и обидчиков осуждали все. Семья переехала в другой город,не из-за сына, никакого ужаса от того,что он учился в классе мама не испытывала. И сейчас говорит,что это правильный выбор,есть шанс,что он выйдет из школы дееспособным

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

По этому диагноз и называется не просто аутизм, а расстройство аутистического спектра, ключевое тут, это спектр, т.е аутизм может быть едва заметным, а может быть таким что мама не горюй. Если сравнивать детей по разным краям этого спектра, трудно поверить что у них одинаковый диагноз. Думаю что в классе вашей мамы был не самый ярко выраженный аутист, по этому смогли наладить контпкт

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку